Научная статья на тему 'Модель профессиональной компетентности гражданского служащего Федерального казначейства'

Модель профессиональной компетентности гражданского служащего Федерального казначейства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева Вера Васильевна

Раскрывается понятие профессиональной компетентности гражданского служащего как интегративной профессионально-личностной характеристики. Обоснованы мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, эмоционально-волевой, креативно-деятельностный и самообразовательный компоненты модели профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель профессиональной компетентности гражданского служащего Федерального казначейства»

отодвигается все дальше и дальше к горизонтам, «где меня нет до конца, где я не Я» (М.М.Бахтин).

В заключение особо подчеркнем, что довольно трудно представить педагога, который не осознавал бы ценностей физической культуры и важности осмысления и принятия их для процесса профессионального становления. Особенности принятия ценностей физической культуры будущим специалистом в период вузовского обучения заключаются в том, что, во-первых, через процесс принятия ценностей личность становится причастной к культуре в целом; во-вторых, студент приобретает направленность на осуществление своего проекта телесной культуры, телесное бытие в культуре; в-третьих, происходит процесс обогащения будущего педагога духовным опытом; в-четвертых, формируется ориентация в профессиональной деятельности, вырабатывается ее культурный смысл, который находит отклик в телесном и духовном бытии студентов.

В. В. МАЛЫШЕВА (Волгоград)

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Раскрывается понятие профессиональной компетентности гражданского служащего как интегративной профессионально-личностной характеристики. Обоснованы мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, эмоционально-волевой, креативно-деятельностный и самообразовательный компоненты модели профессиональной компетентности.

В любом социуме между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяются профессионализмом и профессиональной компетентностью основных субъектов управления - гражданских служащих. Профессиональная компетентность этой категории работников приобретает все большее значение в связи с усложнением

и расширением задач и функциональных обязанностей, возлагаемых на каждого гражданского служащего, с возникновением новых многообразных форм предъявления и преобразования информации, необходимой для принятия управленческих решений, со все возрастающим уровнем запросов, которые предъявляет системе государственной службы общество.

Основной запрос, обращенный к государственной службе, состоит в требовании повышения субъектности ее участников - готовности гражданских служащих к самостоятельным ответственным действиям во всех сферах профессиональной деятельности. Качество профессионального становления и развития личности гражданского служащего во многом определяет характер экономики страны, способствуя приведению ее в соответствие с современными жизненными потребностями общества.

Многие исследователи обращаются к проблеме профессиональной компетентности гражданского служащего (О.А. Полищук, В.К. Белолипецкий, В.Г. Игнатов,

А.В. Понеделков, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, А.М. Старостин).

Понятие «профессиональная компетентность гражданского служащего Федерального казначейства» трактуется нами следующим образом: это интегративная характеристика, включающая в себя способность и готовность гражданского служащего исполнять профессиональные функции в соответствии со служебным статусом и меняющимися условиями государственной службы.

В построении перечня проявлений профессиональной компетентности гражданского служащего Федерального казначейства мы исходили из представлений о личности как наборе функций. В качестве оснований при этом мы рассматривали функции руководителя в системе государственной службы, выделенные В.К. Белолипецким, А.А. Дергачом, В.Г. Игнатовым, А.В. Понеделковым, А.М. Старостиным, опирались на собственные представления об их содержании, сформированные в результате многолетних наблюдений и собственного профессионального опыта.

Были выделены следующие функции: мотивационно-целевая, информационно-

© Малышева В.В., 2007

аналитическая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, регуля-тивно-коррекционная, контрольно-диагностическая, представительская.

Организационно-исполнительская функция заключается в формировании определенных организационных взаимодействий, необходимых для достижения целей, и регулировании этих взаимодействий имеющимися способами и средствами.

Профессиональные качества гражданского служащего, которые значимы для исполнения указанной функции, можно представить следующим перечнем: активная позиция исполнителя, высокая мотивация достижений, установка действовать, наличие воли как готовности к преодолению препятствий при реализации решения, упорство, действенный характер профессионального мышления, его реалистичность, практичность и конкретность, интуиция как «конденсат» прошлого профессионального опыта.

