Научная статья на тему 'Модель подготовки будущего учителя к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников'

Модель подготовки будущего учителя к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИКА / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Лидия Александровна

Описан опыт совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя к формированию культуры репродуктивного здоровья школьника в контексте компетентностного подхода. Представлена критериальная характеристика готовности студентов к формированию такой культуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the experience of perfection of vocational training of the students of high school to formation of culture of the reproductive health of schoolboys in a context of the competency building approach is described; the criterion characteristic of readiness of the students to formation of culture of the reproductive health at schoolboys is presented.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки будущего учителя к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников»

УДК 378

Л.А. Рудакова

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Проблемы репродуктивного здоровья населения, особенно подростков и молодежи, в современных условиях приобретают особую социальную значимость. Репродуктивное здоровье необходимо рассматривать как составную часть здоровья человека, на которую влияют образ жизни и привычки, способствующие сохранению здоровья или, наоборот, приводящие к возникновению заболеваний [2—3].

Выбор данной проблемы обусловлен зависимостью между качеством подготовки будущего учителя и низким уровнем культуры репродуктивного здоровья школьников.

Готовность студентов к формированию культуры репродуктивного здоровья (ФКРЗ) подрастающего поколения понимается нами как интегра-тивное образование личности в единстве мотивационного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов, каждый из которых характеризуется совокупностью показателей и критериев [1] .

В табл. 1 дана критериальная характеристика уровней готовности студентов к ФКРЗ школьников.

Таблица 1

Критериальная характеристика уровней готовности студентов к ФКРЗ школьников

Мотивационный компонент

Показатели: наличие интереса к данному виду деятельности и потребности в нем; осознание социальной значимости работы по ФКРЗ у школьников, ее роли в развитии личности; стремление углубить знания о культуре репродуктивного здоровья, совершенствовать свои умения в области ФКРЗ.

Критерии оценки уровней

Оптимальный уровень Допустимый уровень Недопустимый уровень

Проявляет устойчивый интерес к проблеме здоровья (психического, социального, физического, репродуктивного), имеет ярко выраженную потребность к работе по ФКРЗ школьников; высоко ответственное отношение к работе; активное стремление углубить свои знания путем изучения специальной литературы; постоянное стремление совершенствовать свои педагогические умения Проявляет ситуативный и избирательный интерес к проблеме культуры репродуктивного здоровья и слабо выраженную потребность ФКРЗ у школьников; отношение к работе по ФКРЗ у школьников недостаточно устойчивое; стремление углубить свои знания и совершенствовать свои педагогические умения проявляются в ситуациях, контролируемых преподавателем Проявляет индифферентное отношение к проблеме культуры репродуктивного здоровья человека, не выраженная потребность к ФКРЗ у школьников; безответственное отношение к работе; стремление углубить свои знания и совершенствовать свои педагогические умения отсутствует

Окончание табл. 1

Когнитивный компонент

Показатели: психолого-педагогические и специальные знания и представления о сущности проблемы культуры репродуктивного здоровья и методах, средствах и формах ее формирования у школьников, о существенных признаках понятия «культура репродуктивного здоровья» и его структурных компонентах; о содержании образовательной работы по ФКРЗ у школьников и цели ее использования.

Критерии оценки уровней

Оптимальный уровень Допустимый уровень Недопустимый уровень

Полные и системные научные знания о сущности проблемы культуры репродуктивного здоровья и методах, средствах и формах ее формирования у школьников. Правильное применение знаний на практике Неполные знания и представления о сущности проблемы культуры репродуктивного здоровья и методах, средствах и формах ее формирования у школьников. Затруднено применение их на практике Доминируют обрывочные, науров-не житейских представлений знания о сущности проблемы культуры репродуктивного здоровья и методах, средствах и формах ее формирования у школьников. Не применяются знания на практике

Операционально-деятельностный компонент

Показатели: действия как внешнее выражение соответствующих умений и навыков (конструктивных, организаторских, коммуникативных), их профессиональность, целесообразность и целеустремленность, освоенность.

