Научная статья на тему 'Модель развития универсальных учебных действий у будущих учителей информатики'

Модель развития универсальных учебных действий у будущих учителей информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / TEACHERS’ TRAINING / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / SPECIAL COMPETENCES / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутикова Маргарита Ивановна, Морозова Ирина Вениаминовна

Данная статья посвящена вопросу развития универсальных учебных действий у будущих учителей информатики. Охарактеризована модель развития универсальных учебных действий, которые выступают начальным уровнем сформированности специальных компетенций будущих учителей информатики. Показана связь между результатом обучения студентов – специальными компетенциями – и набором базовых умений – универсальными учебными действиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутикова Маргарита Ивановна, Морозова Ирина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of universal educational actions development of future computer science teachers

The article considers development of universal educational actions of future computer science teachers. The authors describe a model of universal educational actions development, which generates a primary level of the special competences formation of the future computer science teachers. The research shows a relation between the special competence as an education result and the universal educational actions as a number of basic skills.

Текст научной работы на тему «Модель развития универсальных учебных действий у будущих учителей информатики»

УДК 37

Шутикова Маргарита Ивановна

доктор педагогических наук, профессор кафедры математики и информатики Череповецкого государственного университета dom-hors@mail.ru

Морозова Ирина Вениаминовна

доцент кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики Вологодского государственного педагогического университета dom-hors@mail.ru

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Shutikova Margarita Ivanovna

D.Phil. in Education Science, Professor of the Mathematics and Computer Science Department, Cherepovets State University dom-hors@mail.ru

Morozova Irina Veniaminovna

Assistant Professor of the Department for Information Technologies and Technique of Computer Science Teaching, Vologda State Pedagogical University dom-hors@mail.ru

MODEL OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS DEVELOPMENT OF FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHERS

Аннотация:

Данная статья посвящена вопросу развития универсальных учебных действий у будущих учителей информатики. Охарактеризована модель развития универсальных учебных действий, которые выступают начальным уровнем сфор-мированности специальных компетенций будущих учителей информатики. Показана связь между результатом обучения студентов - специальными компетенциями - и набором базовых умений - универсальными учебными действиями.

Ключевые слова:

высшее профессиональное образование, педагогическое образование, специальные компетенции, универсальные учебные действия, информационные технологии в образовании.

The summary:

The article considers development of universal educational actions of future computer science teachers. The authors describe a model of universal educational actions development, which generates a primary level of the special competences formation of the future computer science teachers. The research shows a relation between the special competence as an education result and the universal educational actions as a number of basic skills.

Keywords:

higher vocational education, teachers’ training, special competences, universal educational actions, information technologies in education.

В настоящий момент современная школа претерпевает серьезные изменения, связанные с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) общего образования, результатом освоения которых является формирование системы универсальных учебных действий (далее - УУД). Концепция, предложенная в Программе развития УУД, называет универсальные учебные действия основой образовательного и воспитательного процесса [1, с. 2].

Одной из основных проблем введения ФГОС является недостаточная степень готовности учителя к работе по формированию у учеников системы УУД. Это происходит из-за незнания учителями значения и содержания универсальных учебных действий и недостаточно высокого уровня их развития у педагогов.

Только учитель, владеющий на высоком уровне какими-либо знаниями и умениями, сможет обеспечить достаточный уровень сформированности этих знаний и умений у своих учеников. Именно поэтому, сегодня необходимо включать в систему подготовки будущих учителей вопросы, направленные на развитие системы универсальных учебных действий.

Рассматривая процесс обучения будущих учителей информатики, компетентностную модель выпускника можно охарактеризовать уровнем сформированности общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций. Если первые два вида компетенций определяются образовательным стандартом для направления «педагогическое образование», то последний вид является специфическим для каждой дисциплины и определяется вузом.

Рассматривая возможности формирования специальных компетенций в процессе освоения дисциплины «Современные информационные технологии в работе учителя информатики», можно выделить ряд специфических для нее специальных компетенций, определяемых вузом (СКВ):

1. Готов к использованию современных информационных технологий при проектировании учебного процесса для обеспечения своей профессиональной деятельности (СКВ-1).

2. Умеет квалифицированно оценивать качество и отбирать информационные электронные образовательные ресурсы в соответствии с дидактическими целями учебного процесса для обеспечения индивидуализации и интенсификации обучения (СКВ-2).

3. Владеет современными методами отбора, структурирования и представления учебной информации для использования ее в учебной деятельности (СКВ-3).

4. Способен использовать современные информационные и коммуникационные технологии для конструирования и разработки индивидуальных информационных электронных образовательных ресурсов (СКВ-4).

В процессе подготовки будущих учителей информатики уровень сформированности специальных профессиональных компетенций будет определяться степенью развития универсальных учебных действий.

