Научная статья на тему 'Модель информатизации юридического образования в вузе'

Модель информатизации юридического образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Л. Н., Новиков А. В.

Makarova L.N., Novikov А.V. model of law education informatization in an institution of higher education. The article presents the experience of collaboration of Innovation Development Centre of the departments of Pedagogy and Social Work Institute and All-Russian State Tax Academy, in the process of which the model of law education informatization in an institution of higher education is worked out of the specialists in the field of economic safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель информатизации юридического образования в вузе»

МОДЕЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Л.Н. Макарова, А.В. Новиков

Makarova L.N., Novikov A.V. Model of Law Education Informatization in an Institution of Higher Education. The article presents the experience of collaboration of Innovation Development Centre of the departments of Pedagogy and Social Work Institute and All-Russian State Tax Academy, in the process of which the model of law education informatization in an institution of higher education is worked out of the specialists in the field of economic safety.

Одним из направлений деятельности Центра инновационного развития кафедр Института педагогики и социальной работы является изменение содержания, форм и методов образовательной деятельности. Работа в данном аспекте предполагает организацию совместной деятельности Центра и представителей непедагогических специальностей других вузов с целью оказания им консультационной помощи в разработке инновационных образовательных моделей в соответствии с будущей профессией студентов.

Запрос на оказание такого рода услуг поступил от преподавателей Всероссийской государственной налоговой академии. Это вызвано теми обстоятельствами, что условия образовательной деятельности в современной высшей профессиональной школе в настоящее время характеризуются потребностью в широком использовании информационных и телекоммуникационных технологий, включающих глобальную среду «Intemet», электронные библиотеки, учебно -методические мультимедийные комплексы, лабораторные практикумы с удаленным доступом и т.п. При этом информатизация образования рассматривается как целенаправленно организованный процесс, ориентированный на реализацию целей обучения и развития индивида, который включает в себя подсистемы обучения и воспитания, обеспечивающие сферу образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования информационных средств, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Одним из перспективных направлений прогрессивного развития системы профессиональной подготовки специалистов в сфере экономической безопасности Российской Федерации является ее информатизация, способная значительно повысить уровень подготовки юридических кадров, обеспечить

не только формирование информационной культуры последних, но целостного информационного пространства профессиональной деятельности, единой информационной среды обитания. При этом информатизация выступает не только и не столько как процесс овладения информационными технологиями, но и как одна из человеческих ценностей динамичного развития современного общества, представляющая собой необходимую составляющую совершенствования системы профессионального юридического образования России в целом.

Наряду с этим следует указать, что в начале двадцать первого столетия человечество столкнулось с целым рядом проблем, вызванных глобализацией общественных процессов, распространением информационных технологий, а также международной конвергенцией и многопрофильной кооперацией. Эти процессы происходят на фоне быстрой смены информационных потоков, постоянных изменений в сфере экономики, миграции населения. С другой стороны, изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки специалистов, обеспечивающих экономическую безопасность государства. На передний план выходят их способность к адаптации в меняющихся социальных и экономических условиях, умение работать в сотрудничестве с другими людьми и ориентироваться в происходящих процессах, способность критически мыслить и принимать самостоятельные решения и т.д.

Именно эти обстоятельства и определили направление совместной деятельности Центра инновационного развития кафедр Института педагогики и социальной работы и Всероссийской государственной налоговой академии - разработку модели информатизации юридического образования в вузе. По-

требности информатизации образования, несомненно, изменяют требования к компетентности будущего специалиста любой профессиональной среды, что, в свою очередь, предполагает: разработку теоретических основ осуществления учебного информационного взаимодействия между педагогом, студентами и интерактивным средством обучения, функционирующим на базе информационных технологий; развитие личностных качеств обучающихся, и, прежде всего, самостоятельности и инициативы в процессе получения профессионального образования; формирование у обучающегося ответственности за выбор режима учебной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивными источниками учебной информации; формирование у обучающегося компетенций в области реализации возможностей информационных средств и информационной продукции в учебно-профессиональной и будущей профессиональной деятельности, в том числе для спланированного продвижения в повышении квалификации.

Перечисленные направления совершенствования образования, относящиеся также к подготовке специалистов в сфере экономической безопасности Российской Федерации, обеспечиваются не только активным использованием в процессе обучения компьютерной техники или ресурсов информационных сетей. Они должны подкрепляться, прежде всего, дидактически обоснованной реализацией возможностей средств информационных коммуникационных технологий, применение которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также разработкой методик, ориентированных на развитие интеллекта обучающегося, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что информатизация образования, обеспечивая интеграционные тенденции познания закономерностей развития предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку современных концепций обучения, поддерживающих этот процесс, и стимулирует научный поиск путей их эффективной реализации в высшей профессиональной школе.

В условиях информатизации юридического образования будущих специалистов в сфере экономической безопасности в вузе речь сегодня идет не только и не столько о необходимости переосмысления многих позиций в организации дидактического процесса - в целях, содержании, методах, средствах и формах обучения, но и о переосмыслении роли и места в нем его основных субъектов -педагогов и обучающихся. Педагогическая практика и опыт работы ведущих вузов, осуществляющих в РФ подготовку будущих специалистов в сфере экономической безопасности, убедительно свидетельствуют о том, что от профессиональной компетентности педагогов и активной включенности в процесс обучения студентов во многом зависит возможность создания в юридическом вузе при изучении конкретной учебной дисциплины специальной информационной компьютерной обучающей среды. Названная среда может стать стержнем разработки концептуальной модели информатизации юридического образования будущих специалистов в сфере экономической безопасности в условиях вуза. Сказанное актуализирует потребность по-новому ответить на ряд ключевых вопросов, стоящих сегодня перед современной дидактикой высшей профессиональной юридической школы - кого учить?, чему учить?, как учить? кому учить?

