УДК 331.S6
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ1
© Светлана Сергеевна ШУБИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected]
В статье представлена модель организации мониторинга развития личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов, включающая в себя следующие последовательно реализующиеся этапы: подготовительно-проектировочный, исходно-диагностический, содержательно-
технологический, коррекционно-развивающий и итогово-диагностический.
Ключевые слова: моделирование; модель; модель организации мониторингового исследования.
Необходимость построения модели организации мониторинга исследования личностно-профессиональных качеств будущего социального педагога обусловлена спецификой профессиональной деятельности - разнообразием ее структуры и задач. Социально-педагогическая работа относится к тем видам деятельности, для которых большинство важных личностно-профессиональных качеств может быть развито, либо компенсировано в процессе деятельности и обучения. Кроме того, перед различными категориями социальных педагогов стоят самые разнообразные задачи, им приходится выполнять самые различные функции и роли [1].
Поэтому мониторинг развития личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов должен, в основном, строиться по принципам профотбора и специализации и состоять из нескольких этапов [2].
Моделирование - это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления [3].
В наиболее общем виде модель - это система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи и функции предмета исследования [4].
Перейдем непосредственно к модели организации мониторинга исследования личностно-профессиональных качеств будущего социального педагога.
1 Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект № 2010-1.2.1-102-016-041; в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ на 2012 г., проект № 6.2082.2012
В основе целевой ориентации моделируемого нами процесса лежит социальный заказ. В нашем случае его можно определить следующим образом: «Развитие личностнопрофессиональных качеств будущего социального педагога». Его реализация будет способствовать выполнению одной из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. А именно «приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда...» [5]. Современному развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому мы считаем, что особое внимание следует уделить вузовской подготовке будущих социальных педагогов.
На наш взгляд, подготовка высококвалифицированных социальных педагогов может эффективно осуществляться, если в основу учебных курсов и программ будет включен не только определенный базовый компонент специальных предметов, но и постоянный мониторинг развития личностнопрофессиональных качеств будущих специалистов [6]. Социально-педагогический профессионализм нельзя свести к набору положительных качеств личности, отвечающих требованиям избранной профессии, или
средств, обеспечивающих педагогическое воздействие на воспитанника. Его показателем является комплексная характеристика, заключающая в себе требования, предъявляемые к современному социальному педагогу и специфике его деятельности [7].
Такой комплексной характеристикой выступает профессиональная и нравственнопсихологическая готовность будущих социальных педагогов к деятельности в социуме, которая представляет собой сложное образование, объединяющее нравственно-гуманистические, организационно-коммуникатив-
ные, социально-перцептивные и эмоционально-волевые качества. Поиск путей совершенствования подготовки будущих социальных педагогов предполагает теоретическое обоснование, разработку исходных положений формирования профессиональной готовности выпускников к деятельности в социуме [8].
Н.М. Ахмерова считает, что характерной особенностью предлагаемой системы подготовки социальных педагогов является двухаспектное целеполагание: с одной стороны, будущие специалисты должны осваивать общегосударственные программы, определенные учебным планом высшей профессиональной школы, с другой - следовать программам индивидуального развития личности будущего социального педагога с учетом его возможностей, интересов, склонностей, мотивов, установок и ценностных ориентации [7]. Сочетание общегосударственных и индивидуальных программ позволяет обеспечить эффективность выполнения социального заказа общества в отношении квалифицированных кадров и развивать у будущих специалистов способности соотносить индивидуальное богатство своей личности с требованиями избранной профессии и успешно реализовывать свой творческий потенциал [9].
Следует подчеркнуть, что бинарное целеполагание определяет и специфику образовательного процесса. Формирование профессиональной готовности - это целенаправленный воспитательный труд, который включает будущих специалистов в активную разнообразную социально-педагогическую деятельность, формирует у них положительное отношение к этой деятельности [7].
