Научная статья на тему 'Модель взаимовыгодного сотрудничества перевозчиков на сегменте внутрирегиональных пассажирских перевозок'

Модель взаимовыгодного сотрудничества перевозчиков на сегменте внутрирегиональных пассажирских перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРЕВОЗЧИКОВ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ПРИГОРОДНЫЙ КОМПЛЕКС / LOGISTIC APPROACH / INTEGRATION OF CARRIERS / COORDINATION OF INTERESTS / THE INTEGRITY OF THE SYSTEM / CONFLICT OF INTEREST / SUBURBAN COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брусянин Дмитрий Алексеевич, Пономарева Мария Сергеевна

В настоящее время стратегическое развитие пригородного пассажирского сообщения направлено на формирование интермодальных перевозок с участием железнодорожного транспорта. В условиях правовой раздробленности транспортного комплекса интеграция транспортных предприятий путем согласования их деятельности представляется невозможной без построения взаимовыгодных отношений участников перевозочного процесса. Исследование существующих научных работ по совершенствованию работы пригородного комплекса позволило определить, что формированию условий взаимовыгодного сотрудничества участников перевозочного процесса не уделяется достаточного внимания не сформирована модель согласования интересов пассажирских перевозчиков как между собой, так и с органами исполнительной власти субъектов РФ. Поэтому цель настоящей статьи разработка модели взаимовыгодного сотрудничества пассажирских перевозчиков и региональных органов государственной власти. Взаимодействие в работе формализовано в виде графовой модели, определена плоскость формирования конфликта перевозчиков, для построения вариантов разрешения конфликта перевозчиков предложено использовать логистический подход к построению оптимальной маршрутной сети. В результате работы перевозчиков по предложенным схемам взаимодействия достигается дополнительный системный эффект. Дополнительный системный эффект обеспечивает целостность системы. Получение дополнительного системного эффекта возможно лишь в условиях устранения противоречий в системе. Так как достижение между двумя предприятиями-партнерами взаимоустраивающего равенства в объемах получаемой прибыли является основой сотрудничества, то для реализации перевозочной деятельности по проектируемым маршрутным схемам, в работе введен агентский сбор с перевозчика магистрального маршрута. Предложенная в настоящей работе модель позволяет сформировать региональным органам власти маршрутную сеть с точки зрения реализации интересов субъектов перевозочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF MUTUAL COOPERATION CARRIERS ON INTRA-SEGMENT PASSENGER

Currently the strategic development of the suburban passenger traffic is directed to the formation of the intermodal transport involving rail transport. In the context of legal fragmentation of the transport complex integration of transportation companies through coordination of their activities is impossible without building mutually beneficial relations of participants of the transportation process. The investigation of the existing scientific works on improvement of the suburban complex allowed us to determine that not enough attention given to the formation conditions of mutual cooperation of participants of the transportation process: the model of coordination of the interests of the passenger carriers was not created, both among themselves and with the Executive authorities of subjects of the Russian Federation. Therefore the purpose of this article is to develop a model of mutually beneficial cooperation of passenger carriers. Interaction in this paper is formalized as a graph model, defined in the plane of the formation of the conflict the carriers, proposed to use logistic approach to resolve the conflict between carriers and build optimal route network. As a result of the work carriers on the proposed cooperation schemes is achieved by the additional system effect. This effect is ensures the integrity of the system. It is expressed by the difference between the obtained effect of concerted action of carriers and the amount of economic effects of individual elements of the system. Additional system effect is possible only in terms of removing contradictions in the system. The amount of Agency fee can be set from the condition of maximizing the profitability of carriers. Proposed in the present work, the model makes it possible to form regional route network from the point of view of realization of interests of subjects of the transportation process.

Текст научной работы на тему «Модель взаимовыгодного сотрудничества перевозчиков на сегменте внутрирегиональных пассажирских перевозок»

УДК 625.45

Брусянин Д.А., Пономарева М.С.

