Научная статья на тему 'Модель профессиональной переподготовки учителей начальных классов по обучению иностранному языку младших школьников'

Модель профессиональной переподготовки учителей начальных классов по обучению иностранному языку младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / СОДЕРЖАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / CONTINUOUS LANGUAGE TRAINING OF SCHOOL STUDENTS TO A FOREIGN LANGUAGE / PROFESSIONAL RETRAINING OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS / THE CONTENT OF LANGUAGE PREPARATION / MODEL OF PROFESSIONAL RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушу Сулета Алиевна, Нагуар Заира Казбековна

В статье представлено описание проблемы острой нехватки учителей иностранного языка для начальных классов, способных работать в новых условиях. Показана необходимость создания образовательной программы профессиональной переподготовки учителей начальных классов в системе дополнительного профессионального образования, определено содержание их языковой подготовки, разработана модель решения этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кушу Сулета Алиевна, Нагуар Заира Казбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PROFESSIONAL RETRAINING OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS ON TRAINING IN THE FOREIGN LANGUAGE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

The paper describes an acute shortage of teachers of a foreign language for the initial classes capable to work in new conditions. Need of creation of an educational program of professional retraining of elementary school teachers for system of additional professional education and the content of their language preparation are shown. The model of the solution of this problem is developed.

Текст научной работы на тему «Модель профессиональной переподготовки учителей начальных классов по обучению иностранному языку младших школьников»

ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Нестник ЛГУ». Нммуек 1 (157) 2015

УДК 378 ББК 74.580 К 96

С.А. Кушу

Кандидат филологических наук, заведующая кафедрой арабского языка и вторых иностранных языков факультета иностранных языков Адыгейского государственного университета; E-mail: chermit@adygnet.ru

З.К. Нагуар

Кандидат филологических наук, доцент кафедры арабского языка и вторых иностранных языков факультета иностранных языков Адыгейского государственного университета; E-mail: chermit@adygnet.ru

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕРЕНОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(Рецензирована )

Аннотация. В статье представлено описание проблемы острой нехватки учителей иностранного языка для начальных классов, способных работать в новых условиях. Показана необходимость создания образовательной программы профессиональной переподготовки учителей начальных классов в системе дополнительного профессионального образования, определено содержание их языковой подготовки, разработана модель решения этой проблемы.

Ключевые слова: непрерывная языковая подготовка школьников по иностранному языку, профессиональная переподготовка учителей начальных классов, содержание языковой подготовки, модель профессиональной переподготовки.

S.A. Kushu

Candidate of Philology, Head of Department of the Arabic Language and the Second Foreign Languages of Faculty of Foreign Languages, Adyghe State University; E-mail: chermit@adygnet.ru

Z.K. Naguar

Candidate, of Philology, Associate Professor of Department of the. Arabic Language and the Second Foreign Languages of Faculty of Foreign Languages, Adyghe State University; E-mail: chermit@adygnet.ru

MODEL OF PROFESSIONAL RETRAINING OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS ON TRAINING IN THE FOREIGN LANGUAGE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Abstract. The paper describes an acute shortage of teachers of a foreign language for the initial classes capable to work in new conditions. Need of creation of an educational program of professional retraining of elementary school teachers for system of additional professional education and the content of their language preparation are shown. The model of the solution of this problem is developed.

Keywords: continuous language training of school students to a foreign language, professional retraining of elementary school teachers, the content of language preparation, model of professional retraining.

- 53 -

ISSN 2-I10-300-I Р<чцч1.<ирус|уц>|й, реферируемый научный журнал «Нмгшик А ГУ». Выпуск 1 (157)2015

Новые социально-экономические условия развития российского общества, процессы глобализации экономики, интеграции в различных сферах жизни делают необходимым создание педагогических условий совершенствования языковой подготовки населения.

