Научная статья на тему 'Модель и педагогические условия преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора'

Модель и педагогические условия преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / СЕЛЬСКИЕ ПОДРОСТКИ / УСТОЙ-ЧИВЫЙ МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ВОСПИТЫВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ / НРАВСТВЕННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / DEVIATING BEHAVIOR / RURAL SOCIETY / RURAL SCHOOL / THE RURAL TEENAGERS / STEADY MORAL CHOICE / MORAL DEVELOPMENT / THE MORAL STABILITY / BRINGING UP SITUATIONS / MORAL SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникина Н. С.

В статье рассматривается проблема преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора. Автором предложена модель и педагогические условия эффективного преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора. Дан социально-психологический портрет сельских подростков и раскрыты особенности сельского социума, влияющие на формирование устойчивого морального выбора у сельских подростков. Представлены результаты, констатирующие динамику положительных изменений в поведении сельских подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель и педагогические условия преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора»

УДК 37.02

Н. САникина

МОДЕЛЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ

ПОВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО

МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА

В статье рассматривается проблема преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора. Автором предложена модель и педагогические условия эффективного преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора. Дан социально-психологический портрет сельских подростков и раскрыты особенности сельского социума, влияющие на формирование устойчивого морального выбора у сельских подростков. Представлены результаты, констатирующие динамику положительных изменений в поведении сельских подростков.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, сельский социум, сельская школа, сельские подростки, устойчивый моральный выбор, нравственное развитие, нравственная устойчивость, воспитывающие ситуации, нравственная саморегуляция.

N.S.Anikina MODEL AND pedagogical conditions of overcoming of deviating behaviour of rural TEENAGERS MEANS OF FORMATION OF THE STEADY MORAL CHOICE

In article the problem of overcoming of deviating behavior of rural teenagers is considered by means offormation of a steady moral choice. The author offers model and pedagogical conditions of effective overcoming of deviating behavior of rural teenagers by means offormation of a steady moral choice. The socially-psychological portrait ofrural teenagers is given and the features of rural society influencing formation of a steady moral choice at rural teenagers are opened. The results ascertaining dynamics ofpositive changes in behavior of rural teenagers are presented. Deviant behavior, rural society, rural schools, rural youth, sustained moral choices, moral development, moral stability, cognitive situations, moral self-regulation.

Key words: deviating behavior, rural society, rural school, the rural teenagers, steady moral choice, moral development, the moral stability, bringing up situations, moral self-control.

В современном российском обществе, в условиях эскалации нравственно-культурного дефицита и нестабильной финансовоэкономической ситуации, происходит девальвация нравственных ценностей, размытие границ пространства нормативной нравственности, расцветает моральный и правовой релятивизм, которые порождают такие явления как отклоняющееся поведение подростков.

В широком смысле термин «отклоняющееся поведение» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных и нравственных норм, культурных образцов [12, с.241]. Под отклоняющимся поведением сельских подростков мы понимаем действия, полностью, или в какой-то степени, противоречащие действующим моральным нормам сельского социума и детерминированные условиями развития и воспитания сельских подростков, их индивидуальными и психологическими особенностями. В связи с этим мы выделяем особенности сельских подростков, которые напрямую связаны с местом их проживания и развития, с сельским социумом. Сельский социум -это сложное системное образование, в котором живет, развивается, воспитывается, делает жизненный выбор сельский подросток. Сельский социум представляет собой сложный комплекс, сочетающий в себе различные факторы -природные, экономические, культурные

социальные, национальные, конфессиональные, возрастные [10, с.5].

Специфика сельского социума заключается в следующем:

1. Социокультурная среда села более консервативна и традиционна. Вследствие этого односельчане имеют большое влияние на воспитание сельских подростков с помощью социального контроля.

2. Опыт общения сельских подростков ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт как нравственного, так и безнравственного поведения передается с помощью конкретного примера.

3. В сельском социуме до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре сельских подростков, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию [2, с.46].

4. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста. Данный фактор оказывает влияние не только на сельских подростков, которые проводят свое свободное время на улице, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограничены [2, с.48].

5. У сельских подростков отмечается

незрелость эмоционально-волевой сферы, феномен «отложенной взрослости», кризис доверия,

личностная беспомощность, деформированность нравственных эталонов, гражданских оценок, ориентированность на агрессивные качества,

поэтому в современной подростковой субкультуре происходит обострение межличностных отношений, проявление деструктивных оценочных позиций [6, с.8].

6. Сельские подростки живут в условиях

информационно-культурного голода, и неконтролируемое влияние на их социализацию и становление их мировоззрения оказывают не столько окружающий сельский социум, сколько средства массовой информации, которые

демонстрируют «новый» тип личности: беспринципного, жесткого, отрицающего закон морального нигилиста, способного на любые действия ради осуществления своих целей. СМИ оказывают негативное влияние на сознание и поведение сельских подростков, деформируя их ценностные ориентации, снижая порог

нетерпимости к аморальному и безответственному поведению, вызывают у сельских подростков чувство собственной ущемленности, обделенности и неустроенности, бесперспективности

существования, которое выливается в социальную агрессию, создавая тем самым у сельских подростков предпосылки к отклоняющемуся поведению. Именно под их влиянием, сельские подростки формируют свою пирамиду ложных ценностей и потребностей, мотивационноценностных установок, опираясь на которую, идут по жизненному пути, совершая поступки и делая жизненный выбор, который вряд ли можно назвать моральным выбором.

7. Сельские подростки в силу своих возрастных особенностей и условий развития -самая неустойчивая часть населения сельского социума. Их неустойчивость в поведении и нравственном развитии ведет к отклонениям в поведении, нравственные установки и ценностные ориентиры искажаются и формируется склонность к отклоняющемуся поведению.

Учитывая условия социальной ситуации развития сельских подростков, можно сказать, что отклоняющееся поведение сельских подростков обусловлено следующими причинами:

ограниченностью их круга общения с внешним миром; недостаточной педагогической

просвещенностью се-мьи; отсутствием у сельских подростков моральных убеждений и четких

поведенческих установок в сложных ситуациях (ситуациях морального выбора); отсутствием

системы воспитательной работы в сельской школе по преодолению отклоняющегося поведения, одним из путей которого выступает формирование устойчивого морального выбора у сельских подростков.

Согласно гипотезе нашего исследования, преодоление отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора может быть достигнуто в результате разработки педагогических условий и вос-пита-тельной модели и реализации их путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс сельской школы.

Модель эффективного преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора включает в себя следующие компоненты: целевой (цель, задачи, принципы), содержательный (этапы, направления работы), процессуально-ком-муникативный (формы,

методы) и диагностико-результативный (критерии, уровни, результаты) (Таблица 1). При организации воспитательной работы по преодолению отклоняющегося поведения у сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора в ходе экспериментальной работы ее содержание было нацелено на развитие интеллектуальной, эмоциональной,

мотивационной, волевой сфер, сферы саморегуляции, предметно-практической сферы.

Ведущей целью воспитания является формирование устойчивого морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением и с его помощью преодоление отклонений в поведении. Сельский подросток со сформированным устойчивым моральным выбором становится способен сознательно выбирать нормативную линию поведения и корректировать свои поступки, избегая отклоняющегося поведения. Классные

руководители, являясь участниками

формирующего эксперимента, воспитывают в сельских подростках такие качества как самостоятельность, независимость суждений, способность принимать решения в трудных ситуациях и нести за них ответственность, отличать проступок от проступка, определять линию поведения. Практическая помощь классных руководителей сельскому подростку состоит в том, чтобы помочь подростку сделать моральный выбор, а также обосновать его.

