Научная статья на тему 'Модель региональной бизнес-кооперации как фактор устойчивого экономического роста региона'

Модель региональной бизнес-кооперации как фактор устойчивого экономического роста региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMICAL GROWTH / БИЗНЕС-КООПЕРАЦИЯ / BUSINESS COOPERATION / РЫНОК ТРУДА / TRADE MARKET / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксаева Ю.Э.

Одной из причин возникновения диспропорций в развитии регионального рынка труда является отсутствие налаженного взаимодействия образовательных учреждений с бизнес-структурами, что проявляется в подготовке специалистов, недостаточно ориентированных на функционирование субъектов экономики региона. Основой для решения проблем эффективности функционирования системы образования в соответствии с потребностями рынка труда, сокращения потерь и убытков в человеческих и финансовых ресурсах, увеличения показателей занятости среди населения региона может стать сетевое взаимодействие его образовательных учреждений и бизнес-структур, предполагающее совместное планирование и ответственность за подготовку кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксаева Ю.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the causes of imbalances in the development of the regional labor market is the lack of co-operation between educational institutions with businesses, which is manifested in training, not enough focused on the functioning of the economic entities in the region. Basis for addressing the functioning of the education system in accordance with the needs of the labor market, reducing losses and losses in human and financial resources, increase employment rates among people in the region can become a networking its educational institutions and businesses, implying joint planning and responsible for the preparation frames.

Текст научной работы на тему «Модель региональной бизнес-кооперации как фактор устойчивого экономического роста региона»

Ю. Э. Аксаева

МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ БИЗНЕС-КООПЕРАЦИИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНА

Аннотация

Одной из причин возникновения диспропорций в развитии регионального рынка труда является отсутствие налаженного взаимодействия образовательных учреждений с бизнес-структурами, что проявляется в подготовке специалистов, недостаточно ориентированных на функционирование субъектов экономики региона. Основой для решения проблем эффективности функционирования системы образования в соответствии с потребностями рынка труда, сокращения потерь и убытков в человеческих и финансовых ресурсах, увеличения показателей занятости среди населения региона может стать сетевое взаимодействие его образовательных учреждений и бизнес-структур, предполагающее совместное планирование и ответственность за подготовку кадров.

Ключевые слова

Регион, экономический рост, бизнес-кооперация, рынок труда, система образования.

Yu. E. Aksaeva

MODEL OF REGIONAL BUSINESS COOPERATION AS A FACTOR OF SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH OF REGION

Annotation

One of the causes of imbalances in the development of the regional labor market is the lack of co-operation between educational institutions with businesses, which is manifested in training, not enough focused on the functioning of the economic entities in the region. Basis for addressing the functioning of the education system in accordance with the needs of the labor market, reducing losses and losses in human and financial resources, increase employment rates among people in the region can become a networking its educational institutions and businesses, implying joint planning and responsible for the preparation frames.

Keywords

Region, economical growth, business cooperation, trade market, system of education.

Столкнувшись с новыми экономическими реалиями, региональные представители бизнеса ищут новые подходы, которые смогут помочь использовать некоторые из преимуществ экономической интеграции, таких как доступ на мировые рынки клиентов, товаров и услуг. Происходит осознание необходимости оценки и вовлечения человеческого капитала на уровне региона.

Одним из перспективных направлений развития региональной экономики является модель, которая сочетает в себе развитие предпринимательства,

основанного на сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями. Интерес к кластеризации экономики в последние два десятилетия сопровождается параллельно возрастающим вниманием к региону как единице анализа, несмотря на происходящие процессы глобализации [1]. Это обусловлено в том числе и процессами «глокализа-ции» — тенденцией одновременной регионализации, локализации и глобализации связей между предприятиями, инвесторами, органами власти различных уровней [2].

