Научная статья на тему 'Модель виртуального взаимодействия субъектов процесса воспитания экологической культуры'

Модель виртуального взаимодействия субъектов процесса воспитания экологической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭКОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркина Ирина Викторовна

В статье представлена модель виртуального взаимодействия педагогов, родителей и специалистов кафедры педагогики и образовательных технологий, которая ориентирована на повышение экокультурной компетентности родителей, укрепление этнокультурных традиций семьи в экологическом воспитании, интеграцию и повышение воспитательного потенциала социальных институтов в экологическом воспитании дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буркина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF THE VIRTUAL INTERACTION OF SUBJECT IN EDUCATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE

The article presents a model virtual interaction of teachers, parents and professionals of pedagogy and educational technologies, which focuses on improving eco-cultural competence of parents, the strengthening of the cultural traditions of the family in ecological education, integration and enhancement of the educational potential of social institutions in the environmental education of pre-school children.

Текст научной работы на тему «Модель виртуального взаимодействия субъектов процесса воспитания экологической культуры»

УДК 376

и в. Буркина МОДЕЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье представлена модель виртуального взаимодействия педагогов, родителей и специалистов кафедры педагогики и образовательных технологий, которая ориентирована на повышение экокультурной компетентности родителей, укрепление этнокультурных традиций семьи в экологическом воспитании, интеграцию и повышение воспитательного потенциала социальных институтов в экологическом воспитании дошкольников. Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, модель виртуального взаимодействия, экокультурная компетентность родителей.

Mna Buridna THE MODEL OF THE VIRTUAL INTERACTION OF

SUBJECT IN EDUCATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE

Annotation. The article presents a model virtual interaction of teachers, parents and professionals of pedagogy and educational technologies, which focuses on improving eco-cultural competence of parents, the strengthening of the cultural traditions of the family in ecological education, integration and enhancement of the educational potential of social institutions in the environmental education ofpre-school children.

Keywords: ecological culture, ecological education, the model of virtual interaction, eco cultural competence of parents.

Интенсивность развития информационно-коммуникационных технологий, которые становятся доступными все большему числу родителей, детей и педагогов, и виртуальные формы взаимодействия, входящие в привычный перечень повседневных дел, обусловливают необходимость моделирования адекватных современным тенденциям форм взаимодействия субъектов воспитательного процесса [5]. Формирование виртуальных пространств взаимодействия субъектов экологического воспитания на основе этнокультурных традиций представляется нам особенно важным как в связи с актуальностью задач усиления позитивной составляющей интернет-пространства, так и в связи с необходимостью использования адекватных современным тенденциям технологий в развитии экологической культуры личности [1].

Виртуальное взаимодействие, как известно, с одной стороны, увеличивает дистанцию между партнерами по общению, в большинстве случаев лишая их непосредственного наблюдения эмоциональных реакций собеседника, невербальных составляющих общения, мимики, жестов, влияет на речевые формы, которые в виртуальном взаимодействии становятся более упрощенными, краткими, как правило, интонационно не окрашенными. С другой стороны, именно дистанция виртуального пространства предоставляет собеседникам новые возможности: дать более обдуманный ответ вместо спонтанного, проверить написанный текст, переосмыслить его, в необходимых случаях более детально изложить проблему, сказать то, что, возможно, при личном общении из-за эмоций сказать не получилось бы. В целях социально-педагогического сопровождения процесса экологического воспита-ния использовать плюсы дистанционного взаимодействия, безусловно, необходимо.

Современная семья, которая, как известно, имеет весьма ограниченное время для общения с собственными детьми, с их педагогами и для повышения собственной педагогической культуры, нуждается в мобильных вариативных формах психолого-педагогического сопровождения. Семья, дети, дом всегда были самым важным и значимым в жизни каждого человека. Но сегодня они стали предметом особой заботы и внимания. Первостепенным государственным приоритетом признана необходимость поднять на достойный уровень качество жизни каждой семьи и подрастающего поколения в

© Буркина И.В., 2014

нашей стране. При этом важно помнить, что современное российское государство состоит из граждан и семей различных мировоззренческих ориентаций, культурных традиций. Соответственно интегра-тивная воспитательная система немыслима без учета особенностей духовных идеалов и ценностей, убеждений, образа жизни, при соблюдении конституционных гарантий свободы, особенно в геополитических условиях Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Новый этап совершенствования культуры межнационального мира и согласия, формирования толерантного сознания и поведения осуществляется в условиях перехода биосферы (по В.И. Вернадскому) в формируемое человеческим разумом состояние - ноосферу [3]. Современная семья и подрастающее поколение должны быть защищены от принятия неграмотных психолого-педагогических решений в системно-интегративной организации разумной, здоровой во всех отношениях жизнедеятельности.

