Научная статья на тему 'Модель развития познавательной самостоятельности у студентов гуманитарных специальностей на основе дидактической компьютерной среды (model of humanitarian students' cognitive independence development basing on didactic computer medium)'

Модель развития познавательной самостоятельности у студентов гуманитарных специальностей на основе дидактической компьютерной среды (model of humanitarian students' cognitive independence development basing on didactic computer medium) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СРЕДА / ГУМАНИТАРНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / COGNITIVE INDEPENDENCE / DIDACTIC COMPUTER MEDIUM / A HUMANITARIAN SPECIALITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / A MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батдалова Юлдуз Измутдиновна

В статье рассматривается авторская модель развития познавательной самостоятельности будущих учителей-гуманитариев с использованием дидактической компьютерной среды, включающая теоретическую, практическую и методическую подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батдалова Юлдуз Измутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author's model of developing future humanitarian-teachers' cognitive independence with the use of a didactic computer medium including theoretical, practical and methodological training is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Модель развития познавательной самостоятельности у студентов гуманитарных специальностей на основе дидактической компьютерной среды (model of humanitarian students' cognitive independence development basing on didactic computer medium)»

Вестник Ставропольского государственного университета

66/2010

ш±

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ

Ю. И. Батдалова

MODEL OF HUMANITARIAN STUDENTS' COGNITIVE INDEPENDENCE DEVELOPMENT BASING ON DIDACTIC COMPUTER MEDIUM

Batdalova U. I.

The author’s model of developing future hu-manitarian-teachers' cognitive independence with the use of a didactic computer medium including theoretical, practical and methodological training is presented in the article.

Key Words: cognitive independence, didactic computer medium, a humanitarian speciality, professional activity, a model.

В статье рассматривается авторская модель развития познавательной самостоятельности будущих учителей-гуманитариев с использованием дидактической компьютерной среды, включающая теоретическую, практическую и методическую подготовки.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, дидактическая компьютерная среда, гуманитарная специальность, профессиональная деятельность, модель,

УДК 378.2

Глубокие изменения, происходящие в социальной и экономической жизни общества, неизбежно ведут к повышению требований качества подготовки будущих специалистов, в частности, учителей-гуманитариев. Сущность новых требований к организации обучения в вузе состоит в создании условий, обеспечивающих последующую эффективную профессиональную деятельность с учетом быстрого изменения содержания труда и необходимости эффективного обновления прикладных знаний.

Для реализации этих требований необходимо изменить подходы к организации познавательной самостоятельности студентов. Одним из таких подходов является создание и использование дидактической компьютерной среды вуза.

В настоящее время подготовка специалиста к профессиональной деятельности осуществляется путем ориентации на единые образовательные стандарты высшего профессионального образования, определяющие уровень подготовки специалиста как в образовательном, так и в профессиональном аспектах.

Самым надежным методологическим ориентиром в теории развития личности в последнее время выступает системный подход.

Мы считаем, что решение проблемы формирования познавательной самостоятельности обучающихся может быть осуществлено только на системной основе.

Ю. И.Батдалова Модель развития познавательной самостоятельности у студентов гуманитарных...

Рассматриваемая нами проблема также базируется на системном подходе. При этом выявляется психолого-педагогические условия формирования познавательной самостоятельности студентов гуманитарных специальностей на основе дидактической компьютерной среды.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объясни-

тельные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации. Параллельно этому, идет процесс использования программных средств и систем учебного назначения (пакетов программных средств (ППС) учебного назначения) для поддержки традиционных методов обучения. При этом программным средствам (системам), используемым в учебных целях, передаются в какой-то мере обучающие функции и, следовательно, каждая программа должна строиться сообразно дидактическим принципам обучения, определяющим дидактические требования к подобным средам. Вместе с тем, методика преподавания каждого учебного предмета в свою очередь учитывает своеобразие и особенности соответствующей науки, поэтому правомерно говорить о методических требованиях к ППС, которые предусматривают специфику и своеобразие каждой конкретной науки и соответствующего ей учебного предмета. Определяя педагогические требования, предъявляемые к дидактическим компьютерным средам (ДКС), необходимо учитывать также обоснование выбора темы для ДКС, аргументированное определенными методическими целями, и обеспечивать проверку педагогической эффективности использования ДКС.

Помимо этого, при разработке ДКС необходимо учитывать еще и ряд других факторов: возрастные и индивидуальные

особенности учащихся, обеспечение доброжелательной и тактичной формы обращения к ученику, возможность повторных обращений к программе в случае неудачной попытки. Все это обусловливает позитивный фон общения пользователя с ЭВМ, определяя эргономические требования к содержанию и оформлению ДКС. Большое значение при разработке ДКС уделяется удобству и "прозрачности" пользования программой, обеспечивая процесс ее применения необходимым сервисом, простотой использования, гарантией устойчивости от несанкционированного нажатия клавиш, надежностью, возможностью легкого возврата на исходные позиции, рассылкой по сети (в условиях использования комплекта учебной вычислительной техники), возможностью переноса на ЭВМ другого типа. Вышеперечисленное определяет технические требования к ДКС, соблюдение которых крайне важно, ибо малейшее отклонение от них может привести к дискредитации самой идеи использования компьютера в учебном процессе.

