Научная статья на тему 'Модель развития нравственно-правовой культуры студента ссуза'

Модель развития нравственно-правовой культуры студента ссуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF THE STUDENTS' MORAL AND LEGAL CULTURE DEVELOPMENT / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL / MORAL AND LEGAL CULTURE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юртаева Татьяна Борисовна

В статье представлена структурно-функциональная модель развития нравственно-правовой культуры студента, отражающая стратегию и тактику процесса. Обоснованы методологические, сущностные и содержательные характеристики разработанной модели, воспроизведены стороны связи, этапы, критерии и уровни исследуемого развития нравственно-правовой культуры студента ссуза в процессе преподавания экономических дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юртаева Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and Legal Culture Development Model of Secondary Educational Institution Students

This article presents the structural and functional model of the students' moral and legal culture development. This model reflects the strategy and tactics of the process. We have also grounded methodological, essential and substantial characteristics of the model, reproduced connections, stages, criteria and levels of the process under consideration.

Текст научной работы на тему «Модель развития нравственно-правовой культуры студента ссуза»

УДК 377.5 ББК 430/49

Юртаева Татьяна Борисовна

аспирант кафедра педагогики высшей школы Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург Yurtaeva Tatyana Borisovna Post-graduate Chair of Higher School Pedagogics Orenburg State Pedagogical University Orenburg

Модель развития нравственно-правовой культуры студента ССУЗА Moral and Legal Culture Development Model of Secondary Educational Institution Students

В статье представлена структурно-функциональная модель развития нравственно-правовой культуры студента, отражающая стратегию и тактику процесса. Обоснованы методологические, сущностные и содержательные характеристики разработанной модели, воспроизведены стороны связи, этапы, критерии и уровни исследуемого развития нравственно-правовой культуры студента ссуза в процессе преподавания экономических дисциплин.

This article presents the structural and functional model of the students’ moral and legal culture development. This model reflects the strategy and tactics of the process. We have also grounded methodological, essential and substantial characteristics of the model, reproduced connections, stages, criteria and levels of the process under consideration.

Ключевые слова: развитие, структурно-функциональная модель, нравственно-правовая культура, структурно-функциональная модель развития нравственно-правовой культуры студента.

Key words: structural and functional model, moral and legal culture, development, structural and functional model of the students’ moral and legal culture development.

Особенности современной экономической системы России (сохраняющаяся определенная степень риска, постепенный переход от «экономики потребления и распределения» к «экономике знаний»), требуют не только высокого уровня профессиональной экономической подготовки выпускников со средним специальным образованием, выражающегося в способности ориентироваться в сложных экономических ситуациях, готовности к анализу экономических процессов, прогнозировании эффективности экономических решений, но и владения развитой нравственно-правовой культурой.

Актуальность развития нравственно-правовой культуры студента диктуется нормативно-правовой базой. В национальной доктрине образования до 2025 г. сформулированы меры по совершенствованию экономического образования: «...воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью» [1, с. 3]. Содержание развития нравственно-правовой культуры определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, закрепленными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.): «законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики социальной сферы, качество труда и общественных отношений» [2, с. 6].

К сожалению, наше исследование показывает, что не все выпускники ссузов отличаются нравственно-правовой культурой. Результаты опроса (1064 студентов экономических специальностей) показали, что 47,4% респондентов не смогли определить сущность понятия; 57,8% не умеют анализировать ситуации в соответствии с законодательством; 45,29% не умеют предупреждать противоправные действия экономических субъектов. Однако более половины респондентов стремятся в будущей деятельности следовать нравственно-правовым нормам, хотят их узнать.

Новые ФГОС среднего профессионального образования в подготовке экономиста предусматривают увеличение в объеме теоретического обучения доли экономических дисциплин (69,89% учебного времени). При этом лишь 2% отводится на изучение правовых дисциплин. Понимание этого позволяет рассматривать экономические дисциплины в качестве ведущего фактора в развитии нравственно-правовой культуры студента ссуза, требует поиска педагогических условий, технологий, разработка моделей указанного процесса.

Нравственно-правовую культуру студента ссуза мы рассмотрели как интегративное личностное качество, отражающее уровень его знаний сущности нравственно-правовых норм, принципов, явлений, выступающих регулятором правомерного поведения персонифицированного субъекта в экономической

деятельности, готового нести ответственность не только за результаты, но и за последствия своих действий. В нашем исследовании выявлены её функции: гносеологическая (знание нравственно-правовых норм, принципов, явлений); оценочная (рефлексия собственной деятельности, жизненных явлений); регулятивная (ответственность как регулятор экономической деятельности); прогностическая (прогнозирование результатов и последствий экономических действий); развивающая (обеспечивает совершенствование личностных качеств человека культуры).

