Научная статья на тему 'Модель развития критического мышления у будущих учителей информатики в процессе обучения дисциплинам информагического цикла'

Модель развития критического мышления у будущих учителей информатики в процессе обучения дисциплинам информагического цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
575
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лудова Ольга Михайловна

В статье описывается трехэгапная модель развития критического мышления у будущих учителей информатики в процессе обучения дисциплинам информатического цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лудова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель развития критического мышления у будущих учителей информатики в процессе обучения дисциплинам информагического цикла»

3. Козлова, А. В. Проблемы уровня жизни населения [Текст] / А. В. Козлова, М. Г. Чурина // Материалы межвуз. научн. - практ. конф. «Проблемы экономики России в условиях глобализации, Иркутск, 25 марта 2002 г. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002.-С. 48-51.

4. Лига, М. Б. Качество жизни как основа социальной безопасности [Текст]: монография / М. Б. Лига - М.: Гардарики, 2006. - 223 с.

5. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / А. Р. Малер. - М.: АРКТИ, 2000. - 123 с.

6. Пенкин, Е. Н. Качество: прошлое, настоящее, будущее [Текст] / Е. Н. Пен-кин // Стандарты и качество. - 2006. - № 1. — С. 47-54.

7. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2008. - 383 с.

УДК 33.04

Лудова Ольга Михайловна

Преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики Тобольской государственной социально-педагогической академии имени Д. И. Менделеева, olga-ludova@ya.ru, Тобольск

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ИНФОРМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Ludova Olga Mikhaylovna

Teacher of the chair of informatics and methodics of informatics teaching in Tobolsk state social and pedagogical Academy named after D. I. Mendeleev, olga-ludova@ya.ru, Tobolsk

THE MODEL OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF INFORMATICS TEACHERS-TO-BE IN THE PROCESS OF TEACHING SUBJECTS OF INFORMATION BLOCK

Изменения, происходящие в общеобразовательной школе, предполагают ориентацию образования не столько на усвоение учащимися определенной суммы знаний, сколько на развитие их личности и способностей. Реализация данной задачи может быть под силу только самостоятельному, активному, толерантному, критически мыслящему учителю.

В настоящее время активный интерес многих педагогов привлечен к развивающим технологиям, одной из которых является технология развития критического мышления. Вопросы, связанные с формированием критического мышления, отражены в работах как зарубежных исследователей (К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, Д. Халперн и др.), так и отечественных

105

ученых (М. В. Кларин, С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская, А. С Шаров и др.). Несмотря на разнообразие трактовок понятия «критическое мышление», можно отметить, что они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга, и предполагают проявление человеком психической, эмоциональной, познавательной активности, которая должна быть направлена на решение конкретной проблемы [1].

Под критическим мышлением будущего учителя информатики будем понимать вид мыслительно-оценочной деятельности, проявляющейся в специальных умениях, формирующихся в процессе обучения дисциплинам ивформатического цикла, необходимых для эффективного решения профессиональных задач.

В структуре критического мышления будущих учителей информатики можно выделить три компонента: мотивационный, когнитивный и деятельностный.

Мотивационный компонент предполагает наличие познавательной мотивации без которой человек не может мыслить критически.

Чтобы критически относиться к определенным фактам, высказываниям, гипотезам необходимо быть, прежде всего, хорошо ориентированным в той области знаний, к которой они относятся. Такие предметные знания составляют когнитивный компонент критического мышления.

В когнитивном компоненте выделим также интеллектуальные умения: анализировать информацию, проводить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать информацию, сопоставлять информацию из разных источников.

В деятельностном компоненте выделим следующие рефлексивные умения: умение оценивать результаты своей деятельности, осуществлять самооценку и самоконтроль. Поведенческие умения составляют: умение поддерживать диалог, вступать в дискуссию, задавать вопросы различных типов, признавать ценность высказываний товарищей. Кроме того, в деятельностный компонент отнесем умение делать аргументированные выводы, выдвигать гипотезы, планировать и прогнозировать, подвергать сомнению степень обоснованности суждений, учитывать и оценивать разные точки зрения.

