Научная статья на тему 'Модель педагогического предупреждения виктимизации и насилия над подростками'

Модель педагогического предупреждения виктимизации и насилия над подростками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНЫЙ ПОДРОСТОК / ФАКТОРЫ ВИКТИМИЗАЦИИ / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВИКТИМИЗАЦИИ И НАСИЛИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / VICTIMIZED ADOLESCENT / VICTIMIZATION FACTORS / EDUCATIONAL PREVENTION MODEL OF VICTIMIZATION AND VIOLENCE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / SCHOOL LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубь Марина Сергеевна

В статье описана модель педагогического предупреждения виктимизации подростков, пострадавших от насилия, реализуемая в средней общеобразовательной школе. Модель представляет собой многоуровневую иерархически организованную структуру, состоящую из следующих блоков: целеполагания, критериально-оценочного, содержательного, технологического и оценочно-коррекционного. Показана направленность модели на реализацию ненасильственного взаимодействия виктимных подростков и взрослых, которая предполагает установление педагогического взаимодействия, обеспечивающего высокую продуктивность совместной деятельности без использования различных видов принуждения и наказания. Ее реализация позволила получить позитивные результаты благодаря организации безопасной среды жизнедеятельности подростка и школьной среды, направленных на личностное развитие виктимных подростков, нивелированию влияния факторов виктимизации, целенаправленной работе с педагогами и деятельности по педагогическому просвещению родителей. Разработанная автором модель организации процесса предупреждения виктимизации и насилия над подростком позволяет достигнуть цели и комплексно решать задачи исследования, не только значительно улучшить качественные и количественные характеристики этого процесса, но и снизить уровень виктимизации подростков, подвергшихся насилию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational prevention model of victimization and violence against adolescents

The study describes the educational model preventing victimization of adolescents affected by violence which is implemented in the secondary school. This model has a multi-layered hierarchical structure consisting of the following units: goals and objectives; evaluation criteria; content; design and technology; evaluation and correction. The focus of the model is on the nonviolent interaction between victimized adolescents and adults. It involves pedagogical interaction providing effective cooperation without coercion and punishment. Its implementation demonstrated a positive effect because of the safe living and school environment created for minors and aimed at the personal development of victimized adolescents, the non-influence of victimization factors, as well as purposeful dealing with teachers and pedagogical education of parents. The model developed by the author to prevent victimization and violence against adolescents allows one to achieve the goal, meet the research challenges in an integrated manner, improve considerably the qualitative and quantitative characteristics of this process, and reduce the level of victimization of abused minors as well.

Текст научной работы на тему «Модель педагогического предупреждения виктимизации и насилия над подростками»

УДК 37:343.988

Голубь Марина Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Кубанского государственного университета

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВИКТИМИЗАЦИИ И НАСИЛИЯ НАД ПОДРОСТКАМИ

https://doi.org/10.24158/spp.2018.5.19 Golub Marina Sergeevna

PhD in Education Science, Associate Professor, Preschool Education and Psychology Department, Kuban State University

THE EDUCATIONAL PREVENTION MODEL OF VICTIMIZATION AND VIOLENCE AGAINST ADOLESCENTS

Аннотация:

В статье описана модель педагогического предупреждения виктимизации подростков, пострадавших от насилия, реализуемая в средней общеобразовательной школе. Модель представляет собой многоуровневую иерархически организованную структуру, состоящую из следующих блоков: це-леполагания, критериально-оценочного, содержательного, технологического и оценочно-коррекци-онного. Показана направленность модели на реализацию ненасильственного взаимодействия вик-тимных подростков и взрослых, которая предполагает установление педагогического взаимодействия, обеспечивающего высокую продуктивность совместной деятельности без использования различных видов принуждения и наказания. Ее реализация позволила получить позитивные результаты благодаря организации безопасной среды жизнедеятельности подростка и школьной среды, направленных на личностное развитие вик-тимных подростков, нивелированию влияния факторов виктимизации, целенаправленной работе с педагогами и деятельности по педагогическому просвещению родителей. Разработанная автором модель организации процесса предупреждения вик-тимизации и насилия над подростком позволяет достигнуть цели и комплексно решать задачи исследования, не только значительно улучшить качественные и количественные характеристики этого процесса, но и снизить уровень виктимиза-ции подростков, подвергшихся насилию.