Мы считаем, что индивидуальное развитие личности будущего социального педаго-
га должно основываться на данных мониторинга развития личностно-профессиональных качеств.
В связи с этим мы разработали модель организации мониторинга развития личностно-профессиональных качеств будущих
социальных педагогов, рассчитанного на пять лет.
Цель мониторинга: непрерывное отслеживание уровня развития личностно-профессиональных качеств будущих специалистов как условие более качественной подготовки студентов к социально-педагогической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- разработать инструментарий исследования личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов;
- определить первоначальный уровень развития личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов, обучающихся в вузе;
- выявить динамику развития уровней личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов с первого по пятый курс обучения в вузе;
- создать информационный банк данных по динамике развития уровней личностно-профессиональных качеств будущих специалистов.
В рамках данной модели целесообразно использовать следующие блоки методов: тестирование, сравнение, измерение, коррекция, анализ и обработка полученных данных.
Остановимся непосредственно на этапах модели организации мониторинга.
Целесообразно выделить пять базовых последовательно реализующихся этапов мониторинга развития личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов: подготовительно-проектировоч-
ный, исходно-диагностический, содержательно-технологический, коррекционно-развивающий, итогово-диагностический.
По мере прохождения этих этапов на каждого конкретного обучающегося должна накапливаться педагогическая информация о сильных и слабых сторонах его личности, что поможет ему найти для себя наиболее оптимальное направление и место в системе социально-педагогической работы. Такая
информация может быть получена как средствами психодиагностики, так и путем экспертных оценок и отзывов о выполненной работе [10].
В подготовительно-проектировочный этап модели организации мониторингового исследования входит: создание диагностического инструментария (разработка критериев и показателей профессиональной компетентности; разработка количественных оценок по каждому показателю (в баллах); разработка качественных характеристик, представленных в уровнях: высокий, средний и низкий и т. д.); отбор существующих или создание новых методик для психолого-педагогической диагностики уровня развития личностно-профессиональных качеств социального педагога.
Для систематического и качественного отслеживания уровня развития личностнопрофессиональных качеств будущих социальных педагогов в рамках данной модели мы предлагаем использовать психологопедагогическое тестирование. На наш взгляд, можно использовать такой перечень тестовых методик для диагностики личностнопрофессиональных качеств будущих специалистов: опросник «Честность»; экспресс-
опросник «Индекс толерантности»; опросник аффилиации; методика выявления уровня коммуникабельности (тест В.Ф. Ряховского); методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р. В. Овчаровой); тест-опросник КОС; тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С. А. Будасси); методика «Карта интересов»; рефлексивный опросник для определения склонности к педагогической интуиции (С. А. Гильманов); тест «Способны ли вы к фантазии» (И. Леонов); диагностика волевого самоконтороля; методика изучения эмпатии [11]; методика «Прогноз»; тест «Настойчивость»; тест «Решительны ли вы?».
Мы не исключаем возможность использования для тестирования других аналогичных методик, однако, на наш взгляд, данный набор оптимален: по количеству получаемой информации; по возможностям многократного использования методик и созданию параллельных форм тестов; по взаимодополняемости методик; по времени их выполнения.
Исходно-диагностический этап модели организации мониторингового исследования предполагает психолого-педагогическую ди-
агностику первоначального уровня развития личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов (входная диагностика; 1 курс).
Следует подчеркнуть, что этот этап предполагает первичную психодиагностику всех желающих стать социальными педагогами. Основная задача данного этапа - выявить среди желающих стать социальными педагогами лиц с явными противопоказаниями, т. е. профнепригодных.
Профессионально важные качества (ПВК) будущего социального педагога различают по природе их происхождения. Это можно представить в виде схемы (рис. 1).
Противопоказанием для социально-педагогической работы может быть отсутствие или невыраженность четвертой группы профессионально важных свойств - тех, которые трудно развить в жизни и невозможно компенсировать никакими индивидуальными приемами стиля деятельности и общения, либо проявлением других качеств [12].