Одним из результатов поиска решения данной проблемы является сдвиг начала обучения иноязычному общению на более ранний возраст. Известно, что старший дошкольный и младший школьный возраст (5—9 лет) является наиболее благоприятным для овладения иноязычным общением (Е.П. Андрющенко, 2010; Л.Б. Бир-жакова, 2005; H.A. Малкина, 2004; В.Г. Миронова, 2009; Е. Ю. Потасова, Н.М. Родина, 2010; С. В. Фурсенко, 2006; Е.В. Юдина, 2008 и др.)

С учетом этого обстоятельства в новый Базисный учебный план иностранный язык включается в воспитательно-образовательный процесс начальной школы. Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного образования в изучении иностранных языков, что соответствует современным потребностям личности, общества, и государства.

Обучение иностранному языку на первой ступени школы может осуществляться как учителем иностранного языка основной школы (при условии прохождения специальной подготовки в системе повышения квалификации), так и учителем начальной школы, имеющим право (согласно диплому) преподавать иностранный язык учащимся младшего школьного возраста.

Однако современное состояние системы образования в России вызывает сомнение в том, что в обозримом будущем все школы России будут обеспечены квалифицированными учителями раннего обучения иностранному языку.

Понимая это, государство ставит одной из приоритетных задачу повышения профессионализма ра-

ботников образования, а также разработку и экспериментальную апробацию моделей реформирования системы повышения квалификации педагогических кадров (ее реорганизации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной политикой и инновационными процессами в образовании).

Таким образом, появляется необходимость поиска путей подготовки учителей, готовых преподавать иностранный язык в начальной школе.

Наиболее перспективным направлением решения этой острой кадровой проблемы является разработка разноуровневых образовательных программ для различных категорий учителей и создание широкой сети центров подготовки. В первую очередь, это касается учителей начальных классов, которые владеют всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями для проведения занятий с младшими школьниками, за исключением конкретной языковой подготовки. Эта идея не нова, но не получила широкой поддержки и применения в силу недостаточной разработанности содержания и методики проведения процесса профессиональной языковой подготовки в системе повышения квалификации.

Мы полагаем, что профессиональная переподготовка учителей начальных классов к обучению иностранному языку младших школьников в системе повышения квалификации будет эффективной, если:

— ее дидактические задачи определяются на основе анализа будущей деятельности и логики профессионального образовательного процесса;

— содержание обучения определяется с учетом задач будущей деятельности, имеющихся общепедагогических компетенций, индивидуального опыта педагогической деятельности;

— применяется проективная методика обучения в контексте современных технологий обучения взрослых;

- 54 -

18ЯЫ 2410-3001 Рецензируемы!, реферируемым научный журнал «Всстпик ЛГУ». Выпуск I (157> 20

обеспечивается мониторинг субъективных и объективных системно-деятельностных составляющих педагогического мастерства.

Изучение оптимальных условий подготовки учителей начальных классов к раннему обучению учащихся иностранному языку в системе профессиональной пере-

подготовки позволяет создать ее процессуальную модель (рис. 1), которая представляет собой структурно построенную в иерархическом порядке систему, включающую в себя блок целевых установок обучения, определяемых за счет выявления целевых установок будущей профессиональной деятельности.

Процессуальная модель подготовки учителей начальных классов к раннему обучению учащихся иностранному языку

Целевые установки обучения

Целевые установки

будущей п рофессиона льной деятельности

процесса

содержания

Учет особенностей

Процесс обучения

Характеристики процесса

преобладающие порты

эффективный способ решения задач

Рис. 1. Принципиальная схема процессуальной модели подготовки

учителей начальных классов к раннему обучению учащихся иностранному языку в системе профессиональной переподготовки

Целевые установки процесса обучения (рис. 2) определяют такие ее характеристики, как преобладающие черты и эффективные способы решения задач. В свою очередь, процесс обучения строится на основе учета особенностей процесса профессиональной переподготовки и особенностей содержания обучения, являющихся производным потребности в реализации принципа профили за ции процесса обучения.