Регулятивно-коррекционная функция понимается нами как осуществление коррекции системы управления с целью обеспечения заданного программой уровня.

Обеспечивают качественную реализацию указанной функции следующие профессионально важные качества гражданского служащего: способность к осознанному усвоению и принятию норм и правил организации, работе в определенном режиме, созданию новых правил и предписаний, пересмотру устаревших правил, к законотворчеству.

Контрольно-диагностическая функция рассматривается нами как вид деятельности гражданского служащего по установлению соответствия хода и результатов организационно-исполнительской деятельности принятым решениям, программам, планам, нормативам.

При этом особенно значимыми выступают такие профессиональные качества этой категории работников, как диалогичность мышления, способность посмотреть на профессиональный вопрос с иной точки зрения, относительная самостоятельность подхода к решению поставленных задач в пределах замещаемой должности, ответственность за результат предпринятых управленческих действий.

Представительская функция заключается в представлении интересов организации в других звеньях данной организа-

ции (по вертикали управления) и в других организациях (по горизонтали управления). Результатом такой деятельности выступают эффективные представительские контакты.

Профессионально важные качества гражданского служащего, необходимые для исполнения этой функции, могут быть представлены следующим перечнем: ответственность за престиж своей организации, общительность, контактность.

Принимая самообразование, саморазвитие как ключевой, системообразующий компонент в структуре профессиональной компетентности гражданского служащего Федерального казначейства, мы предложили модель его профессиональной компетентности. Для этого в ее структуре в соответствии с вышеперечисленными функциями указанной категории гражданских служащих мы выделили шесть компонентов: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, эмоционально-волевой, креативно-деятельностный и самообразовательный. Отметим, что этот перечень не является единственно возможным, он лишь представляется нами наиболее соответствующим ключевым идеям нашего исследования.

Каждая из функций указанной категории гражданских служащих обеспечивается одним из компонентов их профессиональной компетентности (см. табл. на с. 100).

В представленной модели профессиональной компетентности гражданского служащего Федерального казначейства самообразование пронизывает все сферы профессиональной деятельности и является особым видом компетентности, который не может развиваться в отрыве от исполнения функций управления и аккумулирует в себе возможности саморазвития, реализуемые в ходе этого процесса.

Мотивационно-ценностный компонент предполагает способность гражданского служащего Федерального казначейства определять перспективные и ближайшие цели деятельности организации, выстраивать их иерархию, проводить экспертизу их реалистичности и ресурсной обеспеченности в плане готовности к их реализации. Этот компонент определяет основные профессионально-личнос-тные качества гражданского служащего, профессиональную направленность личности. Мотивационно-ценностный компо-

Функции управления (по В.К. Белолипецкому, В.Г. Игнатову, А.В. Понеделкову, А.М. Старостину) Компоненты профессиональной компетентности служащего ФК (предлагаемые нами)

Мотивационно-целевая Мотивационно-ценностный

Информационно-аналитическая Когнитивный

Планово-прогностическая Проективный

Организационно-исполнительская Организационный

Регулятивно-коррекционная Креативно-деятельностный

Контрольно-диагностическая Рефлексивный

Представительская Коммуникативный

нент включает мотивы, цели, потребности в непрерывном обучении в течение всей жизни, ценностные установки актуализации в профессиональной деятельности, стимулирует творческие проявления личности в профессиональной деятельности.

Мотивационно-ценностный компонент профессиональной компетентности гражданского служащего Федерального казначейства включает осознание гуманистических ценностей работы служащего, ценностное отношение к проектированию собственной деятельности. Ценности, в свою очередь, представляют собой некие смысловые инварианты, сформированные в результате обобщения типичных ситуаций, фиксирующие наиболее часто встречающиеся типы отношений между субъектами любого уровня - от личности до общества в целом (М.С. Каган).

