Научная статья на тему 'Модель определения параметров региональной политики занятости'

Модель определения параметров региональной политики занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ / ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗАНЯТОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОГНОЗ БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / EMPLOYMENT / REGULATION OF EMPLOYMENT / INSTRUMENTS FOR THE REGULATION OF EMPLOYMENT / EFFECTIVENESS / REALIZATION / FORECAST OF BALANCE OF LABOUR RESOURCES / STATE EMPLOYMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова Ирина Валерьевна

В статье предложен алгоритм определения приоритетных направлений реализации государственной политики занятости в регионе, состоящий из оценки факторов возникновения тенденций на региональном рынке труда, определении эффективности реализации программ занятости населения, SWOT-анализе системы управления занятостью, разработке Прогноза баланса трудовых ресурсов региона и определении соответствующих инструментов регулирования сферы занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of Determination of Parameters of the Regional Employment Policy

In the article proposed the algorithm of definition the priority directions for realization the state policy of the employment in the region, consisting of assessment the factors for the emergence of trends in the regional labour market, determining the effectiveness of the implementation of the employment programs, SWOT-analysis of the system of employment management, forecasting the balance of labor resources in the region and determining the relevant tools for the employment regulation.

Текст научной работы на тему «Модель определения параметров региональной политики занятости»

Секция 16. Экономика и управление

— совершенствование институтов, которые смо- нения переговоров о ситуации трудового контракта, гут обеспечить стабильность от неудач в сфере труда; занятости и заработной платы.

— превращение профсоюзов в институт испол-

Рисунок 1 - Институциональная взаимосвязь реализации и развития человеческого потенциала на рынке труда (авторская разработка)

Согласованное взаимодействие и ограничение оппортунистического поведения всех экономических агентов на условиях социальной справедливости для достижения благосостояния населения и сокращения бедности на основе ди-

намического и устойчивого экономического роста — необходимое условие формирования эффективной институциональной системы рынка труда, как вектора долгосрочного развития экономики и общества.

Список литературы:

1. Хлебникова Н. В. Институциональная инфраструктура рынка труда//Экономический журнал. - № 2/Том 22/2011 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rynok-truda-v-institutsionalnoy-sisteme (дата обращения: 10.05.2014)

2. Черникова А. Г. Механизм формирования эффективной модели социального партнерства в условиях глобализации: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Краснодар, 2005.

Jusupova Irina Valerevna The Department of the Republic of Komi of the Population Employment Deputy Head of the Control and Analytical Division E-mail: selezen2009@yandex.ru

The Model of Determination of Parameters of the Regional Employment Policy

Annotation: In the article proposed the algorithm of definition the priority directions for realization the state policy of the employment in the region, consisting of assessment the factors for the emergence of trends in the regional labour market, determining the effectiveness of the implementation of the employment programs, SWOT-analysis

231

Section 16. Economics and management

of the system of employment management, forecasting the balance of labor resources in the region and determining the relevant tools for the employment regulation.

Key words: employment, regulation of employment, instruments for the regulation of employment, effectiveness, realization, forecast of balance of labour resources, state employment policy.

Юсупова Ирина Валерьевна Управление Республики Коми по занятости населения Заместитель начальника контрольно-аналитического отдела

E-mail: selezen2009@yandex.ru

Модель определения параметров региональной политики занятости

Аннотация: В статье предложен алгоритм определения приоритетных направлений реализации государственной политики занятости в регионе, состоящий из оценки факторов возникновения тенденций на региональном рынке труда, определении эффективности реализации программ занятости населения, SWOT-анализе системы управления занятостью, разработке Прогноза баланса трудовых ресурсов региона и определении соответствующих инструментов регулирования сферы занятости.

Ключевые слова: занятость, регулирование занятости, инструменты регулирования сферы занятости, эффективность, реализация, прогноз баланса трудовых ресурсов, государственная политика занятости.