Общеизвестно, что разработка компьютерных сред, используемых в учебных целях, представляет собой очень сложный процесс, требующий коллективного труда не только учителей, методистов, программистов, но и психологов, гигиенистов, дизайнеров. В связи с этим правомерно предъявлять комплекс требований к разрабатываемым ДКС, чтобы их использование не вызывало бы отрицательных (в психологопедагогическом или физиолого-гигие-ническом смысле) последствий, а служило бы целям интенсификации учебного процесса, развития личности обучаемого.

Нами сконструирована процессуальная модель развития познавательной самостоятельности будущих учителей-гуманитариев в условиях дидактической компьютерной среды педагогического вуза (рис. 1). Модель значительно расширяет представления о сложном междисциплинарном характере решаемых задач в сфере развития познавательной самостоятельности студентов гуманитарных специальностей педвуза.

Механизмы коррекции включаются после процедуры сравнения достигнутого

66/2010 Вестник Ставропольского государственного университета

Цель: Сформировать высокий уровень познавательной самостоятельности у студентов гуманитарных специальностей в условиях дидактической компьютерной среды

Задачи Средства Организационно- Принципы

педагогические

1. Совершенствование содержания самостоятельной работы студентов

2. Создание дидактической компьютерной среды педвуза

условия

Дидактическая компьютерная среда педвуза

1 г

Информатиз тельного про вуза; проект педвуза; соз для професс ческой самор іция образова-странства пед-ирование ДКС дание условий ионально-твор-еализации

Системность Целостность Открытость Вариативность Ресурсная обеспеченность

Направления профессиональной подготовки будущих учителей-гуманитариев в условиях педвуза

Теоретическая подготовка

Дисциплины: «Информатика»,

«Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе» в бакалавриате и «Компьютерные технологии в науке и образовании» в магистратуре

Методическая подготовка

Выполнение творческих проектов, практические,

лабораторные работы по разделам дисциплин информатики и ИКТ, а также междисциплинарных мультимедийных проектов

Практическая подготовка

Педагогическая практика на 4-5 курсах (использование на

уроках авторских разработок)

Организация самостоятельной работы студентов в условиях дидактической компьютерной среды педвуза (этапы / курсы обучения)

Критерии оценки

Мотивационный Волевой Содержательно-операционный

Уровни

низкий средний высокий

і

Результат: сформированность познавательной самостоятельности у студентов в условиях ДКС

Рисунок 1. Модель развития познавательной самостоятельности у студентов гуманитарных специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Ю. И.Батдалова Модель развития познавательной самостоятельности у студентов гуманитарных...

результата с поставленными задачами и целью. Коррекционно-рефлексивный механизм модели состоит в установлении обратной связи в системе цель-результат, в динамизации всего педагогического процесса, стимулировании самосовершенствования личности.

Процесс изучения дисциплин теоретической подготовки «Информатика» и «Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе» сопровождался соответствующим материалом и заданиями, размещенные в ДКС. В методической подготовке студентов использовались возможности ДКС для выполнения творческих проектов, практических, лабораторных работ по разделам информатики и ИКТ, подготовки к педагогической практике с использованием ресурсов дидактической компьютерной среды педвуза. В практической подготовке студентов ресурсы ДКС использовались для приобретения творческого опыта в курсовой, выпускной квалификационной работе и на педагогических практиках.

С целью определения эффективности экспериментальной работы оценивалась организация самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей в условиях дидактической компьютерной среды педвуза в сравнении с традиционным подходом по 10-балльной шкале.

Анализ полученных данных показывает, что эксперты по всем показателям критерия качества усвоения учебной информации дали более высокую оценку самостоятельной работе студентов в дидактической компьютерной среде по таким параметрам, как полнота усвоения научной и учебной информации, степень новизны информации,

своевременность и систематичность ее получения.

В формирующем эксперименте нами были определены уровневые характеристики развития компонентов познавательной самостоятельности студентов

Полученные результаты демонстрируют, что в экспериментальной группе произошли существенные количественные и качественные изменения, характеризующие развитие основных структурных компонентов познавательной самостоятельности будущих учителей гуманитариев.

Динамику уровневых характеристик развития познавательной самостоятельности студентов контрольной и экспериментальной групп определили по этапам эксперимента, которая показала, что разработанные модель и технология развития познавательной самостоятельности позволяют студентам полнее раскрыть заложенный в них частично-поисковый и исследовательский потенциал, развить навыки самостоятельной работы, приобрести умения самостоятельно находить нужную информацию, поиска новых путей решения ставящихся перед ними задач.

Об авторе

Батдалова Юлдуз Измутдиновна, Дагестанский филиал Российского государственного педагогического университета, соискатель кафедры теории и методики обучения математике и информатике ДГПУ, преподаватель математики и информатики. Сфера научных интересов - проблемы использования компьютерных технологий в профессиональной подготовке будущих учите-лей-гуманитариев. timur.60@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.