Научная статья на тему 'Модель психологической поддержки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии'

Модель психологической поддержки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2644
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / МОДЕЛЬ / СЕМЬЯ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / АКТУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермолова В.М.

Семья является важным ресурсом развития для «особого» ребёнка. Предлагаемая модель психологической поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, ориентирована на актуальные потребности родителей и позволяет системно решать задачи специальной психологической помощи в условиях образовательной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ермолова В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель психологической поддержки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии»

УДК 159.922.762

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

© 2019 В. М. Ермолова

канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики e-mail: veeer7@yandex.ru

Курский государственный университет

Семья является важным ресурсом развития для «особого» ребёнка. Предлагаемая модель психологической поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, ориентирована на актуальные потребности родителей и позволяет системно решать задачи специальной психологической помощи в условиях образовательной организации

Ключевые слова: психологическая поддержка, дети с нарушениями развития, психологическая помощь, модель, семья ребёнка с нарушениями в развитии, актуальные потребности.

Современные тенденции развития системы образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к осознанию необходимости пересмотра сложившихся подходов к формам, методам и технологиям обучения детей данной категории, а также к организации и содержанию специальной психологической помощи.

Следует отметить, что система образования детей с ограниченными возможностями динамично развивается по двум основным векторам: по горизонтали и вертикали. В горизонтальном векторе расширяются формы включения ребёнка с ОВЗ в образовательное пространство (распространяются практики инклюзивного образования, стремительно растёт включение детей данной категории в сферу дополнительного образования и др.). В вертикальном векторе формируются стратегии ранней помощи детям с ОВЗ, совершенствуются условия их профессионального образования, последующей трудовой адаптации и социализации. Вышеперечисленные условия говорят о необходимости пересмотра и актуализации приоритетных задач и направлений в рамках реализации специальной психологической помощи, объектом которой является ребёнок с ограниченными возможностями здоровья на всех этап его обучения и развития.

Внедрение инклюзивных образовательных стратегий открывает, с одной стороны, широкие возможности для реализации их реабилитационного потенциала относительно «особых» детей, с другой стороны - выдвигает иные требования к условиям их образования, в частности, предопределяет необходимость подготовки ребёнка к инклюзии и максимальное использование всех доступных ресурсов его развития задолго до момента начала систематического обучения.

Согласно результатам многочисленных исследований (Е.Р. Баенская, Е.А. Екжанова, И.Ю. Левченко, Н.Н. Малофеев, О.Г. Приходько, Ю. А. Разенкова и др.), помощь ребёнку с ОВЗ на ранних этапах его развития вносит неоценимый вклад в общую картину его социализации, позволяя преодолевать и компенсировать уже к дошкольному возрасту значительную часть имеющихся отклонений [Малофеев и соавт. 2007].

Особое внимание авторами уделяется семье, как ресурсу потенциального развития ребёнка в раннем возрасте, что предполагает не только изменение формально существующих подходов к обучению и развитию детей с ОВЗ, но и использование иных стратегий в коррекционно-развивающей работе с ними непосредственно в системе образования.

В частности, семья ребёнка с ОВЗ становится, с одной стороны, «субъектом образовательных отношений», с другой стороны, сама является развивающей и социализирующей средой, которая оптимальным образом удовлетворяет особые потребности ребёнка. Такой подход существенно модифицирует задачи деятельности специалистов-дефектологов и определяет их приоритетную функцию - развитие взаимодействия семьи со своим ребенком с учетом ограничений его здоровья и специфики психического развития [Ткачёва 2014]

Вместе с тем психологические, воспитательные и социальные ресурсы семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, во многих случаях могут быть ограничены, что значительно затрудняет реализацию её реабилитационных функций, а в некоторых случаях полностью препятствует ей [Гришко, Ермолова 2017]. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что для семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, характерны следующие психологические проблемы (В.В. Ткачева, Н.Л. Белопольская, Н.Г. Корельская и др.):