Целевые установки будущей профессиональной деятельности учите-

лей начальных классов к раннему обучению учащихся иностранному языку определяются Государственными образовательными стандартами и регламентирующими документами Министерства образования России, Федерального агентства образования России. Они представляют собой перечень требований, которые должен выполнять ученик-младшего школьного возраста после прохождения процесса обучения.

Особенности процесса обучения в нашем случае определяются на-

- 55 -

2110-3001 Роц« и.111||у|"ныи, |ифо|Н1]>\< чь1Й научный журнал «Всгтаик ЛГУ». Выпуск I (ГЭТ) 2011)

Рис. 2, Целевые установки как системообразующий фактор процессуальной модели профессиональной переподготовки учителей начальных классов к раннему обучению учащихся иностранному языку

дичием у обучающихся лингвистического барьера, жизненного и профессионального опыта, билингвизм и связанное с этим расхождение теза-русов, возможностью использования сформировавшейся рефлексии собственного образа <-Я«>, соотношения реального и идеальпого «Я», ориентированностью на профессиональную деятельность и определенностью своего места в мире, высоким уровнем

автономности обучающихся при решении личностно-зпачим ьтх проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности, курсовым характером обучения, сочетанием централизованных и самостоятельных форм подготовки, этапным характером обучепия, наличием профессиональных знаний, умений, навыков но смежным предметам и об-щепрофессиональных компетенций.

- 56 -

2110-3001 IVцгii.ni|>>ичмп. ¿и'фпнфугмын йш чш.ш а;>|м!и.1 »Ьчкиик ЛГУ». Пыи\-ск I (1й7> 2015

Процесс обучения

Преобладающие черты

Характеристики процесса

=5

■са

Адаптивность к современной профессиональной подготовке; профнлизация

обучения; проблемно-ориентированное преподавание; использование рефлексивного подхода в обучении; усиление степени автономии

обучающихся; повышение роли обучаемого а процессе обучения; целесообразность модульного изложения учебного материма; интегративный характер процесса обучения; личностно-ориентировпиЁое: обучение; пробдемйость обучения; контекстность обучения.

Эффективный способ решения залач

проектная методика

Выбор основан на следующих фактах:

1, Проектная методика основывается на дичностно-деятелъностном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим обучающимся познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обученности и образованности личности.

2, Проектная методика позволяет в полной мере учитывать основные исходные посылки андрагогики, соответствует андратогпческой модели обучения, создает условия для реализации андрагогичееких принципов обучения.

3, Структурное состояние содержания обучения при применении проектного метода обеспечивает интегративность, проблемность и контекстность

Преимущество метода основано:

- на учете особенностей личности обучающегося;

- на связи идеи проекта с реальной жизнью;

- на изменении основной схемы взаимодействия обучающегося и обучающего, которая предполагает субъектно-субъектное, равнопартнерское учебное их сотрудничество;

- на значительном повышении уровня автономности обучающихся при решении личноетно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Рис. 3. Характеристика процесса подготовки учителей начальных классов к раннему обучению учащихся иностранному языку в системе повышения квалификации

- 57 -

ISSN 2-I10-300-I Р<чцч1.<ирус|уц>|й, реферируемый научный журнал «Нмгшик А ГУ». Выпуск 1 (157)2015

Содержательная составляющая процесса формируется за счет сравнительного анализа содержания профессиональной подготовки учителей начальных классов, потребности в знаниях, навыках и умениях для ведения иностранного языка в младших классах.

При этом формирование зна-пиевого компонента обучения представляет собой более сложную задачу. В процессе обучения особое внимание обращалось на изучение общеупотребительной лексики иностранного языка.

Речевая тематика включала в себя темы: «Семья», «Мой дом (квартира), комната», «Праздники: день рождения, Новый год», «Мои друзья», «Игрушки», «Одежда», «Моя школа (классная комната, школьные принадлежности, учебные предметы)», «Мои увлечения», «Каникулы», «Выходной день (в зоопарке, в цирке)», «Времена года», «Погода», «Любимое домашнее животное», «Страна изучаемого языка (общие сведения)». Кроме того, изучались специальные педагогические и методические термины иностранного языка, теоретическая фонетика английского языка; теоретическая грамматика английского языка; стилистика английского языка; лексикология и фразеология английского языка; история английского языка.