Критерии оценки уровней

Оптимальный уровень Допустимый уровень Недопустимый уровень

Действия планируются и выполняются на основе научного анализа ситуации, соответствуют педагогической цели и определяются правильно с учетом педагогических условий. Действия выполняются без затруднений, четко, своевременно, быстро, согласуются с ситуационным моментом осуществления Действия планируются и выполняются без должного использования научных знаний и научного анализа ситуации. Действия не всегда целесообразны, выполняются с затруднениями, недостаточно четко, относительно своевре менно Действия основаны на житейском опыте, отсутствует научно-методическая компетентность. Действия нецелесообразны или определяются неправильно относительно цели, не точны, выполняются с затруднениями и ошибками, действия несвое вре менны

С целью определения уровней готовности студентов к ФКРЗ у школьников был реализован комплекс методов исследования. Универсальной методики изучения уровней готовности студентов вуза к ФКРЗ у школьников в науке не разработано. Исходя из структурных составляющих феномена готовности, были использованы методы, позволяющие изучить каждый компонент в отдельности: анкетирование для

изучения уровня знаний о ФКРЗ у школьников; ранжирование для выявления отношения к проблеме здоровья, культуры репродуктивного здоровья; самооценка, направленная на определение профессиональных умений, необходимых для ФКРЗ у школьников.

В обследовании принимали участие 160 юношей и девушек в возрасте 20—23 лет — студенты 2-го и 5-го курсов факультета педа-

гогики и психологии Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета. Для выявления отношения к проблеме здоровья, культуры репродуктивного здоровья в процессе анкетирования «Мотивационная готовность к профессиональной деятельности» студентам было предложено ранжировать по степени значимости собственное отношение к проблеме здоровья, культуры репродуктивного здоровья человека.

Результаты эксперимента по изучению уровней развития мотивационного компонента готовности студентов к ФКРЗ у школьников показали, что 27,8 % будущих учителей имеют оптимальный уровень, 38,3 % — допустимый, 33,9 % — недопустимый уровень.

Результаты изучения уровней развития когнитивного компонента готовности студентов к формированию ФКРЗ у школьников приведены в табл. 2.

Таблица 2

Уровень развития когнитивного компонента готовности студентов к ФКРЗ у школьников, %

Содержание знаний Уровни развития

Высокий Средний Низкий

Термины и понятия 2,5 50,0 47,5

Место и роль репро- 60,6 39,4 0

дуктивного здоровья

в жизни человека и

общества в целом

Структура репродук- 12,5 26,3 61,2

тивного здоровья

Структура культуры 16,9 33,8 49,3

репродуктивного здо-

ровья

Содержание цели и 10,6 26,3 63,1

методы образователь-

ных технологий по

ФКРЗ

Средний показатель 20,6 35,1 44,2

знаний

Оценивая когнитивную составляющую готовности к профессиональной деятельности по ФКРЗ подрастающего поколения, большин-

ство опрошенных студентов отмечают средний и низкий уровень подготовки. При этом они считают, что являются наиболее информированными о месте и роли репродуктивного здоровья в жизни человека и общества в целом. Хуже всего будущие учителя владеют знаниями в области содержания, целей и методов образовательных технологий по ФКРЗ подрастающего поколения, определения структуры репродуктивного здоровья, структуры культуры репродуктивного здоровья.

Результаты выявления уровня развития профессиональных умений, необходимых для ФКРЗ у школьников показали, что 26,2 % респондентов отмечают высокий уровень, 35,1 % считают, что уровень их профессиональной подготовки соответствует средним показателям, 38,7 % опрошенных считают, что имеют низкий уровень профессиональных умений для ФКРЗ у школьников.

