Научная статья на тему 'Модель лекционного курса по страноведению в формате смешанного обучения'

Модель лекционного курса по страноведению в формате смешанного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / BLENDED LEARNING / ИКТ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ICT IN TEACHING HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Алла Леонидовна

Статья посвящена проблеме интеграции ИКТ в гуманитарное образование в формате смешанного обучения. Рассматривается конкретный опыт создания электронной обучающей среды (ЭОС) для лекционного курса “Мир Британии” и реализации смешанного обучения с применением конструктивистского подхода и современных педагогических технологий для повышения мотивации, оптимизации и интенсификации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаренко Алла Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Model of a Lecture Course in Area Studies in the Format of Mixed Learning

The article addresses the issue of integrating ICT in humanities through blended learning. The experience of teaching “The World of Britain” course in a blended mode at MSU demonstrates that in such conditions it is possible to successfully apply a constructivist approach and advanced pedagogical techniques, such as the project method, differentiated and student-centered approach, collaborative learning, learning in small groups, etc., to maintain students’ motivation and to intensify and optimize the process of learning.

Текст научной работы на тему «Модель лекционного курса по страноведению в формате смешанного обучения»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

А.Л. Назаренко

МОДЕЛЬ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ПО СТРАНОВЕДЕНИЮ

В ФОРМАТЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена проблеме интеграции ИКТ в гуманитарное образование в формате смешанного обучения. Рассматривается конкретный опыт создания электронной обучающей среды (ЭОС) для лекционного курса "Мир Британии" и реализации смешанного обучения с применением конструктивистского подхода и современных педагогических технологий для повышения мотивации, оптимизации и интенсификации процесса обучения.

Ключевые слова: смешанное обучение, ИКТ в гуманитарном образовании.

The article addresses the issue of integrating ICT in humanities through blended learning. The experience of teaching "The World of Britain" course in a blended mode at MSU demonstrates that in such conditions it is possible to successfully apply a constructivist approach and advanced pedagogical techniques, such as the project method, differentiated and student-centered approach, collaborative learning, learning in small groups, etc., to maintain students' motivation and to intensify and optimize the process of learning.

Key words: blended learning, ICT in teaching humanities.

Смешанное обучение выходит сейчас на передний план в организации учебного процесса как формат, позволяющий синтезировать традиционные формы обучения с инновационными, предполагающими интеграцию в дидактику информационных технологий. Внедрение смешанного формата придает динамизм обучению, обеспечивает постоянное обновление учебного материала, регулярный контроль за деятельностью учащихся и их систематическую самостоятельную работу, предполагающую анализ существенных объемов информации по предмету и его критическое осмысление, а также большую мотивацию учащихся к обучению. В качестве преимуществ смешанного обучения перед только традиционным и/или полностью дистанционным (отдельные элементы которого как раз и используются в виде технологического компонента) указывается то, что1:

Назаренко Алла Леонидовна — докт. филол. наук, проф., зав. кафедрой лингвистики и информационных технологий факультета иностранных языков и регионо-ведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: anazarenkoster@gmail.com

1 См.: Гусарова Н. Достоинства смешанного обучения. URL: http://www.prrost. ru/ekspertiza/statyi_publikacii/dostoinstva_smeshannogo_obucheniya/ (дата обращения: 15.05.2014).

• смешанное обучение позволяет получить и знания, и личное общение;

• при смешанном обучении учитываются индивидуальные особенности восприятия человеком информации (она подается в разных видах);

• смешанное обучение исключает вероятность потери информации (она имеется на сайте курса);

• смешанное обучение позволяет внести разнообразие при выборе форм организации обучения;

• смешанное обучение стимулирует выработку навыков самообучения и поиска информации;

• смешанное обучение позволяет выбрать удобные темп, время и место для обучения.

Суть смешанного обучения заключается в создании специальной технологической платформы учебного курса или обучающей среды (в которой размещается весь учебно-методический комплекс по предмету: учебные материалы, система заданий, контрольные упражнения и тесты, рекомендованные источники (веблиография)) и в организации работы учащихся в этой среде, органично сочетающейся с традиционными аудиторными формами работы.

