Научная статья на тему 'Модель выпускника – бакалавра журналистики'

Модель выпускника – бакалавра журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
701
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ БАКАЛАВРА ЖУРНАЛИСТИКИ / ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЖУРНАЛИСТА / MODEL BA JOURNALISM / PERSONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE JOURNALIST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Свитич Луиза Григорьевна

Анализируется модель бакалавра журналистики. Описываются базовые компетенции (знания, умения и качества), которые выпускник должен продемонстрировать при окончании бакалавриата. Модель соотносится с современными процессами в журналистике, с конвергенцией СМИ, бурным развитием цифровых технологий, повышенным темпом работы, универсализмом и повышенной социальной ответственностью журналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graduate Model Bachelor of Journalism

Article is devoted to the model of the Bachelor of journalism. Describes the core competencies (knowledge, skills and quality), the graduate must demonstrate completion of an undergraduate degree. The model correlates with modern processes in journalism, MEDIA convergence, the development of digital technology, the increased pace of work, universalism and high social responsibility of the journalist.

Текст научной работы на тему «Модель выпускника – бакалавра журналистики»

раются советы по употреблению каких-либо продуктов питания в зависимости от болезней; в-третьих, презентируются «надежные», проверенные временем предприятия и фирмы; в-четвертых, публикуются способы определения качества товаров и услуг, в-пятых, обнаро-дуются результаты краш-тестов гастрономических заведений; в-шестых, знакомят потенциальных клиентов с концепцией того или иного сервисного центра.

Медиабезопасность - объемное понятие и обладает еще одним аспектом, касающимся сохранения языковых норм всех уровней. Язык -это орудие мышления, средство формирования сознания, следовательно, метаязык журналистики и рекламы должен быть подчинен правилам литературного русского, а не воспроизводить «маргинальные» явления речи [2].

Третий аспект медиабезопасности - это сохранение и «поддержка» универсальных и национальных ценностей. Отнюдь не всегда он реализуется в рекламно-информационных изданиях. Так, например, «Банзай» концептуализирует, в основном, ценность «Деньги», которая сверхактуализирована в российском обществе. На вербальном уровне креолизованных текстов этого издания ключевыми становятся лексемы - элитный, уникальный, исключительный, эксклюзивный, божественный, бла-городнай (вкус), винтажный, роскошь, редчайший, индивидуальный (подход к клиенту), за-

рабатывать, деньги, капитал, богатые, успешный, многомиллионный, бизнес, кампания, бренд, класс люкс, карьера, дорого, цена, высокоценный. Такое семантическое поле «Материальное благосостояние», вербализованное названными единицами, демонстрирует разделение нации на «имущих» и остальных, закрепленное и закрепляемое в сознании членов социума. Данное семантическое поле релевантно для современного медиадискурса и не может «работать» на категорию медиабезопасности сознания нации. Любые издания, в том числе и рекламно-информационные, должны опираться при создании своей продукции на такие коннекторы (связующие средства - фоновые знания, прецедентные тексты, родные культу-ремы), которые бы объединяли представителей социума, «поддерживали» целостность его сознания и самосознания.

Ценностные ориентации медиадискурса обусловливают системность, разнообразие, культуру, эстетику и этику отбора вербальных и иконических средств выразительности.

Список литературы

1. Валгина, Н. С. Теория текста : учеб. пособие. М., 2003. 280 с.

2. Прохоров, Ю. Е. Действительность. Текст. Дискурс : учеб. пособие. М., 2004. 224 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 137-144.

Л. Г. Свитич

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - БАКАЛАВРА ЖУРНАЛИСТИКИ

Анализируется модель бакалавра журналистики. Описываются базовые компетенции (знания, умения и качества), которые выпускник должен продемонстрировать при окончании бакалавриата. Модель соотносится с современными процессами в журналистике, с конвергенцией СМИ, бурным развитием цифровых технологий, повышенным темпом работы, универсализмом и повышенной социальной ответственностью журналиста.

Ключевые слова: модель бакалавра журналистики, личностные и профессиональные компетенции журналиста.

Журналистика в мире и в нашей стране быстрым распространением интернет-СМИ и быстро меняется, а профессия стремительно мобильных медиа, расширением мульмедий-модифицируется. Это связано, главным обра- ной, конвергентной журналистики. В резуль-зом, с бурным развитием новых технологий, тате журналист становится универсалом, когда

он должен уметь создать текст для размещения на разных информационных носителях, платформах - для печатных изданий, для Интернета, телевидения, радиовещания и мобильных медиа.

