Научная статья на тему 'Модель развития конфликтологической компетентности студентов экономических специальностей'

Модель развития конфликтологической компетентности студентов экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЭКОНОМИСТА / ECONOMIST'S VALUE ORIENTATIONS / CONFLICTOLOGIC COMPETENCE / ECONOMIC SPECIALITIES STUDENTS / EDUCATION MODEL / CONFLICTOLOGIC COMPETENCE DEVELOPMENT CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинкова Т. А.

В данной статье представлена модель развития конфликтологической компетентности студентов экономических специальностей, состоящая из целевого, организационно-методического и критериально-оценочного блоков и комплекса педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model for Inoculation of Conflictologic Competence among Students Majoring in Economic Specialities

The article deals with the model for equipping students with skills to develop conflictologic competence. The model is composed of aim, organisational, methodic, criteria evaluative blocks and pedagogical conditions complex.

Текст научной работы на тему «Модель развития конфликтологической компетентности студентов экономических специальностей»

№ 1, 2009

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Т. А. Савинкова, старший преподаватель кафедры экономической теории и практики Магнитогорского государственного университета,

tanusha26@inbox.ru

В данной статье представлена модель развития конфликтологической компетентности студентов экономических специальностей, состоящая из целевого, организационно-методического и критериально-оценочного блоков и комплекса педагогических условий.

Ключевыге слова: конфликтологическая компетентность; студенты экономических специальностей; модель обучения; условия развития конфликтологической компетентности; ценностные ориентации экономиста.

Эффективность профессиональной деятельности будущего экономиста зависит от многих факторов: характера профессиональной среды, уровня профессионализма и развитой профессиональной культуры.

В современных условиях рыночной экономики приоритетную роль играют экономические качества личности, входящей в социоэкономическую систему хозяйствования. Таковыми являются экономичность, хозяйственность, наличие экономического мышления, экономической ответственности, предприимчивости, деловитости, толерантности,коммуникативности, а также умение разрешать профессиональные конфликты.

Поворот российского образования к человеку, к гуманистическим идеям вызвал повышенный интерес педагогов к построению различных моделей обучения, направленных на развитие сущностных сил студентов. Моделирование — один из наиболее универсальных способов представления методики обучения в форме схемы, таблицы или чертежа. Нами была разработана модель развития конфликтологической компетентности студентов экономических специальностей. Заметим, что при ее разработке учитывалось влияние не всех факторов, а лишь тех, которые могли непосредственно оказать влияние на процесс развития конфликтологической компетентности студентов (уровень знания о конфликте, отношение студентов к образованию, интересы, потребности в расшире-

нии контактов, практический опыт взаимодействия в конфликтах и т. д.).

Конфликтологическая компетентность будущего специалиста в области экономики рассматривается нами как качество личности, обусловленное типом сознания и проявляющееся в способности ценностно и осмысленно достигать общности позиций с коллегами и партнерами в экономической сфере по коммерческим и финансово-экономическим вопросам на основе информационного обмена, выработки стратегии взаимодействия, принятия и понимания другого человека.

Предлагаемая нами модель определяется социальным заказом на формирование активных экономических субъектов общества, компетентностных специалистов в области экономических конфликтов. Она представлена в виде целостной системы, состоящей из взаимосвязанных блоков: целевого, организационно-методического и критериально-оценочного (рисунок).

Целевой блок включает в себя цель модели развития конфликтологической компетентности студентов и ее задачи. Соотношение целей и результата определяет качество образования. Основной целью исследуемой нами модели является развитие конфликтологической компетентности студентов экономических специальностей. Цель конкретизируется в задачах, к которым относятся: 1) формирование знаний о конфликтах в экономической сфере; 2) развитие умений

© Савинкова Т. А., 2009 43

управлять экономическими конфликтами; 3) развитие ценностных ориентаций в области продуктивного общения.

Первые две задачи обусловлены структурой и содержанием модели конфликтологической компетентности будущего экономиста, основными компонен-

тами которой являются знания об экономических конфликтах и умения управлять ими. Постановка третьей задачи диктуется тем, что ценностные ориентации выступают важным фактором, регулирующим ценностно-мотивационную сферу личности.

