Научная статья на тему 'Модель социально-психологической безопасности субъекта отношений'

Модель социально-психологической безопасности субъекта отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1162
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ГАРМОНИЧНОСТЬ / ЗАЩИЩЕННОСТЬ / SUBJECT'S RELATIONS / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL SAFETY / SATISFACTION / HARMONICITY / IMMUNITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эксакусто Татьяна Валентиновна

Социально-психологическая безопасность рассматривается как состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью, что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL SAFETY MODEL OF SUBJECT OF RELATIONS

The social-psychological safety is considered as the state of dynamic balance dependent on the presence of harmonious, satisfying interrelations characterized by immunity. It provides for realization of an individuals spiritual-and-mental potential during life activity and save its integrity.

Текст научной работы на тему «Модель социально-психологической безопасности субъекта отношений»

Чубова Елена Павловна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: tsu@pbox.ttn.ru.

347922, . , . 2.

.: +78634312016.

Chubova Elena Pavlovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”

E-mail: tsu@pbox.ttn.ru

2, Chehova St., Taganrog, 347922, Russia.

Phone: +78634312016.

УДК 159.9: 364.1

T.B. Эксакусто

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТА ОТНОШЕНИЙ

Социально-психологическая безопасность рассматривается как состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью, что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность.

Социально-психологическая безопасность; отношения субъекта; удовлетворенность; гармоничность; защищенность.

T.V. Eksakusto

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL SAFETY MODEL OF SUBJECT OF RELATIONS

The social-psychological safety is considered as the state of dynamic balance dependent on the presence of harmonious, satisfying interrelations characterized by immunity. It provides for realization of an individual's spiritual-and-mental potential during life activity and save its integrity.

Social-psychological safety; subject's relations; satisfaction; harmonicity; immunity.

Безопасность субъектов становится на сегодняшний день приоритетной проблемой для современного общества. Затрагивая все сферы жизнедеятельности, особую актуальность безопасность приобретает в контексте человеческого ресур-

,

столько техногенно-экологического, сколько психологического (манипулирование, угрозы, конфликты, информационное воздействие и т.п.) характера. Однако, при всем многообразии исследований психологической безопасности личности и особенностей ее проявления эта проблема остается малоизученной с точки зрения межличностных отношений и общения. Именно с ростом неблагоприятных социально-психологических условий, проявляющихся в межличностных отношениях, растет число людей, испытывающих неудовлетворенность настоящим; характеризующихся отсутствием уверенности в будущем, разрушением целостности личности, снижением устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Так, в некоторых исследованиях подчеркивается большое значение социально-психологических факторов, обуславливающих опасность - безопасность субъекта, под которыми

понимаются взаимоотношения людей, система их межличностных связей. В частности Л.В. Куликов (2000), со ссылкой на Б.Г. Ананьева, отмечает, что распад социальных связей влечет ломку интраиндивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих поведение. Таким

, ,

изучение психологической безопасности посредством исследования системы социальных, прежде всего, межличностных отношений, а, следовательно, становится актуальным изучение социально-психологической безопасности (СПБ).

- , -торых основных моментах. Во-первых, можно предположить, что психологическая безопасность является родовым понятием по соотношению с социальнопсихологической безопасностью. При этом, являясь «вторичной» по соотношению с психологической безопасностью, социально-психологическая безопасность может иметь похожую модель, но с «локадизацией» в сфере межличностных отношений. Во-вторых, психологическая безопасность, как отмечает И А. Баева (2006), являясь необходимым условием существования и развития человека и общества, реализуется через определенные формы социальных взаимодействий - совмест-, -ленных отношений между ними, что «конкретизирует» ее в проявлении социально-психологической безопасности.

В процессе изучения социально-психологической безопасности важно учитывать главный «элемент» любой социальной системы - человека. Человек, наде,

людьми, совершает действия, оценивает и интерпретирует факты в силу своих знаний и представлений о них. Именно в отношениях с другими и к другим проявляется субъектность человека как «деятельного», общающегося (А.В. Брушлин-ский), как «активного деятеля труда, познания и общения» (Б.Г. Ананьев). Таким образом, именно субъект межличностных отношений, устанавливающий взаимосвязи с другими посредством общения, является одновременно субъектом социально-психологической безопасности - опасности.