Принятие личности как высшей ценности, его уникальности - это основополагающие ценностные ориентации гражданского служащего Федерального казначейства, который постоянно работает с людьми и для людей, и, по большому счету, несет культуру государственной политики в массы.

Результатом проявления этого компонента станет присвоение внешних для субъекта целей и трансформирование их во внутренние побудительные мотивы профессиональной деятельности гражданского служащего.

Содержание компонента включает в себя способности гражданского служащего Федерального казначейства:

• ставить не только тактические, но и стратегические цели и добиваться желаемого результата;

• постигать закономерности, управляющие поведением людей, опираться на внутренние механизмы деятельности;

• оценивать результаты деятельности гражданского служащего (сформирован-ность навыков самообразования и направленность на их постоянное пополнение; гибкость, мобильность, готовность к профессиональному самоопределению и адаптации в различных жизненных обстоятельствах; ценностное отношение к собственному здоровью; степень гражданской ответственности).

Гражданский служащий Федерального казначейства, имеющий сформированный мотивационно-ценностный компонент компетентности, умеет формулировать цели четко, конкретно, выстраивать их иерархию целей и определять ведущую цель на конкретном этапе. Такой специалист заботится о последовательности, структурированности, ресурсообеспеченно-сти, диагностичности целей, он привлекает к исследованию возможностей и ресурсов всех связанных с ним по должности работников. Такой гражданский служащий осознает субъективные условия реализации целей (мотивация участников, уровень компетентности специалистов, степень сплоченности команды отдела, группы), но вместе с тем учитывает и объективные предпосылки их достижения (ресурсные возможности, сложившиеся традиции организации, социальные проблемы в семьях работников, возрастные факторы).

Если гражданский служащий-специа-лист указанной категории возглавляет группу (отдел, структурное подразделение), то при условии сформированности моти-

вационно-целевого компонента он создает условия для включения работников в процесс целеполагания.

Когнитивный компонент компетентности представляется как способность гражданского служащего Федерального казначейства осуществлять изучение профессиональной ситуации средствами сбора информации и ее анализа. Благодаря этому более глубоко выявляются причины и условия достижений и недостатков, истоки возникающих противоречий и проблем.

В структуру этого компонента входят синтез знаний в области государственного управления, бюджетного учета, финансов, экономики, менеджмента, психологии, социологии, информационных технологий, а также практические умения и навыки в этих областях, которые функционируют в виде способов профессиональной деятельности, необходимых специалисту государственной службы Федерального казначейства, и свойства личности гражданского служащего, обеспечивающие наибольшую эффективность соответствующей деятельности.

Содержание компонента проявляется в том, что гражданский служащий:

• осмысливает целостный профессиональный процесс при условии полной информированности о нем, а также о достижениях и проблемах всего комплекса наук об обществе и человеке; привлекает работников казначейства к изучению управленческих ситуаций информационными средствами;

• понимает необходимость анализа профессиональных проблем только на базе полной, конкретной и диагностичной информации;

• выявляет, осознает и формулирует содержащиеся в конкретной профессиональной ситуации противоречия, принимая точки зрения на них других работников.

Гражданский служащий Федерального казначейства, имеющий выраженный когнитивный компонент профессиональной компетентности, выстраивает деятельность, основываясь на разветвленной системе информационного обеспечения. Он использует эту систему для выявления проблем, имеет банк данных о состоянии процесса на каждом его этапе и в целом по структурному подразделению. Такого специалиста итоги анализа побуждают к поиску информации.

Гражданский служащий, имеющий сформированный когнитивный компонент профессиональной компетентности, владеет навыками получения и преобразования информации не только в узкоспециальной, но и надпредметной области, умеет оперировать междисциплинарными категориями («смыслы профессиональной деятельности», «миссия Федерального казначейства», «партнерство», «профессиональное самоопределение»).

Проективный компонент профессиональной компетентности гражданского служащего Федерального казначейства (ФК) предполагает умение видеть альтернативы при планировании и свое место в процессе реализации запланированного.

