Научная статья на тему 'Модель кластера профессионального образования Забайкальского края в социально-экономическом пространстве региона'

Модель кластера профессионального образования Забайкальского края в социально-экономическом пространстве региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / SCIENTIFIC / INSTITUTIONS EDUCATION CLUSTER / ZABAIKALSKY KRAI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томских Андрей Александрович

Рассматривается территориальная организация перспективной модели высшего профессионального образования и науки Забайкальского края в соответствии с методическим и региональным направлением исследований в географии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cluster Model of Zabaikalsky Krai Professional Education in the Socialeconomic Field of the Region

The article deals with the territorial organization of the perspective model of Zabaikalsky Krai professional education and science in accordance with the methodical and regional research direction in geography

Текст научной работы на тему «Модель кластера профессионального образования Забайкальского края в социально-экономическом пространстве региона»

Вестник ЧитГУ № 12 (79) 2011

УДК 911.7

Томских Андрей Александрович Andrei Tomskich

МОДЕЛЬ КЛАСТЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА

THE CLUSTER MODEL OF ZABAIKALSKY KRAI PROFESSIONAL EDUCATION IN THE SOCIAL-ECONOMIC FIELD OF THE REGION

Рассматривается территориальная организация перспективной модели высшего профессионального образования и науки Забайкальского края в соответствии с методическим и региональным направлением исследований в географии

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, научно-образовательный кластер, Забайкальский край

The article deals with the territorial organization of the perspective model of Zabaikalsky Krai professional education and science in accordance with the methodical and regional research direction in geography

Key words:higher professional education, scientific, institutions education cluster, Zabaikalsky Krai

Работа выполнена при финансовой поддержке Аналитической ведомственной целевой программы (АВЦП) «Развитие научного потенциала высшей школы» № 2.1.3/10962

Сначала 80-х гг. ХХ в. развитые страны мира осуществляют переход своего хозяйства с индустриального типа на постиндустриальный. Это отражается на выработке стратегий развития мирового образования вообще и высшего образования, в частности. Российская высшая школа в целом повторяет мировой тренд. Лейтмотивом будущего экономического роста стран и регионов становится тезис о том, что «образование — ключ будущего процветания». Приоритетными вложениями развитых государств становятся инвестиции в развитие человеческого капитала, в уровень его образования, социальное окружение, качество жизни. Одним из необходимых условий стратегий национального развития становится необходимость формирования эффективных механизмов функционирова-

ния образовательных моделей, особенно на региональном уровне. В последний период в нашей стране речь идет о создании научно-образовательных кластеров. Модели научно-образовательных кластеров регионального уровня должны учитывать ключевые национальные и региональные стратегии социально-экономического развития. В Забайкальском крае в рамках целевой программы «Модернизация профессионального образования Забайкальского края (2011-2015 гг.)» с 2011 г. разрабатывается программа создания научно-образовательного учреждения «Забайкальский государственный университет» на базе объединения Забайкальского (Читинского) государственного университета и Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

Научно-образовательная система Забайкальского края имеет достаточно простую конфигурацию. С советского перио-

Науки о Земле

да в ней три головных вуза регионального значения — педагогической, технической и медицинской направленности и четыре филиала — железнодорожный, два экономических, сельскохозяйственный. В последние десятилетия к ним добавились филиалы культуры и классического университета. За постсоветский период структура системы претерпела существенные изменения — политехнический институт стал развивать гуманитарные и экономические направления и получил статус классического университета. Вокруг него, по замыслу Министерства образования и науки России, должен сформироваться университетский образовательный округ, что 10 лет являлось стратегической задачей Правительства России по всей стране. Сегодня уже поставлена другая задача — преобразование университетских образовательных округов в научнообразовательные кластеры [1]. Через такие формы должна произойти эффективная интеграция всех интеллектуальных сил региона на благо науки, образования и экономики территории. Последнее предполагает повышение ответственности региональных властей за кадровую политику, смену централизованной системы управления высшей школы страны на смешанную — федерально-региональную [3].