Summary:

The study describes the educational model preventing victimization of adolescents affected by violence which is implemented in the secondary school. This model has a multi-layered hierarchical structure consisting of the following units: goals and objectives; evaluation criteria; content; design and technology; evaluation and correction. The focus of the model is on the nonviolent interaction between victimized adolescents and adults. It involves pedagogical interaction providing effective cooperation without coercion and punishment. Its implementation demonstrated a positive effect because of the safe living and school environment created for minors and aimed at the personal development of victimized adolescents, the non-influence of victimization factors, as well as purposeful dealing with teachers and pedagogical education of parents. The model developed by the author to prevent victimization and violence against adolescents allows one to achieve the goal, meet the research challenges in an integrated manner, improve considerably the qualitative and quantitative characteristics of this process, and reduce the level of victimization of abused minors as well.

Ключевые слова:

виктимный подросток, факторы виктимизации, модель педагогического предупреждения викти-мизации и насилия, психолого-педагогические условия, образовательная среда школы.

Keywords:

victimized adolescent, victimization factors, educational prevention model of victimization and violence, psychological and pedagogical conditions, school learning environment.

Проблема насилия над детьми является одной из актуальных социально-педагогических проблем, обусловленных рядом экономических, социокультурных и социально-психологических факторов.

По данным Е.Н. Волковой, в России ежегодно различным формам насилия подвергается до 2 млн детей и подростков; более 500 тыс. детей каждый год убегают из интернатов, учебных заведений, семьи, спасаясь от жестокого отношения учителей, воспитателей, родителей, сверстников; более 17 тыс. детей становятся жертвами различного вида преступлений, 2 тыс. детей -жертвами убийств; насилию в семье подвергается каждый четвертый ребенок; 60 % родителей при воспитании своих детей используют физические наказания; 63 % подростков, осужденных за убийство, совершали убийство тех людей, которые избивали их мать; 74 % преступлений против личности совершены детьми, воспитанными в семьях, где родители совершают насилие [1].

Анализ данных ряда исследований [2] позволил прийти к заключению, что виктимность человека проявляется в его предрасположенности стать жертвой при стечении определенных обстоятельств. Факторами ее проявления могут выступать особенности социокультурной среды, специфика отношений в данной среде, ролевые и позиционные характеристики личности, особенности характера, личностных свойств и качеств. В связи с этим объясним интерес педагогов

и психологов к выявлению противоречий, закономерностей, принципов и тенденций развития виктимности личности.

Несмотря на имеющиеся работы, посвященные решению проблемы нивелирования негативных факторов и последствий социализации, ведущих к возникновению «комплекса жертвы» (Ш.А. Амонашвили, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, В.Н. Гуров, И.В. Леонова, Н.Ф. Маслов, А.М. Мудрик, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, Е.Н. Сорочинская и др.), все еще недостаточно комплексных педагогических исследований, раскрывающих теоретико-методологические основы предупреждения насилия над виктимными детьми и подростками.

Для организации процесса предупреждения виктимности и насильственных обстоятельств, в результате которых человек становится жертвой, необходимы четкое определение цели, задач, форм, методов и способов реализации содержания процесса педагогического предупреждения, а также выявление механизмов компенсации и коррекции.

Эффективным средством организации процесса педагогического предупреждения викти-мизации и насилия над подростком является проектирование, включающее в себя создание и апробацию модели и технологий нивелирования виктимности подростков (интерактивных, информационных, коммуникативных), а также разработку способов конструирования содержания и отбора эффективных педагогических средств [3; 4; 5].

Опытно-экспериментальная работа по проектированию модели процесса педагогического предупреждения виктимизации и насилия над подростками выполнялась в 2014-2017 гг. на базе средней общеобразовательной школы № 70 и лицея № 4 города Краснодара. В ней приняли участие 15 учителей и социальных педагогов средних общеобразовательных школ и 120 учащихся в возрастном диапазоне от 13 до 15 лет. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли виктимные подростки, которые подверглись насилию в школьной среде и семье более трех раз (60 чел.). Вторую (контрольную) группу (КГ) составили испытуемые, не имеющие такого опыта (КГ = 60 чел.). Значительного различия в уровне виктимизации подростков этого возраста не обнаружено.