Уральский государственный университет путей сообщения E-mail: MSPonomareva@gmail.com

МОДЕЛЬ ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕРЕВОЗЧИКОВ НА СЕГМЕНТЕ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

В настоящее время стратегическое развитие пригородного пассажирского сообщения направлено на формирование интермодальных перевозок с участием железнодорожного транспорта. В условиях правовой раздробленности транспортного комплекса интеграция транспортных предприятий путем согласования их деятельности представляется невозможной без построения взаимовыгодных отношений участников перевозочного процесса. Исследование существующих научных работ по совершенствованию работы пригородного комплекса позволило определить, что формированию условий взаимовыгодного сотрудничества участников перевозочного процесса не уделяется достаточного внимания — не сформирована модель согласования интересов пассажирских перевозчиков как между собой, так и с органами исполнительной власти субъектов РФ. Поэтому цель настоящей статьи - разработка модели взаимовыгодного сотрудничества пассажирских перевозчиков и региональных органов государственной власти.

Взаимодействие в работе формализовано в виде графовой модели, определена плоскость формирования конфликта перевозчиков, для построения вариантов разрешения конфликта перевозчиков предложено использовать логистический подход к построению оптимальной маршрутной сети. В результате работы перевозчиков по предложенным схемам взаимодействия достигается дополнительный системный эффект. Дополнительный системный эффект обеспечивает целостность системы. Получение дополнительного системного эффекта возможно лишь в условиях устранения противоречий в системе. Так как достижение между двумя предприятиями-партнерами взаимоустраивающего равенства в объемах получаемой прибыли является основой сотрудничества, то для реализации перевозочной деятельности по проектируемым маршрутным схемам, в работе введен агентский сбор с перевозчика магистрального маршрута.

Предложенная в настоящей работе модель позволяет сформировать региональным органам власти маршрутную сеть с точки зрения реализации интересов субъектов перевозочного процесса.

Ключевые слова: логистический подход, интеграция перевозчиков, согласование интересов, целостность системы, конфликт интересов, пригородный комплекс.

В настоящее время стратегическое развитие пригородного пассажирского сообщения направлено на формирование интермодальных перевозок с участием железнодорожного транспорта. В условиях правовой раздробленности транспортного комплекса интеграция транспортных предприятий путем согласования их деятельности представляется невозможной без построения взаимовыгодных отношений участников перевозочного процесса.

Возможности интеграции различных видов транспорта общего пользования в единую систему на основе логистических принципов организации работы транспортных компаний исследованы в трудах ученых Брусяни-на Д.А.[2]-[7], Резера С.М.[15], Ларина О .Н. [9], Вакуленко С.П.[8], [9], Лёвина С.Б.[9].

Вопросы повышения качества перевозок пассажиров общественным автомобильным транспортом в условиях недостаточной пропускной способности маршрутной автодорожной сети - в работах Якуниной Н.В.[21], Васильева А.Г.[10], Спирина А.В.[17], Спирина И.В.[18]

В исследованиях экономистов-железно-дорожников Степановой Е. С.[19], Волковой Е.М.[11], Персианова В.А.[13], Шнейдера М.А.[20] достаточно подробно изучены факторы, определяющие размеры пригородных пассажирских перевозок и методы снижения убыточности пригородных железнодорожных компаний.

На основании исследованных научных работ определено, что формированию условий взаимовыгодного сотрудничества участников перевозочного процесса не уделяется достаточного внимания - не сформирована модель согласования интересов пассажирских перевозчиков как между собой, так и с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Цель статьи. Поэтому цель настоящей статьи - разработка модели взаимовыгодного сотрудничества пассажирских перевозчиков.

Основной материал исследования

Для моделирования сложных и многофакторных процессов взаимодействия субъектов

ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184) 137

Технические науки

рынка пассажирских перевозок в регионе воспользуемся идеей применения многослойных пространственных моделей, допускающих возможность отражения всего многообразия факторов, составляющих систему взаимодействия [16].

Пространственную сэндвич-модель взаимодействия пассажирских перевозчиков с регионом представим в виде четырех социальноэкономических и управляющих плоскостей с входящими в нее функциональными структурами (таблица 1).

