Научная статья на тему 'Модель труда информационного общества: проблема внедрения в современной России'

Модель труда информационного общества: проблема внедрения в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1170
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ТВОРЧЕСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА / PROFESSIONALISM / CREATIVITY / INDIVIDUALITY / INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES / FINANCIAL PERFORMANCE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Климова С. В., Бояринцева Е. А.

В статье рассматриваются причины отсутствия в современном российском обществе формы труда постиндустриального общества в связи с его институциональными особенностями информационного обмена. Сравнительный анализ включения человека в трудовые процессы в информационном обществе выявляет негативные факторы для развития профессионального творческого труда в современной России, обусловленные социальной невостребованностью ценностных ориентаций профессионализма, низкой материальной оценкой труда, неразвитостью свободы формы труда, недостаточностью материальных ресурсов для информатизации трудовой деятельности. Отрицательная зависимость между повышением экономического статуса работника и его креативностью существенно тормозит инновационные преобразования труда. Знание негативных факторов модернизации труда необходимо для развития социально-экономической науки и решения практических задач совершенствования трудовых отношений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR MODEL OF INFORMATION SOCIETY: INTRODUCTION IN CONTEMPORARY RUSSIA

The paper discusses the reasons of lack of modern forms of labor of post-industrial society in Russia with regard to its institutional characteristics of information exchange. Comparative analysis of labor in information society identifies the negative factors for the development of professional creative work in Russia due to lack of demand for social value orientations of professionalism, in sufficient remuneration of labor, poor work flexibility, lack of material resources for the informatization work. The negative relationship between increased economic status of workers and their creativity significantly inhibits the transformation of labor. Knowing about those negative factors of modernization of labor is necessary for the development of socio-economic science and practical ways to improve labor relations in Russia.

Текст научной работы на тему «Модель труда информационного общества: проблема внедрения в современной России»

♦

Защитники прав работников убеждены, что если Трудовой кодекс реформировать по указке работодателей, то «покорный труд», существующий де-факто, закрепится де-юре. Совершенствование законодательства должно идти в сторону обеспечения прав работников на свободу объединения, либерализации законодательства о забастовках, а также совершенствования защиты трудовых прав работников, в том числе от дискриминации, изменения системы мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

В ходе опроса, который был проведен нами самостоятельно в 2009 г., респондентам было предложено оценить эффективность различных мер социальной защиты. Здесь важна степень осведомленности о своих правах и социальных гарантиях: только 28% опрошенных достаточно полно осведомлены о них; почти 33% вообще не могут оценить своей осведомленности. Если оценивать знания прав в целом, то следует признать, что они ниже среднего уровня.

В определенной степени это повлияло на распределение ответов на вопрос «Как вы оцениваете практическую реализацию Ваших прав и социальных гарантий?». Отказалось отвечать на этот вопрос менее 6%, т.е. степень заинтересованности в такой оценке довольно высока. Но главное - ответы на этот вопрос в целом обнаруживают явно негативное отношение к существующей практике социальной защиты, которую на данный момент предоставляют органы власти. Только 5,6% считают, что их права и социальные гарантии реализуются полностью. Большая доля (44%) настроены резко негативно, часть из них (23%) вообще считают, что наши органы власти в принципе не могут обеспечить жизненно важные социальные права. Формулировки нерешенных проблем и предлагаемые меры, которые мы получили из ответов на последний открытый вопрос, в большинстве своем демонстрируют недоверие к органам власти. Они главным образом могут быть адресованы только федеральному уровню государственной власти и содержат убеждение граждан в беспомощности местных органов управления.

Надо сказать, что в странах с рыночной экономикой с возникновением финансового кризиса увеличились размеры социальной помощи нуждающимся. Например, правительство США в этот период увеличило пособие по безработице на 25 дол. в неделю и расширило доступ безработных к частным страховым системам медицинского обслуживания, на что было выделено 20 млрд дол.[6, с. 54].