Изучение паспорта и профессиограмм экономических специальностей сделали возможным выработать критерии (мотивационно-ценностный, гностический, деятельностный) и показатели исследуемого понятия, включающие:

- знания: сущности понятия «нравственно-правовая культура» и способов её развития; нормативно-правовых актов, регулирующих экономические отношения;

- умения: анализировать нравственно-правовые ситуации; находить нравственно-правовые способы преодоления противоречий в экономике; использовать знания как критерий правильного решения экономической ситуации;

- стремление студента к развитию нравственно-правовой культуры; осознание её значения в деятельности экономиста.

Логика процесса развития нравственно-правовой культуры студента ссуза в процессе преподавания экономических дисциплин нашла отражение в структурно-функциональной модели, включающей систему взаимосвязанных блоков. Инвариантный блок составляет совокупность подходов: культурологический, ориентирующий студента на диалог с культурой, способность к нравственноправовому культурному саморазвитию; личностно-деятельностный, способствующий активности студента и самостоятельной организации своей деятельности; компетениностный, позволяющий ориентировать студента на развитие нравственно-правовой культуры как неотъемлемой составляющей профессиональной подготовленности; принципов (субъектности, гуманистической направленности, системно-деятельностный, социальной адекватности), функций.

В вариативной части модели последовательно представлены цель, этапы, содержание, педагогические условия, результат. Диагностическая основа модели включает критерии (мотивационно-ценностный, гностический, деятельностный) и уровневые показатели развития нравственно-правовой культуры студента. Структурно-функциональная модель (рис. 1) является открытой (цель выходит на социальный заказ подготовки будущего специалиста) и динамичной (встраивается в изменяющиеся условия).

При конструировании модели мы учитывали, что функционирование любой модели подчинено той или иной цели. Представленная цель - развить нравственно-правовую культуру студента - с одной стороны, учитывает право человека на свободный выбор жизненного пути, с другой стороны, её реализация содействует становлению конкурентоспособного специалиста, ориентированного на нравственно-правовые ценности [3, с. 58]. Указанная цель является признаком, объединяющим в комплекс выявленные нами педагогические условия:

- обогащение содержания экономических дисциплин путем включения вариативной системы нравственно-правовых задач (простых, сквозных, комплексных), способствующих повышению положительных мотивов студента к развитию нравственно-правовой культуры;

- использование современных гуманитарных технологий (модульная, проектная, кейс-стади, портфолио), создающих субъект-субъектное пространство взаимодействия в процессе преподавания экономических дисциплин;

- подготовка педагога к решению проблем развития нравственно-правовой культуры студента, повышающей уровень рефлексивного профессионализма педагога.

В ходе моделирования стало очевидным, что структура и функционирование модели зависит от ряда факторов: тип учебного заведения, на базе которого проводится апробация модели, инвариантных и вариативных сфер исследуемого процесса, диверсификации образования и образовательных программ [4, с. 116].

Цель

развить нравственно-правовую культуру студента

Подходы: Принципы:

-суоъектносги. %ЛйАЛЛЛЛЛЛЛА\\ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ>

- культур о логический - гуманистическои

- компетентностныи направленности.

- личностно-деятельностный - системно-деятельностныи.

- соттиальнои адекватности

Этапы

1. Подготовительный

2. Содержательно-

развивающий

3. Оценочный

X К

ы Л

п X

х &

|Ь! н

О к

к X

и к зк о X £ ь

о

■13 ы

Й к

К

и

X о Ь£ X

щ у из Е

Ю с-

К К X о? п Ш О п

£ X 2 к 3 РП

1-і О

— ш

ш X

о Си X Й СО

К и о гп

р X •-и

■и о

X ПЇ

ё о 15 о

о

8

СЙ С-

Формы и методы работы

- проблемная лекция - дискуссия -«круглый стол»

- лекция-диалог - семинар - сравнительный анализ

- самостоятельная работа - решение кейса - консультация

-работа с нормативными документами - проектирование

Критерии

мотивационно-ценностныи ■ гностический

Уровни

- высокий

- выше среднего

- удовлетворительный

- низкий

Результат

студент, обладающий нравственно-правовой культурой

Рис. 1. Структурно-функциональная модель развития нравственноправовой культуры в процессе преподавания экономических дисциплин