Приоритетом реализации государственной политики занятости в Российской Федерации, начиная с 2007 года, стала передача все больших объемов полномочий в области содействия занятости населения в регионы. Основные задачи и механизмы политики занятости в регионе разрабатываются на основе особенностей социально-экономического развития каждой территории, с учетом концепций развития рынка труда и программ содействия занятости федерального центра, при участии органов местного самоуправления. В каждом регионе существует своя специфика, накоплен опыт по реализации мероприятий государственной политики занятости, цель которой — обеспечение эффективной занятости.

Устойчивое состояние экономики предполагает решение проблем согласованного развития основных факторов производства. Решение этих проблем должно быть направлено на достижение сбалансированности между спросом на рабочую силу и ее предложением, на совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, на обеспечение согласованности процессов формирования занятости и ее структурных характеристик с демографическим развитием.

Динамика уровня занятости зависит от решений, принимаемых в области экономической политики, инвестиций, политики доходов и т. д., которые должны быть взаимоувязаны с состоянием занятости населения в отраслевом и региональном аспектах, что даст возможность проводить активную и результативную политику занятости.

Современная политика занятости — это многоуровневый процесс, который реализуется на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях. Значение регионального аспекта политики занятости постоянно возрастает, что в первую очередь обусловлено региональной дифференциацией в темпах экономического развития, уровне занятости и безработицы, а также качестве жизни населения.

Последовательное проведение государственной политики в области содействия занятости является одним из приоритетов социально-экономического развития регионов.

Объектом региональной политики занятости являются региональные неравенства в уровне и структуре занятости и незанятости населения, а основной целью ее реализации — минимизация региональных различий в сфере занятости для сокращения имеющегося разрыва в социально-экономическом развитии регионов и, как следствие, сохранение стабильной, прогнозируемой и управляемой ситуации на рынке труда.

Решение проблем обеспечения полной и эффективной занятости предполагает разработку соответствующих инструментов регулирования сферы занятости и реализации государственной политики.

Важность регионального аспекта политики занятости обусловлена тем, что именно на региональных рынках труда в основном происходит процесс реализации и согласования общегосударственных, региональных и частных интересов в социально-трудовой сфере. Достижение баланса этих разнонаправленных

232

Секция 16. Экономика и управление

интересов требует разработки концептуальной модели политики занятости региона.

Выбор приоритетных направлений реализации государственной политики занятости в регионе предполагает необходимость формирования алгоритма определения эффективности инструментария государственного регулирования рынка труда. Предлагается алгоритм, состоящий из оценки факторов возникновения тенденций на региональном рынке труда, определении эффективности реализации программ занятости населения, SWOT-анализе системы управления занятостью, разработке Прогноза баланса трудовых ресурсов региона и определении соответствующих инструментов регулирования сферы занятости (т. е. 5-ти основных этапов):

1) Оценка факторных условий возникновения устойчивых тенденций на рынке труда в регионе.

На этом этапе анализируются сложившиеся макроэкономические, демографические и миграционные процессы, которые можно отследить путем:

— анализа изменения демографической ситуации и факторов, оказывающих свое влияние на данные процессы;

— мониторинга ежемесячных данных выборочных обследований населения по проблемам занятости, проводимых Федеральной службой государственной статистики, о численности экономически активного населения, уровне занятости и безработицы в регионе;

— анализа фактических данных о среднесписочной численности занятых в экономике по видам экономической деятельности в Республике Коми за последние годы;

— изучения данных ведомственной статистики региональной Службы занятости и др.

Анализ перечисленных факторов позволяет провести оценку условий, влияющих на сферы занятости и безработицы в регионе, определить устойчивые тенденции, происходящие на региональном рынке труда, а также выявить проблемы, на которые необходимо обратить первоочередное внимание при реализации государственной политики занятости.

2) Определение эффективности реализации мероприятий программ содействия занятости населения.

При разработке проекта Государственной программы Республики Коми «Содействие занятости населения» (далее-Программы) автором была предложена Методика оценки эффективности Программы с учетом объемов ресурсов, направленных на ее

реализацию, и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение сферы занятости региона.