Кластеры обладают большей способностью к инновациям, что объясняется возможностью его участников быстро реагировать на потребности покупателей, доступом к новым технологиям, кооперацией в осуществлении научно-исследовательских работ, а также конкурентным давлением, которое стимулирует предприятия к созданию инноваций. Все указанные преимущества требуют качественно новых методов управления на основе применения инновационных информационных систем, учета взаимосвязанных интересов и территорий присутствия. Дополнительные синергетические эффекты, получаемые предприятиями внутри кластера, возможны только в случае взаимного учета интересов стратегических приоритетов кластера и территории [3].

Предпринимательские сообщества в кооперации с образовательными учреждениями могут стать фундаментальной основой конкурентного преимущества на региональном уровне. Стоит отметить, что предпринимательская деятельность в значительной степени ориентирована на местные потребности, территориальную специфику, институциональные механизмы, бизнес-среду, а также обладает уникальными знаниями в конкретной области, исходя из особенностей региона. Несмотря на мобильность бизнеса, специфика знаний остается локализованной, следовательно, региональные представители бизнеса должны сосредоточить внимание на повышении «местной» конкурентоспособности.

Глобальная интеграция и технологические изменения подготовили основу для перехода от медленного роста бюрократической корпорации к наукоемким отраслям новой экономики. С такими факторами, как скорость, инновации, гибкость, создание новых рабочих мест, необходимых для экономического роста и развития, предпринимательство и сетевое взаимодействие могут стать ключевыми факторами в продвижении регионального экономического роста.

Основой функционирования сетевого взаимодействия региональной бизнес-кооперации станет: спецификация отраслей производства; укрепление связей между предприятиями и образовательными учреждениями; разработка стратегии для содействия эффективному развитию региональной бизнес-кооперации; техническая поддержка, инвестиции и доступ к венчурному капиталу будет основой развития сетевого взаимодействия.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 29.04.2008 № 1465-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г.», в котором определены отрасли и комплексы, составляющие основу производительных сил Краснодарского края, с целью создания региональной бизнес-кооперации определим следующие отрасли экономики: агропромышленный, строительный, транспортный, промышленный, санаторно-курортный и туристический комплексы. Данные отрасли вносят основной вклад в ВРП края и являются потенциалом для создания высокооплачиваемых рабочих мест, возможности экспорта, инноваций, концентрации занятости в регионе и развития конкурентных преимуществ.

Анализируя предпринимательский климат Краснодарского края по большинству индикаторов, характеризующих развитие малого бизнеса, мы приходим к выводу, что Кубань входит в первую пятерку российских регионов. В крае на 1 января 2014 г. зарегистрировано 5998 единиц малых предприятий (без микропредприятий). В 2013 г. на малых предприятиях (без микропредприятий) число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 204,7 тыс. человек. Оборот малых предприятий в 2013 г. составил 447428,0 млн руб. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели сегодня создают треть валового регионального продукта.

Наиболее высокими темпами предпринимательство развивается в потребительской сфере, промышленности и строительстве [4].

Научно-технический и образовательный потенциал Краснодарского края имеет значительный вес, это [5]:

- 135 научно-исследовательских и конструкторских организаций, 35 высших учебных заведений, 85 филиалов высших учебных заведений, более 45 научно-технических подразделений на промышленных предприятиях;

- 127 государственных и негосударственных средних профессиональных образовательных учреждений, более 15 образовательных учреждений подготовки и переподготовки кадров;

- информационные центры, центр трансферта технологий, организации, оказывающие консалтинговые услуги.

Данная ситуация характеризует перспективу развития механизмов, позволяющих обеспечивать коммерческое применение научно-исследовательских разработок и создания на основе данных разработок, пользующуюся спросом, конечную продукцию.

Содействие развитию предпринимательских знаний и компетенций на всех этапах системы образования должно быть реализовано через учебные планы образовательных учреждений для всех возрастов (от школьников до студентов и специалистов, повышающих квалификацию). В качестве обязательного предмета «Предпринимательство» не предусмотрено для различных уровней образования Федеральными государственными образовательными стандартами. В рамках региональной бизнес-кооперации в вузах предполагается обучение основам предпринимательства в свободном доступе независимо от специальности, на которой обучается студент. Также образовательные учреждения должны развивать реализацию инновационных идей и поощрять творческие подходы в решении поставленных задач перед обучающимися. Эта работа выходит за рамки преподавания предпринимательства и требует более

фундаментальных реформ традиционных методов преподавания и оценки знаний студентов.