В ходе экспериментального моделирования процесса воспитания экологической культуры нами был создан «Виртуальный сервисный салон психолого-педагогических услуг ответственной помощи и защиты «Для всех и для каждого» («ДВ и ДК») как экспериментально-научное звено кафедры педагогики и образовательных технологий Института образования и социальных наук СевероКавказского федерального университета (СКФУ) и общественной организации <<CAM<<C»» («Союз активной молодежи «"Самовыражение"»). Сервисный салон претендует на статус малого предприятия. Он имеет модульную структуру, которая дает возможность обеспечивать наиболее благоприят-ные условия развития гибкой сети сервисных психолого-педагогических услуг, отвечающих актуальным требованиям общества и государства, индивидуальным потребностям педагогов, семьи и подрастающего поколения.

В настоящее время реализуются три направления работы, соответствующие структурным модулям салона: «Родителям» (этноэкопедагогика семьи), «Подрастающему поколению» (этноэкопеда-гогическая компетентность будущих родителей), «Педагогам» (этноэкопедагогическая компетентность педагогов). Цель деятельности сервисного салона «ДВ и ДК» - содействовать эффективности развития экологической культуры личности за счет духовно-нравственного обогащения педагогов и родителей, повышения их этноэкопедагогической компетентности, развития позитивного межпоко-ленческого взаимодействия на основе лучших этноэкокультурных традиций, постижения участниками виртуального взаимодействия всеобщих взаимосвязей в современном мире, природе, обществе, формирования у них экологического сознания, нравственно-этической культуры отношения к окружающему миру - природе, людям и самим себе, развития представлений об экокультурных ценностях и мотивации к их реализации в социально-экологической практике.

Виртуальный сервисный салон психолого-педагогических услуг «ДВ и ДК» предусматривает решение следующих задач:

- психолого-педагогическое сопровождение семьи, транслирующее духовно-нравственные этнокультурные и экологические ценности, способствующие повышению этноэкопедагогической компетентности родителей;

- мотивацию семьи к реализации субъектной позиции в процессе воспитания у детей экологической культуры, содействие родителям в решении воспитательных ситуаций, профилактике социальных девиаций, развитии сотрудничества с различными институтами воспитания и реализации социально-экологических инициатив;

- подготовку подрастающего поколения к семейной жизни на основе постижения духовно -нравственных этнокультурных ценностей, экологической этики;

- психолого-педагогическое сопровождение молодежи в процессе ценностного и жизненного самоопределения, принятии решений в ситуациях нравственного выбора, мотивацию молодежи к самореализации в продуктивной творческой социально-экологической деятельности;

- психолого-педагогическое сопровождение педагогов, консультирование и методическую

поддержку в организации процесса воспитания экологической культуры детей и подростков, во взаимодействии с семьей и другими институтами воспитания; в решении педагогических ситуаций; в формировании собственной воспитательной позиции и воспитательных ценностей; мотивацию педагогов к самореализации в профессиональной деятельности, ориентированной на развитие экологической культуры личности.

При разработке программы деятельности сервисного салона мы исходили из необходимости:

- подготовить молодое поколение к системному пониманию взаимосвязей человека и природы, целостному восприятию окружающего мира в его развитии;

- формировать способности к творческому взаимодействию субъектов воспитания на осно -ве лучших духовно-нравственных традиций этноэкокультуры семьи;

- повышать воспитательный потенциал семьи в развитии экологической культуры личности;

- повышать этноэкодуховную компетенцию педагогов и компетенции юношества и молодых родителей в области этноэкопедагогики;

- формировать духовно-нравственные ценности и традиции этического, правового, валлео-логического компонентов процесса воспитания экологической культуры.