Для решения задачи поиска компромиссных моделей взаимодействия перевозчиков необходимо более тщательное рассмотрение фрагмента общей сэндвич-модели. С этой целью:

- выделим функциональные узлы и связи между ними, существенные по отношению к поставленной задаче;

- формализуем связи, возникающие в процессе оказания транспортных услуг в виде элементарной вертикальной трубки;

- представим, что на маршрутной сети в одном и том же направлении функционируют два перевозчика, транспортные средства которых обозначим как условные транспортные средства №1 и №2 соответственно.

Сформированное по описанному алгоритму сечение сэндвич-модели представлено в виде простой (элементарной) вертикальной трубки на рисунке 2.

Анализ существующих связей позволяет выявить конфликт взаимодействия перевозчиков в плоскости маршрутной сети. Так, на участке BC происходит дублирование маршрутов перевозчиков, что сокращает пропускную способность транспортного сообщения и снижает наполняемость транспортных средств, а, следовательно, и доходность перевозчиков.

На рисунке 2 узлы - перевозчики: Ра - перевозчик №1 (условное транспортное средство №1), Pb - перевозчик №2 (условное транспортное средство №2).

А, B, C, D в плоскости маршрутной сети -населенные пункты, между которыми осуществляется сообщение.

А, B, C, D в плоскости инфраструктуры -автовокзалы и автостанции. Остальные узлы в плоскости инфраструктуры представляют населенные пункты, не имеющие регулярного транспортного сообщения (не обеспеченные необходимой инфраструктурой).

Одним из направлений повышения эффективности взаимодействия перевозчиков,

Рисунок 1 - Пространственное распределение функциональных плоскостей взаимодействия

(составлено автором)

138 ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184)

БрусянинД.А., Пономарева М.С.

Модель взаимовыгодного сотрудничества перевозчиков

является применение логистического подхода к формированию и улучшению маршрутной сети региона[2-7].

Алгоритм выбора формирования варианта маршрутной сети с помощью предложенного логистического подхода представлен на рисунке 3.

Как видно на рисунке 3, возможны три варианта построения маршрутной сети пассажирских перевозок: оба маршрута следуют своим расписаниям - маршрутная сеть №1; один из междугородных маршрутов отменяется и организуется пригородный - маршрутная сеть №2; на участках формируются новые пригородные маршруты - маршрутная сеть №3.

Возможные варианты взаимодействия субъектов пассажирских перевозок при реализации второй и третьей схем маршрутной сети изображены на рисунках 4 и 5.

В случае реализации маршрутной сети №2 (рисунок 4) междугородный рейс A-B-C одного из перевозчиков заменяется на два рейса AB и BC. В пункте B осуществляется пересадка пассажиров в автобус, следующий из пункта D.

Маршрутная сеть №3 (рисунок 5) отличается от предыдущих тем, что на нескольких междугородных маршрутах A-B-C и D-B-C, формируются рейсы, замыкающиеся в пункте пересадки B. Следование междугородного автобуса в направлении конечного пункта сокращается и составляет расстояние от пункта пе-

ресадки до конечного пункта. Кроме того, при реализации перевозок по данной схеме возможна замена в часы пик автобусных маршрутов на маршруты железнодорожного транспорта.

При реализации второй и третьей логистических схем происходит суммирование пассажиропотоков в пункте пересадки B, которое позволяет увеличить доходность перевозочной деятельности перевозчика №2 за счет роста наполненности транспортного средства (у) (рисунок 6, рисунок 7).

Дополнительный экономический эффект достигается также за счет ускорения времени оборота транспортного средства ^об), и, как следствие, сокращения числа потребных транспортных единиц (пт). Высвобождение производственных мощностей позволит перевозчикам оказывать услуги на внешнем рынке.

Улучшение качественных и количественных показателей работы транспортных средств перевозчиков позволяет сделать вывод о наличии дополнительного системного экономического эффекта от совместной деятельности (E), который обусловлен изменением свойств элементов составляющих систему взаимодействия.

Изменение доходности перевозчиков при реализации маршрутных схем представлено на рисунке 7.

Дополнительный системный эффект обусловлен и обеспечивает целостность системы.