Например, в г. Армавире Краснодарского края в ЧОУ ВПО «СевероКавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий» в целях содействия развитию предпринимательства функционирует «Бизнес-парк СКИБИИТ». Студенты указанного вуза, начиная со второго-третьего курса обучения, генерируют идеи и приступают к разработке собственных бизнес-планов. Бизнес-планы, прошедшие экспертную комиссию, рекомендуются к реализации в Бизнес-парке СКИБИИТ. Студенты получают организационно- финансовую, информационно-консалтинговую поддержку Фонда учредителей СКИБИИТ для практической реализации своего бизнес-проекта. В процессе реализации собственного проекта в Бизнес-парке студенты получают навыки и опыт ведения собственного бизнеса. Проект предполагает льготное и безвозмездное бизнес-инкубирование для определенных категорий граждан (лица с ограниченными физическими возможностями, малообеспеченные граждане и т. д.). Предприятия, доказавшие свою жизнеспособность и достигшие практических результатов деятельности «переносятся» в экономику города.

Несмотря на то, что образовательные учреждения являются условием функционирования региональной бизнес-кооперации, просто присутствие вузов в сетевом взаимодействии не приведет к развитию его научно-исследовательского потенциала. Для достижения максимального успеха необходимы совместные усилия, организованные двусторонним процессом взаимодействия науки и производства, направленные на развитие управленческих компетенций, поиск источников финансирования разработок, повышения квалификации и обучения персонала в соответствии с потребностями регионального рынка труда. Предприятия должны поглощать знания, генерируе-

мые в научно-образовательной среде, в противном случае они будут экспортироваться вне региональной бизнес-кооперации. Учитывая, что вузы обладают возможностью импорта знания в региональную бизнес-кооперацию, частью которой они и являются, их следует выдвигать на ключевые позиции. Благодаря своей связи с регионами, государством и странами, образовательные учреждения являются частью виртуальной сети знаний. Привлечение внешних знаний, которые могут быть реализованы с учетом специфики региона, могут сделать бизнес-кооперацию более конкурентоспособной.

На сегодняшний день актуальны структурные репозиционирования вузов в целях более полного удовлетворения технологических потребностей рынка труда. Все больше и больше интереса развивается вокруг «третьей миссии» высших учебных заведений. Этот тезис поддерживают две традиционные миссии, реализуемые вузами, — процесс преподавания и научные исследования. Должна быть интегрирована и третья: академическая способность обеспечивать непосредственный вклад в развитие производства.

Нормативно-правовая база является одной из важных областей, которая может способствовать развитию малого бизнеса, однако налоговая нагрузка, сложность работы с общественностью, бюрократия по-прежнему остаются основными препятствиями в организации собственного бизнеса для многих потенциальных предпринимателей. В связи с этим многие страны в настоящее время уделяют особое внимание решению данного вопроса, стремясь уменьшить регу-ляторное бремя на малый бизнес. Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к ним относятся: финансирование научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности и т. д. [6]

Хотя государственные чиновники все чаще предпринимают усилия для оказания помощи в содействии предпринимательской деятельности, эффект от их деятельности снижается из-за недостаточной организационной культуры и структуры аппарата. Кроме того, недостаточно подготовленные сотрудники могут препятствовать развитию новых направлений или инициации новых проектов. Общественный и частный сектор служащих, который работает над программами в области развития предпринимательства, должен быть в курсе проблем, стоящих перед малым бизнесом. Это может потребовать целенаправленного обучения или привлечения большего числа людей, имеющих опыт работы в бизнес-структурах и в государственном секторе.