Формирование университетского образовательного кластера в Забайкалье было положено созданием прообраза общественного управления системой — Совета ректоров вузов г. Чита ( Совета ректоров Забайкальского края). Однако он не смог перейти на следующий уровень развития. Попытка реализации кластера предпринята в 2001 г. в формате ассоциации, фактически отраслевого «Забайкальского социально-педагогического университетского комплекса (ЗУК)» Забайкальским

государственным гуманитарно-педагогическим университетом [2]. Несколько позже на межрегиональном уровне создавался

ТИ ООО о

«Байкальский открытый межрегиональный университетский комплекс (Ь О МУК)» в составе четырех университетов Читы, Улан-Удэ и Иркутска [6]. Существующая функционально-отраслевая модель системы профессионального образования представлена в табл. 1 , где видно, что почти 30 % студентов очных отделений и 50 % заочных обучаются в филиалах вузов других регионов — Иркутска, Новосибирска, Улан-Удэ, Москвы, что позволяет дублировать специальности головных учреждений высшего профессионального образования и слабо участвовать в региональных программах, ссылаясь на филиальный статус и политику головного вуза. В связи с этим эффективная модель высшей школы региона должна устранить, прежде всего, этот перекос. Базовым для формирования перспективного научно-образовательного кластера является то, что ни один вуз субъекта не попал в финансирование государственных программ ( федеральных и национальных исследовательских университетов). Поэтому модель научно-образовательного кластера будет полностью регионального значения, финансирования, с федеральным контролем только по лицензированию и качеству образования. Вопрос выбора типа научно-образовательного кластера очевиден. Наиболее успешные интеграционные объединения получили статус федеральных или национальных исследовательских университетов. Нет необходимости повторять их путь, следует сразу переходить к научнообразовательному кластеру с единым юридическим лицом, но с широкой автономией составляющих элементов.

Функционально-отраслевая схема профессионального образования Забайкальского края (учреждения,

фактически осуществляющие деятельность на территории)

Промышленная сфера Сельскохозяйственная сфера Образование и социальная сфера Культура Медицина Право Экономика и торговля

Высшее профессиональное образование (самостоятельные вузы) 13500 студентов очной и 9300 заочной формы обучения

Заб (Чит)ГУ ЗабГГПУ Заб (Чит)ГУ ЗабГГПУ ЧГМА ЗабГГПУ Заб (Чит)ГУ ЗабГГПУ Заб (Чит)ГУ

Высшее профессиональное образование (филиалы) 13500 студентов очной и 9300 заочной формы обучения

ЗабИЖГ ЗабАИ АФБГУ ЧФ ВСГАКиИ ЗИПСибУПК, ЧИ(Ф)БГУЭП ЧФ СГУ, АФСГУ ЗИП Сиб УПК, ЧИ(Ф)БГУЭП, ЗабИЖГ ЗабАИ ЧФ РАП, ЧФ СГУ, АФСГУ

С) )еднее профессиональное образование

Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса, Забайкальский горный колледж Гуманитарно-технический колледж Заб(Чит)ГУ Читинский лесотехнический колледж Читинский железнодорожный техникум Читинский сельскохозяйственный техникум Нерчинский аграрный техникум Могойтуйский агротех-нологический колледж, Забайкальский государственный колледж Колледжи: Агинский, Сретенский, Петровск-Забайкальский, Читинский, Балейский, Забайкальский. Училище Олимпийского резерва Буддистская академия Забайкальское краевое училище культуры Забайкальский техникум искусств Буддистская академия Читинский медицинский колледж (МК) Краснокаменский МК Агинский МК Борзинский МК Балейское училище Петровск-Забайкальское училище Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса ЗИП СибУПК, ЧФ ИТЭК

Специализированные структуры учреждений ВПО

ИИиПК Заб(Чит)ГУ ИДО, ИРО ЗабГГПУ, ИПиПК Заб(Чит)ГУ ИДО ЗабГГПУ ФУВ ЧГМА ИПиПК Заб(Чит)ГУ ИПиПК Заб(Чит)ГУ

Государственные учреждения дополнительного образования края

ИПК работников агробизнеса ЗабКИПКРО, АИПКРОИСС

Негосударственные учреждения дополнительного образования края

Ресурсный центр ПГХО Сибирский энергетический корпоративный университет

123

Промышленная сфера Сельскохозяйственная сфера Образование и социальная сфера Культура Медицина Право Экономика и торговля

Дополнительное образование края при учреждениях среднего профессионального образования