Качественный анализ полученных результатов свидетельствует о том, что опрошенные на более низком уровне оценивают собственные умения раскрывать содержание знаний о структуре репродуктивного здоровья. Особую сложность вызывают у студентов планирование процесса ФКРЗ, прогнозирование и анализ результата процесса ФКРЗ школьников, диагностика и оценка результатов этого процесса. На более высокий уровень опрошенные ставят умение пользоваться специальной литературой, а также осуществлять отбор оптимальных средств, способов ФКРЗ у школьников.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что студенты имеют разный уровень готовности к ФКРЗ у школьников: 24,9 % — оптимальный, 36,2 % — допустимый, 38,9 % — недопустимый.

Анализ результатов изучения готовности будущих учителей к профессиональной деятельности по ФКРЗ у школьников позволил сделать вывод о необходимости совершенствования в педагогических вузах подготовки студентов к ФКРЗ у школьников.

На основе выявленных проблем мы разработали модель подготовки будущего учителя к ФКРЗ у школьников, включающую технологию ориентации будущих специалистов на повышение личной культуры репродуктив-

ного здоровья, технологию систематизации, обогащения и интеграции знаний, выработки умений, необходимых для ФКРЗ у школьни-

ков, технологию включения будущих учителей в практическую деятельность по ФКРЗ у школьников (рис. 1).

Рис. 1. Модель подготовки будущих учителей к ФКРЗ у школьников

С целью повышения мотивации студентов на сохранение и укрепление собственного здоровья, соблюдение принципов здорового образа жизни был организован «круглый стол» на тему: «Здоровье — выбор современной молодежи». Для оказания консультативно-просветительской, методической помощи студентам нами разработана и внедрена модель Центра охраны репродуктивного здоровья, функция которого заключается в методическом, консультативно-просветительском сопровождении студентов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья, репродуктивного здоровья (установка на формирование здорового образа жизни, сопротивление негативным воздействиям внешней среды, включая алкоголизм, табакокурение, наркозависимость).

В рамках спецкурса «Репродуктивное здоровье подрастающего поколения», направленного на мотивацию, активизацию знаний будущих учителей по проблеме ФКРЗ у школьников, проводился цикл лекций по темам: «Понятие и структура репродуктивного здоровья. Культура репродуктивного здоровья», «Репродуктивное здоровье подростков и проблема полового просвещения», организовывалась педагогическая практика студентов в школах с целью проведения мониторинга репродуктивного здоровья школьников и разработки планов воспитательно-образовательных мероприятий с ними по ФКРЗ.

В целях повышения мотивационной готовности к ФКРЗ у школьников и осознания

значимости проблемы в рамках спецкурса проводились лабораторные занятия, в ходе которых будущие учителя выполняли задания творческого характера по разработке средств наглядной агитации (буклеты «Репродуктивная культура — проблема отцовства и материнства», оформление информационного стенда «Территория жизни»), проектированию слайд-презентаций по проблеме сохранения и укрепления репродуктивного здоровья («Факторы, нарушающие репродуктивное здоровье личности»).

В результате реализации технологий формирующего эксперимента наметилась позитивная динамика в подготовке студентов к ФКРЗ у школьников (рис. 2)

%

31,2 1

18,7

Щ Оптимальный Ц Допустимый Недопустимый

Рис. 2. Уровень готовности студентов к ФКРЗ у школьников после эксперимента

Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности технологий, реализуемых нами на этапе формирующего эксперимента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (Теоретико-методологический аспект) [Текст] / И.А. Зимняя // Высш. образование сегодня. — 2006. - № 8. - С. 20-26.

2. Потемкина, Р.Л. Руководство по разработке политики и программ охраны репродук-

тивного здоровья молодежи. Проект «Мать и дитя» [Текст] / Р.Л. Потемкина, Ю.В. Бояркина; под ред. Н.В. Вартапетовой. — М., 2006. — 97 с.

3. Уварова, Е.В. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья современных девочек России [Текст] / Е.В. Уварова // Вопр. соврем. педиатрии. — 2006 — Т. 5, № 5. Прил. 2. Репродукт. здоровье. — М., 2006. — С. 5—7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.