Научная статья на тему 'Модели финансирования культуры'

Модели финансирования культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4726
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ / ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС / ФАНДРАЙЗИНГ / СПОНСОРСТВО / МЕЦЕНАТСТВО / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / CULTURE / NATIONAL POLICIES OF FUNDING CULTURE / PRIVATE BUSINESS / FUND-RAISING / SPONSORSHIP / ART PATRONAGE / TAX BENEFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жохова Мария Александровна

На основе анализа моделей финансирования культуры в Европе и США автор делает вывод о том, как можно увеличить финансирование российской культуры, привлекая частных спонсоров и меценатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The models of financing culture

On the basis of an analysis of the models of financing culture in Europe and the US, the author comes to conclusions how funding Russian cultural institutions might be increased through attracting private sponsors and patrons.

Текст научной работы на тему «Модели финансирования культуры»

М.А. Жохова

МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

В условиях рыночной экономики учреждениям культуры сложно находить финансовые средства для существования. Они не могут перейти к полной самоокупаемости. Поднятие стоимости входных билетов в целях получения стабильно высокого дохода учреждениями культуры приведет к нарушению гл. II ст. 12 ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» (1992). Государство гарантирует каждому право на пользование организациями культуры, доступ к культурным ценностям1. Поэтому для успешной работы нужны финансовые субсидии и гарантии государства. Очевидно, что в такой огромной стране, как Россия, государственной поддержки не хватит на все культурные институты.

В мировой практике распространен способ финансирования организаций культуры и культурных проектов из разных источников. Его суть заключается в интеграции финансовых потоков, которые могут состоять из средств спонсоров, благотворителей, меценатов, фандрайзинга и государства. Рассмотрим модели взаимодействия разных источников финансирования учреждений культуры за рубежом.

Многообразие моделей финансирования культуры можно свести к трем основным направлениям культурной политики. В рамках этих направлений модели взаимодействия культуры и государства можно представить как европейскую, британскую и американскую. Главное их сходство заключается в том, что в основе экономического, политического, социального развития государства лежат либеральные ценности, и прежде всего свобода. Отличительные черты этих моделей сводятся к особенностям взаимодействия культуры и государства в условиях конкретной страны.

Европейская модель традиционно характеризовалась до последнего времени внушительной государственной поддержкой культурных институтов. Суть данной модели заключается в том, что государство берет на себя основное финансирование национальной культуры2.

Распределение средств из государственного бюджета осуществляется по нескольким каналам: в форме прямого финансирования, при помощи общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам, на основе совместного участия органов власти разного уровня в финансировании, через независимые посреднические структуры, а также с использованием механизмов партнерства на основе смешанного государственно-частного финансирования.

Прямое финансирование организаций культуры осуществляется через специальные целевые трансферты и в виде грантов.

Специальные целевые трансферты обычно используются при реализации национальных программ развития культуры. Так, во Франции в первой половине 1980-х гг. в рамках программы перестройки и модерни-

157

зации коммерческих отраслей культуры Министерство культуры создало бюджетную линию для финансирования производства короткометражных фильмов, танцевального и циркового искусства, изобразительного искусства, промышленного дизайна, фотографий.

Самой распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты. Они выплачиваются организациям и отдельным работникам культуры. Грант не имеет отношения к расходам организаций на оплату труда и к численности штатов, которые определяются учреждениями самостоятельно, однако гарантирует некий уровень занятости в отраслях культуры в регионе. Например, в Швеции гранты призваны обеспечивать экономическую безопасность духовного творчества. К ним относятся бессрочные почетные гранты выдающимся деятелям культуры, гранты в форме гарантированного дохода, присуждаемые выдающимся писателям, пятилетние гранты молодым писателям, гранты, дающие авторам право на получение дохода за пользование их произведениями в публичных би-блиотеках3. Подобный тип культурной политики реализован в Италии, Испании, Австрии.