Авторская модель отражает последовательность действий педагогического коллектива школы и родителей по предупреждению виктимизации и насилия над подростками и предполагает реализацию комплекса педагогических условий организации этого процесса (определение целей и задач по снижению уровня виктимизации подростков, факторов насилия; разработку диагностического инструментария, адекватного поставленным задачам; отбор содержания и проектирование технологий педагогического предупреждения; установление обратной связи; подготовку кадров); имеет структуру, включающую в себя блоки: целеполагания, критериально-оценочный, содержательный, технологический, оценочно-коррекционный, обеспечивающие направленность на установление ненасильственного педагогического взаимодействия подростков и взрослых в условиях школьной среды и семьи.

Блок целеполагания раскрывает процедуру определения цели и задач организации педагогического предупреждения виктимизации и насилия над подростками. Цель достигается с помощью решения следующих основных задач:

- формирование мотивационно-ценностного отношения подростков к процессу предупреждения виктимности и насилия;

- формирование у педагогов, родителей и подростков представлений о насилии и его видах, о проявлениях виктимности и особенностях виктимного поведения, о формах и методах предупреждения насилия в школе и семье;

- формирование у педагогов, родителей и подростков опыта ненасильственного взаимодействия, обеспечивающего нивелирование виктимности;

- формирование у подростков адекватной рефлексии виктимности и позитивного отношения к собственной личности и окружающим;

- организация психологически комфортной образовательной среды школы.

Разработанная модель была построена с опорой на позиции следующих методологических

подходов:

- аксиологического, предполагающего рассмотрение личности человека в качестве высшей ценности общества и служащего ориентиром в образовательной и познавательной активности личности;

- субъектного, позволяющего осуществить актуализацию развития субъектной позиции подростка и сценариев переустройства жизни подростка в соответствии с особенностями сформированных личностных смыслов, а также создать условия эффективного развития и саморазвития личности подростка;

- диалогического, раскрывающего механизмы проблематизации педагогического взаимодействия, дающего возможность обсудить актуальные вопросы и проблемы подростка, выработать альтернативные пути поведения, реализовать диалоговые стратегии в педагогической деятельности.

Теоретическое основание модели базировалось на принципах гуманности, системности, непрерывности, преемственности, индивидуализации в организации работы по предупреждению виктимизации и насилия над подростком.

В модели предполагалась реализация следующих функций процесса педагогического предупреждения виктимизации и насилия над подростком:

- информационно-когнитивной - информирование всех участников экспериментальной работы о сущности и особенностях процесса виктимизации подростка, факторах его развития и предупреждения; о видах насилия и формах его проявления, эффективных способах предупреждения жестокого обращения и насилия;

- диагностической - подбор и апробация методик диагностики уровня виктимизации подростков на различных этапах профилактической работы, оценка и интерпретация полученных результатов и показателей с целью ее преодоления и коррекции;

- коррекционной - психолого-педагогическая коррекция виктимных проявлений у подростков, последствий насилия, актуализация личностного потенциала и ресурсов, создание комфортной и безопасной образовательной обстановки в семье и школьной среде;

- личностно-развивающей - формирование социально значимых компетенций, обеспечивающих успешную адаптацию подростка в социуме; обучение основам безопасной жизнедеятельности на основе интерактивных технологий.

Процесс организации педагогического предупреждения представлен в модели в виде этапов: ориентировочного, диагностического, проектировочного, реализации содержания, оценочного, рефлексивного, корректировочного.

Содержание деятельности по педагогическому предупреждению виктимизации и насилия над подростком реализовывалось в рамках разработанной автором программы «Мой безопасный мир», включающей в себя комплекс практико-ориентированных занятий (лекториев, семинаров-практикумов, тренингов, групповой терапии, деловых игр). Одновременно с работой по предупреждению виктимизации и насилия над подростком проводилась консультационно-методическая подготовка учителей, социальных педагогов и родителей.

Разработанный алгоритм реализации содержания этапов процесса позволяет рассматривать его как педагогическую технологию, результатом которой является снижение уровня виктимности подростков и уменьшение числа фактов проявления насилия.

