Научная статья на тему 'Модель педагогической подготовки студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель»'

Модель педагогической подготовки студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сопетченкова И. В.

На основе методических условий, преемственности целей, содержания, методов, средств, организационных форм и критериев сформирована модель педагогической подготовки студентов непрофильных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель педагогической подготовки студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель»»

профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 070601 «Дизайн» [Текст].- М., 2003.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник [Текст]/ Г.Б. Минервин [и др.]. - М.: Архитектура, 2004. - 288с.

3. ecopackaging.net [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

ecopackaging.net.

4. Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды. [Текст]/ В.В Ермилова, Д.Ю. Ермилова: учеб. пособие. - М.: ИЦ Акдемия, 2006.

5. Львовский, Ф.А. «Эко-арт-дизайн» — нова программа подготовки дизайнеров [Текст]/ Ф.А. Львовский. //Технологии строительства. - 2004.- №2.- С. 116-119.

6. Серов, С.И. Вопросы экологии [Электронный ресурс]/ С.И. Серов.

- Режим доступа: www.kak.ru

7. Тугушев, Р.Х. К вопросу системной психодиагностики психологической компетентности субъектов профессиональной деятельности [Электронный ресурс]/ Р.Х. Тугушев.- Режим доступа: www.psvcheva.ru.

УДК 378.147:378-057.175:371:398 И.В. Сопетченкова (Тула, ТулГУ)

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»

На основе методических условии, преемственности целей, содержания, методов, средств, организационных форм и критериев сформирована модель педагогической подготовки студентов непрофильных специальностей.

Формирование модели педагогической подготовки возможно на основе выделенных дидактико-методических условий педагогической подготовки студентов непрофильных специальностей высшего профессионального образования, преемственности целей, содержания, методов, средств, организационных форм и критееиев, исхода из принципа лично стно-ориентировакнного обучения.

Модель подготовки преподавателя на основе интеграции деятельности выпекающих кафедр по специальностям высшего профессионального образования и кафедры образовательных технологий и педагогики представляет собой рад взаимосвязанных целей и функций. К их числу можно отнести социальные, психологические, дидактические воспигательные цели в сочетании с обучающими, развивающими и

воспитывающими функциями. Взаимодействие с преподавателем

подразумевает формирование готовности студентов к педагогической деятельности, обеспечение преемственности профессиональной и педагогической деятельности, стимулирования позитивных проявлений в профессионаьных намерениях. Следует отметить, что все это

сопровождается многообраием средств, форм и методов взаимодействия по линии преподаватель - студент. Итогом стаи раработанные критерии эффективности педагогической подготовки.

Содержательную модель подготовки преподавателя можно

представить как два основных взаимосвязанных звена: непосредственно работа с преподавателем и самостоятельная работа студента.

Функционально выделены цели, функции, направления, организационные формы, методы, программно-методические средства, критерии эффективности подготовки преподавателя.

Исхода из coдeржaтeльного аспекта модели, целью педагогической подготовки является формирование основ педагогической деятельности: устойчивого интереса к системе научных знаний об этой деятельности, умения использовать эти знания в качестве инструмента профессионаьного мышления и решения профессиошльных задач, своео браного «мостика» между теорией и практикой в профессиональной подготовке преподавателя. Поэтому среди всех методов обучения, используемых в вузе, в нашей модели большая значимость придаваась решению учебных задач для развития у студентов умений использовать фундаментаьные знания в качестве профессионального педагогического мышления.

Раработка модели педагогической подготовки студентов непрофильных специаьностей как фундаментаьной основы исследовательской и исполнительской педагогической практики осуществлялась нами в конкретном исследовании, сопровождающем внедрение индивидуального подхода и соответствующих ему технологий в педагогические курсы:

- курс дополнительной части профессионально-образовательной программы "Педагогикаи основы педагогической профессии";

- педагогический практикум;

- педагогическая практика.

Рассмотрим представленные единством целевого, содержательного, дeлeльнocтнoгo и результативного компонентов учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины «Педагогика и основы педагогической профессии», обеспечивающий методическое обоснование модели педагогической подготовки студентов.

В УМК дисциплины входят: рабочая программа, лекционный материал, содержание и методические указания к семинарско-практическим занятиям, тестовый мателиа по самоконтролю и контролю качества знаний студентов, материалы и методические рекомендации к педагогическому практикуму и педагогической практике.

Дисциплина «Педагогика и основы педагогической профессии» (навана вузом) реаизуетст в течение одного семестра на 4-м курсе бaкaaвлиaтaи входит в дополнительный цикл педагогически дисциплин.

Рабочий пан дисциплины рассчитан на 180 ч в и нацелен на выполнение сседующих задач:

1) обеспечение фундаментаьного педагогического обраованит по конкретному предмету;

2) подготовка преподавателей школы, включа раличные варианты: лицеи, колледжи, гимнаии.