Исходя из того, что основой СПБ выступают межличностные отношения субъекта логично предположить, что структура последних будет соотносится со - , -

- , . выделенных компонентов может быть описан посредством специфических условий и критериев.

Одним из условий СПБ может выступать удовлетворенность отношениями ( - -, ). как критерий положительно оцениваемой взаимосвязи, позволяющей реализовать потребности и интересы субъектов отношений. Удовлетворенность соотносится с эмоционально-мотивационным компонентом структуры социально-психологической безопасности субъекта. Другим условием СПБ выступает гармоничность отношений (критерий: высокая гармоничность - низкая гармоничность, дисгар-). , , согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Любая гармония проявляется через согласованность мнений, суждений как самого субъекта относительно своих отношений с другими, так и тех, с кем он вступает в отношения. Гармоничность соотносится с когнитивным компонентом структуры социальнопсихологической безопасности субъекта. Поведенческий (конативный) компонент СПБ дает возможность рассмотреть ее с точки зрения защищенности субъекта в условиях взаимоотношений. Еще Б.Г. Ананьев, обращаясь к мнению А.С. Макарен-

, , -мость человека по отношению к тяжелым испытаниям и сохраняет жизнеспособность в самых критических обстоятельствах. Можно предположить, что понятие защищенности достаточно сложное, комплексное явление, которое нельзя описать посредством одной характеристики. Возможно представить защищенность посредством объективного и субъективного аспектов. Объективный аспект можно описать через отсутствие (критерий отсутствие - наличие) угроз, деформаций, нарушений и трудностей в отношениях субъекта. Субъективный аспект защищенности предполагает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям (оскорблениям, угрозам, принуждению, игнорированию, манипулированию и т.п.), возникающим в процессе взаимоотношений с другими людьми, способность принимать мнения, взгля-, , . , , может выступать толерантность - интолерантность субъекта в целом и межличност-( ) .

Еще одним аспектом изучения структуры социально-психологической безопасности является рассмотрение ее с точки зрения общего, особенного и индивиду-( . . ). -, « » -тами отношений: Я сам, другие, ситуация. Так или иначе, каждый субъект (осознано ) -менными оценивая их, формируя знания о них (в том числе опираясь на предыду-), ( , ) соответствие с ними. Таким образом, формируется подструктура особенного: знания (мнения, суждения, убеждения), оценки, поведение (включая действия, интенции). Это особенное для каждого трансформируется в индивидуальное, что проявляется в ( - ),

( ), ( ) . -

, -

, .

Соответственно, можно предположить, что социально-психологическая безо-

- ( ) -циала субъекта и угрожающих условий различного генеза, проявляющееся в нали-, , -

щихся защищенностью (отсутствием деформаций, нарушений и трудностей, а

).

Интегральная система всех полюсов отношений субъекта (гармоничность -дисгармоничность, удовлетворенность - неудовлетворенность, защищенность -), - -ствия человека с миром, другими и самим собой, в основе которого лежит потенциал психологической безопасности, включающий ценностные ориентации (статический аспект), возможности к саморазвитию, личностному росту (динамический аспект), жизнестойкость (аспект «результативности»). Потенциал безопасности выступает как проявление уникальности личности, обусловленное развитием ее социально значимого мироощущения, мировосприятия и умонастроения, проявляющихся в индивидуально-неповторимой форме.

Как и любое состояние, СПБ является целостной характеристикой отношений человека к окружающему пространству в некоторый период времени относительно степени соответствия его потенциала, возможностей и статуса в данный момент как уровню его же притязаний, ожиданий, планов и надежд, так и реальным условиям социума.

Социально-психологическая безопасность - состояние, рассматривающееся как динамическая структура проявлений психики субъекта в процессе его жизнедеятельности в соответствие с условиями социальной среды. Как и любая система, СПБ человека не может находиться в статическом состоянии. Соответственно ин-тегральность и целостность социально-психологической безопасности необходимо рассматривать только во взаимосвязи с ее динамичностью. Изменение, динамика

-

возможностью преодоления трудностей, угроз, опасностей: в случае их успешного преодоления появляется возможность развития, самосовершенствования субъекта и наоборот, невозможность преодоления трудностей, угроз, опасностей различного генеза может приводить к деструктивным изменениям личности субъекта, регрессивным тенденциям в его развитии (это положение соотносится с исследованиями КА. Абульхановой, 1999; Б.К. Айгуновой, 2007; С Л. Братченко, 1997; ДА. Леонтьева, 2002, 2007; ГА. Ковалева 1987, 1989 и др.). Можно предположить, что динамичность СПБ напрямую связана с потенциалом безопасности субъекта, его способностью к саморазвитию, самосовершенствованию. Таким образом, основными свойствами социально-психологической безопасности выступают инте-( ), (« -», « » ), -( ,

, , ).