1 А Результат: переход на более высокий уровень развития конфликтологической компетентности

1 I

Содержание: — когнитивный Средства: Уровни:

Задачи: — формирование знаний об экономических конфликтах; — развитие умений управлять экономическими конфликтами; — развитие ценностных ориентаций компонент; — деятельнопрактический компонент; — ценностный компонент — задачи; — ситуации; — игры и др. — низкий; — средний; — высокий

Цель: развитие конфликтологической компетентности студентов экономических специальностей Принципы: — активности обучающихся; — единства теории и практики; — эффективности; — преемственности Формы: — дискуссии; — сюжетноролевые, деловые игры и др. Критерии: — знания об экономических конфликтах; — умения управлять экономическими конфликтами; — ценностные ориентации в управлении экономическими конфликтами; — коммуникативные качества

Социальный заказ: компетентностный специалист в области экономических конфликтов Подходы: — интерактивный; — акмеологи-ческий Методы: — проблемный; — дискуссионный; — игровой Показатели: — объем знаний об экономических конфликтах; — умение управлять экономическими конфликтами; умение выбирать стиль поведения в конфликте; — уважение к личности; ценность истины решения экономической проблемы; — толерантность, эмпатия, коммуникабельность

Целевой блок Организационно-методический блок Критериально-оценочный блок

Ь - і к і і

Комплекс педагогических условий

Обеспечение преемственности экономических дисциплин в формировании знаний об экономических конфликтах Специальный курс, направленный на развитие ценностей в общении Введение активных методов обучения для развития умений управлять конфликтами

Модель развития конфликтологической компетентности студентов экономических специальностей

Рассмотрим структуру организационно-методического блока. Ее составляют принципы обучения (активности обучающихся, единства теории и практики, эффективности; преемственности); подхо-

ды (интерактивный и акмеологический); содержание с когнитивным, деятельностно-практическим и ценностным компонентами; методы, формы и средства развития конфликтологической компетент-

№ 1, 2009

ности будущего экономиста. Остановимся на описании некоторых из них более подробно.

Содержание модели определяется целями и задачами, с одной стороны, и содержанием и структурой модели конфликтологической компетентности студентов — с другой. Практика показывает, что сегодня и в будущем экономист должен обладать обширными знаниями в области экономических конфликтов и умениями управлять конфликтами, позволяющими комплексно анализировать любую возникающую проблему или конфликтную ситуацию с разных сторон — экономических, институциональных, правовых, психологических и др. Конфликтологическая компетентность специалиста обусловливается не только профессиональными знаниями, умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его деятельности, пониманием им себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой. Поэтому содержание рассматриваемой модели представляет собой совокупность структурных элементов конфликтологической компетентности студентов, распределенных по трем компонентам: когнитивному, деятельностно-практическому и ценностному.

Когнитивный компонент включает в себя комплекс теоретических знаний об общении, взаимоотношениях и взаимопонимании людей. Знания являются важнейшей частью конфликтологической компетентности будущего экономиста. Экономисту необходимы управленческие знания и навыки, поскольку любое решение проводится в жизнь не автоматически, а через людей, которые обладают своими привычками, характером, точкой зрения. Наличие знаний об экономических конфликтах — это первая ступень, на которую поднимается будущий экономист в развитии конфликтологической компетентности. Далее начинается реализация деятельностных актов, в процессе которых формируются умения управлять экономическими конфликтами.

Деятельностно-практический компонент модели составляют умения будущего специалиста управлять конфликтами в экономике.

Компетентность всегда проявляется в органическом единстве с ценностями человека. Ценностные ориентации оказывают существенное влияние на поведение будущего экономиста в ходе экономического конфликта, выбор целей, средств и способов управления им, на отношение к себе и партнерам по общению. Все это обусловливает выделение в модели конфликтологической компетентности ценностного компонента.

Определив содержание когнитивного, деятельностно-практического и ценностного компонентов, необходимо отметить их взаимосвязь. Основой для развития компетентности студентов экономических специальностей служат сформированный комплекс знаний об экономических конфликтах и знание экономических дисциплин. Компетентность будущего экономиста развивается в деятельности и всегда проявляется в органическом единстве с ценностными установками специалиста, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. Для нашего случая это реализация знаний о конфликтах и умений управлять ими в профессиональной деятельности.