В основе организации учебной деятельности лежит педагогическая философия конструктивизма2, ключевая идея которой заключается в том, что знания нельзя передать обучаемому в готовом виде, можно лишь создать педагогические условия для успешного самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.

Конструктивизм — это педагогическая философия, которая ценит процесс движения к истине больше, чем саму истину. "Научное знание — явление не статическое, — писал Ж. Пиаже, — это есть процесс... непрерывного конструирования и реорганизации"3.

Общие принципы конструктивизма в приложении к педагогике (согласно Е.С. Полат4 и М.А. Чошанову5):

• познавательная деятельность представляет собой активный процесс конструирования учащимся своего нового знания на основе сформированного ранее опыта;

• познание немыслимо без мотивации и осознания цели познания;

• процесс познания конкретного явления идет одновременно с формированием системного мышления;

• основой формирования опыта является интеллектуальная деятельность учащегося, что предполагает педагогическое стимулирование его когнитивной деятельности;

2 См.: Назаренко А.Л. Социоконструктивистский подход в межкультурном образовательном видеоконференцпроекте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 3.

3 Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение. М., 1983.

4 См.: Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. М., 2006. С. 40—41.

5 См.: Чошанов М.А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Директор школы. 2000. № 4. С. 56—62.

• процесс познания основан на социальной активности учащегося и эффективен в условиях коммуникации;

• познавательная деятельность тесно связана с реальной жизнью учащегося.

Этими идеями руководствовался автор при разработке обучающей среды и организации обучения по лекционному страноведческому курсу "Мир Британии", который был прочитан в рамках программы академической мобильности для студентов факультета иностранных языков Актюбинского государственного университета имени К. Жубанова (Казахстан) в 2012 г. Обучающая среда была создана на платформе wikispaces.com6. Среди аргументов в пользу выбора этого инструмента Web 2.0 была простота использования, не требующая специальных знаний, а также относительное разнообразие опций, предлагаемых системой7. Концепция курса, состоящего из двух частей, каждый из которых включает пять модулей (лекций), представлена в разделе сайта "Описание курса". Первые пять модулей дают представление о современном британском обществе, концентрируясь в основном на его культуре в "человеческом измерении": национальном менталитете, укладе жизни, традициях и т.п., т.е. на тех факторах и реалиях, которые сформировали Британию как нацию и которые помогают понять уникальность этой страны и ее народа. Последующие модули посвящены истории Британии, где внимание акцентируется на тех явлениях и событиях, которые оказали решающее влияние на формирование современного общества, явились истоками и первоначалом неких современных социальных феноменов (завоевания Британии, протестантизм и др.). Интенсивный курс основывался на переработанной под его задачи программе годового курса "Мир Британии", который читался на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова8.

В структуру каждого модуля помимо заданий для самостоятельного выполнения во внеаудиторное время включается также план лекции, слайд-презентация, что снова отсылает студента к содержанию лекции в сжатом виде и помогает лучше усвоить изучаемую тему. Кроме того, каждый модуль содержит секцию "Учебные материалы" по рассматриваемой тематике (текстовые материалы, видеоролики и полнометражные фильмы). Как правило, в качестве обязательного задания студенты должны знакомиться с одним-

6 Nazarenko A.L. The World of Britain: Contemporary Life and History. URL: http:// the-world-of-britain.wikispaces.com/ (дата обращения: 20.05.2014).

7 См.: Титова С.В. Дидактические свойства и функции технологии вики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 2.

8 См.: Назаренко А.Л. Программа курса лекций "Мир Британии" // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3.

двумя источниками по выбору преподавателя. Остальные служат дополнительным материалом для тех, кто хочет узнать больше о каком-то аспекте британской жизни. В список учебных материалов включены материалы разной степени языковой сложности. Это позволяет варьировать учебный процесс, учитывать уровень языковой подготовленности студентов и подходить к организации обучения по курсу с позиций личностно ориентированного обучения.