Представленная структура социально-психологической безопасности находит свое подтверждение в полученных эмпирических результатах. На первом этапе в исследовании приняли участие 165 человек в возрасте от 20 до 30 лет, мужчины и женщины: студенты старших курсов вуза (ТТИ ЮФУ) и работающие в различных профессиональных областях (профессиональная деятельность, связанная с взаимодействием в системе «человек - человек»). В целом по выборке 38 % (63 ) -

точно гармоничные, приносящие удовлетворение и «защищенные» от неблагопри-.

(преобладание позитивной направленности трех шкал или двух из трех: гармонич-, , ). -(67 %) , -

теризовать как доброжелательные, доверительные и привлекательные, которые им бы не хотелось менять. При этом они чувствуют себя в отношениях с другими защищенными от угроз и игнорирования (73 %), и малозащищенными от публичного унижения и принуждения что-либо делать против своего желания (56 %). Еще одна группа, выявленная в исследовании - группа субъектов с низкой СПБ (характеризуются негативной содержательной направленностью по трем шкалам или двум из трех: дисгармоничность, неудовлетворенность, низкая защищенность (высокая частота возникновения трудностей в общении, и тенденция к интолерант-). - 17 % (28 ).

, 16% характеризуются негативной содержательной направленностью по всем трем кри-. 3 % (5 ). -

ложить, что объясняется такой результат тем, что в исследовании принимают участие люди с достаточным социальным опытом регуляции своих социальных связей, саморегуляции. Таким образом, большинство людей способны «ре^лировать» , . описывают как сложные и напряженные, которые хотелось бы изменить. Одной из важных характеристик своих отношений (наряду с хорошими условиями общения и желанием иметь интересного собеседника) они называют возможность получить

выгоду (решить вопрос «в свою пользу»). Необходимость налаживать отношения с другими вызывает у них обычно плохое настроение (48 % данной группы), поскольку в целом свои отношения они описывают как опасные, содержащие угрозу. Третью группу респондентов (45 %, 74 человека) можно охарактеризовать как группу со , ( двум из трех) находится в «среднем» диапазоне (между гармоничностью - дисгармоничностью, удовлетворенностью - неудовлетворенностью, защищенностью -). , , -зием по подгруппе. С другой - большинство оценок попадало в интервал средних ( « », « »).

Результаты изучения содержательных особенностей социальнопсихологической безопасности позволяют сделать следующие выводы. Полученные значения по показателю гармоничности, в целом по выборке, относятся к диапазону средних значений и характеризуются стабильностью в отношениях, эмо-

. -

(4 7 )

, -

( ), значения свидетельствуют о наличии дисгармонии в отношениях, ослаблении позитивных эмоциональных связей, преобладании дизъюнктивных чувств.

Изучение удовлетворенности отношениями показало наличие достоверно значимых различий у субъектов с разной СПБ. Так, в группе с высокой СПБ: К (среднее значение коэффициента ранговой корреляции) = 8,7 (высокая удовлетворенность отношениями), в группе с низкой СПБ: К = 19,2 (неудовлетворенность отношениями); в группе со средней СПБ: К=15,7 (амбивадентность с тен).

« ».

Предпочтение отдается цветовой паре зеленый-красный. Выбор таких цветов по, -ные, созидательные, в них проявляется самостоятельность, решительность, отзывчивость и дружелюбность. Интересно, что красный цвет интерпретируется и как настороженность при опасности. Выбор цветовых ассоциаций к категории «мои »

- , - . ,

отношения с одной стороны оцениваются как эгоистичные, несправедливые, но решительные и уверенные. Все действия в этих отношениях направлены на объек-( ), , , -. , -вестные, уступчивые, зависимые, спокойные. Ощущение покоя в этих отношениях (исходя из интерпретации цветовых пар) можно добиться, лишь устранив состояние физического дискомфорта и обеспечив себе внимание со стороны окружаю.