В качестве основных методов воспитания использовались метод воспитывающих ситуаций, метод убеждения, метод примера и образца. Также мы использовали методы педагогической диагно-

стики: наблюдение в естественных условиях; изучение подростков и их семей (по документации, по результатам деятельности подростков); наблюдение за подростками (на уроках, на переменах, на работе в кружках, спортивных секциях); поведение подростка в семье (взаимоотношения между родителями и детьми, другими членами семьи, их духовные интересы и т.д.). Изучалось влияние, которое оказывается на ребенка в семье и школе: метод беседы (с педагогами, родителями учеников, со сверстниками, индивидуальные с подростками с отклоняющимся поведением) и групповые; метод анкетирования; а также один из наиболее объективных методов субъективно-объективной проверки - метод экспертных оценок и педагогического консилиума. Проводились встречи с ветеранами и бывшими выпускниками школы, которые приводили примеры морального выбора из своей жизни, для того, чтобы привить подросткам интерес к достойному поведению.

Экспериментальная работа состояла из трех взаимосвязанных этапов: диагностического,

формирующего и оценочного. На диагностическом этапе предполагалось выявить уровень и критерии сформированности устойчивого морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением и уровень и критерии готовности классных руководителей к формированию устойчивого

морального выбора подростков (Таблица 2,3).

Формирующий этап был направлен на развитие:

• теоретической подготовки классных руководителей к преодолению отклоняющегося поведения у сельских подростков с отклоняющимся поведением;

• системы умений и навыков, составляющих

основу практической готовности классных руководителей к формированию устойчивого

морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением и преодолению отклоняющегося поведения;

• моральных знаний сельских подростков с отклоняющимся поведением, выраженных в нормах и правилах поведения;

• способности к самооценке и оценке поступков;

• умение осуществлять моральный выбор.

Оценочный этап отражал результат

проведенной работы. Результатом внедрения данной модели должен стать повышенный уровень теоретической и практической готовности классных руководителей к формированию устойчивого морального выбора и преодолению отклоняющегося поведения у сельских подростков.

Экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования проводилась в МБОУ

«Кураловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» в 2010-2011 гг. В эксперименте участвовали 50 сельских подростков в возрасте от 12 до 15 лет. В

нашем понимании сельские подростки с

отклоняющимся поведением - это физически здоровые подростки, сфера сознания и чувств которых недостаточно подготовлены к восприятию педагогических воздействий и влияний, у которых устойчиво или периодически проявляются такие отклонения в поведении как сквернословие,

курение, пропуски уроков, отсутствие интереса к учению, низкая успеваемость, конфликты с

ровесниками, родителями, учителями, склонность к кражам, хулиганству, злоупотребление алкоголем.

Работу мы начали с психолого-педагогичес-кой диагностики подростков с отклоняющимся поведением (выявили их наличие с помощью методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» [9, с.6-21], определяли способы

общения и положение их в коллективе) и изучения социальных условий, в которых находится подросток. На основании показателей по результатам выполненного теста мы отобрали 18 подростков.

Затем мы выбрали методики для анализа уровней и критериев сформированности морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением. На каждый критерий мы выбрали по две методики:

• Когнитивный критерий - «Дилеммы Колберга» [7] и «Диагностика социоморальной рефлексии» [8];

• Эмоциональный критерий - «Отношение к нравственным нормам поведения» [8] и «Диагностика этики поведения» [8];

• Мотивационный критерий - «Диагностика отношения к жизненным ценностям» [8] и «Диагностика нравственной мотивации» [8];

• Деятельностный критерий - «Изучение произвольного самоконтроля» [8] и «Диагностика нравственной самооценки» [8].

Результаты первичного среза по методикам отражены в Таблице 5.

Как показали материалы констатирующего эксперимента, у сельских подростков с отклоняющимся поведением по отношению к окружающим отсутствуют уважение и доверие к ним и стремление руководить своим поведением в соответствии с моральными эталонами. Сельские подростки имеют неправильные представления о сущности, значимости моральных норм в поведении, проявлении нравственного отношения к окружающим, о моральном выборе, не имеют

навыков саморегуляции поведения, что, в свою очередь, создает неблагоприятные условия для формирования устойчивого морального выбора и преодоления отклоняющегося поведения.

