ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ТЮХМАТЬЕВ В.М.,
соискатель,
Саратовский государственный социально-экономический университет,
e-mail: stotif@sgu.ru
В статье представлена логическая модель взаимодействия рынков интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала. Теоретический анализ сущности данных экономических явлений позволил автору предложить статистические показатели расчета предложения интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала на рынке, а также выделить основные системные взаимосвязи данных рынков с рынком образовательных услуг и рынком труда. Автор приходит к выводу о различной эластичности данных рынков по цене.
Ключевые слова: рынок; интеллектуальные ресурсы; интеллектуальный капитал; знания.
In this article the logical model of interaction of markets of intellectual resources and intellectual capital is presented. Theoretical analysis of essence of this economical phenomenon lets the author to suggest the statistics of calculation of supply of intellectual resources and intellectual capital on the market and underline the main system interrelations of these markets with market of educational services and labor market. The author makes the conclusion that these markets have different elasticity in prices.
Keywords: market; intellectual resources; intellectual capital; knowledge.
Коды классификатора JEL: D83, J24, O15.
Современные исследования рыночного механизма применительно к экономике знаний обычно концентрируются вокруг взаимодействия рынка образовательных услуг вузов и рынка труда. Начиная с работ Т. Шульца и Г. Беккера общим местом экономической теории выступает факт формирования посредством системы профессионального образования капитальных благ, обычно обозначаемых как человеческий или интеллектуальный капиталы. Под рыночным механизмом взаимодействия данных рынков понимается согласование интересов агентов данных рынков, в основе которого лежит распределение информации об изменении цены труда и образовательных услуг. Общепризнанными элементами данного механизма выступают спрос и предложение труда, спрос и предложение образовательных услуг, цена труда, цена образовательной услуги, уровень и характер конкуренции на рынке труда, уровень и характер конкуренции на рынке образовательных услуг. Соотношение данных элементов в каждый отдельный момент времени и представляет собой содержание механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Например, сегодня в России происходит переход рынка образовательных услуг от конкуренции абитуриентов (потребителей) к конкуренции производителей (учебных заведений), тогда как на рынке труда существуют несколько отдельных по своим характеристикам сегментов. Так, в сегменте высококвалифицированной (профессиональной) рабочей силы и в сегменте рабочих специальностей доминирует конкуренция потребителей (работодателей) в явной форме проявляющаяся в технологиях «head hunting», тогда как в сегменте среднеквалифицированной рабочей силы (особенно в сфере торговли и продвижения товара) ситуация кардинально отличается в сторону конкуренции продавцов (индивидов и домохозяйств).
Считается, что в упрощенном виде «идеальный» механизм взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг можно представить в следующем виде: рынок труда, получая импульс с товарного рынка об изменении цен и объемов выпуска продукции, реагирует изменением спроса на труд. Возникает дефицит (увеличение спроса на труд) или избыток (уменьшение спроса) кадров того или иного профиля, который влечет за собой изменение уровня заработной платы данных специалистов. С определенным незначительным временным лагом данный сигнал поступает на рынок образовательных услуг, где, согласно теории человеческого капитала, происходит изменение нормы отдачи от инвестиций в образование, что, в свою очередь, вызывает изменение спроса на данный вид профессионального образования. В итоге учебные заведения реагируют на этот процесс изменением стоимости образовательных услуг, объема и структуры приема либо изменением требований к индивидам, если численность обучающихся регулируется государством, что в конечном счете приводит к изменению выпуска специалистов. В свою очередь, через определенный временной отрезок
© В.М. Тюхматьев, 2012
этот процесс влечет за собой трансформацию структуры предложения на рынке труда, детерминируя динамику цен на рабочую силу.
Данная схема выступает слишком упрощенной, поскольку, во-первых, не учитывает в динамике абсолютных показателей спроса на образовательные услуги изменение численности абитуриентов, вызванное социальнодемографической ситуацией, а также структурными сдвигами в экономике (высвобождением рабочей силы с морально устаревшей квалификацией). Во-вторых, отсутствует параметр трансформации самого рынка товаров и услуг в зависимости от динамики рабочей силы, тогда как увеличение дешевой рабочей силы приводит к изменению параметров капиталоемкости и трудоемкости производства. В-третьих, структура производства образовательных услуг имеет различные технологические особенности в зависимости от уровня профессионального образования, а значит, временные лаги между изменениями на рынке образовательных услуг и рынке труда имеют различную протяженность. Так, обучение в среднем профессиональном учебном заведении занимало от 2 до 4 лет на базе 9 и 11 классов соответственно, тогда как обучение в вузе на специалитете занимало от 4,5 до 6 лет. Сегодня в условиях перехода на уровневую систему образования данные параметры меняются, в частности сближается скорость оказания образовательных услуг в рамках среднего профессионального образования и бакалавриата высшего профессионального образования. При этом в любом случае выпускник среднего профессионального заведения получает профессию в среднем на два года быстрее, чем выпускник высшего учебного заведения. Кроме того, нельзя не отметить, что динамика рынков труда и товаров и услуг не только оказывает влияние на изменение выпуска специалистов, но и определяет изменения содержания подготовки специалистов.