Содержание компонента включает в себя способность гражданского служащего ФК сочетать перспективное прогнозирование с текущим планированием; обеспечивать единство целевой установки с ресурсными возможностями; закладывать возможности корректировки задач в процессе деятельности.

О развитости проективно-исследовательского компонента компетентности гражданского служащего ФК свидетельствуют его способность проектировать результат в виде образов и моделей с заранее заданными свойствами, умение видеть желаемое в деталях, как реально существующее.

Такой специалист (если он является руководителем группы, отдела, структурного подразделения) привлекает к процессу планирования работников, наделяя их большими правами и ответственностью. Он обучает их технологии самостоятельной разработки идей и проектированию их реализации. Такой специалист обеспечивает соответствие целей и ресурсов, умеет осуществлять грамотный прогноз и разрабатывать процедуру оценки промежуточных результатов. Такой специалист формулирует проблемы, опирающиеся на реальные противоречия практики государственной службы в Федеральном казначействе.

Организационный компонент предполагает способность гражданского служащего ФК результативно выстраивать эффективную систему организационных отношений. При этом он представляет степень риска и просчитывает последствия.

Если служащий является руководителем группы, команды, структурного под-

разделения, то при условии сформированное™ указанного компонента он опирается на коллективную деятельность, при этом уделяя внимание и индивидуальной. Организация подчиненных понимается в этом случае как организация, свободная от опеки.

Если гражданский служащий ФК имеет развитый организационный компонент компетентности, то он:

• учитывает специфичность службы Федерального казначейства (окружение, территориальная принадлежность, масштабы деятельности) и субъекта (особенности контингента служащих, уровень их профессиональной компетентности и возрастные особенности), управления в системе отношений;

• относится к управленческому взаимодействию как партнерству, в котором участвуют равноправные субъекты;

• понимает мотивы людей, может опираться на внутренние побудительные механизмы участников и подбирать адекватные целям, мотивам и ресурсам формы и методы организации управления.

Гражданский служащий ФК, имеющий сформированный организационный компонент и являющийся руководителем структурного подразделения, формирует сплоченный коллектив единомышленников, делегирует большие полномочия коллегам. Такой специалист поощряет проявление лидерства субъектами управления. Ориентиром, основанием, инструментом самоопределения руководителя являются гибкость, открытость к изменениям, внимание к мнениям участников процесса. Он вносит в деятельность служащего неповторимую индивидуальность и формирует при этом собственный стиль управленческой деятельности.

Креативно-деятельностный компонент состоит в способности гражданского служащего ФК признавать и генерировать новые профессиональные идеи, расширять содержание деятельности, проявлять творчество. У такого специалиста возникают увлеченность и мотивы саморазвития, он оперативнее реагирует на изменения и не боится нового.

Содержание компонента включает в себя способность обеспечивать:

• упорядоченность профессиональной деятельности при творческой свободе и креативности участников; снижение факторов дезорганизации на основе оператив-

ной информации в условиях постоянных изменений в профессиональной деятельности;

• организацию регулирования в условиях открытости и делегирования максимальных прав участникам;

• снятие противоречий между функциональными обязанностями и новыми требованиями к виду деятельности на основе поиска нового сочетания методов и форм.

Специалист, имеющий сформированный креативно-деятельностный компонент компетентности, принимает решения о коррекции профессионального процесса оперативно, опираясь на данные экспресс-информации, не боясь риска и беря на себя ответственность. Такой специалист способен быстро провести анализ причинно-следственных связей и предложить решение в меняющихся условиях профессиональной деятельности, творчески использовать имеющиеся знания и опыт в решении новых проблем.

Рефлексивный компонент. Его сущность состоит в способности гражданского служащего рассматривать все профессиональные явления через призму опыта самообразовательной деятельности, предполагающего развитость интуиции, вероятность предвидения. Результатами ее проявления станут гибкость, упреждающий характер контроля, постановка новых задач, выявление дополнительных возможностей.