Мировой финансовый кризис обострил проблему необходимости реформирования ТК РФ. Однако если обратиться к зарубежному опыту, то станет очевидным, что ни в одной из европейских стран вопрос о необходимости внесения кардинальных изменений в трудовое законодательство не обсуждался так широко, как в России; там не была поставлена задача переосмысления трудовых норм в пользу расширения прав работо -дателей за счет отказа от ряда социальных гарантий для работников. Напротив, все антикризисные меры, которые вводились в странах Европейского союза, носили характер временных и действовали не более одного года под жестким контролем профсоюзов.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время нет объективной необходимости в проведении широкомасштабной реформы трудового законодательства. Достаточно выявить проблемы, вынести их на широкое обсуждение и найти решение, которое устроило бы всех.

1. РимашевскаяН.М. Бедность и маргинализация населения // Социологические исследования. 2004. № 4.

2. Россия в 2015 г.: цели и приоритеты развития: доклад о развитии человеческого потенциала в РФ 2005. М., 2005.

3. Рынок труда / под ред. Н.А. Волгина. М., 2000.

4. Социальное положение и уровень жизни населения в России. 2010: стат. сб. М., 2010.

5. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М., 2003.

6. Супян В.Б. Антикризисная политика Б. Абамы // Партнер. 2009. № 4.

УДК 316.354 С.В. Климова,

Е.А. Бояринцева

МОДЕЛЬ ТРУДА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматриваются причины отсутствия в современном российском обществе формы труда постиндустриального общества в связи с его институциональными особенностями информационного обмена. Сравнительный анализ включения человека в трудовые процессы в информационном обществе выявляет негативные факторы для развития профессионального творческого труда в современной России, обусловленные социальной невостребованностью ценностных ориентаций профессионализма, низкой материальной оценкой труда, неразвитостью свободы формы труда, недостаточностью материальных ресурсов для информатизации трудовой деятельности. Отрицательная зависимость между повышением экономического статуса работника и его креативностью существенно тормозит инновационные преобразования труда. Знание негативных факторов модернизации труда необходимо для развития социально-экономической науки и решения практических задач совершенствования трудовых отношений в России.

Ключевые слова: профессионализм, творчество, индивидуальность, информационно-компьютерные технологии, материальная оценка труда.

♦-----------------------------------------------------------------------------------------♦

S.V. Klimova, Ye.A. Boyarintseva

LABOUR MODEL OF INFORMATION SOCIETY: INTRODUCTION IN CONTEMPORARY RUSSIA

The paper discusses the reasons of lack of modern forms of labor of post-industrial society in Russia with regard to its institutional characteristics of information exchange. Comparative analysis of labor in information society identifies the negative factors for the development of professional creative work in Russia due to lack of demand for social value orientations of professionalism, in sufficient remuneration of labor, poor work flexibility, lack of material resources for the informatization work. The negative relationship between increased economic status of workers and their creativity significantly inhibits the transformation of labor. Knowing about those negative factors of modernization of labor is necessary for the development of socio-economic science and practical ways to improve labor relations in Russia.

Key words: professionalism, creativity, individuality, information and computer technologies, financial performance assessment.

Текущий этап развития социальных систем западноевропейских стран и Северной Америки в научных теориях называют постиндустриальной стадией. С этим можно не согласиться: в экономических системах этих государств производство товаров, т.е. сама индустрия по большей части сокращена до весьма незначительного сектора и осуществляется в государствах с иными параметрами социальных систем. Экономика стран с развитыми политическими институтами сосредоточена на производстве различных услуг, включая финансовые. Однако у современных обществ западной культуры есть более точное название, адекватно отражающее их институциональные особенности, - информационное общество. Жизнедеятельность человека в этом типе социальной системы протекает в условиях институционального плюрализма, нестабильности, непредсказуемости социальных процессов. Отсюда резкое увеличение значения информации и средств ее переработки, радикальное снижение значения физического труда, его автоматизация и интеллектуализация, нагруженность технологиями.