Для определения эффективности процесса педагогического предупреждения виктимизации и насилия над подростком необходима объективная оценка. С целью диагностики проявлений показателей виктимности подростков в процессе экспериментальной работы в качестве основной нами была использована методика «Склонность к виктимному поведению» [6], позволяющая измерить и объективно оценить степень предрасположенности подростков к различным видам виктимного поведения. Методика представляет собой тест-опросник с набором психодиагностических шкал для выявления нарушений в развитии я-концепции, трудностей установления позитивных межличностных отношений, чувства вины, депрессии, возникающих в результате насилия над подростками.

В качестве дополнительных были использованы следующие диагностические методы:

- методика «Пять событий детства»;

- проективные рисунки «Семья, в которой я вырос», «Несуществующее животное», рисунки человеческой фигуры и дерева, шкала оценки интенсивности эмоциональных переживаний насилия [7].

Предложенный автором способ комплексной диагностики имел цикличную структуру и реали-зовывался на входном, промежуточном и итоговом этапах контроля педагогического эксперимента.

Мониторинг динамики произошедших изменений в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует об эффективности предложенной модели. У подростков экспериментальных групп значительно активизировалось стремление к самопознанию и саморегуляции; сложились невиктимные модели поведения, предупреждающие насилие; улучшились показатели сформированности осознанного выбора невиктимного поведения в проблемных жизненных ситуациях. Проведенный корреляционный анализ связи между уровнем виктимизации и эпизодами проявления насилия в контрольных группах свидетельствует об эффективности проведенной работы (до эксперимента r = 0,75, после - 0,36). В контрольной группе эти показатели оказались менее существенными.

Позитивные результаты были получены вследствие создания безопасной среды жизнедеятельности подростков, направленной на решение проблем их личностного развития, снижение факторов виктимизации, а также педагогическое просвещение родителей и педагогов, вовлечение их в совместную деятельность по оздоровлению школьной среды, привлечение к работе специально подготовленных волонтеров (будущих социальных педагогов).

Таким образом, разработанная автором модель организации процесса предупреждения виктимизации и насилия над подростком позволяет достигнуть цели и комплексно решать задачи исследования, не только значительно улучшить качественные и количественные характеристики этого процесса, но и снизить уровень виктимизации подростков, уменьшить число фактов проявления насилия в школьной среде и семье.

Ссылки:

1. Волкова Е.Н. Защита детей от жестокого обращения. СПб., 2007. 280 с.

2. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991. 80 с. ; Helfer R., Kempe R. Child Abuse and Neglect: The Family and the Community. Cambridge, 1976. 460 p.

3. Голубь М.С. Педагогическая профилактика насилия над виктимным подростком в условиях средней общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2011. 226 с.

4. Петьков В.А. Технология педагогической поддержки социализации воспитанников социально-реабилитационного центра // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 300-302.

5. Андронникова О.О. Тест склонности к виктимному поведению // Развитие гуманитарного образования в Сибири : сб. науч. тр. : в 2 ч. Вып. 9. Ч. 1. Новосибирск, 2004. С. 11-25.

6. Там же.

7. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. М., 2010. 864 с.

References:

Andronnikova, OO 2004, 'Test of propensity to victimized behavior', Razvitiye gumanitarnogo obrazovaniya v Sibiri: sb. nauch. tr, in 2 parts, iss. 9, part 1, Novosibirsk, pp. 11-25, (in Russian).

Golub, MS 2011, Educational prevention of violence against a victimized adolescent in the secondary comprehensive school, Maykop, 226 p., (in Russian).

Helfer, R & Kempe, R 1976, Child Abuse and Neglect: The Family and the Community, Cambridge, 460 p. Malkina-Pykh, iG 2010, Victimology. Psychology of the victim's behavior, Moscow, 864 p., (in Russian). Mudrik, AV 1991, Socialization and troubled times, Moscow, 80 p., (in Russian).

Petkov, VA 2015, 'The technology of educational support of social rehabilitation center students' socialization', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, No. 18, pp. 300-302, (in Russian).

Volkova, EN 2007, Protection of children from abuse, St. Petersburg, 280 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.