Комплекс причин, ставших предпосылками к формированию отклоняющегося поведения у сельских подростков мы предлагаем нивелировать разработанными нами педагогическими

условиями, реализация которых направлена на формирование устойчивого морального выбора у сельских подростков как необходимого условия преодоления отклоняющегося поведения. Такими условиями могут выступать следующие:

1. При формировании устойчивого морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением необходимо учитывать их возрастные особенности.

2. Ведение педагогической деятельности по выявлению готовности сельских подростков к осуществлению устойчивого морального выбора представляет собой необходимое в ряду достаточных условий, соблюдение которых обязательно для эффективного преодоления отклоняющегося поведения у сельских подростков.

3. Для формирования устойчивого морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением им необходимо овладеть знаниями о нормах и правилах поведения.

4. Теоретическое и методическое обеспечение подготовки классных руководителей к деятельности по преодолению отклоняющегося поведения у сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора.

5. Формирование устойчивого морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением и преодоление отклоняющегося поведения средствами морального выбора осуществляется эффективнее, если использовать метод моделирования воспитывающих ситуаций на основе морального выбора.

Именно эти педагогические условия были положены в основу работы по преодолению отклоняющегося поведения подростков средствами формирования устойчивого морального выбора. Мы учитывали возрастные особенности сельских подростков с отклоняющимся поведением, составляя для них элективный курс «Нравственное саморазвитие подростков средствами морального выбора» [4], который был призван ознакомить учащихся с нравственными нормами и содержанием морального выбора, а также с формами отклонений в нравственном развитии и поведении подростков. В ходе занятий подростки усваивали новые понятия - таких как моральные

нормы, моральный выбор, отклонения в поведении и т.д. - усвоение которых служит теоретической базой, которая станет для подростков ориентировкой в ситуации морального выбора и при совершении поступков. Излагая теоретический материал данного курса, педагоги, участники эксперимента фокусировали внимание подростков именно на поступке как моральном выборе, основанном на требованиях нормативной нравственности. Приобретаемые сельскими подростками знания о нормах поведения и морали должны закрепиться в практике поведения и стать мотивами, определяющими поведенческий стиль. Нравственные знания предполагают не только то, что подросток знает соответствующие понятия и их трактовку, но также и то, что он применяет данные знания в создаваемых педагогом и жизнью ситуациях. Поэтому в ходе экспериментальной работы мы стремились к формированию у подростков не только знаний о внешней стороне нравственных отношений, но и о внутренней стороне нравственных норм, а также к формированию умений применять нравственные знания на практике.

В ходе формирующего эксперимента в учебно-воспитательный процесс школы также был внедрен специальный курс для классных руководителей - «Моральный выбор как средство преодоления отклоняющегося поведения у сельских подростков» [3]. На лекционных занятиях были рассмотрены структура морали, основные черты морали современного российского общества, подчеркнуты ее характерные черты; был рассмотрен нравственный выбор как моральный выбор, выделена его структура, выяснено, что структура нравственного поступка изоморфна структуре морального выбора, нравственный поступок как единица нравственного поведения личности и показатель нравственной воспитанности личности; отклонения в нравственном развитии и поведении, являющиеся причинами отклоняющегося поведения

подростков, а также условия, при которых они могут возникнуть. Выяснилось, что моральный выбор как выбор поступка является эффективным средством преодоления отклонений в поведении. Педагогам рассказали об эффективных педагогических условиях преодоления отклонений в поведении и нравственном развитии подростков средствами формирования устойчивого

морального выбора.

Центральной линией в формировании устойчивого морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением мы

считаем практику принятия решений на основе морального выбора в воспитывающих ситуациях на основе морального выбора, возникающих в процессе выполнения ими разнообразных видов деятельности - учебной и трудовой. Устойчивый моральный выбор мы понимаем, как прочно закрепленную в сознании способность принимать решение, которое разрешает нравственные противоречия в ограниченном пространстве нормативного творчества и позволяет личности оставаться в рамках общепринятого поведения. Нравственные противоречия по сути своей являются созидающими [1, с.9], в том смысле, что их разрешение способствует нравственному развитию личности и исправлению отклонений в поведении, следовательно, и исправлению отклоняющегося поведения сельских подростков. В нашем исследовании моральный выбор осуществлялся в специально смоделированных воспитывающих ситуациях на основе морального выбора, где нравственные противоречия являются специально организуемыми, управляемыми,