В связи с новыми тенденциями в области СМИ расширяется номенклатура специализаций в журналистике, особенно в сетевой, неуклонно растет аудитория Интернета, расширяется блоггерство, как самодеятельный журнализм. В интернет-СМИ очень велик процент чужой информации, перепечаток, так называемых «информационных клонов», и мало эксклюзивной информации, а роль журналиста часто сводится к роли диспетчера по отбору такой информации и в информационных агентствах, и традиционных СМИ, ее «переодеванию». Таким образом, журналист все чаще работает с вторичной информацией, все реже сам ее добывает путем непосредственного наблюдения или общения с людьми на месте события. Эта вторичность информации делает ее все более виртуальной, все более отличной от оригинала. К сожалению, это ведущая тенденция нашего времени, но она объективна, и ее тоже нужно учитывать при освоении профессии и подготовке к будущей работе. Журналистика все более становится надомной работой, а основным источником информации для журналиста - Интернет.

В докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, где дается прогноз развития печатных СМИ до 2020 г., говорится о том, что продолжится превращение печатных кампаний в мультимедийные конгломераты, будет бурно развиваться мобильная журналистика, поведение потребителей в значительной степени станет формироваться под влиянием новых технологий, которых пока еще нет на рынке. Возможно, это будет легкая и гибкая электронная бумага различных размеров с беспроводным доступом, которая даст возможность читать в движении в любом месте. В прогнозе агентства мы читаем: «Платформ будет все больше и больше, и читатели станут получать новости едва ли не из каждой: телефонов, плееров, терморегуляторов, экранов в лифтах, из всех устройств, на которые можно передать новости... Читатели 2020 года будут ждать от издателей персонализации контента и доступности доставки новостей, а также интерактивности»1.

В связи с усложнением, хаотизацией социально-политических и духовных процессов

растет социальная ответственность журналиста, повышаются требования к его профессионализму и компетентности. От современного журналиста требуется способность осмысливать социальные процессы более широко, глобально, поскольку мы живем во взаимозависимом мире в условиях симультанности информации, то есть ее мгновенного распространения по планете практически одновременно с совершением какого-то события, в связи с чем роль информации на все процессы в стране и мире увеличивается. Повышаются требования к образованности и кругозору журналиста, к его коммуникативным способностям, потому что в условиях мультимедийности расширяются функции по общению с аудиторией в интерактивном режиме.

Увеличивается стрессогонность профессии в связи с большой ответственностью и большим объемом работы при жестких временных рамках в условиях сокращения кадрового состава редакций.

В последние годы превалирует коммерческое направление журналистики, поскольку она вынуждена жить в условиях рынка. Это приводит к пожелтению СМИ, к утрате ценностных констант и требует повышения уровня социальной ответственности журналистов, с одной стороны. А с другой - повышенного внимания к подготовке в области маркетинга и менеджмента, умения продвигать медиаконтент.

Но все-таки основой профессии остаются ее исконные и сущностные характеристики, связанные с необходимостью оперативно давать аудитории важную, объективную, новую, интересную и полезную информацию. Это социально важная и ответственная профессия, призванная удовлетворять широкий круг информационных потребностей и интересов аудитории, способствовать тому, чтобы общество развивалось гармонично и содействовать его информированию, просвещению, коммуникации, нормальному социальному, психологическому, нравственному самочувствию.

Полагаю, что роль журналиста как профессионала, отвечающего за объективность информации, лоцмана в море информации будет даже возрастать в связи с засоренностью интернет-пространства квази-информацией. Безусловно, умение работать в сети, общаться с социальными сообществами, продвигать качественный контент - эти качества журналиста будут супервостребованными в будущем. Но и роль традиционных СМИ, в том числе

печатной прессы, пока остается очень важной. Об этом говорится в последнем отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям: «Главным вызовом времени для печатной периодики сегодня считается нарастающее проникновение в жизнь людей интернета и цифровых технологий в целом. В общественное сознание настойчиво внедряется тезис о том, что интернет, в конце концов, «разгромит» печатную прессу... Однако традиционная печать не утратила своих позиций. Аудитория прессы, как показывает практика, обычно более лояльна к «своим» изданиям, чем в других СМИ. Поэтому, несмотря на громогласно декларируемые победы, интернет как средство массовой информации не опередил ни телевидение, ни прессу»2. В доказательство приводятся данные Фонда «Общественное мнение» (см. табл. 1).