Рисунок 2 - Элементарная вертикальная трубка взаимодействия пассажирских перевозчиков (маршрутная сеть №1) (составлено автором)

ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184) 139

Технические науки

Рисунок 3 - Алгоритм выбора вариантов маршрутной сети (логистический подход) (составлено автором по данным источника [4])

Рисунок 4 - Пространственная модель взаимодействия пассажирских перевозчиков с регионом (маршрутная сеть №2) (составлено автором)

140 ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184)

БрусянинД.А., Пономарева М.С.

Модель взаимовыгодного сотрудничества перевозчиков

Рисунок 5 - Пространственная модель взаимодействия пассажирских перевозчиков с регионом (маршрутная сеть №3) (составлено автором)

Рисунок 6 - схема перераспределения пассажиров при изменении маршрутов движения транспорта

(составлено автором)

ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184) 141

Технические науки

Рисунок 7 - сравнение доходности перевозчиков по действующей и проектируемой маршрутной сети

(составлено автором)

Он выражается разницей между полученным эффектом от согласованной деятельности перевозчиков (Побщ) и суммой экономических эффектов отдельных элементов системы (2 П1 ).

Побщ = f (П,)

E = Побщ-£ П

Получение дополнительного системного эффекта возможно лишь в условиях устранения противоречий в системе.

Например, перевозчик N° 1 при реализации проектируемых маршрутных схем будет вынужден отказаться от перевозки пассажиров на междугородном участке BC, а, следовательно, от части прибыли. В заданных условиях возникает конфликт интересов взаимодействующих перевозчиков.

Так как достижение между двумя предприя-тиями-партнерами взаимоустраивающего равенства в объемах получаемой прибыли является основой сотрудничества, то для реализации перевозочной деятельности по проектируемым маршрутным схемам, предлагаем ввести агентский сбор с перевозчика №2 магистрального маршрута.

Величину агентского сбора возможно определить на основе теории оптимальности по Парето - выбору подлежат пограничные варианты состояния системы, когда нельзя более увеличивать долю распределения дополнительной прибыли (агентской надбавки (й}) перевозчику подвозящего маршрута не ухудшая при этом доходность магистрального перевозчика. 142

Величину агентского сбора возможно определить из условия максимизации рентабельности перевозчиков, определяемой по формуле:

R

Пi + (E - dj)

C

R - рентабельность i-ого перевозчика, % di - агентский сбор (надбавка), руб.

C - себестоимость i-ого перевозчика, руб.

Основные выводы

Разработанный подход обладает рядом преимуществ перед применяемым в настоящее время механизмом привлечения перевозчиков к обслуживанию маршрутной сети региона, так как позволяет:

- сократить затраты перевозчиков при одновременном снижении стоимости проезда пассажиров (на участке пути, обслуживаемого пригородным перевозчиком сохраняется пригородный тариф);

- увеличить число оборотов транспортного средства, а, следовательно, транспортную доступность региона, за счет сокращения времени нахождения на маршруте;

- значительно увеличить доходность транспортных компаний за счет снижения ресурсоемкости перевозочного процесса и наилучшей наполняемости транспортных средств;

В заключении следует заметить, что организация перевозок по предложенной модели позволит перевозчикам сформировать устойчивые связи, основанные на достижение общей цели.

10.08.2015

142 ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184)

БрусянинД.А., Пономарева М.С.

Модель взаимовыгодного сотрудничества перевозчиков

Список литературы:

1 О введении в действие Методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров

и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования» №НА-37-р от 18 апреля 2013 г. Москва.

2 Брусянин Д.А., Сай В.М., Вихарев С.В. Обоснование транспортных средств на маршрутной сети регулярных автомобильных

и железнодорожных пассажирских перевозок // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2013. № 1 (17). С. 50-64

3 Брусянин Д.А., Пономарева М.С., Хоменко Я.В. Экономические механизмы регулирования транспортного комплекса региона//

Казанская наука №4, 2014 г. с.63-69

4 Брусянин Д., Шавзис С., Вихарев С. «Классификация маршрутных схем с учетом размещения транспортно-пересадочных узлов»// Логистика №4, 2015, с. 36-43

5 Брусянин Д.А., Казаков А.Л., Маслов А.М. Оптимизация региональной маршрутной сети пригородных и междугородных пассажирских перевозок с использованием логистических принципов // Транспорт Урала, 2012. №1(32). С. 106-109

6 Брусянин Д.А., Сай В.М. Оценка методом линейной сверстки частных критериев вариантов маршрутной сети пассажирских перевозок // Экономика железных дорог. - 2014. - №10. - с. 63-72.