Ресурсный центр техникума железнодорожного транспорта УНМЦ управления НПО

ЗабГГПУ — ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н .Г. Чернышевского»; Заб(Чит) ГУ — ГОУ ВПО «Забайкальский (Читинский) государственный университет»; ЧГМА — ГОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия», ЧИ(Ф)БГУЭП — Читинский институт (филиал) Байкальского государственного университета экономики и права, ЗабИ-ШТ — Забайкальский институт железнодорожного транспорта — филиал Иркутского государственного университета путей сообщений, АФ БГУ — Агинский филиал Бурятского государственного университета, ЗабАИ — Забайкальский аграрный институт — филиал Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, ЗИП Сиб УПК — Забайкальский институт предпринимательства — филиал Сибирского университета потребительской кооперации (г. Новосибирск), ЧФ РАП — Читинский филиал Российской академии предпринимательства (г. Москва), ЧФ СГУ — Читинский филиал Современной гуманитарной академии (г. Москва), АФ СГУ — Агинский филиал Современной гуманитарной академии (г. Москва), ЧФ ВСГАКиИ — Читинский филиал (представительство) Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, ИДО ЗабГГПУ — Институт дополнительного образования ЗабГГПУ, ПРО ЗабГГПУ — Институт развития образования ЗабГГПУ, ИПиПК Заб (Чит) ГУ — Институт переподготовки и повышения квалификации Заб(Чит)ГУ, ФУВ ЧГМА — Факультет усовершенствования врачей ЧГМА; УНМЦ управления НПО — Учебный научно-методический центр управления начального профессионального образования.

Составлено автором по данным Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Со

а>

5

ь

а>

'ауки о

124

Взаимосвязь структуры правительства Забайкальского края и государственных (муниципальных) учреждений профессионального образования

Наименование министерства Область интересов Базовый вуз Базовое учреждение СПО и НПО, ресурсный центр (профиль)

Министерство финансов Макроэкономика и финансы ЧИ(Ф)БГУЭП, Заб(Чит)ГУ

Министерство экономического развития Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Региональная экономика и управление ЧИ(Ф)БГУЭП, Заб(Чит)ГУ

Министерство природных ресурсов и экологии Природные ресурсы и охрана окружающей среды Заб(Чит)ГУ ЗабГГПУ Читинский лесотехнический колледж

Министерство промышленности и энергетики Министерство территориального развития Промышленность и энергетика Заб(Чит)ГУ Забайкальский горный колледж Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса (строительный профиль) ПУ № 1 г. Чита (железнодорожный) ПУ № 11 г. Краснокаменск (горнодобывающий) ПУ № 14 г. Чита (ЖКХ и строительство)

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Сельское хозяйство ЗабАИ Читинский сельскохозяйственный техникум Могойтуйский агротехнологический колледж Нерчинский аграрный техникум ПУ № 31 п. Приаргунск (агропромышленный) ПУ № 15 г. Краснокаменск (агропромышленный) ПУ № 25 г. с. Улеты (агропромышленный) ПУ № 26 г. с. Кыра (агропромышленный) ПУ № 30 п. Кокуй (агропромышленный) ПУ № 32 г. Борзя (агропромышленный)

Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Приграничное сотрудничество и туризм ЗабГГПУ Заб(Чит)ГУ

Министерство образования, науки и молодежной политики Образование и наука ЗабГГПУ Читинский педагогический колледж (информационно-коммуникационный) Балейский индустриально-педагогический колледж Сретенский индустриально-педагогический колледж Агинский индустриально-педагогический колледж Петровск-Забайкальский индустриально-педагогический колледж Забайкальский государственный колледж

Министерство здравоохранения Здравоохранение ЧГМА Читинский медицинский колледж Борзинский медицинский колледж Агинский медицинский колледж Балейское медицинское училище Краснокаменский медицинский колледж Петровск-Забайкальское медицинское училище

Министерство социальной защиты населения Социальная защита населения ЗабГГПУ Заб(Чит)ГУ

Вестник ЧитГУ № 12 (79) 201 1

125

Министерство культуры Культура, искусство, образование ЗабГГПУ Забайкальское краевое училище культуры Забайкальский техникум искусств

