Научная статья на тему 'Модель поликультурной'

Модель поликультурной Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / MODELING / MULTICULTURAL EDUCATION / MULTICULTURAL INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макулов Серик Имангалиевич

Было определено общее понятие «моделирование», что понимается под «моделированием» в педагогической науке. Для обоснованного выбора теоретических основ создания модели ПИОС в трёх направлениях была проанализированная литература. Выявлены структурные компоненты и разработана модель ПИОС общеобразовательной школы реализующей подходы поликультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макулов Серик Имангалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF MULTICULTURAL INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SECONDARY SCHOOL

It was determined the general concept of "modeling" what is meant by “modeling" in pedagogical science. For a reasonable choice of theoretical bases of creation of the MIEE model in three directions was analyzed the literature. Structural components are revealed and the MIEE model of comprehensive school realizing approaches of multicultural education is developed.

Текст научной работы на тему «Модель поликультурной»

МОДЕЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Макулов Серик Имангалиевич

директор ГУ «СОШ № 23 города Павлодара», аспирант кафедры педагогики, психологии и социальной работы Омской

гуманитарной академии, РФ, г. Омск E-mail: serik.makulov@mail.ru

MODEL OF MULTICULTURAL INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SECONDARY SCHOOL

Makulov Serik

director of SI "Secondary School № 23 Pavlodar" graduate student of pedagogy, psychology and social work of Omsk Humanitarian

Academy, Russia Omsk

АННОТАЦИЯ

Было определено общее понятие «моделирование», что понимается под «моделированием» в педагогической науке. Для обоснованного выбора теоретических основ создания модели ПИОС в трёх направлениях была проанализированная литература. Выявлены структурные компоненты и разработана модель ПИОС общеобразовательной школы реализующей подходы поликультурного образования.

ABSTRACT

It was determined the general concept of "modeling" what is meant by "modeling" in pedagogical science. . For a reasonable choice of theoretical bases of creation of the MIEE model in three directions was analyzed the literature. Structural components are revealed and the MIEE model of comprehensive school realizing approaches of multicultural education is developed.

Ключевые слова: моделирование; поликультурное образование; поликультурная информационно-образовательная среда.

Keywords: modeling; multicultural education; multicultural information and educational environment.

В педагогике моделированию как общенаучному методу познания отводится важное место наряду с анализом и синтезом, прогнозированием и проектированием, наблюдением и экспериментом, так как моделирование «вывело педагогические исследования на уровень общенаучной методологии» [6, с. 85]. В то же время сам по себе процесс моделирования является непростой деятельностью, требующей специального изучения сущности, содержания и технологии применения данного метода в конкретном исследовании.

Как указывается в философском словаре, «моделирование» (фр. modele — образец, прообраз) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для изучения [5, с. 267].

В педагогической науке под «моделированием» понимается: «а) совокупность методов построения моделей и изучения на них соответствующих явлений, процессов, систем объектов (оригиналов); б) совокупность методов использования результатов изучения моделей для определения и уточнения характеристик самих объектов исследования, для улучшения управления ими» [1, с. 111]. Данное определение позволяет выявить две важные стороны данного процесса. С одной стороны, моделирование необходимо для получения нового знания об отображаемом объекте и уточнения его характеристик, с помощью промежуточного звена - модели, благодаря чему возможности экспериментального исследования значительно расширяются. Как справедливо отмечает Ю.К. Бабанский, «моделирование помогает систематизировать знания об изучаемом явлении и процессе, предсказывает пути их более целостного описания, открывает возможности для создания более целостных классификаций» [2, с. 90]. С другой стороны, моделирование позволяет установить (выявить) методы построения модели исследуемого объекта.

Таким образом, при изучении и преобразовании процесса поликультурного образования в рамках поликультурной информационно-образовательной среды, моделирование является необходимым этапом научного исследования,

позволяющим согласовать между собой множество структурных элементов и их функциональных связей, внешних воздействий на образовательный процесс, воспроизведенный в виде схем, аналитических записей, блоков и т. п.