7 Брусянин Д.А. Подход к формированию оптимальной маршрутной сети пассажирского общественного транспорта на регио-

нальном уровне// Транспорт Урала №1(44) 2015, с. 31-34.

8 Вакуленко С.П., Ларин О.Н., Лёвин С.Б. Теоретические аспекты механизмов взаимодействия в транспортных системах //Мир транспорта, 2014. №6. С. 14-27.

9 Вакуленко С.П. под ред. Интермодальные перевозки в пассажирском сообщении с участием железнодорожного транспорта: учебное пособие. М.: ФГБОУ «УМЦ ЖДТ», 2013. - 263

10 Васильев А. Г Повышение эффективности пригородных и междугородных пассажирских перевозок на базе АСУ: автореферат диссертации канд.техн. наук: 05.22.10 / Васильев Александр Геннадьевич. - Екатеринбург, 2012, - с. 20.

11 Волкова Е.М. Формирование системы взаимодействия железнодорожной компании с субъектами рынка пригородных пассажирских перевозок: автореферат диссертации канд. Эконом. Наук:08.00.05 / Волкова Елена Михайловна. - Спб, 2013, - с. 24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Новоселов В.И. Повышение эффективности использования подвижного состава муниципального пассажирского транспорта: автореферат диссертации канд. Эконом. Наук: 08.00.05/ Новоселов Валерий Иванович. - Новосибирск,

13 Персианов В. А. Экономика пассажирского транспорта: учебное пособие / коллектив авторов под общей ред. Проф. Персиа-нова В .А. - М.: КНОРУС, 2012, 400 с.

14 Пономарева М.С. «Исследование налоговой нагрузки автотранспортных предприятий, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в пригородном и междугородном сообщениях»// Ежемесячный научный журнал «Евразийский союз ученых (ЕСУ)» №4 (13), 2015, часть 2, с. 146-149.

15 Резер С.М. Логистика пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. М.: ВИНИТИ РАН, 2007. - 516 с.

16 Сай В.М., Сизый С.В. Образование, функционирование и распад организационных сетей: монография / В.м. Сай, С.В. Сизый - екатеринбург: УрГУПС, 2011. - 270 с.

17 Спирин А.В. Повышение качества перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам совершенствованием организационно-функциональной структуры перевозчика: автореферат кандидата техн. Наук 05.22.10 / Спирин Александр Викторович. - Оренбург, 2013 - с. 15.

18 Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / И.В. Спирин - М.: Издательский центр «Академия», 2010, - 400 с.

19 Степанова Е.С. исследование и оценка факторов, влияющих на пригородный пассажиропоток: автореферат диссертации канд. Эконом. Наук 08.00.05/Степанова Евгения Сергеевна. - Новосибирск, 2015. - с. 23.

20 Шнейдер М.А. Организационно-экономический механизм управления пригородными пассажирскими перевозками: автореферат кандидата экономических наук 08.00.05 / Шнейдер Максим Александрович. - Спб., 2013 - с. 25.

21 Якунина, Н. В. Теоретическое обоснование модели повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам [Электронный ресурс] / Якунина Н. В. // Автотранспортное предприятие, №9, 2014. - С. 47-48.

Сведения об авторах:

Брусянин Дмитрий Алексеевич, доцент кафедры пути и железнодорожного строительства Уральского государственного университета путей сообщения, г. Екатеринбург, кандидат технических наук

E-mail: dbrusyanin@mail.ru

Пономарева Мария Сергеевна, аспирант кафедры экономики транспорта Уральского государственного университета путей сообщения E-mail: MSPonomareva@gmail.com

ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184)

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.