Мы считали важным способствовать присвоению молодежью гуманистических семейных ценностей в контексте освоения базовых понятий «духовность», «нравственность», «экологическая культура», осуществлять поиск гуманитарных технологий модельного встраивания ценностей этно-экодуховной культуры в социобиопространственную среду микро- и макрокосмоса семьи, касающуюся собственного рода, дома, края, государства, планеты Земля [4]. Таким образом, определяющим стал акцент на формирование у широких слоев населения, родителей и детей духовно-нравственных экокультурных традиций взаимодействия с природой, с обществом, каждым человеком - старшим и младшим, с самим собой. Экологическая культура, формируемая на основе духовно-нравственных этнокультурных традиций, базируется на стремлении жить в гармонии, созвучии с окружающим миром. Развитие экологической культуры за счет развития этнокультурных традиций духовно-нравственного отношения к окружающему миру поможет подрастающим поколениям преодо -леть проблемы, с которыми человечество столкнулось в новом тысячелетии. Необходимо помочь подрастающим поколениям научиться строить взаимоотношения с природой и обществом на основе ноосферной этики, которая является естественным и необходимым продолжением духовно-нравственных этноэкокультурных традиций человечества, сложившихся на протяжении всей его истории, и транслирует отношение к нашей планете как к своему дому, семье, родным, ценностное отношение к каждой жизни, ценности гармоничного соразвития природы и общества [2].

Программа деятельности виртуального сервисного салона «ДВ и ДК» состоит из четырех разделов, раскрывающих содержание таких дисциплин, как педагогика, политика, психология, правоведение. Программа предполагает оказание психолого-педагогической помощи семьям, родителям, педагогам, молодежи в форме виртуальных консультаций и разъяснений, путем предоставления справочных консультаций по психолого-педагогическим вопросам, составления экспертной документации (характеристики, заключения, рекомендации и т.п.), диагностической и коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними, разработки и подготовки к публикации литературы по вопросам психолого-педагогического просвещения населения. Наряду с виртуальным взаимодействием в работе салона используются активные методы непосредственного общения: деловые игры, диспуты, лекции, компьютерные игры и социально-педагогические ситуации.

В основе нашей деятельности лежат следующие этические принципы: конфиденциальность сведений, доверенных гражданами специалистам виртуального сервисного салона; компетентность, ответственность, добросовестность выполнения взятых на себя обязательств; этическая и юридиче-

екая пропаганда психологии; гуманизм, благополучие клиента; профессиональная кооперация; информирование клиента о целях и результатах обследования; добровольность; доступность в получении всеми желающими психологической помощи; независимость виртуального салона в осуществлении своих функций; демократизм; самоуправление. Для решения задач, стоящих перед виртуальным сервисным салоном, создан объединенный интегративный научно-методический и общественный совет, который возглавляет автор статьи, начальник отдела по работе с талантливой молодежью СКФУ.

В заключение отметим, что апробация экспериментальной модели виртуального взаимодействия субъектов процесса воспитания экологической культуры - виртуального сервисного салона психолого-педагогических услуг ответственной помощи и защиты «Для всех и для каждого» - показала высокую востребованность дистанционных форм психолого-педагогического сопровождения родителей, педагогов, детей и молодежи; целесообразность включения детей в пространство виртуального взаимодействия и создания в салоне творческих информационных модулей, которые позволяли бы участникам взаимодействия заявить, апробировать, сформировать свои социально-экологические инициативы и получить поддержку в их проведении. Апробация подтвердила также, что непременным условием развития виртуального салона является включение в программу его деятельности очных встреч формирующегося виртуального сообщества, содержанием которых, как правило, становятся либо дискуссии по актуальным темам, либо презентации творческих проектов, выполненных в рамках общей программы деятельности, либо проведение совместных социально-экологических акций, мероприятий, позволяющих участникам реализовывать на практике этноэко-культурные ценности, традиции, проекты.

Библиографический список

1. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Моделирование развития экологической культуры мышления // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2012. - № 3. - С. 41-51.

2. Буркина И.В. Интерпретация экодуховного воспитания и образования в свете социокультурной динамики // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 3. - С. 122-124.

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - М.: Айрис Пресс, 2004.

4. Сотникова H.H. Гуманистические ценности, воспитания этноэкокультуры семьи / H.H. Сотникова [и др.]. - Германия: Изд. LAMBERTAcademicPublishing, 2013. - 170 с.

5. Шапоренко O.A. Педагогическая поддержка развития экологической культуры личности // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия: Социально-экологические технологии. - 2011. - № 1. - С. 48-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.