Таблица 1

Источник информации Сентябрь 2011 Январь 2012

Телевидение 92 90

Печатная пресса (газеты, журналы) 28 24

Разговоры с родными и друзьями 14 19

Интернет 21 22

Радио 18 19

Форумы, блоги, сайты социальных сетей 7 8

Итак, какой же должна быть модель выпускника факультета журналистики, работающего в этой новой информационной мультимедийной среде?

Учитывая названные тенденции развития СМИ, новый Федеральный образовательный стандарт, принятый в 2010 г., большое внимание уделяет обучению универсального журналиста. Стандарт отражает принципиально новую образовательную ситуацию перехода на двухуровневую подготовку бакалавр - магистр в свете компетентностного подхода, когда выпускник должен усвоить ряд необходимых сегодня компетенций (качеств, знаний, умений, навыков), которые проверяются при выпуске с факультета журналистики, и быть готовым к работе в современных СМИ.

Компетенции, которые бакалавр журналистики должен получить и продемонстрировать по окончании вуза, в Федеральном образова-

тельном стандарте по журналистике разделены на общекультурные (социально-личностные, общенаучные, инструментальные) и профессиональные (общепрофессиональные и методи-ко-технологические компетенции по видам деятельности). Перечислим их в кратком, обобщенном виде.

В социально-личностные компетенции включены готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям; способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, философские проблемы; культура мышления, способность к обобщению, анализу, и что очень важно сейчас: понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

Общенаучные компетенции связаны со знаниями в области общегуманитарных, естественно-научных, социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) и умение использовать их в социальной и профессиональной деятельности.

Инструментальные компетенции предполагают свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного - национального) языка, письменной и устной речью; умение пользоваться; способность ориентироваться в современной системе источников информации, владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете.

Перечень общепрофессиональных компетенций формируется в результате освоения профессиональных дисциплин, теоретических, исторических и практико-ориентированных, и предполагает понимание общественной миссии журналистики, функций и принципов СМИ, смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, ориентацию в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли; осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа; понимание сущности журналистской профессии, социальных ролей журналиста.

Естественно, что в этот блок входит знание процессов развития отечественной и зарубежной литературы и журналистики.

Очень важно выпускнику продемонстрировать владение базовыми знаниями в различных сферах жизни общества, которые являются

объектом освещения в СМИ, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества, правовых норм, основных документов по профессиональной этике, умение руководствоваться этими знаниями в профессиональной деятельности.

Нельзя сегодня обойтись без понимания роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, знания ее основных характеристик, методов её изучения; понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, природы и роли общественного мнения, знания основных методов его изучения и взаимодействия с ним, ориентации в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста.

В условиях коммерциализации журналистики актуализируются компетенции, связанные с экономикой СМИ, знание основ менеджмента, паблик рилейшнз и рекламной деятельности в СМИ, технологии продвижения публикаций СМИ.

И, безусловно, центральную, как и прежде роль играют компетенции, связанные с авторской, творческой деятельностью журналистов: осведомленность о стандартах работы редакции и журналиста, знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора, селекции, проверки и анализа возможностей электронных баз данных, методов работы с ними, способов участия в их создании; знание технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, осведомленность

о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ и др., ориентация в современной жанровой и стилевой специфике.

Крайне важно сегодня для журналиста знание особенностей работы в условиях мульме-дийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика, анимация), знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ и мобильных медиа; ориентация в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ, знание методов редактирования текстов СМИ, в том числе основанных на использовании новых технологий.

Кроме того, в Федеральном образовательном стандарте названы компетенции, которые вы-

пускник должен освоить в процессе обучения по разным видам деятельности. Прошло два года обучения по новым Образовательным стандартам в бакалавриате. Мы провели электронный опрос руководителей факультетов, отделений и кафедр журналистики 64 вузов страны. В опросе выяснялась актуальность в сегодняшних условиях практических компетенций журналиста по пятибалльной шкале (см. табл. 2).

Наиболее востребованы сегодня все виды компетенций, связанные с авторской, редакторской и производственно-технологической деятельностью. Меньшие баллы получила проектно-аналитическая, организационноуправленческая и социально-организаторская, что совершенно естественно, потому что эти виды деятельности занимают меньшее место в структуре времени рядового журналиста. Хотя, как видно по ответам, эти виды компетенций тоже оцениваются достаточно высоко, в среднем в 4 балла. В социально-организаторской работе акцент делается на умении организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в различных формах, в том числе в социальных сетях, что сейчас особенно востребовано в журналистике.