С нашей точки зрения, к таким свойствам относятся любовь и доверие к людям, доброта, экстравертированность, коммуникативность, эмпатийность, самостоятельность в действиях и решениях, зрелость самосознания, эмоциональная стабильность; стиль взаимодействия, исключающий агрессивность и доминантность. На выявление наличия этих характеристик и должен быть направлен второй этап мониторинга развития личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов.
Получив предварительную входную информацию, субъекты социально-педагогического воспитания способны приступить к непосредственному развитию личностнопрофессиональных качеств студентов. В разрабатываемой модели решение этой задачи обеспечивается содержательно-технологическим этапом, включающим следующие взаимосвязанные элементы: совокупность
личностно-профессиональных качеств, формы и методы социального воспитания, методики способствующие реализации его возможностей в развитии личностно-профессиональных качеств студентов.
Мы считаем, что данный этап развития личностно-профессиональных качеств студентов может иметь логическую структуру, схематично представленную нами на рис. 2.
Рис. 1. Виды (по происхождению) профессионально важных качеств будущего социального педагога
Структура содержательно-технологического этапа
Личностно-профессиональные качества
Формы и методы
Методики
Нравственные качества
терпимость, профессиональная гордость, честность, справедливость, милосердие Гуманистические качества доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства
Организационно-коммуникативные качества
деликатность, вежливость, мягкость в общении, открытость, конкретность, непосредственность, коммуникабельность
Социально-перцептивные качества
педагогическая направленность, педагогическая интуиция, педагогическое воображение, педагогическое мышление, рефлексия
Эмоционально-волевые качества
эмпатия, целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, настойчивость, дисциплинированность
Тестирование
Сравнение
Измерение
- Опросник «Честность»
- Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
- Опросник аффилиации_________
- Методика выявления уровня коммуникабельности
(В.Ф. Ряховского)
- Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчаровой)
- Тест-опросник КОС
- Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (С.А. Будасси)
- Методика «Карта интересов»
- Опросник определения склонности к педагогической интуиции (С.А. Гильманов)
- Тест «Способны ли вы к
фантазии?» (И. Леонов)_________
- Диагностика волевого самоконтроля
- Методика изучения эмпатии
- Методика «Прогноз»
- Тест «Настойчивость»
- Тест «Решительны ли вы?»
Рис. 2. Логическая структура содержательно-технологического этапа модели
Коррекционно-развивающий этап - это этап промежуточной диагностики и корректировки (2-4 курс). Он должен быть включен в обучение или практическую деятельность и направлен на диагностику и уточнение профпригодности, а также оценку перспективности будущего социального педагога. Целесообразно проводить диагностику в ходе практического курса овладения профессией, учитывая скорость формирования профессиональных навыков, установок и показателей успешности деятельности. На этом этапе уточняются возможности и ограничения профессиональной успешности, оценивается перспектива профессионального роста.
Перейдем к заключительному этапу модели мониторинга. Итогово-диагностический этап - этап итоговой психолого-пе-дагогической диагностики и оценки уровня развития личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов (выходная диагностика; 5 курс). На данном этапе мониторинг направлен на уточнение наиболее перспективной для каждого специалиста конкретной сферы и места приложения его сил (по индивидуально-психологическим и квалификационным характеристикам) [13, 14].
А также на этом этапе осуществляется качественный анализ, интерпретация полученных в мониторинговых исследованиях результатов и формулирование итоговых выводов по оценке проверяемых уровней развития личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов.
С этой целью создается информационный банк данных по динамике развития уровней качеств, необходимых будущим специалистам.
В качестве одной из форм анализа рекомендуем использовать диаграмму.
И, наконец, еще одной структурной единицей данного этапа модели является результат подготовки будущего социального педагога, выражающийся в определенном уровне развитости личностно-профессиональных качеств студентов - социальных педагогов: высоком, достаточном или низком.