Рефлексивный компонент тесно взаимосвязан с мотивационно-ценностным компонентом, обозначенным нами в структуре профессиональной компетентности гражданского служащего Федерального казначейства: самооценка является одним из оснований построения его «Я-концеп-ции» и в значительной мере определяет темпы профессионального роста.

Содержанием компонента становится способность гражданского служащего:

• переориентировать внутренний контроль с целью установления необходимости изменений;

• оценивать качество собственной деятельности и деятельности подчиненных работников с позиций проблемного управления.

Служащий, имеющий сформированный рефлексивный компонент профессиональной компетентности, имеет хорошо продуманную и соотнесенную с целями

систему итоговых показателей оценки как своей деятельности, так и деятельности управляемых им членов коллектива, организации в целом.

Если этот служащий является руководителем группы, отдела, структурного подразделения, то при условии сформированное™ указанного компонента он умеет на диагностической основе спроектировать изменения в управлении; для него характерны концептуально-рефлексивный характер деятельности, т. е. умение выбирать стратегию поведения, рефлексивное осмысление своего опыта и целостное представление о содержании, средствах и способах своей деятельности.

Коммуникативный компонент состоит в способности гражданского служащего ФК осуществлять эффективные деловые коммуникации, обеспечивая реализацию задач, поставленных на определенном этапе профессиональной деятельности.

Непосредственное общение является стержневой основой профессиональной деятельности гражданского служащего. Эта профессия предъявляет высокие требования к коммуникативным навыкам специалистов. Умение организовывать межличностные отношения, улаживать конфликты, знание закономерностей поведения личности, особенностей проявления эмоций способствуют нахождению оптимальных вариантов решения профессиональных проблем.

Содержанием компонента является способность служащего ФК:

• изучать механизмы продуктивного общения;

• осуществлять коммуникацию на основе партнерства и взаимной заинтересованности в достижении цели;

• учитывать специфику общения с различными категориями подчиненных и клиентов и использовать механизмы преодоления отчуждения и конфронтации.

Служащий ФК, имеющий сформированный коммуникативный компонент профессиональной компетентности, умеет выстроить продуктивное общение со всеми категориями подчиненных лиц и коллегами по совместной профессиональной деятельности, обеспечить благоприятный психологический фон пребывания субъектов в структуре Федерального казначейства. Это повышает степень доверия простых граждан не только к представителям казначейства, но и к власти вообще.

Если этот служащий является руководителем группы, отдела, структурного подразделения, то при условии сформированное™ указанного компонента он умеет обеспечить достижение коллективных целей, в том числе и благодаря способности поддерживать и ободрять участников профессионального диалога, проявляя высокую степень доверия и ответственности.

В соответствии с целостным подходом, мы рассматриваем все компоненты модели профессиональной компетентности гражданских служащих в единстве. Интегрирующим компонентом для всего качества, источником его внутреннего развития мы считаем саморазвитие, которое задает этому качеству направленность и действенность. Этот компонент обеспечивает мобильность и гибкость в управлении за счет осознанного и целенаправленного самообразования специалиста ФК. Развитие этого компонента выступает важным условием формирования и повышения его профессиональной компетентности, в том числе в условиях подготовки, осуществляемой в рамках самой структуры казначейства.

Литература

Базаров, Т.Ю. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур / Т.Ю. Базаров, Х.А. Беков, Е.А. Аксенова. М., 1995.

Деркач, А.А. Профессиограмма государственного служащего / А.А. Деркач, А. К. Маркова. М.: РАГС, 1999.

Деркач, А.А. Стратегии подбора и формирования управленческой команды / А.А. Деркач, И. Калинин, Ю.М. Синягин. М., 1999.

Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. М., 2000.

Калина, Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности /Н.Ф. Калина // Журн. прак-тич. психолога. 1998. № 1. С. 65 - 75.

Кашапов, М. М. Гносеологические основы исследования педагогического мышления как компетентности преподавателя / М. М. Кашапов // Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Т. 1 / под ред. В. В. Новикова. Ярославль, 2003. С. 168-186.