На вопрос, какие новые компетенции добавили бы еще в этот список в связи с сегодняшними реалиями практики, в сущности, названы компетенции, которые уже есть в перечне профессиональных компетенций ФГОС, только в несколько других формулировках. Но все-таки мы перечислим их, чтобы еще раз подчеркнуть акцентирование руководителями журналистской подготовки важных сегодня блоков компетенций:

- способность понимать и ценить конвергенцию как явление современных СМИ, конвергентные, коммуникативные навыки, умение готовить новостной материал для разных типов СМИ, понимание текста как высшей коммуникативной единицы и способность работать с разными типами текста;

- умение работать в мультипрофессиональ-ной медийной команде, в коллективе, быть способным выбрать свою роль в коллективе и уметь анализировать коммуникацию с коллегами, способность к модерации, управлению группой коллег с использованием психологических креативных ресурсов, психологическая готовность к работе в редакциях (стрессоу-стойчивость, низкий уровень конфликтности);

- способность понимать социально-политическое и культурологическое значение жур-

Таблица 2

Ответы на вопрос: «Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале важность перечисленных во ФГОС компетенций с точки зрения сегодняшних потребностей практики, запросов работодателей и вашего опыта подготовки бакалавров»

Компетенции по видам деятельности Средний балл

ЖУРНАЛИСТСКАЯ АВТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

выбирать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определить дальнейший ход работы. 4,78

собирать необходимую информацию (работать с источниками информации,

применять разные методы), осуществлять ее селекцию и анализ. 4,71

подготовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической и т. п.) в зависимости от типа СМИ и в различных жанрах. 4,65

РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

оценивать степень готовности материала к публикации. 4,26

редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал и др., приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов. 4,78

осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, размещенной в Интернете или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, ПР и рекламных агентств, читателей. 4,44

ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

осуществлять сбор и анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (в том числе, участие в информационном мониторинге и маркетинге). 4,14

участвовать в разработке и коррекции концепции медиапроекта (издания, канала, передачи и пр.), его модели, формата. 4,22

разработать локальный авторский проект. 4,15

принимать участие в перспективном и текущем планировании деятельности СМИ и планировать собственную журналистскую работу. 4,25

участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ (профессиональная рефлексия). 4,44

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

участвовать в организации работы различных подразделений СМИ, творческих коллективов, исполнять (в соответствии с должностным статусом) продюсерские, менеджерские функции. 4,09

обеспечивать (в соответствии с должностными обязанностями) продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку. 4,07

СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, представителей государственных институтов и общественных, неправительственных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ. 4,30

работать с привлекаемыми авторами на всех стадиях подготовки их материалов 3,94

работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации и т. п.). 3,93

принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т. п.). 4,30

Окончание таблицы 2

участвовать в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных и т. д.) в разных формах. 3,86

организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в различных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи. 4,52

участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач. 3,96

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами. 4,70

участвовать в производственном процессе выхода издания в свет, теле-, радиопрограммы в эфир (верстка номера или программы, монтаж аудио-, видеоматериала и т. п.) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий. 4,22

налистики, умение осуществлять профессиональную деятельность по созданию информационных текстов в соответствии с правовыми и этическими нормами, деонтологическими ценностями, учитывая социальный, культурно-просветительский, этический эффект своей работы;

- ориентация в типологических модификациях изданий и программ;

- умение работать с социальными медиа, социальными сетями, блогосферой, навыки создания блога и продвижения контента в социальных сетях, в Интернете, коммуникативные компетенции, умение грамотно проводить социологические опросы и использовать их данные;

- компетенции, связанные с экономикой СМИ, функционированием медиабизнеса, навыки рекламно-имиджевой деятельности;

- современные технологические компетенции.

Большое количество предложений по формированию профессиональных компетенций, связанных с цифровыми технологиями, увеличением сегмента дисциплин по электронным СМИ и мультимедийным технологиям в журналистике, с изменением организации учебного процесса при максимальном использовании модульного обучения. Это связано с тем, что наряду с традиционными журналистскими профессиями весьма востребованными являются все специальности, связанные с новыми технологиями, интернет-версиями традиционных СМИ и другими конвергентными форматами: копирайтеры, дизайнеры, фоторепортеры, режиссеры, операторы, менеджеры.