Преобладающими чертами процесса подготовки учителей начальных классов к раннему обучению учащихся иностранному языку в системе профессиональной переподготовки (рис. 3) являлись адаптивность, профилизация обучения, проблемно-ориентированное преподавание, использование

рефлексивного подхода в обучении, усиление степени автономии обучающихся, повышение роли

обучаемого в процессе обучения, модульное изложение учебного материала, интегративный характер процесса обучения, личностно-ориентированное обучение, про-блемность обучения, контекстность обучения.

В качестве эффективного способа решения задач может быть выбрана проектная методика, позволяющая учитывать особенности личности обучающегося; обеспечивать связь идеи проекта с реальной жизнью; изменять основную схему взаимодействия обучающегося и обучающего, значительно повышая уровень автономности обучающихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Эффективность модели подготовки учителей начальных классов к обучению иностранному языку младших школьников в системе профессиональной переподготовки работников образования, осуществляемому в рамках диагностического, вводно-коррекционного, основного и аналитического этапов, оценивается экспертами (16 высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт преподавания иностранного языка в начальных классах не менее 5 лет) как позитивная, позволяющая достигнуть высоких результатов по формированию общепедагогических и специальных компетенций, таких как лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, дискурсивная, страноведческая, коммуникативная. Эксперты считают возможным при этом достижение системного эффекта в виде качественного формирования конструктивных, проектировочных, гностических, коммуникативных и организаторских умений у участников экспериментальной группы.

- 58 -

ISSN 2410-3004 Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Нестник ЛГУ». Нммуек 1 (157) 2015

Примечания:

1. Андрющенко Е.П. Волшебная грамматика английского языка для малышей. (Сердце отдаю детям). Ростов н/Д: Феникс, 2010. 71 с.

2. Биржакова JI Б. Английская фонетика через музыку: (для детей 6-7 лет) = English phonetics through music: (for children 6—7). СПб.: Kapo, 2005. 159 c.

3. Малкина П.А. Иноязычная развивающая среда и ее характеристики // Раннее обучение английскому языку: теория и практика: сб. науч.-метод, ст. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2004. С. 22-32.

4. Миронова В.Г. Английский язык для начальной школы. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 157 с.

5. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку. М.: Владос, 2010. 301 с.

6. Фурсенко С.В. Грамматика в стихах. = Poems for kids: веселые граммат. рифмовки англ. яз. СПб.: Каро, 2006. 160 с.

7. Юдина Е.В. Немецкий язык в детском саду. = Deutsch im Kindergarten: 100 уроков-сценариев и рабочая тетрадь: практ. пособие для преподавателей и родителей / отв. ред. О.П. Панайотти. СПб.: Каро, 2008. 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Andryushchenko Е.Р. The magic English grammar for kids. (I give my heart to children). Rostov-on-Don: Phoenix, 2010. 71 pp.

2. Birzhakova L.B. English phonetics through music: (for 6-7-year-old children). SPb.: Karo, 2005. 159 pp.

3. Malkina N.A. The foreign-language developing environment and its characteristics // Early teaching in English: theory and practice: coll. of proceedings. SPb.: Detstvo-PRESS, 2004. P. 22-32.

4. Mironova V.G. English for elementary school. Rostov-on-Don: Phoenix, 2009. 157 pp.

5. Protasova E.Yu., Rodina N.M. Methods of teaching a foreign language to preschool children. M.: Vlados, 2010. 301 pp.

6. Fursenko S.V. Grammar in verses. = Poems for kids: cheerful English rhymes: SPb: Karo, 2006. 160 pp.

7. Yudina E.V. German in the kindergarten. = Deutsch im Kindergarten: 100 scenario lessons and a workbook: a guide for teachers and parents / ed. by O.P. Panayotti. SPb.: Karo, 2008. 208 pp.

- 59 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.