Во Франции государство поддерживает национальную культуру с XVI в. По данным Европейского совета и экспертным оценкам, в 2005 г. государственные культурные учреждения Франции финансировались из бюджета государства на 100%, что составляло 80% бюджета на культуру вообще. Такое положение дел объективно характеризует Францию как страну, считающую культуру своим национальным достоянием и берущую на себя ответственность за ее развитие. Но с наступлением кризиса бюджет на культуру стал сокращаться. Больший вес приобрело спонсорство, которое давно стало основной формой финансирования культуры во многих странах. В 2003 г. во Франции был принят закон «О меценатстве»4. Он дает возможность привлекать в сферу культуры новые финансовые средства. Согласно закону, все, кто вкладывает средства в культуру, получают уникальные налоговые льготы. Меценаты имеют право на снижение налогов на 66%, сумма которых при этом не должна превышать 20% облагаемых налогом доходов, а также на перенос излишков на 5 ближайших лет. Таким образом, реальные выплаты мецената составляют лишь треть от начальной суммы. Существуют и другие возможности поддержать культурное наследие. Здание, например, которое считается историческим памятником, или здание, которое является частью национального наследия в силу своего исторического и художественного значения, не облагается земельным налогом. Также налоговые льготы предоставляются владельцам произведений искусства - скульптур, картин, мебели. Произведения искусства полностью освобождены от налога на имущество и легко передаются по наследству. Их повторная продажа облагается налогом в размере 5% их общей стоимости или же в размере прибавочной стоимости, сниженной на 10% начиная со второго года обладания. После 12 лет обладания произведением искусства их владельцы освобождаются от всех налогов5.

158

Во Франции сложилась весьма благоприятная обстановка для сотрудничества культуры и бизнеса. Это обусловлено тем, что налоговые льготы распространяются на юридических лиц и на отдельных граждан. Финансовые средства аккумулируются различными фондами, которые затем адресно перераспределяются6.

Центр, регионы и территории ежегодно заключают трехсторонние контракты для совместного финансирования культуры. Один из наиболее распространенных и эффективных методов государственного финансирования культуры - распределение субсидий через посреднические негосударственные организации (благотворительные фонды, общественные институты культуры, ассоциации творческих работников). Французская статистика весьма красноречива: до 2003 г. в стране было 120 подобных фондов, в 2003-2005 гг. число фондов увеличилось до 1537.

В британской модели современного взаимоотношения культуры и государства с точки зрения финансирования изначально заложен принцип смешанного многоканального финансирования культуры. Финансирование осуществляется из двух основных источников - государства и бизнеса. Возникновение и реализация модели связана в Великобритании с Маргарет Тэтчер, которая подвергла ревизии существовавшую культурную политику государства и в результате значительно урезала сумму средств, выделяемых из бюджета на культуру8.

Подобные действия стали причиной развития менеджмента в этой области, а также стремления организаций культуры получать собственный доход, активно развивать спонсорство и фандрайзинг (привлечение дополнительных средств), в недавнем прошлом нехарактерных для Великобритании.

В 1984 г. был введен план стимулирования корпоративного спонсорства, предусматривающего совместные проекты финансирования из центрального бюджета и спонсорских средств в соотношении 1:1 для первого проекта (при этом спонсорский взнос не должен быть менее 1 тыс. ф.с.) и 1:3 для последующих проектов при минимальном взносе в 3 тыс. ф.с. В этих случаях государственная дотация не превышает 25 тыс. ф.с. на один проект9.

Корпоративное спонсорство стало для Великобритании важным механизмом финансирования культуры. В стране созданы посреднические агентства, которые аккумулируют денежные средства для культуры и искусства. Их миссия заключается в привлечении финансовых средств из бизнес-сектора экономики. Главный идеологический аргумент подобных агентств: «Поддержка культуры может быть выгодна».

Стратегия британского корпоративного спонсорства строится на том, что оно при профессиональной реализации со стороны как бизнеса, так и государства может стать важным маркетинговым ресурсом. В британской модели финансирования культура и бизнес являются как бы двумя сторонами одной медали. Решение о корпоративном спонсорстве принимается,

159

как правило, руководителями корпораций, исходя из интересов бизнеса. В Великобритании к настоящему моменту сложилось три типа взаимодействия культуры и бизнеса: на уровне крупного бизнеса для поддержки крупных проектов, на уровне среднего бизнеса как партнерство с целью развития территорий, на уровне малого бизнеса10.

