Научная статья на тему 'Модель измерения профессиональной деятельности преподавателей'

Модель измерения профессиональной деятельности преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ / ИЗМЕРЕНИЕ ЛАТЕНТНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ / МОДЕЛЬ РАША / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / MODERN THEORY OF TESTING / MEASUREMENT OF LATENT VARIABLES / RUSH MODEL / PROFESSIONAL WORK OF A PROFESSOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Летова Л. В.

В статье раскрыты достоинства модели Раша, как методического инструмента для измерения латентных величин в социальной сфере. В статье представлен опыт Омского государственного технического университета по использованию модели для измерения латентной величины «профессиональная деятельность преподавателя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Летова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measurement model of professor professional work

The article shows the advantages of the Rush model as a methodological tool formeasurement of latent variables in social sphere. The OmSTU experience in using the model to measure the latent value «professional work of a professor» is summarized.

Текст научной работы на тему «Модель измерения профессиональной деятельности преподавателей»

Л.В. ЛЕТОВА, начальник сектора Центр информационных технологий

Модель измерения профессиональной деятельности преподавателей

В статье раскрыты достоинства модели Раша, как методического инструмента для измерения латентных величин в социальной сфере. В статье представлен опыт Омского государственного технического университета по использованию модели для измерения латентной величины «профессиональная деятельность преподавателя».

Ключевые слова: современная теория тестирования, измерение латентных переменных, модель Раша, профессиональная деятельность преподавателя.

Планируемые и происходящие изменения в образовании повысили требования к качеству управления образовательным процессом. Речь идет об обоснованности принятия управленческих решений в рамках системы менеджмента качества, о прогнозировании и предупреждении возможных несоответствий. Профессиональная деятельность преподавателей (ПДП) является важной составляющей успешного функционирования и развития современного вуза, в связи с чем оценка ПДП является актуальным и идеологически важным инструментом в системе управления университетом.

Проблемы оценки ПДП

В настоящее время практически во всех университетах России при оценке ПДП используется классическая теория, получившая широкое распространение благодаря простоте обработки и интерпретации результатов. В рамках этой теории итоговый балл испытуемого (преподавателя) представляет собой дискретную величину и рассчитывается как сумма баллов, полученных за выполнение всех видов ПДП. При подсчете итогового балла используются весовые коэффициенты, назначаемые экспертами. Процесс назначения этих весовых коэффициентов сопровождается многими проблемами, связанными с качественным и количественным составом экспертной комиссии, а мерой качества при этом считает-

ся согласованность мнений экспертов. Междутем интерсубъективность и объективность - это понятия разного ряда. Очевидно, что применение экспертных оценок при получении интегрального показателя качества не дает объективных знаний об объекте исследования, в то время как управление требует точной и адекватной картины действительного процесса.

Характерная особенность социальноэкономических систем (и образования в том числе) состоит в том, что большинство величин здесь являются латентными, т.е. непосредственно не измеряемыми. Вместе с тем такие величины определяются набором индикаторов, которые можно оценить или измерить непосредственно [1] . Таким об-

разом, набор индикаторов представляет собой некий конкретный мысленно созданный образ латентного параметра, в котором отображаются его реальные и/ или предполагаемые свойства, структурные особенности.

Мировой опыт в измерении латентных величин диктуетприменение современной теории тестирования IRT (Item Response Theory) [1; 2], появившейся в середине прошлого столетия. Латентная величина рассматривается здесь не как дискретная, а как одномерный континуум на линейной шкале. К сожалению, Россия явно отстает от мирового научного сообщества в использовании современной теории педагогических измерений. Причиной тому явились такие факторы, как отсутствие русскоязычной литературы, сложный математический аппарат, доступный в большинстве своем для математиков, необходимость специального программного обеспечения. В ОмГТУ для получения статистически значимых оценок качества ПДП используется именно современная теория. В этой связи наш университет можно рассматривать как экспериментальную площадку по апробации научно обоснованных подходов к измерению качества работы преподавателя.

Методические основы измерения ПДП в рамках IRT

В IRT рассматриваются различные модели [2; 3]. Мировой опыт в теории и практике измерения латентных переменных преимущественно базируется на модели Раша [1; 4]. Рассмотрим теоретические основы этой модели на примере дихотомического случая, когда тестовое задание (вид деятельности) либо выполнено, либо нет. Параметрами модели здесь являются уровень измеряемой латентной величины (ПДП) i-го испытуемого (преподавателя) pi и уровень трудности j-го тестового задания 5j. В теории измерения латентных переменных ак-

цент сделан на результате «взаимодействия » уровня испытуемого р. и трудности тестового задания (ТТЗ) 5], а не на тестовом балле (как в классической теории). Если испытуемый имеет более чем достаточную подготовку для решения очередного задания, то он станет вероятным «победителем противоборства »; справедливо и обратное утверждение. В модели Раша результат этого «взаимодействия» описывается логистической функцией [1]:

Г -| ев-5

= ИД 5 }=-Ь»т <*> ■

1 + е 1

Р] - вероятность того, что 1-й испытуемый выполнит ]-е задание (логистическая функция обеспечивает варьирование Р] в интервале [0; 1]),

Р1 - латентный параметр, определяющий уровень измеряемой латентной величины 1-го испытуемого,

Р] - латентный параметр, определяющий уровень трудности ]-го тестового задания.

