Научная статья на тему 'Модель нравственных качеств будущего педагога высшей школы'

Модель нравственных качеств будущего педагога высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / MODEL / MORALITY / SPIRITUALITY / TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Ангелина Викторовна

В статье предложена авторская модель нравственных качеств будущего педагога высшей школы. Рассмотрены современные требования к преподавателю вуза. Проведен сравнительный анализ понятий «нравственность» и «духовность». Названы духовно-нравственные ценности, утвержденные Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of moral qualities of the future teacher of the higher school

This article offers the author’s model of moral qualities of the future teacher of the higher school. Some modern requirements to the teacher of higher education institution are considered. The comparative analysis of concepts «morality» and «spirituality» is carried out. The spiritual and moral values approved by the Strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025 are called.

Текст научной работы на тему «Модель нравственных качеств будущего педагога высшей школы»

Гордиенко Ангелина Викторовна

Кубанский государственный университет (e-mail: gordienkoangelina@rambler.ru)

Модель нравственных качеств будущего педагога высшей школы

В статье предложена авторская модель нравственных качеств будущего педагога высшей школы. Рассмотрены современные требования к преподавателю вуза. Проведен сравнительный анализ понятий «нравственность» и «духовность». Названы духовно-нравственные ценности, утвержденные Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Ключевые слова: модель, нравственность, духовность, педагог высшей школы, личностные качества, профессиональные качества.

A.V. Gordienko, Kuban State University; e-mail: gordienkoangelina@rambler.ru

Model of moral qualities of the future teacher of the higher school

This article offers the author's model of moral qualities of the future teacher of the higher school. Some modern requirements to the teacher of higher education institution are considered. The comparative analysis of concepts «morality» and «spirituality» is carried out. The spiritual and moral values approved by the Strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025 are called.

Key words: model, morality, spirituality, teacher of the higher school, personal qualities, professional qualities.

Будущими педагогами высшей школы являются сегодняшние студенты и аспиранты, молодые люди, которые живут в эпоху Интернета, информационных перегрузок, подмены духовных ценностей материальными. Критериями успешности для многих из них являются умение обрести себя в престижной профессии, хороший заработок, наличие жилья. Изменения, произошедшие в российском обществе, преобразили все стороны жизни человека. Размыты правила поведения и моральные нормы. Проблема успешности и нравственности приобретает государственное значение. Ведущая роль в решении этой проблемы отводится преподавателю, педагогу, настройщику человеческой души.

Высшая школа будущего требует понимания успешности не только как объема знаний и уровня благосостояния, но, прежде всего, как гармонии души и мыслей. Одним из условий успеха является чувство любви - любви к жизни, к профессии, к людям. А одна из важнейших задач высшей школы - подготовка педагогов, которые будут способны воспитать успешного и нравственного гражданина России [1, с. 96]. Ведь именно личность педагога воздействует на души и умы студентов. И никакие достижения научно-технического прогресса не смогут заменить этого.

Профессиональная подготовка преподавателя берет начало в стенах вуза. Российской

системе высшего образования необходим новый педагог, осознающий свое призвание в формировании духовно-нравственных ценностей нынешних студентов педагогических факультетов. И от ценностей, сформированных педагогами высшей школы, зависит способность будущих учителей формировать собственные нравственные качества [2].

Нравственность и духовность - это базовые характеристики личности человека. И если нравственность - это способ действий и нормы поведения, то духовность - ценностная основа, то самое высокое, к чему стремится душа. Нравственные нормы зависят от условий жизни общества и определяются этими условиями. И поэтому принципиально важно базировать эти нормы на фундаменте духовных ценностей. В противном случае правила поведения будут продиктованы сиюминутными интересами, оправдывающими любые перемены и перестройки в обществе.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, подписанной Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым, утвержден список духовно-нравственных ценностей [3]. Это человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Именно эти цен-

163

ности лежат в основе модели нравственных качеств будущего педагога.

Исследователи отмечают, что нравственные качества личности - это свойства, признаки, черты, свидетельствующие о сознательном, добросовестном отношении личности к общему благу, высшему благу и саморазвитию как к конечной цели развития общества. Это устойчивые черты сознания и поведения, которые проявляются в отношении личности к другим людям, социуму, собственной деятельности и в отношении к себе [4].

Работа по формированию нравственных качеств будущего преподавателя в педагогическом вузе - процесс сложный и многогранный. Однако часто она проводится изолированно от блока профессионально-педагогических качеств. Отсутствие целостности восприятия системы нравственного воспитания приводит к тому, что снижается качество воспитательной работы. Разработка системы нравственного воспитания будущего преподавателя в педагогическом вузе будет способствовать обеспечению преемственности в воспитательной работе со студентами разных курсов, достижению единства педагогических требований к студентам и аспирантам, а также учету их индивидуальных особенностей.