Для возможности установления связи между универсальными учебными действиями и выделенными выше специальными компетенциями определим набор анализируемых действий.

Согласно монографии С.А. Бешенкова, Э.В. Миндзаевой, И.И. Трубиной «Развитие универсальных учебных действий в общеобразовательном курсе информатики», можно выделить группу из двенадцати основных действий, в той или иной форме присущих всем блокам УУД. Авторы называют такие универсальные действия, как: выделять, называть, читать, описывать, объяснять, формализовать, моделировать, создавать, оценивать, корректировать, использовать, прогнозировать [2, с. 65].

На основе анализа Программы развития УУД и работы С.А. Бешенкова определим содержание этих действий следующим образом:

Выделять - умение выделять познавательную цель, осуществлять поиск информации и способов действия для достижения цели, выделять элементы из целого, расчленять его на части, распознавать признаки объектов.

Называть - умение называть и грамотно использовать названия объектов, систем и их частей, определять признаки объектов.

Читать - умение осознанного чтения названий объектов, систем и их частей, а так же характеристик и свойств объектов, в том числе составленных с использованием различных специальных обозначений.

Описывать - умение самостоятельно описывать объекты, системы, их признаки и характеристики, в том числе с использованием различных специальных обозначений и программных средств.

Объяснять - умение объяснить способ достижения цели и причины его выбора, охарактеризовать объект или систему, сделать выводы в результате их анализа.

Формализовать - умение представлять выбранный объект, процесс или явление в виде некоторой формальной системы.

Моделировать - умение осуществлять построение моделей объектов явлений и процессов для их последующей формализации.

Создавать - умение создавать формальные информационные объекты, отражающие разные понятия, отношения, свойства.

Оценивать - умение осуществлять адекватную оценку явлений и процессов, а так же проверку и оценку выбранных способов деятельности, рефлексию своей учебной и совместной деятельности с партнером.

Корректировать - умение вносить в случае необходимости изменения в план или способ действий в процессе решения конкретной задачи.

Использовать - умение пользоваться специальными терминами, средствами и информационными объектами.

Прогнозировать - умение предвидеть результат деятельности, а так же планировать свою деятельность для достижения определенного результата.

Данный подход к раскрытию содержания УУД позволяет выделить взаимосвязи между ними и специальными компетенциями дисциплины «Современные информационные технологии в работе учителя информатики».

Модель развития универсальных учебных действий у будущих учителей информатики в процессе изучения данной дисциплины состоит из четырех взаимосвязанных компонентов: целевого, методологического, оценочного и результативного.

Целевой компонент модели обосновывает основные принципы обучения - применение компетентностного, коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов,

целью педагогический деятельности и условиями, необходимыми для развития универсальных учебных действий.

Основной целью реализации модели является развитие УУД у будущих учителей информатики и с ней взаимосвязаны такие педагогические условия, как методические, личностные и организационные.

Методические педагогические условия характеризуются:

- разработкой и реализацией модели развития УУД у будущих учителей информатики;

- использованием коммуникативно-деятельностного подхода при организации учебной деятельности.

Разработка и реализация модели развития УУД студента как теоретической основы практической деятельности преподавателя предполагает наличие цели, задач, принципов, а также психолого-педагогических и методических средств развития УУД студентов в образовательном процессе.

Использование коммуникативно-деятельностного подхода при организации учебной деятельности. Понятие технологии и управления в значительной мере в современном обществе связаны с практической деятельностью. При этом коммуникативная деятельность, то есть деятельность в процессе коммуникации (общения, взаимосвязи), является базисным элементом характерных для современной информационной цивилизации моделей познавательной, практической и общественной деятельности.

В группе личностных педагогических условий можно выделить следующие аспекты:

- учет профессиональной направленности студентов при отборе и построении содержания курса;

- учет индивидуальных особенностей и уровня подготовки студентов;

- учет профессиональной направленности студентов при отборе и построении содержания курса. Цель обучения учителей информатики связана с их обеспечением профессионально-ориентированной подготовки. Поэтому содержание заданий при их обучении должно быть таковым, чтобы они получали практический опыт будущей профессии.

- учет индивидуальных особенностей и уровня подготовки студентов. Данное условие предполагает учет не только способностей и возможностей обучаемых, но и их желаний, предпочтений и интересов.

Таким образом, педагогическое воздействие на обучаемого принесет ожидаемые результаты только когда оно будет опираться на истинный уровень психофизиологических возможностей личности. По этой причине необходимо предварительно выявить начальный уровень сформированности универсальных учебных действий.