Специализация учебного заведения во многом определяет специфику модели организации процесса развития нравственно-правовой культуры студента. Разумеется, в ссузах различной направленности данный процесс характеризуется элементами единства как в методологических исходных посылках, так и в конкретном преподаваемом материале, с другой стороны, - предполагает дополнительную конкретизацию применительно к специфике учебного заведения и специальности. Системообразующим фактором содержательного компонента модели на каждом этапе развития нравственно-правовой культуры являются особенности образовательных программ СПО, которые определяются Государ-ственными образовательными стандартами:

- соотношение теоретической и практической подготовки;

- соотношение между общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовкой;

- цели и задачи каждого этапа подготовки;

- готовность к будущей профессиональной деятельности.

Ставя задачи развития нравственно-правовой культуры студента ссуза, следует учитывать порядок изучения образовательной программы. В научной литературе выделены последовательная, параллельно-последовательная, параллельная схема подготовки профессиональных кадров (Т.Ю. Ломакина, Т.Э. Мангер, А.К. Коллегов). С учетом сроков обучения, базового образования и уровня подготовки будущего специалиста, наиболее рациональным порядком, на наш взгляд, является последовательное изучение программы, которое предполагает поэтапное последовательное изучение образовательной программы от низшего уровня к высшему, при этом каждый последующий этап строится на знаниях предыдущего, т.е. реализуется преемственность.

Разработанная модель послужила теоретической и практической основой для реализации концепции развития нравственно-правовой культуры студента ссуза. В опытно-экспериментальной работе показано, что модель позволяет повысить уровень сформированности у студента всех компонентов нравственноправовой культуры. При её помощи мы решили исследовательских задач:

осуществили диагностику индивидуального уровня развития нравственноправовой культуры студента; построили процесс преподавания экономических дисциплин согласно принципам, обеспечивающим постепенный переход студента к более высокому уровню развития нравственно-правовой культуры; осуществили выбор целесообразных средств, содержания, условий деятельности студента в процессе изучения экономических дисциплин; на более высоком уровне подготовили студента к будущей профессиональной деятельности путем развития его нравственно-правовой культуры.

Библиографический список

1. РФ. Министерство образования и науки РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. -23 с.

3. Соколова, Л.Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности: монография / Л.Б. Соколова. - Саратов, 2007. 172 с.

4. Соколова, Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя / Л.Б. Соколова. - Оренбург, 1999. - 280с.

Bibliography

1. Daniluyk, A.Ya. Conception of Spiritual and Moral Development and Upbringing of a Rus-sin Citizen’s Personality / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - Enlightenment, 2009. -23 p.

2. Sokolova, L.B.. Culturological Content of Pedagogical Activity: Monograph / L.B. Sokolova. - Saratov, 2007. - 172 p.

3. Sokolova, L.B. Pedagogical Activity Culture Forming of a Future Teacher // L.B. Sokolova. - Orenburg, 1999 -280 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. The Russian Federation. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Federal State Educational Standard of High Professional Education on Speciality 080114 “Economics and Accountancy (by Sectors).

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 811.511 ББК 81.66.3

Водясова Любовь Петровна

доктор филологических наук, профессор кафедра мордовских языков Мордовский государственный педагогический институт

им. М. Е. Евсевьева г. Саранск Жнндеева Елена Александровна доктор филологических наук, профессор

кафедра литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт

им. М. Е. Евсевьева г. Саранск Vodyasova Lyubov Petrovna Doctor of Philology,

Professor Chair of the Mordovian Languages Mordovian State Pedagogical Institute named after М. E. Evsevyev

Saransk

Zhindeeva Elena Alexandrovna

Doctor of Philology,

Professor

Chair of the Literature and Methods of Teaching Literature Mordovian State Pedagogical Institute named after М. E. Evsevyev

Saransk

Перифраза как средство создания связности и образности текста в произведениях мордовских писателей1 Circumlocution As a Means of Creating Cohesion and Text Imagery in the Works by the Mordovian Writers

Перифраза (перифраз) относится к имплицитному типу смыслового повторения компонентов текста. Это удобный вид связи, так как каждый элемент соотносимого ряда выполняет двойную функцию: 1) соединяет отдельные предложения в целое; 2) служит средством создания образности, опорой для введения новой информации, даёт возможность избежать тавтологии. В каждом таком повторе единица текста получает новые оттенки денотативного или коннотативного значений.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме «Современный литературный процесс Мордовии в контексте развития новейшей русской литературы» (ГК П381 от 07 мая 2010 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.