Методика оценки эффективности Программы учитывает необходимость проведения оценок:

a) Степени достижения целей и решения задач Программы.

Оценка степени достижения целей и решения задач Программы может определяться путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) Программы и их плановых значений по формуле:

Сдц = (Сдп1+Сдп2+Сдлп)/^ где:

Сдц — степень достижения целей (решения задач);

Сдп — степень достижения показателя (индикатора);

N — количество показателей (индикаторов).

Степень достижения показателя (индикатора) Программы может рассчитываться по формуле:

Сдп = Зф/Зп, где:

Зф — фактическое значение показателя (индикатора) Программы;

Зп — плановое значение показателя (индикатора) Программы (для показателей (индикаторов), желательной тенденцией развития которых является рост значений);

или по формуле:

Сдп = Зп/Зф (для показателей (индикаторов), желательной тенденцией развития которых является снижение значений);

b) Степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета региона.

Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета региона может определяться путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования Программы по формуле:

Уф = Фф/Фп, где:

Уф — уровень финансирования реализации Программы;

Фф — фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию Программы;

Фп — плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.

Эффективность реализации Программы может рассчитываться по формуле:

Эгп = Сдп*Уф,

233

Section 16. Economics and management

Сдп — степень достижения показателя Вывод об эффективности (неэффективности) ре-

(индикатора) Программы; ализации Программы может определяться на основе

Уф — уровень финансирования реализации Про- следующих критериев (табл. 1): граммы.

Таблица 1. - Оценка эффективности реализации Программы

Вывод об эффективности реализации Программы Критерии оценки эффективности программы, Эгп

Неэффективная менее 0,5

Уровень эффективности удовлетворительный 0,5-0,79

Эффективная 0,8-1

Высокоэффективная более 1

3) Применение SWOT-анализа системы управления занятостью населения в регионе c целью выявления ее слабых и сильных сторон, резервов и возможностей, а также выявления проблем и «точек роста», а также приоритетных факторов, определяющих возможности развития систем эффективной занятости и государственной поддержки незанятого населения;

SWOT-анализ государственной политики занятости населения позволяет выявить, какие в регионе существуют реальные возможности для эффективного развития и функционирования рынка труда. Факторами развития выступают наличие институциональных структур с более чем 20-летним опытом реализации государственной политики занятости населения, самостоятельность региона в определении параметров и мероприятий реализации политики занятости, наличие эффективной политики занятости; уровень мотивации населения к самозанятости и трудовой мобильности; возрастающий интерес работодателей к квалифицированным рабочим кадрам с высокой мотивацией к труду. В то же время имеются ограничения эффективного развития рынка труда: недостаточный уровень квалификации рабочей силы и низкие зарплатные характеристики предлагаемых рабочих мест; недостаточные возможности по созданию, поддержке и сохранению эффективных рабочих мест; сложность воздействия государства на работодателей; несовпадение интересов работников и работодателей; несовершенство законодательства о занятости; недостаточная проработанность мер поддержки самозанятости и малого бизнеса со стороны государства.

4) Разработка Прогноза баланса трудовых ресурсов региона.

Неполное использование производственных возможностей общества поддается не только статистике, но и прогнозированию. Прогноз баланса трудовых ресурсов региона, содержащий текущую и прогнозную оценки трудовых ресурсов, сформированный

в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры занятых, служит базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда.

Баланс трудовых ресурсов является основным носителем актуальных и обоснованных данных о текущем и прогнозном состоянии трудовых ресурсов в регионе. Источниками информации для его построения являются, в том числе, данные отраслей, формирующих занятость в регионе. Таким образом, баланс трудовых ресурсов может выступать в качестве наиболее прогрессивного механизма согласования потребностей рынка труда на перспективу и интересов различных отраслей, формирующих занятость в регионе, и обеспечить их эффективное взаимодействие в обеспечении эффективной политики занятости в регионе.