К организационным педагогическим условиям относим:

- использование оптимального сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;

- использование проектной технологии как базовой в процессе осуществления педагогической деятельности;

- использование оптимального сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работ предполагает при проведении учебных занятий сочетание заданий, ориентированных на различные формы работы. Использование той или иной формы организации работы зависит от уровня учебного задания (первичное усвоение умения или применение полученных навыков в новой практико-ориентированной ситуации).

Целью реализации данного условия является повышение качества освоения студентами учебного материала, формирование специальных компетенций, что в целом способствует повышению уровня профессионального становления будущих педагогов.

Использование проектной технологии как базовой в процессе обучения предполагает проработку учебного материала, определение целевой установки педагогического процесса. Содержит как небольшие индивидуальные учебные проекты, так и итоговый групповой проект.

В результате осуществления этого условия формируются навыки целеполагания, анализа, оценки результатов своего труда, коммуникативные навыки, развиваются способности к самостоятельному обучению, появляется возможность практического применения теоретических знаний при выполнении проектов.

Методологический компонент модели развития УУД у будущих учителей информатики содержит описание содержания обучения (курс «Современные информационные технологии в работе учителя информатики»), а так же используемые средства, формы и методы.

Предложенная дисциплина построена в соответствии с блочно-модульным принципом построения курса и разделена на три макромодуля, каждый из которых направлен на достижение определенных целей.

В рамках курса происходит знакомство с теоретическими аспектами создания информационных электронных образовательных ресурсов (далее - ИЭОР), а также с некоторыми технологиями для создания информационных ресурсов; формирование методических и информационно-технологических навыков необходимых для планирования, конструирования и создания отдельных компонентов ИЭОР; рассмотрение технологических основ и средств использования информационных технологий для обеспечения учебного процесса; практическое конструирование информационных электронных образовательных ресурсов.

В процессе обучения будущих учителей должны использоваться активные методы обучения, которые способствуют осуществлению коммуникативно-деятельностного, а через него компетентностного подходов в обучении. Данные методы направлены, во-первых, на развитие коммуникативных способностей, то есть на формирование навыков общения, сотрудничества, диалога, и, во-вторых, на самостоятельное овладение навыками в ходе практической учебной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы обучения, в силу своей специфики, реализуют основные положения и являются способом осуществления коммуникативно-деятельностного подхода. Обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности.

В рамках занятий курса «Современные информационные технологии в работе учителя информатики» используются такие методы, как проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой, метод проектов, групповые обсуждения, баскет-метод, деловые игры.

Оценочный компонент модели характеризует результаты обучения, определяемые формируемыми специальными компетенциями на четырех уровнях сформированности каждой: допороговом, пороговом, повышенном и высоком. Данные уровни выделяются для возможности поэтапного формирования специальных компетенций.

Допороговый уровень сформированности специальных компетенций соответствует минимальным входным требованиям. Этот уровень должен быть сформирован у студентов первого курса и развиваться в дальнейшем процессе обучения. Будем ассоциировать данный уровень компетенций с УУД, он будет являться базовым набором умений студентов, которые будут развиваться в дальнейшем.

Пороговый уровень - уровень, обязательный для всех выпускников вуза по завершении освоения дисциплины. Соответствует способности обучающегося решать некоторые типовые задачи формируемой деятельности, отдельным способностям ориентироваться в условиях задачи, но, возможно, с неверным выбором или применением методов ее решения.

Повышенный уровень сформированности специальных компетенций будем определять умением решать ограниченные одинаковым условием группы задач и умением отбирать способы их решения.

Высокий уровень сформированности специальных компетенций будем характеризовать способностью решать любые задачи профессиональной направленности разными способами с учетом существующих условий задачи.

Результативный компонент демонстрирует процесс достижения результата обучения -развития универсальных учебных действий у студентов через формирование специальных компетенций.

Результатом реализации данной модели является изменение уровня развития УУД у будущих учителей информатики. Степень развития универсальных учебных действий характеризуется переходом студентов от допорогового к более высоким уровням сформированности специальных компетенций.

Современная методическая подготовка будущих учителей информатики, ориентированная на освоение системы универсальных учебных действий, которые служат идеологической основой ФГОС, способствует формированию специальных компетенций будущих учителей информатики.

При использовании в качестве интегрированной системы, позволяющей сформировать выделенные компетенции, обучение конструированию информационных электронных образовательных ресурсов одновременно и системно развиваются и связанные со специальными компетенциями универсальные учебные действия.

Ссылки:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. URL: http://standart.edu.ru/attachment.aspx7idH27 (дата обращения: 16.10.2013).

2. Бешенков С.А., Трубина И.И., Миндзаева Э.В. Развитие универсальных учебных действий в общеобразовательном курсе информатики // Департамент образования и науки Кемеровской обл., Кузбас. регион. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. Кемерово, 2010. 111 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.