Последний тезис особенно часто ускользает от внимания современной экономической теории. Между тем в условиях экономики знаний изменение технологии и содержания оказания образовательных услуг, как мы уже писали в своих предыдущих работах, привело к становлению двух ключевых для динамики инновационного развития рынков: рынка интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала [1].
Исходя из общих положений о содержании и компонентном составе рынка как механизма координации экономических агентов по поводу обмена экономическими благами, изложенных в работах А. Смита, А. Маршалла, К. Викселя, П. Са-муэльсона, Р. Коуза, М. Фридмена, В.В. Радаева, М. Алле, Р. Нуреева, В.Л. Тамбовцева, можно выделить общие параметры взаимосвязи и структуры рынков интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение рынка интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала
Элементы рынка Рынок интеллектуальных ресурсов Рынок интеллектуального капитала
Товар Явные и неявные знания, способные выступить основой для создания новых интеллектуальных активов Явные и неявные знания, дающие конкурентные преимущества индивидам, фирмам и нациям
Продавцы Ученые, преподаватели, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации; учебные заведения профессионального образования (прежде всего в качестве генерации фундаментальных знаний) Опытно-конструкторские и научно-исследовательские организации (сектор прикладной науки), организации инновационной сферы (бизнес-инкубаторы, технопарки и т. д.), предприниматели, научные работники и инженерные кадры
Покупатели • национальная экономика и общество в целом; • научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации и учебные заведения профессионального образования; • фирмы и предприниматели организации научно-технической и образовательной сфер, предпринимательский сектор
Барьеры входа Актуальный уровень интеллектуального и человеческого капиталов Существование рынка интеллектуальных ресурсов; актуальный уровень интеллектуального и человеческого капиталов
Барьеры выхода Отсутствуют Низкие
Характер блага Полисистемный (интегрирует в себе публичные, мери-торные, частные блага) Ограниченно полисистемный (в зависимости от потребителей блага выступают в качестве публичных, мери-торных или частных)
В современной экономике знания, информация и творческий потенциал предпринимателей и привлеченных ими работников выступают теми ресурсами, без которых невозможно создать действительно коммерчески удачный и выгодный продукт.
Рынки интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала, с одной стороны, выступают тесно интегрированными с рынком образовательных услуг и рынком труда, поскольку являются источником приобретения основных производственных фондов для оказания образовательных услуг и воспроизводства трудовых ресурсов высшей квалификации. С другой стороны, на микроуровне интеллектуальные ресурсы и интеллектуальный капитал в своей неявной форме играют роль составной части предложения на рынке высококвалифицированной рабочей силы (т. е. связаны с рынком труда), а в явной форме (прежде всего в виде интеллектуальной собственности) — основных производственных фондов для воспроизводства материальных благ высокого качества. Одновременно с этим каждый из них оказывает влияние на функционирование данных видов рынка.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
Исходя из вышеприведенных элементов построим модель взаимосвязи интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала в структуре экономики (рис. 1).
Рис. 1. Рынки интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала в структуре экономической системы, где:
1 — система взаимосвязи рынка интеллектуальных ресурсов;
2 — изменения на рынке материальных благ;
3 — внешний контур взаимодействия рынка интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала
Сопоставление вышеизложенных теоретических и методологических положений с существующей статистической базой позволяет выделить компонентный состав интеллектуальных ресурсов, который может быть учтен на сегодняшний день. По нашему мнению, в него должны быть включены показатели количества публикаций, отражающие явные знания в форме интеллектуальных ресурсов, а также подготовку кадров высшей квалификации (аспирантов и докторантов), выступающих носителями неявных знаний. Последние в полной мере могут быть отнесены именно к интеллектуальным ресурсам, поскольку как интеллектуальный капитал они проявятся только в случае продолжения деятельности в сфере образования и науки. При этом данный состав не является исчерпывающим, поскольку существенный пласт интеллектуальных ресурсов в существующих статистических показателях вычленить методически невозможно. Для обеспечения учета данного показателя в работе введен показатель латентных интеллектуальных ресурсов, к которому отнесены выпускники учреждений среднего и высшего профессионального образования как носители знаний, потенциально способные к обладанию интеллектуальными ресурсами.