Целью разработки баланса трудовых ресурсов региона является определение степени соответствия между потребностью региона в кадрах и ожидаемым их наличием на данной территории, а также в изыскании внутренних резервов рабочей силы, возможностей ее перераспределения как внутри региона, так и за его пределами.

5) Определение соответствующих инструментов регулирования сферы занятости и механизмов реализации государственной политики занятости, представленной в активной и пассивной форме.

Таким образом, государственная политика занятости в регионе должна базироваться, в первую очередь, на оценке факторных условий возникновения устойчивых тенденции на рынке труда в регионе; оценке состояния трудовых ресурсов, текущей и прогнозной информации о численности экономически активного населения, составе трудовых ресурсов, распределении занятых по отраслям экономики, данных анализа рынка труда, показателей занятости и безработицы, а также мониторинге эффективности реализации программ занятости.

234

Секция 16. Экономика и управление

Chernyaev Sergey Ivanovitch, Kaluga Branch Bauman Moscow State Technical University, the Faculty of Fundamental Sciences E-mail: pacer@russia.ru Goreeva Nadezhda Mikhaelovna, Kaluga Branch RSAU MAU n. a. K A. Timiryazev,

the Faculty of Economics E-mail: goreeva.filina@gmail.ru Demidova Larisa Nikolaevna, Kaluga branch Financial University at the Government RF, the Faculty of Financial and Economic E-mail: demidova-ln@mail.ru Ogloblin Igor Yuryevich, Director of the Company, Ottawa, Streamline Through Co E-mail: ogloblinigor@magma.ca

The fractal nature of the Russian financial system during crisis

Abstract: This study examines the fractal nature of most socio-economic phenomena through the examples of developed countries and Russia, and displays the need to identify the perspectives of evolution processes to prevent social and economic collapses. During the financial crisis, the reduction of economic stability of the Russian economy led to shrinkage of GDP, curtail in economic aid of the banking sector to the real sector of the economy, with the priority as a sole exception being given only to the natural resources sector. The high tax burden and decline in the credit resources allocated leads to stagnation and closings in the small business sector. The article attempts to summarize the set of anti-crisis measures needed to be taken by the Russian government.

Keywords: fractal nature of the global financial crisis, the causes and consequences of instability in the world economy and the Russian economy, the ways out of the crisis for Russia; foreign experience of overcoming the crisis.

The financial crisis showed that the formation of an economy cannot develop along an absolute increasing linear function. However these kinds of cyclical processes for institutions of market regulation are not peculiar. In the dynamic series, according to main economic and financial indicators the development itself has no constancy or laws of similarity, thus it could be considered in terms of the fractal properties of the given phenomena and processes. For example, studies of the financial market have shown that the statistical distribution of return on financial assets is not Gaussian (normal), but is a Pareto distribution, which values have infinite variance and significant deviation of values ± 3u. The fractal nature of most socio-economic phenomena is manifested in its own constant progress, because the very process of evolution of such systems is of a dual essence self-similar transitional condition-process. The difficulty in review and assessment of these processes stems not only from the complexity of the selection of functions, but also from the synergy itself of the system. For this form of fractal distributions the high peak and fat tails are typical, they are caused by a minor amount of substantial chan-

ges. Sharpness and intermittence in their run appear to be a typical trend (Fig. 1).

This means a high probability of significant and unpredictable fluctuations in the market variables, and those fluctuations are capable of undermining financial stability, especially in countries that have unstable economies. Under conditions of instability and overvaluation of financial markets, as well as the creation of stock bubbles and high debt burden in developed and developing countries — governments cannot develop any effective measures to influence the economy in order to eliminate disparities and occurrences of crises.

In the years 2011-2012, the European Central Bank conducted a significant money emission, which in its turn has to compensate for a declining demand.