Анализ процесса обучения студентов дисциплинам информатического цикла позволяет констатировать, что указанные показатели, проявляющиеся в деятельности студентов, не всегда находятся на должном уровне. Поэтому задача развития критического мышления является важной и актуальной в процессе подготовки учителей информатики.

В последнее время в нашей стране, благодаря разработкам американских педагогов, получила распространение педагогическая технология развития критического мышления. Структура данной педагогической технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данном случае термин «технология» не предполагает алгоритмическую заданность, механистичность.

Это, скорее, «открытая система стратегий, обуславливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста» [2].

В основе технологии лежит следование трем фазам: Вызов - Осмысление - Рефлексия.

Фаза вызова. Одной из важнейших задач этой фазы является самостоятельная формулировка студентом собственных целей обучения, что создаст необходимые предпосылки постановки внутренних мотивов к процессу учения. Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является активизация студентов. Важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. При этом преподаватель может сочетать приемы индивидуальной и групповой работы. В случае успешной реализации фазы вызова у студентов возникает мощный стимул для работы на следующем этапе -получения новой информации.

Фаза осмысление. На этом этапе основной задачей является отслеживание понимания студентами изучаемого материала. Если помнить о том, что на фазе вызова студенты определили направления своего познания, то преподаватель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. При реализации данной фазы важно поддерживать интерес и активность студентов, созданные во время фазы вызова, стимулировать студентов к постановке новых вопросов.

Фаза рефлексии. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения. На фазе рефлексии студенты систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям. Наиболее целесообразно на данной фазе комбинировать индивидуальную и групповую работу. Различные виды письменных работ можно сочетать с устной рефлексией.

Технология развития критического мышления предполагает применение определенных приемов, каждый из которых может быть направлен на совершенствование показателей критического мышления у будущих учителей информатики. В рамках базовой модели «Вызов - Осмысление - Рефлексия» могут быть использованы разнообразные, достаточно хорошо известные и апробированные на практике приемы.

На фазе «Вызов» можно использовать следующие приемы: парная и групповая мозговая атака, «Ассоциация», «Ключевые термины», «Перепутанные логические цепи», «Инструкции», «Разбивка на кластеры», таблица «Знаем / Хотим узнать / Узнали», «Денотатный граф», «Толстый» и «Тонкий» вопросы.

На фазе «Осмысление» в качестве основных приемов могут быть: система маркировки текста «Инсерт», «Взаимоопрос», «Взаимообучение», «Чтение с остановками», таблица «Плюс - Минус - Интересно», «Двойные дневники», «Ромашка вопросов», «Лист решения проблем», «Таблица аргументов».

На фазе «Рефлексия» целесообразно применение следующих приемов: парная мозговая атака / парное подведение итогов, возвращение к ключевым терминам, возвращение к кластерам, возвращение к таблице «Знаем / Хотим узнать / Узнали», «Маркировочная таблица», возвращение к двойным дневникам, «Пятиминутное эссе», «Синквейн», «Шесть шляп мышления».

На основе изучения опыта преподавания дисциплин ияформатического цикла в педагогическом вузе, а также результатов анкетирования преподавателей, нами был сделан вывод о том, что в процессе предметной подготовки не уделяется достаточного внимания вопросам развития критического мышления у будущих учителей информатики. Причины этого положения различные. Это и нехватка учебного времени, и недостаточное владение преподавателями приемами развития критического мышления, и отсутствие специальной методической литературы. В то же время большинство респондентов согласны с тем, что выпускники педагогических вузов, в частности, будущие учителя информатики, должны быть творческими, критически мыслящими личностями.

В силу междисциплинарного характера информатика обладает богатыми возможностями для развития критического мышления студентов. История науки позволяет глубже понять сущность основных достижений какой-либо отрасли данной науки, осознать современное состояние и правильно оценить перспективность тех или иных направлений развития. В этой связи, потенциал истории информатики может быть успешно реализован для развития критического мышления у будущих учителей информатики.

Полученные результаты привели нас к выводу о необходимости разработки модели развития критического мышления у будущих учителей информатики. Разработанная нами модель состоит из целевого, диагностического, процессуального и оценочно-результативного компонентов.