В странах Европы сфера культуры и искусства традиционно пользовалась значительными налоговыми преференциями. Это объясняется спецификой творческого труда и особой общественной значимостью создаваемого продукта. Налоговые методы стимулирования культуры стали применяться шире, когда резкое увеличение дефицита бюджета в большинстве стран привело к переориентации государственной политики от использования прямых инструментов регулирования экономики к косвенным. Система налоговых льгот обычно распространяется как на производителей товаров и услуг культурного назначения, так и на финансовых доноров культуры. Налоговые льготы призваны стимулировать рост производства и обеспечивать разнообразие товаров и услуг, поддерживать стабильность цен в этой сфере и содействовать притоку в нее негосударственных финансовых ресурсов. Для частных доноров также действуют налоговые стимулы. Вклады благотворительных организаций в сферу культуры традиционно не облагаются налогом. В Великобритании эта льгота оговаривается обязательством в течение ряда лет передавать реципиенту определенную сумму. В 1980 г. правительство Великобритании сократило минимальный период с 7 до 4 лет, а с 1986 г. отменило ограничения на максимальный размер годового гранта (ранее составлявший 10 тыс. ф.с.). Такая мера позволила привлечь значительные средства на ремонт и модернизацию театров и художественных галерей11.

Американская модель финансирования культуры характерна тем, что государственная поддержка ее минимальна. Собственные доходы (выручка от продажи билетов, рекламы, от взносов членов профессиональных ассоциаций и др.) на 55% обеспечивают американские организации культуры необходимыми средствами. Еще 25% их бюджетов формируется за счет грантов частных и корпоративных фондов, пожертвований частных лиц и компаний. 12% приносят инвестиции в ценные бумаги и 8% расходов покрывается из государственного сектора. Государство осуществляет поддержку преимущественно в виде грантов, а не в форме субсидий. Именно такое положение вещей стало основным стимулом развития спонсорства по-американски12.

Предпринимательское спонсорство отличается от собственно благотворительной (меценатской) деятельности тем, что оно непосредственно связано с рыночной политикой корпораций и служит рекламным целям. Национальные налоговые законодательства обычно не предусматривают

160

специальные льготы для спонсорства, но содержат широкие возможности сокращать налогооблагаемый доход компаний путем вычета расходов на рекламу и другие маркетинговые операции. Этим пользуются компании, включая в соответствующие статьи расходов спонсорские затраты. Тем самым государство фактически субсидирует спонсорство.

С развитием коммерческой деятельности организаций культуры все более заметную роль в их финансировании играет банковский кредит и кредитные льготы. Государство содействует им в получении банковских ссуд, предоставляя гарантии по кредитам13.

США считается родиной фандрейзинга. Культура и бизнес тесно и успешно сотрудничают, а государство создало для этого взаимодействия соответствующие условия. Другие страны адаптировали опыт США и его технологии к своим условиям жизни.

В России нет равноправных партнерских отношений между культурой, бизнесом и государством. Для перехода к результативным процессам сотрудничества бизнеса и культуры необходимо решить некоторые проблемы. Отмеченные бизнесмены не всегда видят выгоды, которые можно получить от вложений в сферу культуры. Проблема в том, что в учреждениях культуры нет профессионалов фандрайзеров, которые могли бы успешно заниматься поиском спонсоров. Ситуации подобного рода характерны для всех уровней власти. В настоящее время для многих организаций культуры средства бизнес-сектора являются превалирующим и едва ли неединственным источником внебюджетного финансирования. Поскольку в России нет сложившегося среднего класса, готового заниматься благотворительностью, не сформированы традиции такой благотворительности, поддержка культуры и искусства индивидами не может стать решающим фактором. Большинство российских благотворительных фондов ориентировано на решение социальных проблем, и лишь единицы готовы поддерживать проекты в области культуры14. При недостаточном государственном финансировании корпоративное спонсорство остается едва ли не единственно возможным дополнительным источником доходов для учреждений культуры.