В таком случае принцип расчета объема предложения интеллектуальных ресурсов в конкретной экономической системе приобретает вид:
Ш = A+PD+LIR (1),
где: Ш — интеллектуальные ресурсы;
А — результаты научной деятельности в форме публикаций, обзоров и т. д.;
РВ — численность подготовленных в аспирантуре и докторантуре (для западных стран — по программам PhD и постдокторским программам);
LIR — латентные интеллектуальные ресурсы, включающие в себя лиц с высшим и средним профессиональным образованием.
В свою очередь, объем предложения интеллектуального капитала может быть выражен следующим образом:
К = Р+3+Т (2),
где: К — интеллектуальный капитал;
Р — объем выданных документов об охране интеллектуальной собственности (патентов);
3 — количество носителей интеллектуального капитала в неявной форме (сотрудников научного сектора);
Т — количество носителей интеллектуального капитала в неявной форме (преподавателей СПО и вузов).
При этом в научный сектор включаются работники всех организаций, ведущих научно-исследовательские разработки, как государственных, так и частных. Включение преподавателей в структуру интеллектуального капитала обусловлено тем, что они с экономической точки зрения выступают в качестве основного производственного фонда оказания образовательных услуг.
К сожалению, разделить показатели платежеспособного спроса между рынками интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала существующая практика статистического учета не позволяет, в связи с чем нами проведен рас-
чет совокупного спроса на обоих рынках. Совокупный спрос на интеллектуальные ресурсы и интеллектуальный капитал в экономике представлен на рис. 2 как объем внутренних затрат на исследования и разработки.
Рис. 2. Среднесрочная динамика предложения и спроса на рынках интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала в РФ
Проведенный анализ взаимовлияния рынков интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала позволил обнаружить различную степень эластичности по цене для этих двух форм знаний. Как видно из рис. 2, в среднесрочной перспективе интеллектуальный капитал имеет меньшую эластичность по цене по сравнению с аналогичным показателем интеллектуальных ресурсов. При этом в случае исключения из анализа латентных интеллектуальных ресурсов динамика приобретает следующий вид (рис. 3).
Объем внутреннего спроса на интеллектуальные ресурсы и
интеллектуальный капитал
Совокупный объем интеллектуального капитала
(патенты+сотрудники
науки+преподаватели)
Совокупный объем интеллектуальных ресурсов (без латентного фактора)
Рис. 3. Среднесрочная динамика предложения и спроса на рынках интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала в РФ без учета латентных интеллектуальных ресурсов
Таким образом, основная часть эластичности по цене на рынке интеллектуальных ресурсов образуется за счет спроса на образовательные услуги. Объем последнего, в свою очередь, в значительной степени детерминируется социальнодемографическими показателями и возрастанием интеллектуализации труда. При исключении латентных интеллектуальных ресурсов становится очевидным, что степень воспроизводства в отечественной экономике интеллектуальных ресурсов значительно уступает уровню накопленного интеллектуального капитала, а эластичность по цене интеллектуальных ресурсов (без учета их латентной формы) в среднесрочной перспективе еще ниже, чем эластичность по цене интеллектуального капитала.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
Исходя из проведенного анализа, можно выделить основные аспекты взаимосвязи рынка интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала в современной экономике.
Во-первых, данные рынки являются связанными, интегрированными, взаимообусловленными, но не тождественными, поскольку на них обращаются знания в различной товарной форме, отличаются продавцы и покупатели, а также базовые характеристики функционирования агентов.
Во-вторых, функционирование каждого из них в отдельности и целостность связей между ними оказывает детерминирующее воздействие на тип развития экономической системы. В случае их высокой динамичности и связанности экономическая система реализует инновационный тип развития, в случае их дезинтеграции — догоняющий. В случае же отсутствия хотя бы одного из них экономическая система становится критически зависимой от других национальных экономик, что ведет к утрате ею суверенности. Отсюда можно сделать вывод о крайней важности поддержки национальных агентов рынков интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала как одной из основных задач поддержания национальной безопасности.
В-третьих, возможности воспроизводства в рамках конкретной национальной экономики интеллектуальных ресурсов напрямую зависят от уровня интеллектуального капитала данной экономики, что выступает лимитирующим фактором генерации интеллектуальных ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тюхматьев В.М. Взаимодействие рынков интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала в современной экономике // Вестник СГСЭУ. 2012. № 4. С. 51-54.