Целевой компонент предполагает постановку конечной цели - развитие критического мышления у будущих учителей информатики в процессе обучения дисциплинам информатического цикла, - которая направляет и регулирует данный процесс.

Основное назначение диагностического компонента: констатация исходного уровня развития критического мышления. Оценка уровня развития критического мышления выполнялась по составляющим его компонентам с помощью соответствующих тестовых методик.

Процессуальный компонент описывает этапы процесса развития критического мышления. Разработанная нами модель развития критического мышления у будущих учителей информатики включает три этапа: начальный, основной и заключительный.

Суть начального этапа', включение в содержание дисциплин информатического цикла заданий, направленных на отработку мыслительных умений и критичности ума. На данном этапе преподаватели на различных этапах занятий используют приемы технологии развития критического мышления, создавая тем самым, условия для формирования познавательной мотивации

студентов, развития интеллектуальных умений. Приоритет на данном этапе отдается формированию мотивационного и когнитивного компонентов критического мышления.

Суть основного этапа: введение в программу предметной подготовки курса «История информатики», основными целями которого являются: формирование у будущих учителей информатики представлений об истории возникновения и развития информатики, истории развития отечественной и зарубежной вычислительной техники, развитие критического мышления.

Проведение курса осуществляется в соответствие с технологией развития критического мышления у студентов. В результате происходит дальнейшее развитие интеллектуальных умений, формирование коммуникативных навыков и рефлексивных умений. На данном этапе уделяется внимание формированию всех компонентов критического мышления.

Суть заключительного этапа: совершенствование показателей критического мышления. Сформированные на предыдущих этапах качества критически мыслящего человека становятся опорой в учебно-исследовательской деятельности студентов, во время написания курсовых и выпускных квалификационных работ, во время прохождения педагогической практики. В рамках дисциплины «Теория и методика обучения информатике» преподаватели особое внимание уделяют практическому применению студентами приемов технологии развития критического мышления в будущей профессиональной деятельности. На заключительном этапе приоритет отдается совершенствованию рефлексивных умений деятельностного компонента.

Рассмотрим характерные для каждого этапа цели, содержание, основные формы, средства и методы обучения.

Определение целей развития критического мышления на каждом этапе является первостепенной задачей, поскольку от этого будет зависеть отбор содержания, средств, форм и методов обучения. Проектируя цели каждого этапа модели, важно учитывать, что критическое мышление включает в себя три компонента: мотивационный, когнитивный и деятельностный, которые проявляются как во внешних факторах, регулирующих поведение и деятельность, так и во внутренних - индивидуальных особенностях личности. Следовательно, система целей каждого этапа должна обеспечивать развитие каждого компонента критического мышления. Мотивационный компонент предполагает формирование познавательной мотивации, устойчивых внутренних профессиональных мотивов, формирование индивидуально и социально значимых мотивов.

При проектировании целей обучения, направленных на формирование когнитивного компонента, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности студентов. Большое значение приобретает воспитание ответственности, самостоятельности, коммуникативных умений, самоконтроля.

Результативное формирование деятельностного компонента может быть достигнуто при реализации следующих целей: овладение коммуникативными умениями, умения ставить оценку и самооценку, планировать свою деятельность.

Цели определяют следующий компонент - содержание. На начальном этапе развития критического мышления содержание дисциплин информа-тического цикла мы предлагаем дополнить историческими сведениями. Это могут быть, например: биографические очерки ученых-информатиков; рассмотрение предпосылок возникновения предмета и исторических периодов становления предмета; история становления терминов; краткое описание исторического периода, при котором было сделано открытие; перспективные направления разработок.

В качестве содержания основного этапа может выступать курс, основной целью которого будет развитие критического мышления у студентов. Необходимо тематику курса определить таким образом, чтобы в процессе обучения у студентов формировались навыки критического мышления. С одной стороны, такой курс должен содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла, с другой стороны, быть гуманитарной направленности, т. к. это позволит работать с текстами, вести диалоги и дискуссии, использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы (что отражает основные положения технологии развития критического мышления). Кроме того, одним из принципов современного образования является принцип гуманитаризации, который в настоящее время рассматривается как средство развития студентов и предполагает увеличение доли культурологических и исторических элементов. Еще одним важным моментом в процессе обучения дисциплинам информатического цикла в педагогическом вузе является подготовка студентов к исследовательской деятельности. Если обратиться к программе кандидатского экзамена «История и философия науки» то можно увидеть, что одним из компонентов современной культуры мышления является историзм, а история науки рассматривается как основа новой информационной культуры.