Учебные часы распределяются следующим обраом: 68 ч - лекции, 34 ч - семинарско-практические занятия, 78 ч - внеаудиторная самостоятельна работа.

Учебна дисциплина «Педагогика» (ОД 01.01) из баового курса профессионаьной подготовки, читаемого на 2-м курсе, пeрeзaчртывaeтcт.

Дисциплина «Педагогика и основы педагогической профессии» изучается по разделам:

1. Дидактические основы педагогического мастерства.

2. Теории и технологии обучения.

3. Теория и технология воспитания.

4. История педагогики и перспективы педагогического обраованит в XXI веке.

Предлагаема программа дисциплины являетст интегрированной и раработана с учетом Госсдарственного обраовательного стандарта высшего профессионального обраованит II поколения по специаьности «Учитель» и Госудалственных требований к минимуму содержания и уровню профессионаьной подготовки выпускников для получения дополнительной кваификации «Преподаватель» Задачи изучения

студентами такого курса предполагают:

- приобретение педагогических, знаний, умений и навыков (не ниже объема Государственного стандарта по квалификции «Учитель»);

- осмысление знания педагогики в практической деятельности и жизни каждого человека;

- формирование интереса к педагогической науке и практической деэтельности в области обраованит.

Процесс изучения педагогики будущими преподавателями строится на основе максимаьной активизации их самостоятельной работы с использованием историко-педагогической и современной литературы,

анаиза педагогической реаьности и в соответствии с письмом МО РФ от 27.11.20 02 г. № 14-5996 ген/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».

При разработке УМК данной дисциплины мы исходили из положения о том, что наибольший эффект достигается при системном подходе к выболу различных методов обучения в соответствии с теми задачами, котолые ставят перед собой преподаватель при изложении данного курса (дисциплины, темы) определенной аудитории. При определении самого сочетания методов обучения в процессе изууенит дисциплины мыруководствоваись следующими критериями:

- соответствием методов принципу обучения, его целям и задачам, содетжанию данной темы;

- соответствием возможностям учащихся: а) возрастным

(физическим, психическим); б) уровню их подготовленности (образованности, воспитанности, равития); в) особенностям учебного коллектива, имеющихся условий и отведенного для обууенит времени;

- соответствием возможностям преподавателей, зависящим, в свою очередь, от их уровня теоретической и практической подготовленности, опыта, личностных качеств и др.

Особенность изучения дисциплины «Педагогика и основы педагогической профессии» состоола в изменении методики семинарско-практически занятий, выраженной двумя аспектами:

- структура семинара-практикума включает теоретико-информационную, практическую и коштольно-учетную части;

- включение в учебный процесс вместе с лекциями семинарско-практически работ позволяет сформировать у студентов практическую направленность в реаизации технологий педагогического процесса.

В основу организации деэтельности студентов на лекциях, семинарских и практических занятиях были положены принципы личностно-ориентированного подхода, диалогичности, которые позволили установить субъект-субъективные отношения преподавателей и студентов, создать ситуацию саморавитит, самоутверждения.

Изучение теоретического материал сопровождаось системой ceминaрcкo-прaктичecкпх занятий. При этом лекция и семинарско-практическое занятие имели, как правило, единую тематику, что позволило не только облегчить связь теории с практикой, но и активизировать познавательную активность студентов.

Исключительно многообразны формы проведения этих семинарски, практически занятий. В ряде работ по методике и выделяют до 15. Мы применяли распространенные:

контрольно-обучающий семинар - это семиар, в ходе которого осуществляетст фронтальный опрос, письменные контрольные работы. Главна цель - максимаьный охват обучаемых контролем;

обучающий семинар - это семинал, на котором в центе внимания самостоятельные выступления студентов, расширяющие и дополняющие лекционный материа. При этом темы для выступлений могут быть розданы и распределены заранее - "фиксированные выступления". Это лишь усиит информативность семинара и повыси его теоретически уровень;

творческий семинар - это семинар, максимаьно обеспечивающий творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.

практическое занятие. Оно может проводиться по изучению конккетного источника, в виде деловой (ролевой) игры, мини-исследованит, решения задач с помощью персонаьного компьютела, экскурс™ ии встречи с учеными, педагогиескими деятелями, преподавателями и cтрдeнтaми други вузов.

Исходя из вышеизложенных требований и нашего опыта преподавания педагогики в вузе, мы раработаи общие методические рекомендации для проведения семинарско-практических аудиторных занят ий.

Семинар ско-практиеское занятие по педагогике являлось результатом самостоотельного изучения рекомендованной литературы, пoзвoлялo в свободной обстановке обменттьст мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное. В свою очеледь, успех семинарско-практического занятия заожен в его тщательной, всесторонней подготовке.