В концепциях информационного общества Э. Тоф-флера, З. Баумана, М. Кастельса, Ф. Уэбстера, Д. Иванова, В. Костюк [1; 3; 5; 7; 11] подчеркивается значение переработки информации не только с помощью специальных технических средств, но и с точки зрения характеристики личного потенциала человека. В этом обществе человек существует под влиянием постоянной трансформации идентичности, множественности стереотипов, рациональные основания деятельности локальны, определены ситуацией, сообществом и также меняют свои ориентиры. Виртуализация социальных оснований превращает жизнь человека в некий символ. Материальность также превращается в символы: деньги становятся виртуальными, уменьшаются вложения в вещественные ресурсы, капитал приобретает электронные модусы. В информационном обществе институциональная виртуализация придает труду человека соответствующие качества: труд трансформируется в занятость, т.е. такую форму работы, которая жестко не закрепляет его социальную биографию, как это было в индустриальном и доиндустриальном обществе. «Работа сместилась из универсального построения порядка и контроля над будущим в область игры; рабочие действия становятся все более похожими на стратегию игрока, который ставит

перед собой умеренно краткосрочные цели, простирающиеся не далее, чем на один или два шага вперед. Имеют значение именно прямые результаты каждого шага. Эти результаты должны быть пригодны для непосредственного использования» [1, с. 101].

В информационном обществе успешная занятость человека зависит от его способности к креативности. Работа превращается в способ творческой самореализации личности. В форме и содержании труда возрастает роль индивидуализации, свободы. В связи с этим М. Кастельс предлагает различать «информационное» общество и «информациональное» общество, поскольку значение информации в обществе во все времена было велико, но только сегодня процессы ее создания, переработки и передачи стали основой для экономики и политики общества [5, с. 232]. Появляется новый тип работников, который Кастельс назвал «информацио-нальными работниками». Они обладают высокими креативными способностями в переработке информации и создании интеллектуального продукта, что увеличивает прибыль экономического проекта, а также приносит на их человеческий капитал высокие дивиденды в виде высокой оплаты труда. Высокий профессиональный потенциал делает таких работников независимыми от спроса и предложения на рынке труда: работодатели сами стремятся предложить им условия для самореализации личности. Экономический статус таких работников прямо зависит от их профессионализма и личной способности к творчеству.

Следует особо отметить значение компьютеризации труда и необходимость информационно-компьютерной квалификации для занятости в современном обществе. Информационно-компьютерные технологии являются важнейшим ресурсом труда. В условиях интенсивной переработки информации они необходимы для формирования профессионального потенциала работника, уровня его квалификации, успешной трудовой мобильности. В свою очередь, формирование информационных и коммуникационных систем на основе компьютерного и программного обеспечения технологических процессов меняет включение человека в трудовые процессы -делает его гибким. Сегодня зачастую обучают навыкам работы с технологиями начиная с освоения их программного обеспечения, что также является условием приобретения профессиональных знаний. Информаци-

онно-компьютерные технологии не могут существовать вне системы. Отсюда их исключительная социальная роль: они объединяют экономическую деятельность разрозненных индивидов виртуализированного социума в единую экономическую систему, стабилизируют процессы производства, потребления и обмена.

Итак, модель труда постиндустриального общества характеризуется индивидуальным включением человека в экономические процессы, ориентацией на профессионализм и умением применять ИКТ в своей занятости. Насколько этот тип трудовых отношений и трудового поведения реализован в России? В современном российском обществе есть ряд моментов, существенно этому препятствующих.

Во-первых, низкая социально-экономическая оценка профессионализма и профессионального труда. По сравнению с западными странами в России дешевая рабочая сила, система оплаты труда работников ориентирована на установленные государством минимальные стандарты потребления, которые минимизируют необходимые материальные ресурсы для жизни до невозможных для нее размеров. Низкая заработная плата не позволяет работникам развивать духовные потребности в труде и творческий потенциал, сужает их жизненное пространство и свободу, вынуждает человека в наибольшей степени работать только для обеспечения витальных потребностей. Для некоторых категорий населения из-за крайне низких доходов становится проблемой удовлетворять необходимые социальные потребности: например, вступать в брак, заводить и воспитывать детей. Профессионализм является модусом духовности информационного общества, поэтому в условиях утверждения «рабской» цены за труд в системе занятости он не может полноценно развиваться как социальный запрос и стандарт трудовой деятельности. Низкий уровень доходов россиян способствует множественной занятости и высокой профессиональной мобильности работников - смены специальности, - из-за чего страдают профессиональные интересы и квалификация. Низкая оценка профессионального труда подпитывается устойчивым стереотипом считать профессионалом узкого специалиста, сохранившимся как в общественном сознании, так и в отечественной науке со времен господства марксизма-ленинизма. Эта идеология намеренно уменьшала социальное значение профессионального труда, для того чтобы профессионалы не имели в обществе властных позиций, которые они приобретают как следствие развития корпоративной профессиональной культуры.