Нам представляется значимой «идея персонализации» образовательного процесса, т. е. усиление биографического компонента содержания. Рассмотрение идей через призму жизни известных людей способствует усилению личностно значимого аспекта, что создает условия для самовыражения, самореализации выпускника в профессии, социуме.

Не менее важно, на наш взгляд, осуществление междисциплинарных связей, так как интеграция содержит когнитивный, интеллектуальный потенциал развития критического мышления, усиливает эмоциональный компонент содержания, позволяя формировать у будущих учителей информатики более широкий и целостный взгляд на мир, место человека в нем, динамику приоритетов, что нам представляется особенно важным для становления критически мыслящей личности. Все вышесказанное довольно полное отражение может найти в курсе «История информатики».

На заключительном этапе преподаватели особое внимание уделяют совершенствованию показателей критического мышления. В рамках дисциплины «Теория и методика обучения информатике» демонстрируется профессиональная значимость материала и ближайшие перспективы его практического применения в будущей профессиональной деятельности.

Важным моментом при моделировании процесса развития критического мышления у студентов является определение наиболее эффективных форм, методов и средств обучения на каждом этапе.

Напомним, что на начальном этапе развития критического мышления учебная деятельность студентов направлена на формирование мотивационного компонента. Основными формами организации работы на данном этапе являются традиционные для вуза лекции, семинарские занятия и лабораторные работы. Наиболее эффективными методами на данном этапе являются стратегии работы с текстом, диалогический метод, метод постановки вопросов. На семинарских занятиях целесообразно, на основании критического анализа и обобщения информации, составление кластеров, таблицы «Плюс - Минус - Интересно» и др.

На основном этапе развития критического мышления наибольшее внимание уделяется привлечению студентов к постоянной активной учебной деятельности, что подразумевает дальнейшее применение методов и приемов, активно используемых на первом этапе. Наряду с аудиторной формой организации учебной работы, на этом этапе целесообразно использовать внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Среди всего многообразия средств обучения предпочтение может быть отдано компьютерным средствам обучения.

На заключительном этапе особое внимание было обращено на методическую подготовку будущих учителей информатики. На данном этапе наиболее оптимальными являются методы проблемного обучения - исследовательский, диалогический, эвристический. Наиболее эффективными приемами на этом этапе могут быть: обнаружение ошибок при разрешении проблем путем организации дискуссий, научных споров; рецензирование своих и чужих сочинений, рефератов (критический анализ текста); обсуждение научных статей; написание эссе; формирование умений доказательству или опровержению гипотез, выдвинутых в прошлом в науке, а также при разрешении проблем современности; создание на занятиях условий для формирования навыков объективной оценки и самооценки. Основными формами работы являются индивидуальные консультации, конференции, учебно-исследовательская работа и т. д.

Основное назначение последнего компонента построенной модели - оценочно-результативного -заключается в определении результативности процесса развития критического мышления у будущих учителей информатики. Блок коррекции используется в том случае, если необходима корректировка методической системы. Построение модели развития критического мышления предполагает определение ожидаемого конечного результата: повыше-

ние уровня сформированности каждого компонента и, как следствие, уровня развития критического мышления в целом.

Экспериментальная проверка предлагаемой нами модели развития критического мышления у будущих учителей информатики в процессе обучения дисциплинам информатического цикла, которая предусматривает поэтапное развитие критического мышления в процессе обучения дисциплинам информатического цикла, насыщенных историческим материалом, использование предлагаемых форм, методов и средств обучения, способствующих эффективному формированию компонентов критического мышления, и результаты статистического анализа подтвердили ее эффективность.

Библиографический список

1. Биккулова, Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования [Текст] / Г. Р. Биккулова // Инновации в образовании. - 2009. - № 3. -С. 4-17.

2. Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.