The economic system itself, with its presently existing features is not capable of steady upward development. The strategy and financial regulatory mechanisms are not changing and are This measure was supposed to prevent a deflationary collapse of the financial system similarly to measures undertaken in the U. S. to stimulate the consumer market. However,

235

Section 16. Economics and management

the formation of superstructures in banking of EEC and the U. S. has no creative power in principle. When forming their monetary policy, the central banks of the developed and developing countries do not have an effective management and have not adopted any measures to combat the crisis. The authorities, who

World oil production output, million barrel/day

should have been providing monetary regulation, did not find adequate crisis management techniques. Developing countries, including Russia, have become more vulnerable because of their economic dependency on many partners who participate in international monetary and credit relations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1865 -I 1845 -1825 -1805 -1785 -1765 -1745 -1725 -1705 -1685 -

2006 2007 2008 2009 2010 2011

World grain production output,

million ton/year

Fig.1. Dynamics of oil and grain production in the world

Thus, the G-20 countries, which generate up to 90% of the global GDP should in the near future develop new mechanisms that ensure the macroeconomic balance not only for the interdependence of the existence of sectors and markets, but also to secure the balance of economic processes. From this perspective, multi-directional dynamics of majority of elements of the system generate disequilibrium and imbalances in the countries’ economies. Therefore, the state of the economic system which can be considered balanced is when a certain ratio of its elements counteracts the emergence of turbulence. In this sense, the manifestation of imbalance, in particular, appears as a multidirectional dynamics in the value of money in the domestic and foreign economies, i. e. the combination of inflation with the growth in the exchange rate. Then the domestic interest rate rises and it becomes profitable for corporations to borrow abroad. For example, in Russia in 2008, this led to a sharp rise in foreign corporate debt — up to 454.8 billion dollars (including the banking sector — up to 191.3 billion U. S. dollars). A sharp reduction of the so-called “financial cushion" in a form of the future generations fund and the reserve fund did not allow for the financing of investment projects aimed at the development of market infrastructure and demand. Russia’s low GDP growth is largely due to an increase in consumer demand- not for domestic

goods, but for imports. In the EU the rate of decline in 2012 was negative 0.3%, and in the CIS countries (except Russia) the increase was insignificant — 3.8% [2]. According to Rosstat [8-9], in 2012 the domestic economy was able to grow by 3.4%, when compared to 2011, with the GDP deflator of 108% [7]. According to global financial centres, in 2012, Russia ranked 39th out of 62 states. According to the report on the financial development for the year 2012 prepared by the World Economic Forum (WEF), the main problems of the Russian financial system are the low availability of financing for businesses (Russia is in 53rd place), an unfavorable and worsening regulatory environment (59th place), an underdeveloped banking sector (58th place), a low level of stability of the financial system (41th place) due to the situation in the banking sector [1]. Dependency on oil and gas revenues and an coincidentally unfavorable environment; Russia’s entry into the WTO; the ineffective implementation of ongoing reforms; a high burden on the budget due to the implementation of large-scale projects, both within the country and abroad are all syn-ergistically negative and aggravating circumstances for the country’s economic development.

The country achieved success in spending its budget money on projects that neither bring any income nor increase social guarantees to its population. According

236

Секция 16. Экономика и управление

to the expert assessment of the Accounts Chamber of the Russian Federation, the total expenditures of the federal budget for the preparation and hosting of the 2014 Olympic Games would amount to 154 767.2 million rubles in 2012, in 2013-91 474.0 million rubles, and in 2014 -27 664.4 million rubles. In comparison, the evaluation of expenses in the federal budget to implement priority national projects in the years 2012-2014, are foreseen in the amount of 1 120.4 billion rubles, including in 2012-457.0 billion rubles (of which 33.6% will be spent on preparation for the 2014 Olympic Games), in 2013-350.1 billion rubles, or 7.7%, and in 2014 -313.3 billion [10].