Отражением «весомости» профессионализма в системе ценностных ориентиров россиянина, с одной стороны, и низкого спроса на эти ценности на рынке труда - с другой, являются стратегии обучения и трудоустройства молодых специалистов. На стадии обучения в вузе только у небольшой части будущих его выпускников проявляется профессионально ориентированная стратегия обучения. Среди мотивации обучения большей части студентов преобладают интересы в диапазоне от получения формальной квалификации (диплома) до развития многодисциплинарной научной эрудиции [6, с. 54]. Работодатели, как часть этой же социальной системы с определенной ценностной картиной социаль-

ной реальности, в свою очередь, при приеме на работу обращают внимание больше на личный потенциал выпускника (коммуникабельность, моральные качества, способность к обучению и др.,), чем на уровень его обучения конкретной профессии в вузе [2].

Второй признак, свидетельствующий о нереализован-ности модели труда информационного общества в современных российских условиях, - невыраженность гибкой занятости и свободы формы труда, свойственных информационному обществу. В немалой степени внедрению свободы занятости как нормы формы труда препятствует слабая поддержка со стороны государства предпринимательской деятельности. Предпринимательское поведение построено на свободе выбора и риске, инновациях, нестандартных решениях. Стремления к изменениям превращают предпринимателя в творческого человека, реализующего свою индивидуальность в экономическом проекте, что создает новую модель труда. Отношение предпринимателя к труду со временем стало образцом трудового поведения не только собственника средств производства, но и наемных работников, что обусловлено социальной закономерностью восприятия образцов поведения элиты представителями категорий населения, находящихся на более низких ступенях социальной иерархии. В настоящее время в России остро стоит проблема ценностных и правовых ресурсов для развития предпринимательской деятельности, что в целом препятствует развитию информационного общества, поскольку предпринимательство составляет основу рыночной экономики. Помимо негативных условий для развития культуры труда предпринимателя и позитивной оценки ее обществом, современной модернизации труда в России мешает необходимость специфических ресурсов для успешной занятости. К таковым, например, относятся наличие родственных и дружеских отношений, специфической квалификации работника-исполнителя конкретной функции в производственном цикле и пр. Креативность не является ресурсом для повышения экономического статуса. Негативное влияние на развитие профессионального потенциала оказывает живучесть стереотипов командноадминистративного стиля управления в организациях, в которых больше востребованы исполнительность и умение исполнять приказы руководителей, чем инициативность и умение исполнителя принимать самостоятельные решения, эффективные для разрешения возникающих вопросов и продвижения дела к успеху.

Третья весомая причина инновационных изменений в форме и содержании труда в соответствии с нормами информационного общества заложена в проблеме информатизации страны в целом. Ресурсы на информатизацию различных видов деятельности распределены в России диспропорционально. Целевые направления государственных средств по программам информатизации по большей части предназначены для работы органов государственного управления, намного меньшая часть финансовой поддержки реализуется в сфере образования [9]. В отличие от западных стран, в России существуют категории населения, которые резко ограничены в доступе к информационно-компьютерным технологиям (сельское население, дети из малообеспеченных семей, пенсионеры, инвалиды). Специфическая

