Научная статья на тему 'Модель социального взаимодействия ВУЗов и социозащитных учреждений по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия'

Модель социального взаимодействия ВУЗов и социозащитных учреждений по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
263
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE CHILDREN OF "RISK GROUP" / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДЕТИ "ГРУППЫ РИСКА" / SOCIAL INTERACTION / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юдина А. И., Хорошева Т. А.

В статье проанализированы основные направления социального партнерства ВУЗов и учреждений социальной сферы, представлена модель социального взаимодействия по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SOCIAL INTERACTION OF UNIVERSITIES AND SOCIAL PROTECTION INSITUTIONS ON PREVENTION OF CHILD ABANDONMENT AND MARTIAL PROBLEMS

The article analyzes the main trends of social partnership of universities and social institutions, presents a model of social interaction for the prevention of child abandonment and marital problems.

Текст научной работы на тему «Модель социального взаимодействия ВУЗов и социозащитных учреждений по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия»

УДК 378

Yudina A.I., Khorosheva T.A. MODEL OF SOCIAL INTERACTION OF UNIVERSITIES AND SOCIAL PROTECTION INSITUTIONS ON PREVENTION OF CHILD ABANDONMENT AND MARTIAL PROBLEMS. The article analyzes the main trends of social partnership of universities and social institutions, presents a model of social interaction for the prevention of child abandonment and marital problems.

Key words: social interaction, social partnership, the children of «risk group».

А.И. Юдина, канд. пед. наук, доц. КемГУКИ, E-mail: [email protected];

Т.А. Хорошева, канд. техн. наук, ст. преп. КемГУ, г. Кемеров, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

В статье проанализированы основные направления социального партнерства ВУЗов и учреждений социальной сферы, представлена модель социального взаимодействия по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, социальное партнерство, дети «группы риска».

Изменения социально-экономической ситуации в России, произошедшие в последние десятилетия, привели к негативным последствиям в различных сферах жизни, которые отразились на культурных процессах, происходящих в обществе. Негативной тенденцией является кризис института семьи и, как следствие, неуклонный рост количества социальных сирот, преступности в молодежной среде.

В своем послании Федеральному Собранию 2010 президент Д. А. Медведев обозначил приоритетные направления государственной политики в области детства, среди которых особое внимание уделяется поддержке детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Он сделал акцент на следующие проблемные вопросы современного общества: формирование и развитие ценностей здорового образа жизни у молодого поколения; профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними; педагогическое сопровождение социализации выпускников детских домов и интернатных учреждений.

Социальное сопровождение детей и подростков, входящих в группу риска, является на данный момент общественно значимым [1; 2]. Само понятие дети «группы риска» считается сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки [1; 2]. Слово «риск» понимается как возможность, обычно негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Фактически в данной трактовке речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети и подростки данной категории. Такие дети и подростки нередко становятся правонарушителями, проявляют девиантное поведение, что создает угрозу обществу и гражданам. С другой стороны, риску наиболее подвержены именно дети и подростки, относимые к данной группе: риск потери здоровья, жизни, нормальных условий для полноценной жизни и развития личности. У таких детей обычно нарушены общественные связи, низок уровень социальной адаптации [1-3]. Наиболее часто в литературе встречается следующее определение: «Дети «группы риска» - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних» [2].

С целью оказания комплексной медико-психологопедагогической помощи в нашей стране с начала 90-х годов прошлого столетия формируется сеть организаций, направленных на социальную поддержку и реабилитацию детей и подростков данной категории [1; 2].

В системе социальной защиты населения г. Кемерово Кемеровской области четыре учреждения осуществляют работу с семьей и детьми: Центр социальной помощи семье и детям, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Социальный приют для детей, Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго»,

которые являются составной частью различных организационных систем (здравоохранение, образование, органы социальной защиты и др.). Муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям» способствует улучшению социальной обстановки в городе за счет увеличения объема, повышения качества социальных услуг, оказываемых семье и детям, благодаря мобильности осуществления связи с населением. Муниципальное учреждение «Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго» осуществляет деятельность по социализации ребенка с ограниченными возможностями и его семьи, обеспечивая максимально полно и своевременно их адаптацию к жизни. Муниципальное учреждение «Социальный приют для детей», выполняя функцию транзитного учреждения, оказывает экстренную социальную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также решает вопросы профилактики безнадзорности и беспризорности. Муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ведет работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, осуществляет социальную реабилитацию несовершеннолетних детей в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в «группе риска».

Социальное взаимодействие ВУЗов и учреждений социальной сферы осуществляется через социальное партнерство. Социальное партнерство в образовании - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений, в том числе ВУЗов со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Это научное направление динамично развивается. По мнению ученых Смирнова И.П. и Ткаченко Е.В. «... образование так же как и все социальные институты не способно «развиваться как замкнутая самодостаточная система», поэтому необходимо создание механизмов социального партнерства субъектов воспитательно-образовательного процесса [4, С. 16] в направлении профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и их дальнейшего жизнеустройства, обеспечение своевременности и доступности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педаго-гической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации, оказание помощи несовершеннолетним по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье ребенка, содействие возвращению несовершеннолетних в семью; оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства.