- негативные эмоциональные переживания родителей (нервное напряжение, беспокойство, тревога, изнеможение, отчаяние, неуверенность, стресс) вследствие отсутствия перспектив в отношении будущего своего ребёнка;

- раздражение, неудовлетворенность, вызванные противоречием между ожиданиями родителей по отношению к собственному ребёнку и особенностями его развития;

- трудности самоактуализации и самореализации родителей;

- деструкция семейных взаимоотношений из-за конфликтов, связанных с воспитанием особенного ребёнка;

- ограниченность контактов с окружающими границами собственной семьи (характерны для семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра);

- риск развития стойких психотравмирующих ситуаций в семье в связи с экономическими затратами на лечение и реабилитацию ребёнка с ОВЗ;

- склонность родителей ребенка с ОВЗ к формированию агрессивных форм поведения и взаимодействия из-за постоянного внутреннего стресса, отсутствия возможности поделиться собственными переживаниями [Ларионова 2010].

Вышеизложенные факты свидетельствуют о необходимости разработки примерной модели психологической поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, ориентированной на её актуальные потребности.

Для изучения потребностей родителей в психологическом просвещении и консультировании, готовности семей к взаимодействию, был проведён опрос, в котором приняли участие 32 семьи, воспитывающие детей с различными типами дизонтогенеза: с психическим недоразвитием, задержкой психического развития церебрально-органического, психогенного и соматогенного генеза, с искажённым психическим развитием.

Нами была разработана анкета для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, которая представляет собой модификацию анкеты В.В. Ткачёвой: в исходный вариант были добавлены вопросы открытого типа, направленные

на выявление значимых и актуальных тем для будущих консультаций, семинаров, тренингов.

Согласно результатам анкетирования, практически все без исключения родители считают, что они сами должны активно учувствовать в обучении и воспитании ребёнка. Среди опрошенных 70% родителей в качестве главного фактора, влияющего на формирование личности ребенка, выделили именно семью, 20% - отметили ведущее влияние школы, и 10% - поставили и семью и школу в равные позиции.

Большая часть родителей (80 %) признали важность консультаций со специалистами и готовы обратиться за помощью к ним при первой возможности. Лишь 20% родителей отметили, что обращаются к специалистам крайне редко и считают, что семья должна сама справляться с возникающими трудностями, полагая, что психолог либо другие специалисты не в состоянии способствовать решению проблемы.

Мы полагаем, что данный факт обусловлен тем, что родители, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, не всегда имеют полное представление о функциях и профессиональных задачах специалистов системы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации, а также о содержании той помощи или поддержки, которую они могут получить в конкретных условиях.

Из перечисленных трудностей, которые могут возникнуть у ребёнка с ОВЗ вследствие нарушений в развитии, самой волнующей проблемой для родителей являются трудности с его социальной адаптацией. Семьи беспокоятся о том, как «особенный» ребёнок будет общаться со сверстниками, сможет ли адаптироваться в образовательной среде.

Безусловно, трудности социальной и психологической адаптации в своём большинстве весьма характерны для детей с ограниченными возможностями здоровья, и их характер определяется не только модальностью нарушений в развитии, но и их глубиной, структурой дефекта, наличием позитивного опыта адаптации у ребёнка в прошлом [Коробейников 2002, Махова 2008]. Вследствие этого этап начала систематического обучения в условиях дошкольной образовательной организации или школы должен сопровождаться тесным взаимодействием образовательной организации с семьёй «особого» ребёнка.

Оценивая наиболее предпочтительную форму сотрудничества с психологом, родители часто выбирают консультации (более 50%), коррекционно-развивающие занятия (как индивидуальные, так и в паре с детьми) и беседы. Данные результаты также косвенно указывают на преимущественный дефицит информационной составляющей психолого-педагогической поддержки, который большей частью может быть устранён в ходе консультации по запросам и инициативе самих родителей. В то же время индивидуальная готовность родителей к активному взаимодействию со специалистами, предполагающая реализацию обучающей функции поддержки в ходе коррекционно-развивающей занятий проявилась у 35% родителей. Оставшиеся 15% опрошенных в качестве предпочтительной формы работы отметили беседу. Результаты представлены на рисунке 1.