Чтобы получить такую информацию, предлагаем использовать шкалу измерения.
Важно отметить, что результаты тестирования в целом - это информация о студенте в данный момент, некоторый статистический срез данных. Этот срез - фиксация ито-
гового состояния системы, отправная точка для выстраивания дальнейших практических шагов. Но самое главное в мониторинге -возможность следить за изменениями системы, за изменениями показателей каждого студента, группы, института от года к году, отслеживать результативность влияния образовательного процесса на уровень развития личностно-профессиональных качеств. Эти возможности реализуются в блоке обработки данных [15].
Главное для педагогического исследования - представить не цифры, а их педагогическую интерпретацию, их значение в форме, востребованной преподавателями, психологами, администрацией вуза. Для решения этой задачи в блок обработки должен быть включен достаточно сложный математический аппарат, который работает «за кадром». На уровень пользователя выдается информация в удобной форме. Можно выделить несколько уровней представления информации [16].
Первый уровень - уровень тестирующихся (студенты). Сразу же по окончании тестирования по любому из блоков испытуемый имеет возможность ознакомиться с психологической интерпретацией полученных результатов. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии будущих социальных педагогов, и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или преподавателя со студентом.
Следующий уровень - уровень преподавателя и психолога. Именно здесь информация предоставляется в наиболее полной и развернутой форме. Цели анализа информации на этом уровне - превентивно выявить низкий уровень развития исследуемых личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов, принять решение о построении системы коррекционных мероприятий. Здесь данные группируются по отдельному студенту, группе. Все результаты сводятся в таблицы, предоставляются в виде графиков, гистограмм и т. д.
Итоговый уровень предоставления информации - уровень администрации (института, университета и т. д.). На этот уровень мониторинг выводит информацию в наиболее обобщенном виде, так, чтобы на ее основе можно было составить целостное представление о будущих социальных педагогах
Подготовительно-проектировочный этап
Создание инструментария; отбор существующих или создание новых методик для психолого-педагогической диагностики уровня развития личностно-профессиональных качеств социального педагога
Исходно-диагностический этап
Психолого-педагогическая диагностика первоначального уровня развития личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов (входная диагностика; 1 курс)
Содержательно-технологический этап
Структура содержания
Личностно-профессиональные качества Формы и методы Методики
Нравственные качества терпимость, профессиональная гордость, честность, справедливость, милосердие Гуманистические качества
- Опросник «Честность»
Тестирование - Экспресс-опросник «Индекс толерантности» - Опросник аффилиации
доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства
Методика выявления уровня коммуникабельности (В.Ф. Ряховского) - Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овча-ровой)
Сравнение
Организационно-коммуникативные качества деликатность, вежливость, мягкость в общении, открытость, конкретность,
- Тест-опросник КОС
- Тест «Нахождение количественного
непосредственность, коммуникабельность Измерение выражения уровня самооценки» (С.А. Бу-дасси) - Методика «Карта интересов» - Опросник определения склонности к педагогической интуиции (С. А. Гильманов) - Тест «Способны ли вы к фантазии?» (И. Леонов)
Социально-перцептивные качества педагогическая направленность, педагогическая интуиция, педагогическое
воображение, педагогическое мышление, рефлексия Коррекция, мониторинг
Эмоционально-волевые качества эмпатия, целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, настойчивость, дисциплинированность - Диагностика волевого самоконтроля
- Методика изучения эмпатии
- Методика «Прогноз»
Анализ и обработка полученных данных - Тест «Настойчивость» - Тест "Решительны ли вы?»
Рис. 3. Модель организации мониторингового исследования личностно-профессиональных качеств будущего социального педагога в вузе
и о влиянии процесса обучения в вузе на развитие их личностно-профессиональных качеств. Предметом анализа здесь становятся итоговые таблицы по группам [17].