группе со средней СПБ являются синий и зеленый и зеленый и красный. Такие сочетания означают точность, логичность и потребность доказывать свою правоту, с одной стороны. Отношения с другими описываются как добрые, спокойные, стабильные. С другой, означают независимость, решительность и стремление к завоеванию. Межличностным отношениям свойственны обязательность, борьба за свои , , ,

( ).

Коммуникативная толерантность субъектов имеет специфические особенности в зависимости от уровня социально-психологической безопасности. Так, респонденты группы с высокой СПБ (среднее по группе 46,3 баллов) характеризуют-

ся достаточно высокой коммуникативной толерантностью. Респонденты способны к принятию индивидуальности другого человека, к сокрытию или сглаживанию неприятных чувств при столкновении с некоммуникабельными качествами парт, -го или психологического дискомфорта, способны приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других. В группах с низкой СПБ показатель коммуника-

71,8 , -

.

поведения и образа мыслей других людей, категоричность или консерватизм в оценке других людей, стремление переделать, перевоспитать партнеров, неприятие или непонимание индивидуальности другого человека. Таким людям свойственны обидчивость, злопамятность, демонстрация негативных аттракций, категоричность в суждениях о других людях. В группе со средней СПБ показатель коммуникативной толерантности составил 67,1 баллов, что находится на границе с

. -

ность в оценке других, стремление перевоспитать и подогнать партнера под себя,

неумение прощать другим их ошибки.

, , -

ния гармоничности представляют собой совокупность показателей высокой социально-психологической безопасности. Субъекты с высокой СПБ характеризуются доброжелательными, доверительными стабильными отношениями, в которых проявляется самостоятельность, решительность, отзывчивость и дружелюбность .

, , точно оценивающих окружающую действительность. Таким людям свойственны эмпатийность, устойчивость, терпимость, хорошая приспособляемость. Интоле-, ( ), -кая гармоничность (с тенденцией к дисгармоничности) характерны для людей с

- . -теризовать как сложные и напряженные, в отношениях с другими приоритетным для них является возможность получить выгоду. В целом свои отношения они описывают как опасные, содержащие угрозу. Для субъектов с низкой СПБ характерна категоричность, стремление переделать, перевоспитать партнеров, неприятие или непонимание индивидуальности другого человека.

Описанная модель социально-психологической безопасности как явления, возникающего в условиях межличностных отношений и общения, с одной стороны дает возможность достаточно целостного описания данного явления, а значит, является адекватным «инструментарием» для изучения социально. ,

о возможности дальнейшего изучения различных, специфических типов социально-психологической безопасности с учетом потенциала психологической безопас-.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1.

- 230 с.

2. Брушлинский А.В. Психология стбъекта/отв. ред. ВБ. Знаков. - СПб.: Алетейя, 2003.

- 272 .

3. . . . - .: - . - , 1984. - 176 .

Экеакуето Татьяна Валентиновна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: etv01@yandex.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

.: 88634312016.

Eksakusto Tatyna Valentinovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: etv01@yandex.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634312016.

УДК 140.8

..

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

-

ЛИЧНОСТИ

Рассматривается проблема сохранения устойчивости мировоззрения личности в ситуации негативного информационного воздействия и мониторинга динамики состояния .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выявления структурных изменений, влияющих на его целостность.

Мировоззрение; открытая система; безопасность жизнедеятельности; управление; .

A.V. Yurchenko HUMAN WORLD VIEW IN A SYSTEM OF PERSONALITY'S INFOPSYCHOLOGICAL SECURITY

This paper is devoted to a problem of world view's stability in a situation of negative informational influence, as well as a problem of world view monitoring. It shows a possibility to fix human world view structure and to reveal structural changes that affect the world view's integrity.

World view; open system; life safety; management; semantic spaces.

, -ставление о том, что человечество вступает в новую стадию развития, которую называют информационным обществом. Благодаря колоссальной скорости развития средств производства, доставки, и хранения информации, именно она в наше ,

целей и играть всё большую роль в формировании и развитии различных социаль-. , такой была всегда, но сейчас к этому мощному рычагу управления личностью и массами получило доступ множество людей самых разных категорий и уровней , -ним. В связи с этим в научной сфере обозначена и очень остро проявляется проблема обеспечения информационно-психологической безопасности, которой в настоящее время активно занимаются многие отечественные ученые, например

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.