Для изучения тематики коррекционно-развивающей составляющей поддержки родителям предлагалось выбрать актуальные для них направления. Большая часть опрошенных (60%) из предложенных тем для проведения коррекционно-развивающих занятий выбрали коррекцию детско-родительских отношений, 25% респондентов нуждаются в преодолении внутриличностных переживаний, связанных с рождением и воспитанием ребенка с ОВЗ в семье, 15% родителей испытывают трудности в выборе методов и средств семейного воспитания и готовы устранить этот дефицит в ходе целенаправленных занятий. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

■ консультирование

■ психологические тренинги

■ беседы

Рис. 1. Результаты изучения актуальных потребностей родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в психолого-педагогической поддержке

■ коррекция детско-родительских отношений

■ работа с внутриличностными переживаниями, связанными с рождением и воспитанием ребенка с ОВЗ в семье

■ разрешение конфликтов, связанных с воспитанием ребенка в семье, ориентирование процесса семейного воспитания

Рис. 2. Предпочтительные направления совместных коррекционно-развивающих занятий со специалистами и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В качестве приоритетных тем будущих консультаций со специалистами родители указали следующие: проблемы адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной организации, трудности общения со сверстниками, методы воспитания «особенного» ребенка в семье, знаменитые люди с ОВЗ и их истории преодоления, возможности профориентации и выбора профессии лиц с ОВЗ, преодоление трудностей в поведении и др.

Полученные результаты легли в основу разработки модели психологической поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с нарушениями в развитии в образовательной организации.

Моделирование в педагогике и психологии - достаточно распространённое явление, которое предполагает создание некоторого «образа», «подобия» или аналога какой-либо системы [Никандров 2003].

В качестве модели авторы, как правило, рассматривают мысленно представленную или материально реализованную систему, которая отображает комплекс существенных свойств явления и способна заместить сам объект в процессе его изучения и преобразования [Крылов 2000].

Приём моделирования, используемый при разработке систем помощи и психологической поддержки субъектов образовательной среды, привлекателен тем, что позволяет, опираясь на теоретически и методологически обоснованные подходы, выстроить аналогичную модель, соответствующую иным условиям, сохраняя при этом её первоначальные свойства.

В специальной психологии с помощью данного метода разработаны и представлены система психологической помощи детям с отклонениями в развитии в классах коррекционно-развивающего обучения (Н.П. Слободяник, 2001), система психологической помощи детям с недостатками речи [Волковская 2012] и др., которые показали свою эффективность.

В основу предлагаемой модели поддержки были положены идеи В.В. Ткачёвой, которая отмечает, что семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, сама является реабилитационной структурой и при определённой поддержке способна обеспечить ему благоприятные условия для развития и воспитания.

Основными отправными точками при построении модели поддержки семьи служат необходимость выявления факторов, определяющих развитие ребёнка в семье, соотнесение условий семейного воспитания с индивидуальными потребностями ребёнка, выявление существующих моделей семейного воспитания и их преобразование, определение путей гармонизации внутрисемейного климата и возможных направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

Психологическая поддержка семьи, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, должна реализовываться в следующих направлениях: психологическая диагностика семьи и ребёнка, психологическая коррекция и развитие, психологическая профилактика и просвещение, консультирование. Рассмотрим некоторые из них.

Психодиагностический компонент модели направлен на изучение детско-родительских отношений, определение типа семейного воспитания, определение потребности родителей во взаимодействии со специалистами, в психолого-педагогическом просвещении по вопросам обучения и воспитания, диагностику внутриличностных переживаний родителей, связанных с воспитанием «особенного ребёнка».