Из логистической функции видно, что Раш трансформировал исходные значения тестовых баллов в шкалу натуральных логарифмов, введя общую логарифмическую меру измеряемой латентной величины Р1 и трудности тестового задания 5] и назвав ее логитом:

РЫп ^ЧпЦ/р^

где р и q - доли правильных и неправильных ответов соответственно.

Таким образом, задачей модели является установка взаимосвязи между двумя множествами Р1 и 5] и распределение их значений на одной линейной шкале логитов. Очевидно, что вероятность успеха 1-го ис-

Таблица 1

Значения Pij в зависимости от соотношения pi и 6j

Условие Значение Pij

pi > Sj 0,5 < Pij < 1

Pi = Sj Pu = 0,5

ei < Sj 0 < P < 0,5

пытуемого по j -му заданию Pij варьируется следующим образом (табл. 1).

Модель Раша описывает вероятность успеха испытуемого Pij как функцию одного параметра (в i-5j), в связи с чем ее иногда называют однопараметрической моделью IRT.

Опыт ОмГТУ в построении модели измерения ПДП

• Содержательное наполнение системы измерения ПДП

Содержательное наполнение системы измерения ПДП в ОмГТУ было разработано с учетом требований Министерства образования России [5; 6], а также задач, которые вуз ставит перед преподавателями (табл. 2).

♦ идеологическая ценность для университета (имидж, отчетность);

♦ доступность, массовый характер (отсутствие связи с конкретной должностью).

Содержательное наполнение системы ПДП в ОмГТУ было обеспечено 53 индикаторами по видам деятельности (см. список индикаторов ПДП).

♦ Логические основания модели измерения ПДП

В основу построения модели ПДП с помощью современной теории были положены следующие логические основания [7]:

> в связи с отсутствием нормативных требований мерой качества является наилучший результат в рамках каждого вида деятельности; преподаватели оцениваются относительно друг друга;

Таблица 2

Основные задачи, которые университет ставит перед преподавателями, и реализующие их направления деятельности

Задачи Направления деятельности

Решение профессиональных задач с использованием современных средств и методов информатики и ИКТ Информационно-технологическая деятельность

Методическое обеспечение учебного процесса Научно-методическая деятельность

Осуществление научной деятельности в области фундаментальных и прикладных исследований, развитие актуальных научных направлений Научно- исследовательская деятельность Научные исследования на базе университета

Научные публикации

Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации Руководящая и консультационная деятельность в рамках послевузовского образования

Научная профессионализация студентов, повышение активности и результативности их научноисследовательской деятельности Научно-воспитательная деятельность (НИРС) Конкурсы

Конференции

Олимпиады

Критериями отбора индикаторов, отражающих ПДП, явились:

♦ объективность (отсутствие социологического опроса);

♦ результативность;

♦ соответствие масштабу «преподаватель» (виды деятельности формируются исходя из задач, которые университет ставит перед преподавателем);

♦ повторяемость, воспроизводимость (корректность динамического анализа);

> конструкт (набор индикаторов, отражающих ПДП) одномерный, оценкой качества является итоговый интегральный показатель по всем видам деятельности;

> оценка качества ПДП тем выше, чем выше активность преподавателя по всем видам деятельности; справедливо и обратное.

• Моделирование ПДП Как отмечалось выше, задачей модели является установка взаимосвязи между

Индикаторы ПДП

1) Использование мультимедийных авторских материалов (презентации, демонстрационные материалы и т.д.) при проведении учебных занятий;

2) Использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе;

3) Выпуск учебника с грифом МО РФ;

4) Выпуск учебного пособия с грифом МО РФ;

5) Выпуск учебника с грифом УМО вузов или НМС МО по дисциплинам;

6) Выпуск учебного пособия с грифом УМО вузов или НМС МО по дисциплинам;

7) Выпуск учебника с иным грифом;

8) Выпуск учебного пособия с иным грифом;

9) Выпуск учебника без грифа;

10) Выпуск учебного пособия без грифа;

11) Выпуск учебно-методической литературы без грифа (методические указания, конспекты лекций);

12) Получение патента на изобретение (патентообладатель ОмГТУ);