Территориальная обобщенность сетевого взаимодействия также имеет значение для согласованности действий стратегического развития, поддержки и привлекательности среди предпринимателей. Действительно, существует тесная связь между территориальной интервенцией, эффективностью инновационной политики и трансфера технологий, определяющая оптимальные направления деятельности со значительным влиянием на инновационные траектории развития и результат.

Региональная локализация является оптимальным местом для строительства сетей взаимоотношений между основными участниками инновационного цикла (вузы, исследовательские центры, и компании) и взаимосвязей между научными и технологическими компетенциями и территориальными производственными системами. Поддерживая

развитие этих отношений, регион может генерировать постоянный эффект мультипликатора в производстве знаний и инновационной деятельности, кроме того, малые и средние предприятия смогут стать участниками данного процесса.

Многочисленные научные данные свидетельствуют о том, что предприниматели хотели бы работать в территориальной близости, и что венчурные фонды отдают предпочтение предприятиям в пределах географической доступности. Это означает, что более локализованная модель региональной бизнес-кооперации является более желательной. Существует, однако, необходимость некоторой

критической массы в обеспечении спектра услуг, необходимых предпринимателям, не последним из которых являются квалифицированные специалисты. В связи с этим региональную бизнес-кооперацию следует рассматривать в масштабе, который имеет экономический смысл, независимо от территориальных границ с целью максимизации выгоды для региона в целом.

Показатели эффективности деятельности предлагаемого сетевого взаимодействия могут быть представлены набором показателей и индексов, приоритетных для определенной отраслевой специфики (рис. 1).

Оценочные индексы эффективности региональной бизнес кооперации

л л 11

Планирование Процесс Результат

л И

- соответствие стратегии развития региональной бизнес кооперации целям, задачам и планам проекта;

- технико-экономические цели проекта;

- определение направлений деятельности региональной бизнес-кооперации;

- привлечение потенциальных участников сетевого взаимодействия;

- маркетинговый анализ рынка региона

- соответствие технико-экономическим целям проекта;

- вовлечение субъектов малого бизнеса;

- управление результатом;

- построение сетевого взаимодействия;

- создание новых рабочих мест;

- оценка конкурентоспособности региональной бизнес кооперации;

- повышение квалификации персонала

- рост числа компании;

- количество новых продуктов и услуг;

- вклад и объем производства, экспорта, занятости;

- инвестиции в научно-исследовательскую деятельность;

- достижение цели, технологический результат;

- финансовый результат;

- вклад в развитие региональной отрасли промышленности

— Индексная оценка эффективности сетевого взаимодействия [7]

Рисунок 1

Стоит также отметить, что предпринимательство включает в себя больше, чем просто стартапы. Рост и развитие предприятия должны быть составной частью любой предпринимательской стратегии, и критерии оценки должны это отражать. Этапы развития предприятий должны измеряться и оцениваться с целью обеспечения надлежащей поддержки на различных этапах жизненного цикла предпринимательской деятельности. Это полезная концептуальная модель управления портфелем компаний на разных стадиях развития.

Итак, основным результатом сетевого взаимодействия является повы-

шение эффективности управления бизнесом. Предприятия в региональной бизнес-кооперации имеют легкий доступ к входным ресурсам, необходимым для ведения бизнеса, включая поставщиков, бизнес-услуги, рабочую силу. Они также могут обеспечить высокий уровень качества товаров и услуг по низким ценам в короткие сроки из-за территориальной локализации.

Влияние сетевого взаимодействия более значимо в инновационной деятельности в области маркетинга, производства, построения бизнес-моделей, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности и технологиях.

Повышение эффективности бизнеса и инновационных компаний в региональной бизнес-кооперации может привести к развитию определенной отрасли в целом, а также способствует созданию новых рабочих мест в регионе. Региональные возможности внедрения и реализации инноваций укрепляют национальную конкурентоспособность и являются фактором, влияющим на сбалансированное развитие национальной экономики. Графически модель региональной бизнес-кооперации представлена на рисунке 2 [7].