During the financial meltdown in 2008, Russian companies and banks borrowed abroad 570 billion dollars, the amount being greater in comparison with all the monetary reserves of the country during the same year — $ 550 billion. With that, the interest on debt was 24%. This “expensive money" was not aimed at any specific projects and had been spent very inefficiently. With the complete funding of the federal targeted investment program in 2013, the main executives of the budget had commissioned 18 out of 978 developments planned in the same year (i. e. 1.8%). For 8 months of 2011, according to data of the Ministry of Economic Development of Russia, from the total of 2078 developments subject to completion, 52 developments were commissioned, or 2.5% [5,6]. In terms of the cost structure the largest part of funding was allocated for Rosav-todor (Federal Highway Agency) to finance the federal

targeted program “Development of the Russian Transport system (in the years 2010-2015).” In addition to direct funding of the 2014 Olympic Games, the funds of this targeted program are allocated for construction of the social and industrial complexes in the City of Sochi. At the same time, the amount of funds, provided by the Russian Ministry of Energy for activities under the federal target program “Economic and Social Development of the Far East and Transbaikal for the period to 2013.” was reduced by almost 3.9 billion rubles. These funds could have been directed at strengthening the state of the energy base of the region known for its complexity in terms of climate conditions.

The spending of both the budget and commercial funds for implementation of no profitable investment projects, including those unpromising for the modernization and development of production, will lead to stagnation of the economy in the medium term. The precrisis maximum peak of economic growth will contribute to the development of the fractal properties of economic processes, consequently providing a high probability of unpredictable market fluctuations. This situation could undermine financial stability. Furthermore, inadequate market structure and poor corporate management have led to inefficiency of the one of the main engines of economic development — the national innovation system. Market disequilibrium disrupts the transformation process of income into savings, and then the latter — into investment [8]. A significant part of the innovation cost is accumulated in the natural resources sector [11].

Table 1. — Dynamics of expenditure on technological innovation and of innovation indicators, presented by sector of the Russian economy [7]

Indicator 2000 2008 2009 2010 2011 2011 relatively to 2000, (change, times)

Expenditure on technological innovation, prior to 2010 in prices of the year 1995 price level, in 2010 — in prices of the year 2000 price level, million Rub 10462,7 17143,1 21725,5 400803,8 28680,9 2,7

The share of innovative products, works and services in the total of the shipped goods, completed works and services,%

In mining, manufacturing, production and distribution of electricity, gas and water 4,4 5,1 4,6 4,9 6,1 1,4

In communication, and in activities related to the use of computers and information technology 16,9 4,2 3,8 4,7 4,8 0,3

237

Section 16. Economics and management

In 2011, less than 10% of the total number of enterprises were working in the development and implementation of technological innovations (for comparison: in Germany — almost 70%, Ireland — 57%, Belgium — 60%). Regionally, only 11 regions in Russia have a comparatively high level of innovative activity (including Tomsk, Novosibirsk, the Nizhny Novgorod region, the republic of Tatarstan, etc.) [3, 4].

Investment banking is an important part of investment processes in the economy. The banking sector as the main component of financial intermediaries does not, however, play any significant role in financing and investing in manufacturers’ innovation activities in most industries. In the microeconomic aspect of the course of their investment activities, commercial banks should be involved in the placement of securities of becoming privatized enterprises; they should carry out investments into the share capital in the form of shares, subdivisions, interests in the securities of companies, and should conduct constituent activities. A high proportion of speculative banking, aimed at maximizing its own margin, does not play an essential role in the financing of the processes associated with the introduction of innovations in industrial production. By way of non-investing in manufacturing, the financial sector is trying to reduce the risks associated with a reliability decrease in its activities and with the reduction of stability. There is an opinion that the investment credits in Russia have low profitability and liquidity, high risks. On the one hand such an opinion is justified by present conditions, in which domestic producers work and the financial system functions. The system of “kickbacks” and “grey” money is not included in the expenditures, but imposes an additional transaction costs on the latter. In addition, the lack of government guarantees and legal liability in the transactions with investing is dooming banks to lose money in such operations.