Комлева, В.В. Престиж как явление духовной жизни общества / В. В. Комлева // Соци-ально-гуманит. знания 2000. № 6. С. 280 - 295.

Марасанов, Г.И. Карьера и риск в представлении государственного служащего / Г.И. Марасанов // Акмеология. 2001. № 1.

С. 42-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение / Е.Б. Моргунов. М., 2000.

Семенов, И.Н. Рефлексивно-творческий подход в профессиональном непрерывном образовании (методология взаимодействия психологии, акмеологии, педагогики и ант-ропогогики) / И.Н. Семенов. Бийск, 1994.

Степанов С.Ю. Рефлексивно-гуманисти-ческая психология сотворчества (науко-прак-тика интенсивного развития человека и организаций) / С.Ю. Степанов. М.; Петрозаводск, 1996.

Фрумкин, А.А. Альт-ассессмент /

A.А. Фрумкин, А.Н. Доценко // Всерос. пси-хол. газ. 2004. № 4.

Шадриков, В.Д. Духовные способности /

B.Д. Шадриков. М., 1996.

Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Еру-салема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностр. психология. 1996. № 7. С. 71 - 76.

Эденборо, Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьирование / Р. Эденборо. СПб., 2003.

Е.В. МАКСИМОВА (Москва)

ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ

ВЫСОКОМОТИВИРОВАННОГО УСВОЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СЛУШАТЕЛЯМИ-ПРОФЕССИОНАЛАМИ (на материале бизнес-школ)

Рассматриваются психолого -методические основы усвоения английского языка слушателями бизнес-школ в процессе прохождения вводно-подготовительного курса. Подчеркивается важность овладения грамматическим строем английского языка в сочетании с лексикотематическим компонентом.

Бизнес-школы ставят перед собой две цели: первая - приобщение контингента к последним достижениям по специальности в коммерческом, финансовом, правовом и психологическом плане, вторая -обучение английскому языку.

Подробное знакомство с бизнес-шко-лами, многолетний опыт общения со слушателями убеждают в правильности, на

первый взгляд, немного неожиданного вывода: вторая цель слушателями, их руководством рассматривается как более важная, т. к. успешная профессиональная деятельность сегодня без владения английским языком в совершенстве немыслима. Сами условия обучения иностранному языку близки к идеальным, если учесть, что в учебной группе от 4 до 6 слушателей и недельная нагрузка составляет 12 учебных часов. Методика преподавания иностранных языков в традиционном представлении, является наукой преодоления трудностей плохих условий обучения (малое количество недельных часов, недостаточная мотивация овладения иностранным языком и др.). Здесь же совершенно противоположная ситуация: те два огромных препятствия, с которыми методика должна бороться в первую очередь, в нашем случае попросту отсутствуют. Возникает вопрос: в чем же тогда задача методики преподавания английского языка в подобных учебных заведениях?

Нужно уяснить себе, что основными отрицательными факторами являются очень невысокая языковая компетенция основной части слушателей, длительный перерыв в занятиях языком, не приобретенные до этого перерыва умения и навыки изучения иностранного языка. Это означает необходимость разработать методологию соотнесения между собой трех основных факторов - мотивационно-личностного настроя обучаемых, условий обучения и модификации общих теоретических положений методики для определения процесса обучения иностранному (английскому) языку в бизнес-школах. Однако практическое решение этой задачи требует, прежде всего, прохождения обучаемыми специально разработанного вводно-подготовитель-ного курса, причем именно этот курс, его характер и содержание представляют самую трудную проблему, от которой зависит дальнейшая учеба. Необходимо искать теоретически обоснованные и подтвержденные практикой ответы на следующие альтернативно поставленные проблемы.

1. Первая решаемая проблема заключалась в выборе из двух альтернатив: с первого по последний день курса добиваться безошибочной англоязычной речи или же, как того требует ряд методистов,

© Максимова Е.В., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.