Социальное партнерство мы рассматриваем, как взаимовыгодное сотрудничество субъектов микросоциума, направленное на достижение поставленных целей. На наш взгляд, для развития социального партнерства необходим следующий комплекс организационно-педагогических условий:

• своевременная социально-педагогическая диагностика и ранняя профилактика дезадаптации в семьях города, в том числе в неблагополучных;

• организация социально-педагогической работы с каждым членом проблемной семьи совместно с семьями, имеющими позитивную динамику развития;

• формирование и активизация деятельности семейновоспитательных групп в городе и трансформация их в приемную семью;

• обеспечение единства социокультурных, медицинских, психологических, педагогических и социально-правовых воздействий на семью;

• учет индивидуальных особенностей каждого члена проблемной семьи и ее типичных специфических черт в целом;

• учет типологических психологических особенностей подросткового возраста и индивидуальных черт каждого конкретного подростка;

• повышение профессиональной культуры и мастерства социальных работников и социальных педагогов, специалистов другого профиля, которые принимают участие в работе с подростками;

• координация деятельности всех институтов социума на основе межведомственного подхода с постановкой в центр ее внимания интересов, прежде всего, семьи;

• поддержка обратной связи между участниками профилактической работы с подростками и их жизнеустройства в рамках городского социума и постоянная оценка эффективности этой деятельности;

• разработка и корректировка программ и проектов по отдельным направлениям социальной, педагогической и социально-культурной деятельности;

• создание развивающей социально-образовательной среды;

• пропаганда различных форм жизнеустройства подро-стков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей в средствах массовой информации;

• создание нормативно-правовой базы по вопросам работы с приемными семьями и др.

Как показывает практика, организация работы с социальными партнерами субъектов воспитательно-образовательного процесса включает в себя следующие основные этапы:

1.Определение категорий социальных партнеров.

2.Анализ существующей системы по социальнореабилитационной работе с подростками.

3. Определение собственных интересов в социальном партнерстве.

4. Подведение итогов по реализованным формам сотрудничества.

5. Определение более перспективных партнеров для развития дальнейшего сотрудничества.

6. Определение наиболее перспективных форм сотрудничества.

Опираясь на практику многолетнего сотрудничества ведущих ВУЗов г. Кемерово и учреждений социальной защиты населения, можно выделить три основные направления социального партнерства: научное руководство, социально-

проектная деятельность, студенческое движение (рис 1).

Высшие учебные заведения

Научное руководство

Социально-проектная

Деятельность

Студенческое

Движение

Реализует-

Социальное партнерство^

----------------іХ

Учреждения социальной сферы

Осуществляет

Разрабатывает~^~^> <Г^ Внедряет

Организует <Г~^~Предос

вставляет

Опорно-

экспериментальная

площадка

Социальные

проекты

База практики

Рис. 1. Модель социального взаимодействия ВУЗа и учреждений социальной сферы

1. Научное руководство. Залог успеха эффективности любого управленческого процесса - это теория, знание, научный подход, основанный на практических навыках. Использование потенциала учреждений как опорно-экспериментальных площадок научных работ аспирантов и молодых ученых повышает качество исследований, делая их практически значимыми. Результатом взаимодействия на данном направлении является совместное проведение семинаров, организация педагогической практики студентов, научно-методические разработки [5; 6].

2. Социально-проектная деятельность. В апреле 2010г. состоялось очередное заседание координационного совета по делам молодежи под председательством заместителя Главы г. Кемерово по социальным вопросам, на котором рассматривались вопросы поддержки молодежных инициатив в области

научных исследований. По результатам работы координационного совета учреждениями г. Кемерово были выделены темы и направления, в разработке которых необходим научный потенциал и участие ВУЗов города [3; 7]. Обмен информацией между социальными партнерами призван повысить эффективность разработки и реализации социально значимых проектов на уровне города.

3. Студенческое движение. Ресурсом ВУЗа в направлении сотрудничества с учреждениями социальной защиты, несомненно, является студенческое движение. Работа на летних вечерних площадках, загородных лагерях МАУ «Отдых», участие в социально значимых акциях с концертами, игровыми программами и много другое является социокультурной деятельностью студенческого волонтерского движения. Находясь в тесном контакте с детьми на улице, в лагере студенты

(имеющие знания педагогики и психологии) могут расположить ребенка на откровенный разговор. То, что подросток не расскажет взрослому, может стать предметом доверительной беседы с волонтером. Для ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, общение это способ выхода эмоционального напряжения, снятие стресса. Волонтерское движение студентов формирует профессиональные компетенции, необходимые специалисту в дальнейшей работе.