13) Получение патента на полезную модель (патентообладатель ОмГТУ);

14) Получение свидетельства об отраслевой или государственной регистрации: электронные ресурсы, программы для ЭВМ, базы данных (правообладатель ОмГТУ);

15) Реализация х/д НИР (кроме г/б НИР);

16) Реализация международных/федеральных научно-исследовательских программ (грантов);

17) Выпуск монографии в зарубежном издательстве (кроме стран СНГ);

18) Выпуск монографии в центральном российском издательстве (в издательстве СНГ);

19) Выпуск монографии в издательстве ОмГТУ (другого вуза России);

20) Публикация статьи в международном научном журнале, включенном в систему цитирования Web of Science, Scopus;

21) Публикация статьи в научном журнале РАН;

22) Публикация статьи в научном журнале ВАК (кроме журналов РАН);

23) Публикация статьи в рецензируемом научном журнале, кроме журналов ВАК и РАН;

24) Публикация статьи в прочем журнале, периодическом сборнике научных трудов (труды, сборники материалов и тезисов конференций не включаются);

25) Публикация статьи в трудах и сборниках материалов международных и всероссийских конференций, выпуск депонированной рукописи;

26) Консультация защищенной сотрудником ОмГТУ или другим лицом, обучавшимся в докторантуре ОмГТУ, докторской диссертации;

27) Руководство защищенной сотрудником ОмГТУ или другим лицом, обучавшимся в аспирантуре ОмГТУ, кандидатской диссертации;

28) Руководство НИРС, представленной на международном конкурсе;

29) Руководство НИРС, получившей награду за призовое место в международном конкурсе;

30) Руководство НИРС, представленной на всероссийском конкурсе;

31) Руководство НИРС, получившей награду за призовое место во всероссийском конкурсе;

32) Руководство НИРС, представленной на региональном конкурсе;

33) Руководство НИРС, получившей награду за призовое место в региональном конкурсе;

34) Руководство НИРС, представленной на конкурс РАН;

35) Руководство НИРС, получившей премию РАН;

36) Руководство НИРС, представленной на конкурс грантов;

37) Руководство НИРС, выигравшей грант;

38) Руководство НИРС, представленной на международную конференцию;

39) Руководство НИРС, получившей награду за призовое место на международной конференции;

40) Руководство НИРС, представленной на всероссийскую конференцию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41) Руководство НИРС, получившей награду за призовое место на всероссийской конференции;

42) Руководство НИРС, представленной на региональную конференцию;

43) Руководство НИРС, получившей награду за призовое место на региональной конференции;

44) Руководство НИРС, представленной на вузовскую конференцию;

45) Руководство НИРС, опубликованной за рубежом (научные публикации);

46) Руководство студентом (группой студентов), участвующим в международной олимпиаде;

47) Руководство студентом (группой студентов), получившим награду за призовое место в международной олимпиаде;

48) Руководство студентом (группой студентов), участвующим во всероссийской олимпиаде;

49) Руководство студентом (группой студентов), получившим награду за призовое место во всероссийской олимпиаде;

50) Руководство студентом (группой студентов), участвующим в региональной/городской олимпиаде;

51) Руководство студентом (группой студентов), получившим награду за призовое место в региональной/городской олимпиаде;

52) Руководство студентом (группой студентов), участвующим во внутривузовской/кафедральной олимпиаде;

53) Руководство студентом (группой студентов), получившим награду за призовое место во внутривузовской/кафедральной олимпиаде.

двумя множествами в1 и 5. и распределение их значений на одной линейной шкале. При моделировании профессиональной деятельности преподавателей в ОмГТУ латентные переменные Р1 (ПДП) и 5] (ТТЗ) распределились следующим образом (рис. 1).

Обратимся к рассмотрению вероятности выполнения видов деятельности Р] в ОмГТУ. Эта вероятность описывается с помощью логистической функции (*) и графически интерпретируется характеристическими кривыми (рис. 2). На характерис-

_ і =

-£| -О. -

° 2 = Т _

і£ -

| ЗЕ 4

-1 О 1

Латентная переменная (потты)

■ 0,0%

-6.7”/..

■10.0"/.

-тз.зк

5 --------------------1---------1-------------------1----------М6.7%

Рис. 1. Соотношение между уровнем ПДП и ТТЗ в ОмГТУ

/

1

1

/

0 —*— / • У

/

/ V

• • •

/

у"

-3.0 -2.0 -1.0 0.0 1.0 2.0

Местоположение объекта (логит)

40 -3.0 -2.0 -1.0 0.0 1.0 2.0 3.0 4.0

Местоположение объекта (логит)

Рис. 2. Характеристические кривые трудного и легкого индикаторов

тических кривых по оси абсцисс откладывается измеряемая латентная величина в і (ПДП) в логитах, по оси ординат - вероятность выполнения рассматриваемого вида деятельности.