В реальной действительности круг необходимых для жизни и работы знаний постоянно расширяется, однако возможности их усвоения не беспредельны. Поэтому важнейшим качеством будущего экономиста становится умение не только отбирать и систематизировать необходимые знания, но и преобразовывать их, приближать к жизненным и профессиональным ситуациям, практике. В последнее время привлекают к себе внимание интерактивные формы и методы обучения, особое место среди которых занимают игры, тренинги, анализ и решение конфликтных ситуаций, дискус-

сии. Сущность этих форм и методов заключается в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых в групповом взаимодействии.

С учетом специфики рассматриваемой модели мы полагаем, что оптимальными для достижения поставленной цели будут выступать следующие интерактивные методы обучения: проблемно-поисковые, дискуссионные, игровые, анализ конкретных ситуаций.

Разработанная нами модель развития конфликтологической компетентности студентов экономических специальностей предусматривает использование конкретных форм организации обучения. Поскольку для целей исследования мы выбрали интерактивные методы развития конфликтологической компетентности, формы организации обучения должны быть также активными. Это даст возможность студенту проигрывать разные конфликтные ситуации в области экономики, что является необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, в коллективе, для складывания профессиональных интересов, потребностей, навыков и в конечном счете для формирования его личности. Таким образом, формами развития конфликтологической компетентности будущих экономистов мы определе-лили групповые дискуссии («двойное кольцо Сократа», круглый стол, дебаты и др.), сюжетные, деловые и имитационные игры.

Для достижения поставленной цели всегда необходимы средства. В данном исследовании под средством обучения понимается инструмент, с помощью которого достигается цель. В качестве средств, инициирующих развитие интереса к специальным экономическим дисциплинам, к профессиональной бесконфликтной деятельности, используются конфликтные и проблемные ситуации в различных сферах экономики, ситуационные задачи и игры.

Для получения единого инструмента оценки уровня развития конфликтологической компетентности будущего специалиста в области экономики (критериально-оценочный блок) необходимо установить критерии ее развития. Опираясь на мнения таких ученых, как Л. Е. Балашов, В. А. Беликов, И. Ф. Исаев, В. А. Сла-стенин и др., под критерием мы понимаем качества, свойства и признаки изучаемого объекта, которые дают возможность судить о его состоянии и уровне функционирования и развития.

С нашей точки зрения, определяющими критериями развития конфликтологической компетентности будущего экономиста могут выступать знания в области экономических конфликтов, умения управлять экономическими конфликтами, ценностные ориентации в управлении экономическими конфликтами, коммуникативные качества. Охарактеризуем каждый критерий рассматриваемой модели.

Будущий экономист должен обладать профессиональными знаниями в области экономики, менеджмента, финансов, налогообложения, бухгалтерского учета, маркетинга, а также знаниями о конфликтах в экономике, и в частности о субъектах и предмете экономического конфликта; причинах конфликтов в налогообложении, экономике, финансовой сфере и т. д.; об особенностях структурных и динамических характеристик разных типов экономических конфликтов, их последствиях и способах управления ими.

В профессиональной деятельности при принятии различных решений в сфере экономики особое значение имеет наличие ряда специальных умений. Все они связаны с разными сторонами экономической деятельности. К числу умений, развитие которых необходимо будущему экономисту для управления экономическими конфликтами, следует отнести умения определять объект и предмет экономического конфликта; выделять субъектов экономического конфликта и группу поддержки; определять причину

№ 1, 2009

экономического конфликта; управлять экономическим конфликтом.

По мнению М. С. Кагана и А. М. Эт-кинда, человеку для сознательной и свободной деятельности нужно представление о ценностях, которые направляли бы его поведение и деятельность. Так складывается ценностно-ориентационная деятельность человеческого сознания, вырабатывающая представления о социально полезном, идеальном, должном, о том, к чему следует стремиться, а чего следует избегать [1, с. 27]. С нашей точки зрения, ценностные ориентации в управлении экономическими конфликтами могут включать в себя следующие ценности: связанные с социальным и профессиональным самоутверждением (общественная значимость и престижность профессиональной деятельности, признание группой, бережливость жизнедеятельности); удовлетворяющие потребность в общении и расширении его круга (уважение и ценностное отношение к партнеру по общению, толерантность, сотрудничество, свобода выбора и др.); ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности, самоактуализации (саморазвитие, самореализация, творчество).