Для обоснованного выбора теоретических основ создания модели ПИОС нами была проанализирована научно-педагогическая, культурологическая и социологическая литература. Анализ осуществлялся в трех основных направлениях:

I направление — выявление существующих подходов к организации процесса поликультурного образования и выбор наиболее перспективных для решения вышеназванных проблем поликультурного образования школьников;

II направление — выявление существующих подходов к созданию информационно-образовательных сред и аргументированный выбор одного или несколько для создания модели ПИОС школы;

III направление — выявление существующих подходов к созданию поликультурных образовательных сред и аргументированный выбор одного или несколько для создания модели ПИОС школы.

В нашей работе для формулирования рабочего определения данного термина мы воспользовались полученным нами определением термина «поликультурное образование». В связи с чем, поликультурная информационно-образовательная среда — это часть образовательной среды, включающая в себя условия и механизмы для формирования у индивидуумов (обучаемых) когнитивных процессов (восприятие, память, речь, мышление и др.), знаний о ценностях, сложившихся традициях, нормах поведения, исторических, интеграционных и социально-экономических изменениях собственной и других культур, видов деятельности (разрешать межкультурные конфликты, выделять и осмысливать ценности каждой культуры, усвоение семенных ценностей и норм поведения, оказание помощи и поддержку представителям контактирующих культур) и способствующих гармоничному сосуществованию и взаимодействию личности в конкретном социальном пространстве равноправных и равноценных культур (субкультур).

Нами были выделены следующие основные структурные компоненты модели среды (рис. 1): поликультурное образование, как образовательный процесс, направленный на реализацию целей указанных в полученном нами определении «поликультурное образование»; среда, как совокупность условий,

Рисунок 1. Первичное представление модели ПИОС

в которых организуется поликультурное образование школьников; информация, как знания, которые получает человек (потенциальный пользователь информационно-образовательных ресурсов) из различных источников в рамках среды. В качестве функциональной связи выступают информационные процессы — «процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации (действия, выполняемые с информацией). То есть процессы, в ходе которых изменяется содержание информации или форма её представления» [4]. Понимая дефиницию «среда» как совокупность условий, мы посчитали важным уточнить трактовку термина «условия» и его применения в педагогике. Анализ научно-педагогической литературы показал, что под «условиями» рядом авторов понимается совокупность взаимосвязанный факторов — «объективные обстоятельства, которые необходимо учитывать, ...обстоятельства, способствующие чему-либо или влияющие на что-либо» [3].

Таким образом, выше сказанное позволило нам разработать модель ПИОС общеобразовательной школы реализующей диалоговый и социально-психологический подходы поликультурного образования (рис. 2). В качестве теоретической основы для ее создания обоснованно выбрано сочетание когнитивные проблемы, связанные с мышлением и восприятием

поликультурности мира, основанных на знаниях о нем, являющимися необходимыми и обязательными факторами для принятия решения в различных бытовых, профессиональных ситуациях, в установлении взаимоотношений с окружающим миром и с собой.

Целевой компонент - целиг в которых указаны:

1) деятельность, которую необходимо выполнить;

2) конечный продукт этой деятельности;

Содержательный компонент: 1) статические знания - информация о сложившихся традиция собственной культуры, нормах поведения собственной культуры, ценностях и нормах поведения представителей различных социальных групп;

2) динамические знания - информация о

Процессуальный компонент:

1) учебные мероприятия:

2) внеклассные мероприятия:

3) взаимодействия преподавателей с родителями обучаемых

4) взаимодействие внутри преподавательской среды с целью

Рисунок 2. Модель поликультурной информационно-образовательной среды

Список литературы:

1. Асанова И.М. Педагогическое моделирование начального профессионального образования в сфере туризма [Текст]: Дис. ... к. п. н.: 13.00.08 / И.М. Асанова. Сходня, Московской обл., 2002. — 158 с.

2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Состав. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика. 1989. — 560 с.

3. Новикова Л.А. Педагогические условия поликультурного образования учащихся учреждений начального профессионального образования: Дис. к.п.н., Томск, 2009. Томск, 2009. — 200 с.

4. Понятие «информация»// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://informatika.sch880.ru/p17aa1.html (дата обращения: 12.02.14).

5. Философский словарь [Текст] / под. ред. И.Т. Фролова. 6-е., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. — 560 с.

6. Штофф В. А. Проблемы методологии социального познания [Текст]: Межвуз. сб. / ЛГУ им. А.А. Жданова, Ин-т повышения квалификации преподавателей обществ. наук; под ред. В.А. Штоффа. Л.: Изд-во ЛГУ , 1985. — 181 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.