Disadvantages of the present business situation lead to a low entrepreneurial business activity and the outflow

of their capital abroad to be invested in a more favorable environment. This is confirmed by the data in Global Entrepreneurship Monitor (Global Entrepreneurship Monitor), the research of which puts the level of entrepreneurial activity in Russia approximately 4 times lower than that in Brazil and China, and 2-3 times lower than in Mexico, Turkey and South Africa.

Attempts to stabilize this situation by controlling inflation under such an undeveloped market infrastructure conditions, a lack of manufacturers’ interest in production, and banks’ speculative financing will not lead to success. Not the price increase itself, but its irregularity and unpredictability contributes to the recession of the Russian economy [2]. Reduction in inflation can cause the same harm as its increase since such an action affects debtors (they discover that they are unable to pay for such expensive high interest rates loans, which they took out based on the anticipated price raise on their production, and that price has not raised at the end). The support for high refinancing rates, as well as a high tax burden both form an unfavorable economic situation, which in turn, when coupled with a deficit of credit resources and the lack of state support for domestic producers, all lead to a crisis in almost all sectors of the economy.

Thus, stabilization and alignment of random fluctuations of major economic indicators in Russia can contribute to improving the investment climate. However, the investment component is not the only remedy to neutralize the fractal character of the country’s market.

The economic policy makers should draw their attention towards market balancing and other incentives aimed primarily at the reduction of dependence on the oil and natural gas revenues, as well as at the creation of a more favourable environment. In case of an increase in pension costs and debt load, and uncoordinated actions of G8 and G20 governments to develop anti-crisis measures, there is a risk of a new cycle of crisis, overcoming which could become a challenge for the global community [2].

References:

1. Expert: Финансы: стабильно плохо [Finance: Consistently Bad. [Editorial]] # 44, 2012 p. 4.

2. Gaidar Institute for Economic Policy: Всемирный банк: мировая экономика остается неустойчивой - 2012 [World Bank: global economy remains fragile - 2012] Retrieved from: http://www.iep.ru/ru/kommentarii/vse-mirnyi-bank-mirovaya-ekonomika-ostaetsya-neustoichivoi.html/

3. Goreyeva N. M., Demidova L. N., Chernyaev S. I. Влияние мирового кризиса на экономическую устойчивость России//Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1 [Impact of the global crisis on the economic stability of Russia//Modern problems of science and education]. Retrieved from: www.science-education.ru/ 107-82-69

238

Секция 16. Экономика и управление

4. Goreyeva N. M., Demidova L. N., Chernyaev S. I. Финансовый кризис для России не закончился//Фунда-ментальные исследования. - 2013. - № 4 (5) 2013, стр. 1185-1189 [The Financial Crisis is Not Over for Russia//Fundamental research].

5. National Research University “Higher School of Economics”: Индикаторы инновационной деятельности: 2011 [Indicators of innovation activities: 2011], pp. 6-8

6. National Research University “Higher School of Economics”: Индикаторы инновационной деятельности: 2013 [Indicator of Innovation Activities: 2013]. Retrieved from: http://www.hse.ru/primarydata/ii2013

7. RIAN: Рост ВВП России в 2012 г замедлился до 3,4% - ниже прогноза [GDP Growth Slowed Down to 3.4%, That is Lower Than Predicted]. Retrieved from: http://ria.ru/economy/20130131/920666443.html

8. Rosstat: Национальные счета [National Accounts]. Retrieved from: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/

9. Rosstat: Официальные бюллетени [Official bulletins]. Retrieved from: http://www.gks.ru

10. The Accounts Chamber of the Russian Federation: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» [Federation Conclusion of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the draft Federal Law “On the Federal Budget for 2012 and on the period planed of 2013 and 2014”]. Retrieved from: http://www.ach.gov. ru/userfiles/tree/resolution2012-tree_files-fl-555

11. United Nations:Мировое экономическое положение и перспективы в 2013 году [Situation in theWorld Economy and Its Perspectives in 2013]. Retrieved from: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/wesp_ current/2013wesp_pr_cis_ru.

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.