Методическое обеспечение диагностики составляют социограмма «Моя семья», направленная на определение динамики развития семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; анкета для выявления потребности родителей в получении помощи от специалистов по поводу обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; тест-опросник детско-родительских отношений Варга-Столин (ОРО). Дополнительным диагностическим инструментарием может стать сочинение родителей на тему «История жизни с проблемным ребёнком», которое позволяет выявить субъективные представления и переживания родителей.

Коррекционно-развивающий компонент модели направлен на оптимизацию детско-родительских отношений, преодоление неадекватных моделей семейного воспитания, групповую и индивидуальную психокоррекцию внутриличностных переживаний взрослых.

Необходимо уточнить, что коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в разнообразных формах - групповых и индивидуальных, в диадах «родитель-ребёнок», в совместных группах. Форма и тематика занятия определяется на

основании анализа результатов психологической диагностики. Коррекционно-развивающие занятия должны быть обеспечены материалами для проведения сказкотерапии (сюжеты народных сказок, сюжеты авторских терапевтических сказок), игротерапии (сюжеты небольших по времени групповых игр), элементами арт-терапии (бумага, краски, пластилин, маркеры и др.).

Задачи психологической профилактики могут реализовываться в рамках диагностического или коррекционно-развивающего блока, а могут быть представлены в виде самостоятельных мероприятий, модальность которых непосредственно связана с профилактикой неадекватных форм семейного воспитания и предупреждением внутрисемейных и внутриличностных конфликтов.

Компонент психологического консультирования и просвещения в предлагаемой модели реализуется с учётом актуальных потребностей родителей. Результаты психологической диагностики определяют, как уже было продемонстрировано выше, востребованность и тематику консультирования, бесед, дискуссионных клубов и семинаров.

Информационное обеспечение модели психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, включает в себя также создание сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания детей с ОВЗ, подготовленные специалистами, получать их заочные консультации, а также общаться между собой, делиться опытом и получать необходимую поддержку.

Предлагаем следующую структурную схему сайта для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, который может функционировать на базе интернет-портала образовательной организации:

- название, цель и задачи создания сайта;

- нормативно-правовая база по регулированию образования детей с ограниченными возможностями здоровья (федеральные, региональные и локальные нормативные документы и акты);

- перечень сайтов образовательных организаций региона, реализующих программы обучения для детей с ОВЗ.

- перечень сайтов негосударственных и государственных организаций, центров по оказанию помощи детям с ОВЗ и их родителям;

- прямая связь: возможность получения родителями консультаций специалистов заочно;

- события: график ближайших семинаров и практикумов, занятий и мероприятий для детей с ОВЗ и их родителей по городу и региону;

- форум для родителей: обсуждение родителями интересующих вопросов, обмен опытом;

- галерея (видео- и фотоматериалы): видеоматериалы с конференций, выступления и интервью специалистов, выступления коллективов детей с ОВЗ, семейные фотографии, материалы с занятий с семьями;

- библиотека: статьи, научно-популярные книги и издания (в том числе и интернет-ресурсы) для родителей по обучению и воспитанию детей с ОВЗ.

Предлагаемая модель психологической поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, ориентирована на актуальные потребности родителей и позволяет системно решать задачи специальной психологической помощи в условиях образовательной организации.

Библиографический список

Волковская Т.Н. Концептуальные основания системы психологической помощи детям с недостатками речи. М.: ГИД, 2012. - 396 с.

Гришко Е.А., Ермолова В.М. Исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. Т. 2. С. 28-33.

Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: Perse, 2002.

192 с.

Крылов В.Ю. Методологические и теоретические проблемы математической психологии. М., 2000. 384 с.

Ларионова О.С. Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта // Педагогическое образование и наука. 2010. № 7. С. 84-89.

Малофеев Н.Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н.Н. Малофеев, Ю.А. Разенкова, Н.А. Урядницкая // Дефектология. 2007. №6. С. 60-68.

Махова В.М. Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения // Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2008. №12. С. 169-179.

Никандров, В.В. Метод моделирования в психологии: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003. 55 с.

Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.