Одним из примеров плодотворного социального партнерства является сотрудничество Социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних с Кемеровским государственным университетом культуры и искусств (КемГУКИ). На основании приказа № 495 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июня 2006г. муниципальному учреждению (МУ) «Социальнореабилитационный Центр для несовершеннолетних» присвоен статус опорно-экспериментального учреждения социальной сферы, что дало новый толчок к продуктивному сотрудничеству молодых ученых и учреждения. Итогом сотрудничества явилась разработка и внедрение в деятельность Центра социальных проектов и программ, в основу которых положена концепция межведомственного взаимодействия и научный подход. Примерами взаимодействия являются социальнозначимые проекты «Росток», «Социальная поликлиника», «Социальный профилакторий». Дальнейшее развитие социального партнерства КемГУКИ и МУ «Социальнореабилитационный центр» мы видим в создании на базе данного учреждения научно-исследовательской лаборатории инновационных социокультурных технологий.

Цель создания лаборатории - научное исследование и опытно-практическая разработка актуальных проблем современного социокультурного пространства.

Основные направления деятельности лаборатории:

- исследовательское: прикладные исследования, опытнопрактическая, опытно-экспериментальная работа по актуальным проблемам социокультурного пространства; прикладные исследования по проблемам профессионального образования - подготовки бакалавров и магистров социокультурной деятельности,

- просветительское: поиск, обобщение и распространение позитивных результатов научных исследований и передового педагогического опыта в области социальнокультурных технологий через организацию и проведение научно-практических конференций, семинаров, консультаций и др.; оказание научно-методической помощи/ поддержки преподавателям КемГУКИ, руководителям учреждений социальной сферы;

- издательское: подготовка к публикации - разработка, редактирование, оформление материалов (статей, методических рекомендаций и разработок, описания и результатов опытно-экспериментальной работы и др.) по проблематике лаборатории в виде монографий, сборников, публикаций в научно-методических изданиях и средствах массовой информации;

- проектное: разработка, реализация и (или) участие в проектах по направлениям научно-исследовательской деятельности лаборатории.

Вывод: процессы, происходящие сегодня в обществе, требуют активного взаимодействия всех субъектов микросоциума. Ресурсы и научный потенциал ВУЗов г. Кемерово в социальном партнерстве с учреждениями социальной сферы позволяет найти научный подход к решению социальных проблем общества и внедрить его в практическую деятельность учреждений.

Библиографический список

1. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов. - СПб.: Питер, 2005.

2. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Юдина, А.И. Педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2006.

4. Смирнов, И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005.

5. Карташов, В.Я. Управление процессом социальной реабилитации на основе моделирования / В.Я. Карташов, Т.А. Хорошева, А.И. Юдина: монография. - Кемерово: ИПК, 2010.

6. Карташов, В.Я. Научно-методические рекомендации по оценке эффективности индивидуальных программ реабилитации в условиях организаций социальной защиты, работающих с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации / В.Я. Карташов, А.И. Юдина, Е.А. Кагакина, Т.А. Хорошева. - Кемерово: КемГУ, 2008.

7. Хорошева, Т.А. Математическое моделирование и оценка эффективности процесса социальной реабилитации детей «группы риска»: автореф. дис. ... канд. тех. наук. - Новокузнецк: СибГИУ, 2009.

Bibliography

1. Kornilova, T.V. Teen risk group / T.V. Kornilova, E. L. Grigorenko, S. D. Smirnov. - Saint-Petersburg: Piter, 2005.

2. Oliferenko, L.Y. Socio-pedagogical support of children risk group / L.Y. Oliferenko, T.I. Shulga, I.F. Dementyeva: Manual. - Moscow: Publisher «Academy», 2002.

3. Yudina, A.I. Pedagogical socialization escort of teen-agers living in a hardship: Summary of candidate on pedagogical science dissertation. - Kemerovo, 2006.

4. Smirnov, I.P. New principle of upbringing: orientation to the interest of youth . — Ekaterinburg: Publisher «Sokrat», 2005.

5. Kartashov, V.Y. Managing of social rehabilitation on the basis of modelin / V.Y. Kartashov, T.A. Horosheva, A. I. Yudina: monograph. — Kemerovo: Institute of improvement of professional skills, 2010.

6. Kartashov, V.Y. Scientific methodical recommendation on effectiveness assessment of individual programme on rehabilitation in the condition of social services, dealing with family, children, living in a hardship / V.Y. Kartashov, A. I. Yudina, E.A. Kagakina, T.A. Horosheva. — Kemerovo: Kemerovo State University, 2008.

7. Horosheva, T.A. Mathematical modeling and effectiveness assessment of social rehabilitation of children risk group: Summary of candidate on technical science dissertation. - Novokuznetsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 378:004.9

Osokina E.V. THE INTRODUCTION RESULTS OF METHODOLOGICAL SYSTEM OF TRAINING OF THE FUTURE IT EXPERTS TO COLLECTIVE WORKING OUT OF APPLIED INFORMATION SYSTEMS. T his article presents the results of the experiment on training of the future IT experts collective working out of informationtechnological products, the structure of competence of the region under consideration is opened and the mechanisms of diagnostics of its formation at students are described.

Key words: competence, the IT project, training collective working out of IT projects, an indicator, а criterion, experimental work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.