В России спонсорство не имеет широкого распространения. Так как спонсорство и благотворительность не являются первоочередными задачами в коммерческих компаниях, в период нестабильной экономической ситуации сокращается именно эта деятельность. Поэтому нельзя говорить о долгосрочных проектах.

Другой важный фактор - неэффективная государственная политика в области сотрудничества бизнеса и культуры. При грамотной государственной поддержке благотворительная деятельность в рамках культурных проектов могла бы играть главную роль. Необходимо создать условия, при которых благотворительность станет одной из приоритетных задач компа-

161

ний, - выработать профессиональные навыки и освоить формы сотрудничества, применимые в реалиях российского экономического пространства. Не имеет смысла копировать западный опыт сотрудничества культуры и бизнеса. Это вряд ли принесет желаемые результаты. Для решения вопроса необходимо взаимодействие и совместная работа коммерческого сектора, культуры и - самое главное - поддержка государства.

В крупных государственных учреждениях культуры в той или иной форме налажена профессиональная фандрайзинговая деятельность. В Большом театре, Мариинке, Эрмитаже, Третьяковской галерее, музеях Кремля работают попечительские советы, образованы специальные фонды.

В российских регионах во многих государственных организациях ситуация близка к стагнации. Там, где организации работают по-старинке, они обычно находятся на грани выживания15. В подобной ситуации культурные проекты могут выступать в роли брендов региона для привлечения инвесторов и потоков заинтересованных туристов. Это может принести немалые финансовые выгоды. Но, к сожалению, не всегда адекватно оценивается роль привлекательности культурных объектов.

Перед Россией стоит задача сохранить и развивать культуру и искусство в условиях вхождения в рынок и адаптации к нему с минимальными издержками16. При решении проблем, связанных с источниками финансирования, конечно, следует использовать зарубежный опыт. Но прежде всего нужны законы, определяющие правовое поле.

Примечания

1 ФЗ № 3612-I от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре».

Zakon RF № 3612-I ot 9 oktyabrja 1992 g. «Osnovy zakonodatel’stva RF o kul’ture».

2 Фонд научных исследований «Прагматика культуры».

Fond nauchnyh issledovanij «Pragmatika kul'tury». http://artpragmatica.ru/projects/?uid=2290

3 Отечественные записки. 2005. № 4.

Otechestvennye zapiski. http://www.strana-oz.ru/2005/4/finansirovanie-kultury-v-evropeyskih-stranah-obzor-podhodov-i-metodov 2005. № 4.

4 Французско-российский журнал «Тете-а-тете».

Francuzsko-russkij zhurnal «Tete-a-tete».http://www.tete-a-tete-magazine.fr/ru/biznes/579-nalogovie-lgoti-vo-francii-mezenatstvo/

5 Там же. Ibidem.

6 Фонд научных исследований «Прагматика культуры».

Fond nauchnyh issledovanij «Pragmatika kul'tury». http://artpragmatica.ru/projects/? uid=2290

7 Там же. Ibidem.

8 Там же. Ibidem.

9 Отечественные записки. 2005. № 4.

Otechestvennye zapiski. 2005. № 4.http://www.strana-oz.ru/2005/4/finansirovanie-kultury-v-evropeyskih-stranah-obzor-podhodov-i-metodov

162

10 Фонд научных исследований «Прагматика культуры».

Fond nauchnyh issledovanij «Pragmatika kul’tury». http://artpragmatica.ru/ projects/?uid=2290

11 Отечественные записки. 2005. № 4.

Otechestvennye zapiski. 2005. № 4.http://www.strana-oz.m/2005/4/finansimvanie-kultury-v-evropeyskih-stranah-obzor-podhodov-i-metodov

12 Там же. Ibidem.

13 Там же. Ibidem.

14 Институт культурной политики.

Institut kul'turnoj politiki. http://www.cpolicy.ru/issledovania.html/zolotova.html

15 Там же. Ibidem.

16 Фонд знаний «Ломоносов».

Fond znanij «Lomonosov». http://www.epistemeana.ru/enc/ru/encyclopedia:0129325

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.