Предлагаемая модель региональной бизнес-кооперации показывает дей-

ствие рассматриваемых объектов на потенциал конкурентоспособности и взаимовлияние факторов на конкурентные преимущества региона.

Таким образом, региональная кооперация бизнеса и образования — это взаимосвязанные группы фирм, которые получают конкурентные преимущества за счет передачи знаний между представителями бизнеса, производства, науки и образования, географически обособленные границами региона, сосредоточенные вокруг определенной отрасли или связанные смежными отраслями промышленности и сферы услуг.

Государственное регулирование

Макроэкономическая ситуация в стране

тг

Социальная политика

.........

Региональная инновационная экономика

Сетевое взаимодействие

1

Высшее профессиональное образование

Рынок труда

Миграция трудовых ресурсов

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС-КООПЕРАЦИЯ

Инвестиции

Развитие обеспечивающих систем

Научно-исследовательская и инновационная среда

Рыночная инфраструктура производства

Финансовые ресурсы, венчурные фонды

Система подготовки и переподготовки кадров

Формирование новых инвестиционно привлекательных предприятий

Конкурентоспособное производство товаров и услуг

Рост внутреннего регионального продукта

Высокое качество трудовой жизни населения региона

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Рисунок 2 — Графическое изображение модели формирования региональной

бизнес-кооперации [7]

При сетевом взаимодействии активно протекают процессы перелива капитала, опыта знаний, ведь основа функционирования региональной бизнес-кооперации — это взаимосвязи между многими типами и видами организационных структур. Предприниматели и венчурные капиталисты, бизнес-новаторы и высококвалифицированные ученые должны построить взаимовыгодное взаимодействие для экономического развития бизнес-кооперации, результаты деятельности которого будут способствовать социально-экономическому развитию региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Storper S. Regional economies as relational assets [Electronic resource]. — URL : http://time.dufe.edu.cn/spti/article/ storper/RegEcRelAssets.pdf.

2. Быкова А. А. Исследование условий формирования и функционирования региональных инновационно-промышленных кластеров // Управление кластерами в региональной экономике. — Новочеркасск : УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2010.

3. Фомин Е. П., Назаров М. А., Федосеева С. В. Развитие взаимодействия объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры : моногр. — Самара : изд-во СамГЭУ, 2009.

4. Краснодарский край. Статистический ежегодник. 2011 [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. — URL : http://www.krsdstat.ru.

5. Инновационная деятельность Краснодарского края [Электронный ресурс] // Международный деловой портал «Инвестиции. Инновации. Бизнес». —

URL : http://www.spb-venchur.ru/regions/ 86/innovatekras.htm.

6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 (ред. от 28.12.2013).

7. Аксаева Ю. Э. Рынок труда и система образования (региональный аспект). — Армавир : СКИБИИТ, 2013.

Bibliographic list

1. Storper S. Regional economies as relational assets [Electronic resource]. — URL : http://time.dufe.edu.cn/spti/article/ storper/RegEcRelAssets.pdf.

2. Bykov A. A. Study of the conditions of formation and functioning of regional innovation and industrial clusters // Cluster management in the regional economy. — Novocherkassk : UOC «Nabla» SRSTU (NPI), 2010.

3. Fomin E. P., Nazarov M. A., Fe-doseyeva S. V. Development of interaction objects innovation and infrastructure investment: monograph. — Samara : SamGEU, 2009.

4. The Krasnodar Territory. Statistical Yearbook. 2011 [Electronic resource] // Territorial part of the Federal State Statistics Service of the Krasnodar Territory. — URL : http://www.krsdstat.ru.

5. Innovative activity Krasnodar Territory [Electronic resource] // International Business Portal «Investments. Innovation. Business». — URL : http://www.spb-venchur.ru/regions/ 86/ innovatekras.htm.

6. On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation : Federal Law № 209-FZ of 24.07.2007 (as amended on 28.12.2013).

7. Aksaeva Yu. E. The labor market and the education system (regional aspect). — Armavir : SKIBIIT, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.