О. В. Копылов, исследуя особенности творческой деятельности в условиях конвергенции и подчеркивая возрастание скорости работы журналиста, гиперпроизводительности, транс-

профессионализма, тем не менее, приходит к выводу, что базовое ядро профессии журналиста по-прежнему составляют константные функции: социальная ориентированность, развитое мировоззрение, талант, природная предрасположенность к журналистской деятельности, опора на навыки, знания. Но выделяет и динамические переменные: владение минимумом технических навыков для сбора и фиксации информации, способность выполнять разные роли и разные виды работ одновременно, обладание более отточенными навыками написания коротких заметок и броских заголовков, управление сообществами, продвижение контента: «Масштабная трансформация предметной области, функций и методов деятельности в условиях медиаконвергеции демонстрирует незыблемость ее основополагающих принципов: идейности, гуманизма, правдивости - основ профессионального самоопределения журналистики в обществе»3.

Безусловно, по-прежнему константными, основными остаются интегральные качества личности журналиста, составляющие основу профессии и профессиограммы4.

Творческие способности: литературные,

журналистские творческие способности, владение языком и стилем, образной, знаковой и аудиовизуальной системой выразительных средств общения с аудиторией, творческая интуиция, повышенная впечатлительность, впечатляемость, острота восприятия, оригинальность, небанальность, способность к перевоплощению, эмпатия, умение «надеть» на себя роль другого человека, понять его мотивы, систему ценностей, потребности и интересы, журналистский «нюх» на информацию, способность наиболее адекватным образом выражать и предъявлять аудитории информацию,

учитывая психологические особенности ее восприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональные ориентации и качества: сильно выраженная творческая профессиональная мотивация, понимание сущности журналистской профессии, ее функций и целей, знание аудитории, ее особенностей, владение знаниями, методами, навыками и умениями, позволяющими наилучшим образом выполнять профессиональные обязанности.

Гражданские качества и социальная ответственность: позитивные ценностные ориентации, высокое чувство профессиональной ответственности перед обществом, способность понимать миссию журналистики и содействовать ее реализации, объективность, способность сопоставлять и анализировать разные точки зрения.

Нравственные, моральные качества: высокие морально-этические принципы, способность руководствоваться ими в профессиональной деятельности, доброжелательность, эмпатия, способность к сочувствию, честность и порядочность.

Интеллектуальные когнитивные качества: широкий кругозор, эрудиция, универсализм при компетентности в избранной области, любознательность, начитанность, способность к самосовершенствованию и постоянному пополнению интеллектуального багажа, открытость к новым источникам информации, способность овладевать новыми электронными носителями информации, аналитические способности, умение быстро оценить обстановку, понять причины событий и мотивы поведения людей, наблюдательность, интуиция, способность предвидения, правильная самооценка, способность к саморефлексии, умение динамично корректировать свое поведение в новых условиях, чувство юмора.

Быстродействие: способность быстро настроиться на работу, быстрый темп выполнения профессиональных обязанностей, быстрота принятия решений, находчивость, быстрая переключаемость, перестройка стереотипного поведения, оперативность, быстрое установление контактов, быстрая адаптация к новым условиям, мобильность, способность полноценно выполнять разные виды работ в ограниченном временном режиме.

Помехоустойчивость: эмоциональная и

психологическая устойчивость, самообладание, стрессоустойчивость, сохранение работоспособности и присутствие духа при воз-

никновении неожиданных и новых ситуаций, способность подавлять чувство страха при обостренном чувстве самосохранения в экстремальных ситуациях, сосредоточенность в условиях отвлекающих помех, умение работать в разноритмовых условиях, гибкость и приспособительные механизмы в быстро меняющихся условиях работы.

Выносливость (психологическая и физическая): высокая работоспособность при больших нагрузках в сложных условиях, в цейтноте, преодоление возникающих трудностей, терпеливость, усидчивость, способность преодолевать чувство усталости.

Уравновешенность: спокойствие в общении с людьми, сдержанность, собранность, выдержка, самообладание, способность выдерживать динамичный, разномерный темп деятельности, часто связанный с экстремальными ситуациями и постоянным напряжением в работе.

Активность: творческая активность, целенаправленность, инициативность, любознательность, энергичность, организованность, динамизм, профессиональная инновационность.