Опираясь на этот вывод с позиций теории управления педагогическими системами, считаем целесообразным представить концептуальную модель информатизации юридического образования будущих специалистов в сфере экономической безопасности в условиях вуза в виде пяти самостоятельных и, в то же время, взаимосвязанных и взаимозависимых модулей - модуль учебной дисциплины, модуль преподавателя, модуль управления познавательной деятельностью студентов и модуль обучающегося. Все названные модули выступают как самостоятельные модели-компоненты, которые функционально взаимодействуют и реализуются в рамках информационно-компьютерной среды изучения учебной дисциплины (см. рис. 1).

В свою очередь информационнокомпьютерная среда учебной дисциплины включает в себя информационные и комму-

никационные технологии учебного назначения, используемые в интересах реализации применяемой преподавателем профессионально-ориентированной технологии обучения. Поддержание в надлежащем состоянии названной среды обеспечивается созданием в рамках профессионально ориентированной технологии обучения соответствующих пси-холого-педагогических условий. Указанная совокупность информационно-компьютерных сред изучения учебных дисциплин в юридическом вузе определяется ГОС ВПО, учебными планами и учебными программами подготовки специалистов в сфере экономической безопасности и обеспечивает создание единой интегральной информационно-компьютерной среды образовательного заведения. Количество учебных дисциплин, изучаемых в вузе, и их содержание выступают основой для определения состава такой интегральной среды.

Раскроем и обоснуем содержание включенных в концептуальную модель информатизации юридического образования в вузе модулей.

Модель специалиста (МС) в сфере экономической безопасности (кого готовить?)

выступает надсистемным образованием и определяет содержание всех включенных в концептуальную модель самостоятельных модулей. Она отражает требования к фундаментальной, теоретической, специальной и прикладной подготовке, значимым профессиональным качествам выпускника юридического вуза. Она определяет основные задачи, функции, объекты и проблемы будущей профессиональной деятельности специалиста.

Модуль учебной дисциплины (чему учить?) включает в себя учебные цели, особенности профессионально ориентированной системы знаний, навыков и умений, степень и глубину изучения предметной области, информационную емкость и дидактические требования: научность содержания, систематичность, последовательность обучения, наглядность и т.д. Этот модуль может быть реализован путем использования совокупности информационных и коммуникационных технологий, а также информационных средств и продуктов учебного назначения, объединенных в рамках дидактических информационных комплексов.

Рис.1. Модель информатизации юридического образования в вузе

Модуль преподавателя (кому учить?) учитывает личностные особенности преподавателя - профессиональные качества, глубину знания предметной области преподаваемой дисциплины, владение современными методами и технологиями обучения, его информационную культуру и другие.

Модуль управления познавательной деятельностью студентов (как учить?) учитывает особенности реализации преподавателем дидактических возможностей используемой им профессионально-ориентированной технологии обучения, а именно: особенности метода обучения и педагогической теории, на которой этот метод базируется, а также его возможности по моделированию содержания будущей профессиональной деятельности; соответствие способа подачи учебного материала требуемому дискретному уровню обучения; набор стратегических возможностей технологии обучения: изменение темпа изучения и сложности предлагаемого учебного материала, учет индивидуальных характеристик обучающегося; источник и вид управляющего

воздействия данной технологии обучения, как на весь учебный процесс, так и на каждого студента; полимотивационную основу учебной деятельности - действий как внешних мотивов обучения, не связанных с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (учение как средство достижения других целей) и одновременно актуализацию внутренних мотивов познавательного интереса, стремление осваивать новые знания и виды познавательной деятельности, самореализацию и др.; специфику применения в обучении общих и специализированных информационных и коммуникационных технологий, применяемых в юридической деятельности (справочные правовые системы по законодательству, правовые ресурсы цифровой интерактивной сети, «Internet» и т.д.

Модуль обучающегося (кого учить?) представляет собой определенную редукцию личности студента юридического вуза, которая позволяет преподавателю анализировать и учитывать в своей педагогической деятельности личностные, психофизиологиче-

ские и социально-психологические качества обучающегося, уровень его подготовленности к работе в информационнокомпьютерной среде, предысторию обучения, уровень базовых и текущих знаний, навыков и умений, характеризующих его учебно-познавательную деятельность, динамику формирования у студента значимых профессиональных качеств специалиста в сфере экономической безопасности, а также адаптационные возможности к использованию информационных и коммуникационных технологий, а также информационных средств и продуктов учебного назначения. Следует отметить, что модуль обучающегося, органично включая в себя синтезированную модель личности студента, на завершающей стадии профессионального обучения в юридическом вузе должен приближаться к модели специалиста (МС).

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что для создания и реализации

в юридическом вузе информационнокомпьютерной среды изучения конкретной учебной дисциплины преподавателю необходимо в соответствии с требованиями МС, подготовка которого ведется в данном учебном заведении, последовательно разработать все названные модули. Их оптимизация в рамках концептуальной модели информатизации юридического образования, на наш взгляд, будет способствовать более полному выполнению требования социального заказа на подготовку специалистов в сфере экономической безопасности с достаточно прочным базовым массивом специальных знаний и практических умений по всем направлениям их будущей профессиональной деятельности.

Разработанная модель предлагается для реализации всем заинтересованным партнерам. Будем благодарны за все замечания и пожелания по ее конкретизации и совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.