российская проблема бедности работающих с присущей ей остротой проявляется в процессе информатизации общества. Монополия на ИТ-рынке России иностранных производителей компьютеров и программного обеспечения, против которой государственная власть практически совсем не борется, создает основу для высоких цен продуктов и услуг в этом секторе рынка. В результате резко ограничивается доступ малодоходных работников, которых в стране большинство, и образовательных учреждений к внедрению ИКТ в процесс профессионального обучения и деятельности. Иностранные компании фактически диктуют российскому потребителю цены на свои товары, в то время как средняя заработная плата в России несравнимо ниже, чем в большинстве стран, производящих программное обеспечение. Российские производители ИКТ, соответственно, ориентированы в своей ценовой политике на мировые цены. Низкие доходы не позволяют должным образом обеспечить профессиональный труд в России необходимыми программными продуктами. Если продажа компьютеров сегодня в России достаточно успешна, то лицензионные программные продукты для профессиональной деятельности могут быть включены в личное потребление далеко не каждого россиянина. В то же время, как показывают исследования, компьютеризация труда прямо влияет на владение навыками в профессиональной деятельности [8].

Технологические процессы трудовой деятельности и их техническое оснащение стирают различия между странами и культурами: в истории происходит постоянный процесс филиации и внедрения научно-технических идей, изобретений, механизмов и технических устройств. На определенном этапе развития общества появляется новое поколение машин (компьютеры), происходит автоматизация производственных технологий, не затронувшая ручной труд только в примитивных обществах, живущих натуральным хозяйством. Однако в современном мире обществ, вовлеченных в общие глобальные тенденции информатизации, несравнимо меньше. Условия труда сегодня в большинстве стран одинаково включают компьютеризацию трудовой деятельности, но

форма и содержание труда далеко не везде отвечают требованиям информационного общества из-за наличия институциональных особенностей. Для достижения этого соответствия в российском обществе должны произойти системные изменения, значительно повышающие материальную и социальную оценку свободного профессионального труда, отказ от тейлористской идеологии трудовых отношений. Эти институциональные мероприятия должны быть дополнены устранением зависимости общества от производителей ИКТ, прямыми правовыми ограничениями реализации их коммерческих интересов в ущерб социальным. Наиболее сложной задачей на пути информатизации страны и профессионального труда в целом является преодоление в России проблемы бедности, поляризации населения по доходам, формирование среднего по потреблению класса.

1. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.

2. Гладкова М. Маркетинговые инструменты управления качеством образования // Эксклюзивный маркетинг. 2006. Вып. 6 (57).

3. Иванов Д. Информационное общество. М., 2004.

4. Капелюшников Р. Производительность труда и стоимость рабочей силы: как рождаются статистические иллюзии // Вопросы экономики. 2009. № 4.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

6. Климова С. Стратегии обучения и трудоустройства выпускников регионального вуза // Проблемы гуманитарных наук: история и современность: альманах. Вып. 7. Саратов, 2009.

7. КостюкВ. Информация как социальный и экономический ресурс. М., 1997.

8. Попова И. Профессионализм - путь к успеху? Социально-профессиональные характеристики богатых и бедных // Социологические исследования. 2004. № 3.

9. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 10.03.2009) «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» // СЗ РФ. 04.02.2002. № 5.Ст. 531.

10. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2003.

11. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2004.

УДК 316.334.22 А.Н. Кочетов

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕФОРМАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В статье рассматриваются основные признаки глубокой деформации системы занятости, в которых раскрываются причинно-следственные зависимости ее структурной разбалансированности. В качестве таковых представлены следующие явления: длительное по времени несоответствие профессионально-квалификационного состава рабочей силы и профессионально-квалификационной структуры рабочих мест; депрофессионализация занятого населения, особенно дипломированных специалистов; чрезмерный рост неформальной и вторичной занятости; быстрое распространение заемного труда по лизинговой схеме; отсутствие эквивалентности цены труда и стоимости рабочей силы; преобладание нисходящей социальной мобильности над восходящей. Все это отражает экономический кризис, низкую степень социальной защиты работников, неэффективность профессионального образования.

Ключевые слова: система занятости, рынок труда, сбалансированность занятости, профессиональное образование, депрофессионализация населения, неформальная занятость, заемный труд, цена труда, стоимость рабочей силы, социальная мобильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.