Министерство физической культуры и спорта Физическая культура и спорт ЗабГГПУ Училище олимпийского резерва

Составлено автором по: [5 ]

с\ о о с\

Таблица 3

Структурно-функциональная модель научно-образовательного кластера университетского типа

Уровни Структуры (кол-во) Объект Функция Базовые структуры

пдо Наично-образовательные стргттг/ры

Институт переподготовки и повышения квалификации научнопедагогических кадров (ДОП, ДПП, ППП) Институт подготовки научно-педагогических кадоов 1 Докторантура и аспирантура Специальные и профессиональные знания и навыки повышенного уровня Ведущие научные школы, бизнес-инкубаторы, венчурные предприятия и др.

впо, спо, НПО Институт магистерских программ. 1 Магистратура Специальные профессиональные знания и навыки

Образовательные стт/ктгты

Институты, 16-17 Академический и прикладной бакалавриат Профессиональные знания и специальные практические навыки Кафедры специальные и общеуниверситетские

Колледжи (филиалы), 7-10 Прикладной бакалавриат, начальное и среднее профессиональное образование Базовая общетеоретическая и практическая подготовка Кафедры специальные и общеуниверситетские

С (П)ОО Базовые общеобразовательные учреждения, профильные классы, 150 Старшая ступень (профильная школа) Профильное и предпрофильное обучение Научно-методические (учебно-методические) советы

гг

о

"<

Л

X

о

Со

а>

2:

ь

а>

Составлено автором

Вестник ЧитГУ № 12 (79) 2011

одо Таким образом, предложенная нами модель предполагает эффек-

йЗо тивное использование материальных и кадровых ресурсов региона, что

ин^н является одной из задач Федеральной целевой программы развития об-

нщ§ разования на 2011-2015 гг. [4]. К ней относится гибкость системы про-

фессионального образования к изменениям рынка труда; реализация ^ но государственной политики в области науки и образовании; реализация

к I о модели сетевого взаимодействия, включающей формирование единой

б

о

н

во

на

ьр

Д

С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I £

. . О Ї

я П ль

«

CD ; та щ и о

аз

рна

кар

овб

ббо

OOh

§ Ф поддерживающей инфраструктуры, создание общих сервисов, реализа-

5 ция программ академической мобильности; соответствие подготовки кадров задачам регионального развития.

I ЕС Й -------------------------------------------------------------------------

О 'йЦ

П§|^ Литература

и;с1о 1. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка

во к 2008-2016 // Эксперт. — 2007. — № 32 (573). — С. 88-94.

' 2. Горлачев В. П. Концепция Забайкальского социально-педагогического

м'Ор университетского комплекса (ЗУК) / Забайкал. гос. пед. ун-т им. Н. Г. Черны-

6 ^ ^ шевского. — Чита,2001.—С.35.

3. Катровский А.П. Территориальная организация высшей школы России.

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на

мій — Смоленск, Ойкумена, 2003. — 200 с

Н

ощ& 2011—2015 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: иИЬ: Ы1р://топ.

§& й gov.ru/files/materials/8286/11.02.07-fcpro.pdf.

Ф у щ 5. Официальный портал Забайкальского края [Электронный ресурс]. —

& О ^ Режим доступа: URL: http://e-zab.ru.

6. Регионализация образования (на примере Забайкалья) / под. ред. Л. А. Бордонской, М.И. Гомбоевой, Л.В. Черепановой. — Забайкальский гос. гум.-

и Ф пед. ун-т. — Чита, 2007. — 313 с.

на 7. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи вы-

с ы в

1 н и

Осе щ сшей школы / Пер. с англ. — М.: Весь Мир, 2003. — 232 с.

П зов ны

“S3 Коротко об авторе________________________________________________Briefly about the author

е бр ле и о т

е и Томских А. А. , канд. геогр. наук, профессор кафедры географии, теории и методики

н

offi§ преподавания географии, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогичес-

кий университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ)

^§§ ^ tomskih_aa@maiI.ru

си Н 1

Научные интересы: экономическая, социальная и политическая география

2о ^

д м3 A. Tomskich, Candidate of Geographical Sciences, professor, Geographical department,

E?og Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky

о

[h

I g Scientific interests: economics, social and political geography

O m “ -----------------------------------------------------------------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.