В современных условиях успех экономиста в профессиональной сфере во многом зависит от наличия у него коммуникативных качеств. Так как деятельность экономиста характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с социальной средой (Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, Б. А. Смирнов), профессиональное общение становится одной из главных сторон компетентности экономиста и во многом определяет его успех в профессиональной деятельности. Поэтому одним из критериев развития конфликтологической компетентности мы определили коммуникативные качества будущего экономиста, включающие в себя коммуникабельность, толерантность, эмпатию, открытость, готовность к общению и др.

Степень выраженности каждого критерия позволяет нам определить необхо-

димость и направление дальнейшего развития конфликтологической компетентности.

Рассматривая показатели развития конфликтологической компетентности будущих экономистов, мы придерживаемся уровневого подхода, который позволяет представить любой процесс развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному. При этом под уровнем подразумевается «дискретное, относительно устойчивое, качественно своеобразное состояние материальных систем» либо «отношение „высших“ и „низших“ ступеней развития структур каких-либо объектов или процессов» [2, с. 219].

В своем исследовании мы выделили следующие уровни развития конфликтологической компетентности будущих экономистов: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень характеризуется наличием минимальных опыта и знаний в сфере экономических конфликтов, неосознанностью выполняемых действий; шаблонным характером деятельности, неспособностью проводить анализ причин конфликтов, определять перспективы; неумением налаживать контакты. Конфликт сопровождается неконтролируемыми чувствами ущемления личностных интересов, неуправляемыми отрицательными эмоциями, раздражением, нетерпением; профессионально значимые эмоции не доминируют.

Средний уровень отличается осознанностью выполняемых действий, рациональным их исполнением с учетом экономических и предпринимательских знаний. Действия целенаправленны и результативны, сформирована система конфликтологических знаний. Студент начинает анализировать собственную деятельность, стремится увидеть сущность экономического конфликта, усвоить всю систему способов и приемов его разрешения и выбора из них адекватного характеру конфликтной ситуации.

На высоком уровне студент прогнозирует ход, результат и последствия экономических конфликтов, на основе зна-

ний осмысленно проектирует реализацию профессиональных функций, учитывая предметно-содержательный, психологический, управленческий аспекты профессиональной деятельности, обладает профессиональным мышлением, умением определять и налаживать любые контакты. Он умеет контролировать собственное поведение в общении, использовать полученные знания при решении конфликтных ситуаций в сфере экономики, налогообложения, менеджмента, финансов.

Все три уровня взаимосвязаны, и каждый предыдущий обусловливает последующий. Их выделение дает возможность преподавателю диагностировать уровень развития конфликтологической компетентности и на этой основе целенаправленно строить рассматриваемый процесс.

Исследование показало, что развитие конфликтологической компетентности будущих экономистов происходит постепенно от уровня к уровню. Результатом функционирования предложенной нами модели является переход студентов на более высокие уровни развития конфликтологической компетентности.

Разработка модели развития конфликтологической компетентности студентов экономических специальностей приводит нас к необходимости выявления условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.

Под педагогическими условиями понимается совокупность объективных возможностей, содержания, форм, мето-

дов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач [3, с. 46]. Нами определены следующие педагогические условия по развитию конфликтологической компетентности студентов-экономи-стов в образовательном процессе вуза:

1) формирование комплекса знаний об экономических конфликтах на основе обеспечения межпредметных связей;

2) развитие умений управлять экономическими конфликтами путем введения специального курса; 3) формирование ценностей бесконфликтного общения на основе использования активных методов обучения. Заметим, что данные условия составляют комплекс, взаимосочетают-ся с ранее обозначенными задачами и компонентами рассматриваемого процесса.

Предложенная нами модель конфликтологической компетентности студен-тов-экономистов имеет ступенчатый характер и символизирует продвижение к наилучшему результату от поставленной цели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каган, М. С. Общение как ценность и творчество / М. С. Каган, А. М. Эткинд // Вопр. психологии. — М., 1988. — № 4. — С. 25—34.

2. Кардашев, В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием / В. Кардашев // Развитие концепции структурных уровней в биологии.— М. : Наука, 1979. — 322 с.

3. Найн, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А. Я. Найн // Педагогика. — 1995. — № 5. — С. 44—49.

Поступила 08.11.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.