Подчеркнем, что ключевым моментом блока обработки является получение данных относительно динамики развития исследуемых личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов. Благодаря отслеживанию результатов из года в год, в течение всего курса обучения, имеется возможность наблюдать не застывшую картину среза, а всю сложность процесса [16].
Коррекционные возможности модели превращают ее из инструмента диагностики в инструмент поиска, разработки и накопления передового опыта влияния образовательного процесса на развитие качеств личности студентов [15].
На основе данных рекомендаций составляется план коррекционных мероприятий. Таким образом, создание рекомендаций и коррекционных программ становится основой для работы кафедр вуза, в них фиксируется педагогический опыт [16].
Таким образом, модель организации мониторингового исследования личностнопрофессиональных качеств будущего социального педагога в вузе - это целостное системное образование, включающее целевой, подготовительно-проектировочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический, коррекционно-развивающий,
итогово-диагностический этапы, в своем динамическом аспекте представляющее последовательность педагогических действий, направленных на достижение цели этого процесса.
Мониторинговые исследования в этом случае - наиболее рациональный инструмент, способ сбора информации и оценивания актуального состояния экспериментальной системы.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что предложенная модель организации мониторинга развития личностно-профессиональных качеств будущих социальных педагогов позволит обеспечить отсев лиц, непригодных к работе с людьми; позволит прогнозировать будущую профессиональную успешность и определять наиболее благоприятную для конкретной личности профессиональную специализацию. Дополнительным
преимуществом данной системы является возможность получения психологической информации, необходимой для оптимизации профессионального обучения и деятельности.
1. Опаловская Л. Новое время - новая профессия: социальный педагог // Дошкольное воспитание. 2001. № 11. С. 89-93.
2. Липский И. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс // Педагогика. 2001. № 1. С. 24-32.
3. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Пространственное моделирование взаимодействия преподавателей и студентов в вузе // Fractal simulation. Тамбов, 2011. Вып. 2.
4. Шаршов И.А. Разработка модели профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса в вузе на основе идей полилатерального подхода // Научные Ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. Белгород, 2010. № 6 (77). Вып. 5. С. 118-130.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. URL: http://www.businesspravo.ru/DocumShow-DocumID-176927/html
6. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика. Москва; Тамбов, 2005.
7. Ахмерова Н.М. Личностно-деятельностный подход к контекстному обучению социального педагога // Педагогика. 2003. № 5. С. 55-61.
8. Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 21 ноября 2003 г. / отв. ред. Л.Н. Макарова. Тамбов, 2004.
9. Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России: (к проблеме мониторинга качества образования) / под ред. И.А. Зимней. М., 2000.
10. Фадеев Г.Н. Аксиологическая концепция мониторинга дополнительной литературы // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 6. С. 54-57.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. М., 2001. Кн. 2.
12. Никитина Л. Права и этические нормы социального педагога // Воспитание школьников. 2001. № 3. С. 29-32.
13. Психологические портреты персонала: типология и диагностика / под ред. Ю.П. Платонова. СПб., 2003.
14. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 2001.
15. Матрос Д.Ш., Полев Д., Мельникова Н.Н. Психологический мониторинг // Школьные технологии. 1999. № 5. С. 3-20.
16. Матрос Д.Ш., Баранова Ю.Ю., Мананникова Н.Т. Построение процесса обучения на основе новых информационных технологий // Завуч. 2000. № 7. С. 27-35.
17. Матрос Д.Ш., Полев Д., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Народное образование. 2000. № 8. С. 75-85.
Поступила в редакцию 16.03.2012 г.
UDC 331.86
MODEL ORGANIZATION OF MONITORING STUDY OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF FUTURE SOCIAL TEACHER IN HIGH SCHOOL
Svetlana Sergeyevna SHUBINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]
The paper presents the organization monitoring model of development of personal and professional qualities of future social workers, comprising the following successive realized steps: set-projecting, initial diagnosis, content and technology, developing remedial and final diagnostic.
Key words: modeling; model; organization monitoring study model.