Неотъемлемой частью курса является участие студентов в обсуждениях на сайте широких открытых вопросов, предлагаемых преподавателем по тематике лекций. Обязательными также являются самостоятельная работа по аннотированию рекомендованных интернет-источников (аннотации выкладываются на страничке "Библиотека аннотаций"), выполнение тестов по изученному материалу и работа над финальным проектом в малых группах. В качестве проекта каждой группе предлагается найти и проанализировать информацию по заданной теме (обычно тема одного учебного модуля), используя критерии надежности и образовательной ценности при оценке интернет-ресурсов, и на ее основе подготовить три задания в рамках своей темы для студенческой олимпиады "Мир Британии" на английском языке. Групповые проекты размещаются на страничке "Финальный проект". Проектная деятельность9 предполагает активную познавательную и развивающую деятельность учащихся, в ней в полной мере реализуется принцип социального конструктивизма, который, основываясь на конструктивистской эпистемологии, акцентирует внимание на конструировании знания в социальном контексте.

В меню сайта помимо модулей (1—10), содержащих учебный контент, и странички "Финальный проект", включены информационные разделы "Описание курса", "Календарь курса" и "Система оценивания".

Курс был успешно завершен, несмотря на некоторые технические сложности, которые удалось преодолеть при помощи мощной административной поддержки. Для студентов это был необычный вид работы, который ввиду их технологической грамотности и заинтересованности был встречен с большим энтузиазмом. Высокая мотивированность сохранялась на протяжении всего периода обучения по курсу: студенты с увлечением просматривали учебные фильмы, читали и аннотировали аутентичные статьи и активно искали информацию в Интернете по теме своих проектов. Им очень нравилось сочетание традиционной и инновационной форм обучения.

9 См.: Ильяхов М.О. Особенности реализации метода проектов с помощью технологий вики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2.

Подводя итоги, можно сказать, что инкорпорирование информационно-коммуникационных технологий в традиционный лекционный курс, не поддержанный семинарскими занятиями, позволяет организовать полноценную и регулярную учебную деятельность студентов даже в условиях очень ограниченного числа аудиторных занятий. Большая часть образовательного контента осваивается студентами в результате активного обучения самостоятельно, в автономном режиме, в обучающей среде, созданной на вики-сайте. Активное обучение является результатом применения преподавателем соответствующего педагогического дизайна, в котором предусмотрены такие педагогические технологии, как проблемное обучение и проектная деятельность, мобилизующая когнитивные ресурсы студентов и обеспечивающая мотивацию и ответственность при работе в команде, где общий результат группы зависит от вклада каждого. Работа в малых группах сотрудничества развивает также навыки социализации, столь необходимые для нахождения своего места в обществе в будущей жизни. Кроме того, работа в команде, так же как и участие в дискуссиях, способствует реализации еще одного принципа социального конструктивизма: при обучении в сотрудничестве каждый обучающийся является еще и обучающим ресурсом для других, поскольку его взгляды, мнения и знания становятся при открытых дискуссиях и обсуждениях работы по проекту достоянием каждого участника процесса обучения.

Полученные практические результаты свидетельствуют о том, что обучение на основе ИКТ становится более динамичным, продуктивным, мотивированным и эффективным.

Список литературы

Гусарова Н. Достоинства смешанного обучения. URL: http://www.pr-rost.ru/ekspertiza/statyi_publikacii/dostoinstva_smeshannogo_obu-cheniya/ (дата обращения: 15.05.2014). Ильяхов М.О. Особенности реализации метода проектов с помощью технологии вики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. Назаренко А.Л. Программа курса лекций "Мир Британии" // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3.

Назаренко А.Л. Социоконструктивистский подход в межкультурном образовательном видеоконференцпроекте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 3. Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение. М., 1983.

Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. М., 2006.

Титова С.В. Дидактические свойства и функции технологии вики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 2.

Чошанов М.А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Директор школы. 2000. № 4.

Nazarenko A.L. The World of Britain: Contemporary Life and History. URL: http://the-world-of-britain.wikispaces.com/ (дата обращения: 28.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.