Особая роль в методическом обес печени педагогиеской подготовки разработанной модели приадлежит организации и содержанию педагогического практикума и педагогической практики, целью которых явилось развитие практикоориентированных умений студентов с разработанной системой дифференцированных заданий раного уровня сложности. Рабоча программа педагогиеского практикума составлена на основе материал дисцилиы «Педагогиа и основы педагогиеской професси» с частиным использованием материала практикума по общей педагогике.

Освоение содержания прaттиyмa направлено на отработку практикоориентированных умений студентов во внеаудиторной самостоятельной работе и в процессе работы предполагает два уровня:

- пел вый уровень - аудиторна работа студентов под руководством преподавателя;

- второй уровень - самостоятельна работа cтрдeшa, в ходе корой он прослеживает связь теории и практики, формируется его готовность к будущей педагогической деятельности.

Темы практикума собраны в модули. Всего их 10. Каждый модуль содержит 4 занятия и начинается с отработки понятийного аппарата темы. В модуле представлены план соответствующего семинара, темы практического занятия. Одно из занятий отводится на выполнение заданий для самостоятельной работы по изучаемой теме. Задания дифференцированы по уровню своей сложности и нацелены на выбор задания, вызвавшие интерес студена.

Значительная роль в гфофессионаьной подготовке преподавателя по дополнительной кваифиации принадлежит педагогиеской практике, которая являетст звеном, обеспечивающим единство теоретиеской и практической подготовки студентов к многоаспектной педагогиеской деятельности.

Нами был подготовлен материа и методические укаанит к педагогической практике студентов.

Такой подход позволил реаизовать следующие два дидактикометодических условия эффективности педагогической подготовки как усиение роли самостоятельной работы студентов и обеспечение прaктикooриeнтирoвaннocти педагогиеской подготовки.

Решение профессионаьных задач - неотъемлемый элемент практической подготовки студентов. Содержание вузовской подготовки преподавателя, на наш взгляд, представляет собой последовательную цепь: обучение теоретическим знаниям - учебные упражнения в и применении

- применение знаний и умений в реаьной практике.

В данной модели мы определии ккитерии эффективности педагогической подготовки будущи преподавателей:

- владение знаниями и умениями, регламентирующимися диактическими единицами ГОСа;

- налиие взаимосвязей между дисциплинами предметного блока и профессионаьной подготовкой студента;

- сформированность практически умений как основы

прaктикooриeнтирoвaннoй плофессионаБной деятельности

преподавателя;

- активность познавательной деятельности cтрдeшoв как результат их самостоятельной работы в процессе педагогической подготовки.

Таким образом, в представленной в исследовании модели педагогической подготовки студентов непрофильных cпeцпуьнocтeй реаизованы выделенные в исследовании дидактико-методические условия педагогической подготовки студентов, получающи дополнительную кваифиацию «Преподаватель». Модель содетжит целевой,

содержательный, функционально-деятельностный, контрольно-оценочный компоненты. Фoчмирoвaние модели проходило на основе принципа личностно-ориентированного обучения.

Представлена структурно-функциональная модель педагогиеской подготовки студентов отражает интеграцию взаимодействия выпускающих кафедр по специальностям высшего образования и кафедры ОТиП.

Библиографический список

1.Абдулиа, О.А. Проблемы фолмированит педагогиески умений и навыков у будущи учителей [Текст] / О.А. Абдулина // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. - М.: 1990.

2.Байкова, Л.А. Фoрмирoвaниe диaгуocтпчхкпх умений у будущих учителей в процессе изучения курса педагогии: Автореф.дис. кaну.пeд.нayк [Текст] / ЛАБакова. - М, 1995. - С. 10-11.

3.Беленок, И.Л. Теоретические основы профессионаьно-методической подготовки учителл в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики): Автореф. дис. ... д-ра лед. наук. [Текст] / И.Л. Беленок. - Барнаул, 2000. - 35 с.

4.Вольхин С.Н. Профессионаьно-предметна подготовка будущих учителей безопасности жизнедеятельности на основе междисциплинарной интеграции: Автолеф. дис.... д-ра. лед. наук / С.Н. Вольхин. - Тула, 2005. - 42 с.

5.Государственный oбрчoвaтeльный стандарт высшего

профессионаьного обраованит. - М., 2000. - 21 с.

6.Епишева, О.Б. Основные параметры педагогической технологи [Текст] / О.Б. Епишева// Педагогические технологи. - 2004. - № 2. -

С. 10 -12.

7.Концепция модеризацит Российского образовант на пелиод до 2010 года //Народное обраование. - 2002.- № 4. - С. 254 - 269.

8.Педагогиа: учеб. пособие дл cтрдeиoв педагогиески вузов и педагогиески колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогиеское общество Росси, 2001. - 640 с.

9.Петрова Е.А. Имидж педагога [Текст] / Е.А. Петрова. - М.: Академия профессионаьного обраованит, 2003. - 48 с.

10.Подласый И.П. Педагогиа: Новый курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. из дат. цент ВЛАД ОС, 2002.- Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучент. -5 76 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.