Цель разработки и внедрения в педагогический процесс вуза системы нравственного воспитания будущего педагога высшей школы -формирование на базе духовных ценностей гуманистического мировоззрения. По сути, духовно-нравственное воспитание состоит лишь в том, чтобы человек научился слушать свою совесть и подчиняться ей [5]. А эффективность нравственного воспитания студентов и аспирантов педагогического вуза определяется следующими факторами: создание в вузе психологического климата, в котором присутствует уважение нравственных норм, правил человеческого общежития; соответствие содержания нравственного воспитания его цели, а также уровню нравственного развития студентов и аспирантов, особенностям их будущей специальности; акцентирование внимания на предотвращении аморальных явлений в студенческой среде, подтверждение моральных принципов, декларируемых педагогами, практикой, соответствующей самым высоким критериям нравственности. Иными словами, должна быть сформирована высокая нравственная культура, составляющими которой являются нравственное мышление, нравственные чувства и нравственное поведение.

Ведущая роль в воспитании будущих педагогов высшей школы принадлежит ученым университета, его профессорско-преподавательскому составу [6]. Ценностное отношение к профессии у студентов формируется только в том случае, когда работа вуза и каждого отдельного преподавателя основывается на непрерывном духовно-нравственном и личност-но-профессиональном совершенствовании, профессионально-педагогической культуре, профессиональном и педагогическом саморазвитии, профессиональном воспитании выпускников, а также ориентируется на качество педагогической деятельности.

Педагогика подобна искусству. Она способна воспитывать, вызывать доверие, вдохновлять, вести за собой. Педагогика предполагает не только безупречное владение предметом своей науки, но и высокий уровень педагогической культуры, личностных и профессиональных качеств будущих педагогов [7]. Какими же качествами должен обладать будущий педагог вуза в XXI в.?

К личностным качествам можно отнести доброжелательность, доброту, скромность, воспитанность, чувство юмора, патриотизм, соблюдение законов, норм и правил, чувство национальной гордости, человечность, обаяние , оптимизм , эрудированность , интеллект, стремление к самопознанию, физическое здоровье, здоровый образ жизни, приятную внешность (внешний облик), честность, артистизм, активную жизненную позицию, открытость, моральную чистоту, вежливость, коммуникабельность.

К профессиональным качествам следует отнести самокритичность, организованность, аккуратность, справедливость, требовательность, знание предмета, авторитет, мастерство, креативность, ораторское искусство, новаторство, умение применять интернет-технологии, владение технологиями обучения и воспитания, объективную оценку знаний, сообразительность, настойчивость, умение слушать и слышать, тактичность, терпеливость, эмоциональную уравновешенность, любовь к делу, знание основ психологии, самосовершенствование, умение работать в коллективе, ответственность, научную увлеченность, сочетание теории с практикой, информированность, коллективизм, солидарность, альтруизм, долг, ответственность, творчество [7].

Таким образом, необходимо готовить преподавателя для будущего, знать, какие качества молодого специалиста будут востребованы в

164

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2017 • № 1 (35)

ближайшее время, и в соответствии с этим создавать в педагогическом процессе условия для развития данных качеств.

Будущие педагоги высшей школы - это профессиональная молодежь, будущее нашей страны. Нужно ли заниматься бу-

1. Макарова В. А. Формирование и развитие духовности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... д-ра пед. наук. Калуга, 2009.

2. Сухиташвили Л.С. Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности // Образование и культура. 2012. № 6. С.128-130.

3. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».

4. Рыбина И. С. К вопросу готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации в образовательном пространстве вуза // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2(51). С. 17-19.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2006. № 5. С. 34-42.

6. Левченко Н.В. Развитие профессионально-нравственных качеств будущих педагогов в поликультурной образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2013.

7. Дмитриева ЕЮ. Определение сущности понятия «профессионально значимые качества будущего педагога» // Вестн. Южно-Уральск. гос. ун-та. 2007. № 6(61). С. 7-13.

дущим сегодня? Безусловно, необходимо, потому что наше будущее создается именно сегодня и зависит от профессионализма молодежи и от того, какие нравственные качества будут привиты, сформированы и развиты.

1. Makarova V.A. Formation and development of spirituality of future teacher in the course of vocational training in higher education institution: diss. ... Dr of Pedagogics. Kaluga, 2009.

2. Sukhitashvily L.S. Spiritual and moral qualities of the teacher as factor of success of process of education of the personality // Education and culture. 2012. № 6. P. 128-130.

3. About the approval of the Strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025: order of the Government of the Russian Federation d.d. May 29, 2015 № 996-r. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

4. Rybina I.S. To a question of readiness of future teacher for professional and moral self-realization in educational space of higher education institution // World of science, culture, education. 2015. № 2(51). P. 17-19.

5. Zimnyaya I.A. Key competences - new paradigm of result of education // High education today. 2006. № 5. P. 34-42.

6. Levchenko N.V. Development of professional and moral qualities of future teachers in the polycultural educational environment of higher education institution: auth. abstr. ... Candidate of Pedagogics. Kaluga, 2013.

7. Dmitriyeva E.Yu. Determination of essence of the concept «professionally significant qualities of future teacher» // Bull. of South-Ural State University. 2007. № 6(61). P. 7-13.

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.