Волевые качества: настойчивость, мужество, смелость, способность к риску, уверенность в себе, решительность, выдержка, сильная воля, самостоятельность, требовательность, последовательность, малая внушаемость, способность заражать людей, энергия (харизматизм).

Трудолюбие: интерес к работе, увлеченность, любовь к профессии, ответственность, чувство долга, дисциплинированность, добросовестность, умение рационально организовать свое рабочее время.

Коммуникативные способности: способность к установлению контактов с людьми, умение работать в социальных сетях, обмен информацией при коллективной работе, умение использовать коммуникативные способности для передачи информации своей аудитории через каналы СМИ, динамизм, убедительность, доказательность, новизна, простота, выразительность, полезность и нужность информации для аудитории, при необходимости способность применять коммуникативные способы (убеждение, побуждение к действию).

Владение устной и письменной речью: обширный словарный запас, правильность построения предложений, связность и логичность речи при развернутом изложении мыслей, владение литературным языком, выразительными средствами речи, свободное владение разными стилями и формами устной речи, встречающимися

в профессиональной работе (беседа, устное выступление, модераторская работа, дикторский стиль и т. п.), и письменной речи (публикации разных видов жанров и стилей), ясность, четкость при сжатом изложении мыслей (в формулировании вопросов, ответов, при изложении хроникальной информации), чистота и четкость произношения (особенно для теле- и радиожурналистов), оптимальная скорость речи.

И все-таки сегодня в новых условиях работы крайне важно вычленить и назвать остро востребованные личностные психологические динамические адаптационные качества журналиста и соответственно выпускника журналистского вуза. При формировании данного списка соотносилась с вышеназванным исследованием О. В. Копылова.

1. Способность работать в условиях конвергентной редакции для разных медиаплатформ одновременно в условиях жесткой организации труда и дефицита времени.

2. Транспрофессионализм, полифункциональность, отраслевой, тематический, жанровостилевой, знаковый, инструментальный, технологический, деятельностный универсализм

3. Способность работать в условиях гиперпроизводительности, в скоростном режиме тайминга в условиях технологического детерминизма.

4. Способность производить медиаконтент в условиях беспрерывного временного цикла в глобальном коммуникационном пространстве.

5. Способность адаптироваться к языку электронных СМИ, быстро осваивать новые цифровые технологии, мультимедийные способы получения информации для продуктивной и оперативной работы над медиаконтентом.

6. Способность использовать инновационные технологии работы, в том числе в общени-пи с окружающей медиасредой (краудсорсинга, облачных технологий, баз данных).

7. Способность коммуницировать с аудиторией в социальных сетях.

8. Способность привлекать внимание аудитории качественным, креативным, выразительным, ориентированным на потребности и интересы аудитории контентом. Способность при необходимости оценивать и использовать форматные особенности СМИ для продвижения медиапродукта.

9. Способность работать в команде, взаимодействовать с коллегами и техническими службами, иметь корпоративное чувство сопричастности к результатам коллективной работы.

10. Способность к транспрофессиональной коммуникации, в том числе глобальной при непременном знании иностранных языков.

11. Способность эффективно работать в условиях конкурентной медиасреды.

12. Стремление к постоянному развитию, самосовершенствованию, саморефлексии, способность оперативно и точно оценивать изменения в профессиональных условиях.

13. Гибкость мышления, способность справляться с постоянными изменениями, быть готовым к неопределенности и нелинейности в условиях профессиональной деятельности.

14. Способность соблюсти баланс между работой на результат и сохранением творческой индивидуальности.

15. Способность к четкой личной самоорганизации в условиях точного хронометража редакционной работы, дефицита времени и сложности работы в новых условиях цифровой медиасреды.

16. Стрессоустойчивость, умение работать в нестандартных условиях без ущерба для психики и здоровья, помехоустойчивость.

Но при всей важности этих динамичных суперактуальных сегодня характеристик журналиста, вызванных современными условиями производства медиаконтента, все же константными для будущего журналиста, как и прежде, являются базовые качества, не подверженные сиюминутностям: способность следовать

принципам служения общественному благу, социальной миссии журналистики, этическим и ценностным ориентирам, иметь развитое чувство социальной ответственности, быть компетентным профессионалом, способным удовлетворять информационные потребности общества и интересы своей аудитории.

Примечания

1 Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития : доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.fapmc.ru

2 Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.fapmc.ru

3 Копылов, О. В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2013. 48 с.

4 Свитич, Л. Г. Профессия: журналист. Введение в специальность. М., 2010. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.