Характеристические кривые, наглядно демонстрирующие «работу» индикаторов, отражают:

> трудность тестового задания,

> вероятность выполнения задания различными группами преподавателей,

- критерий согласия теоретических и экспериментальных данных теста в целом (вероятность хи-квадрат на рис. 3);

- индексы надежности (рис. 3);

> критерии согласия теоретических и экспериментальных данных тестовых заданий (вероятность Р хи-квадрат).

Количественные характеристики качества модели измерения ПДП, разработанной в ОмГТУ, представлены на рис. 3.

Вероятность хи-квадрат - это показа-

Стаггистика Хи-квадрагг: Степени свободы: Вероятность Хн-квадрагт:

185,539

228

0,982

Рис. 3. Суммарные статистики теста

> дифференцирующую способность задания.

Так, первая кривая на рис. 2 описывает трудный вид деятельности - «Выпуск учебника с грифом МО РФ», его трудность 5]=0,447 логита, а средняя вероятность выполнения - 6,3%. Вторая кривая описывает легкий вид деятельности - «Публикация статьи в трудах и сборниках материалов международных и всероссийских конференций », его трудность 5]= -1,415 логита, а средняя вероятность выполнения -почти 68%. На рис. 2 показаны теоретические (континуум) и экспериментальные данные (точки). Экспериментальные точки отражают активность преподавателей разных групп. Здесь представлены три группы пре-подавателей:слабая,средняя,сильная. Из графика видно, что вероятность выполнения задания «слабыми » преподавателями (первая точка) ниже, чем «сильными » (третья точка).

• Качество модели ПДП

Использование модели предусматривает предварительную оценку ее качества. Важными характеристиками качества являются:

> суммарные статистики:

тель совместимости тестовых заданий модели. Критерием согласия теоретических и экспериментальных данных является количественное значение вероятности хи-квадрат, превышающее 0,05. В нашем случае критерий согласия хи-квадрат теста в целом соответствует значению 0,982. По установившейся практике [1-4] этот показатель считается более чем удовлетворительным и свидетельствует о высокой точности измерения. В целом, анализируя качество модели по количественным и качественным показателям, можно сделать вывод о высокой точности измерения и о пригодности теста как измерительного инструмента.

Заключение

Хотелось бы отметить, что модель не дает ответов на вопросы: «Кто виноват? » и «Что делать? ». Основная ценность модели в том, что она представляет правдивую (статистически обоснованную) картину об измеряемой латентной величине, позволяет строить прогнозы на будущее и проводить детальную диагностику настоящего. Ответы на данные вопросы кроются в правовой и организационно-финансовой сферах. Ддя их получения необходим мониторинг род-

ственных вузов по содержанию и нормам, адекватно отражающим категорию качества образования, и методике, позволяющей получить статистически обоснованные объективные оценки качества (модель Раша). Наличие идеологически и статистически обоснованных аналитических данных по различным вузам не только позволит провести детальный анализ их конкурентоспособности, но и предоставит руководству вузов возможность принимать управленческие решения в наиболее важном на данный момент направлении развития, что, безусловно, будет способствовать повышению качества высшего образования в целом.

Литература

1. Маслак А.А. Измерение латентных пере-

менных в образовании и других социально-экономических системах: теория и практика. Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2007. 424 с.

2. Masters G.N. The key to objective measure-

ment in the psychosocial sciences. Camber-

well, Vic: Australian Council for Educational Research (MIMEO), 2001.

3. Аванесов В.С. Понятие и методы математи-

ческой теории педагогических измерений (Item Response Theory): статья третья // Педагогические измерения. 2009. № 4. С. 5.

4. Деменчёнок О.Г. Математические основы

Rasch Measurement // Педагогические измерения. 2010. № 1. С. 12.

5. Приказ министерства образования РФ от

19.02.2003 г. № 593 «О рейтинге высших учебных заведений».

6. Приказ федеральной службы по надзору в

сфере образования и науки от 25.10.2011 г. № 2267 «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования».

7. ЛетоваЛ.В. Опыт построения модели оцен-

ки профессиональной компетентности преподавательского состава // Теория и практика измерения и мониторинга компетенций и других латентных переменных в образовании: материалы XVI всероссийской научно-практической конференции. - Славянск-на-Кубани, 2011. С. 134-137.

LETOVA L. MEASUREMENT MODEL OF PROFESSOR PROFESSIONAL WORK The article shows the advantages of the Rush model as a methodological tool for measurement of latent variables in social sphere. The OmSTU experience in using the model to measure the latent value «professional work of a professor» is summarized.

Key words: modern theory of testing, measurement of latent variables, Rush model, professional work of a professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.