созидающими. В этом случае, в результате разрешения нравственных управляемых

противоречий, скрытых в воспитывающих ситуациях, происходило изменение

межличностных отношений сельских подростков с отклоняющимся поведением как внутри

коллектива, так и с окружающими их лю-дьми. В результате разрешения морального кон-фликта, лежащего в основе воспитывающей ситуации, посредством морального выбора, у сельских подростков формировалась нравственная

устойчивость как отражение личностью моральных норм и реализация этих моральных норм в социальной жизни. На основе нравственной устойчивости фор-мируется устойчивый моральный выбор - фундамент нравственного поведения.

В процессе формирования устойчивого морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением мы использовали моделирование воспитывающих ситуаций на основе морального выбора. Воспитывающие ситуации на основе морального выбора дают возможность многократно проводить сельского подростка через однозначные по своему характеру обстоятельства, что способствует более глубокому изучению его личности для определения тенденций развития и закрепления у него определенного социального опыта, в нашем случае, опыта принимать нравственные решения и поступать в соответствии с моральными императивами.

В процессе по формированию устойчивого морального выбора мы четко следовали поставленным задачам. В когнитивной сфере: формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях, которые включают в себя моральные идеалы, принципы, нормы поведения у сельских подростков. В мотивационной сфере: формировать

правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам; формировать нравственные установки, сочетание личных и общественных интересов у сельских подростков. Развитие мотивационной сферы связано с эмоциональной сферой, так как новые мотивационные образования возникают лишь в результате эмоциональных переживаний. В эмоциональной сфере: формировать характер нравственных переживаний, связанных у сельских подростков с нормами или отклонениями от норм и идеалов. Если предположить, что сельские подростки будут переживать положительные эмоции, совершив моральный выбор или нравственный поступок, то в их сознании это закрепится как положительный опыт и это поможет преодолеть колебания в другой жизненной ситуации. В волевой сфере: сформировать у сельских подростков нравственноволевые устремления в реализации нравственных поступков - мужество, смелость в отстаивании нравственных идеалов.

Формирование устойчивого морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением проходит следующие этапы:

• Формирование нравственных потребностей и интересов, стимулирующих нравственный выбор поступков в поведении. Как известно, потребности возникают и формируются через отношения, поэтому для формирования данных потребностей необходимо включать сельских подростков в нравственные отношения. Интересы включают в себя требования и потребности социальной среды и потребности личности, именно поэтому следует формировать нравственные потребности личности с учетом ее интересов, в которые следует включить нравственные ценности.

• Формирование нравственных побуждений и нравственной направленности личности сельских подростков. Второй этап формирования устойчивого морального выбора включает в себя формирование нравственных побуждений и нравственной направленности личности сельских подростков с помощью организованных действий педагога, практических дел, поручений и т.д.

• Совместный с педагогом поиск моральных мотивов и целей. Данный этап характеризуется

выявлением моральных и внеморальных мотивов и целей, содержащихся во внутреннем мире сельских подростков. Метод - беседа, анкетирование, сочинение.

• Принятие решения в нравственной ситуации, формирование намерений. Этот этап является основным звеном в формировании морального выбора, поскольку от принятого решения зависит нравственность поступка. Значительную роль здесь играет намерение. В случае, если в основе намерений лежит нравственный мотив и цель, то, несомненно, принятое решение будет нравственным, и моральный выбор состоится. В подростковом возрасте границы нравственности несколько размыты, поэтому сельские подростки считают правильным, моральным, тот поступок, последствия которого не навредят или будут выгодны им. Именно эту особенность следует учитывать при формировании намерений и на этапе принятия решения. Оно в первую очередь должно быть выгодно или полезно подросткам.

• Моральное деяние (собственно поступок), средства его совершения и степень волевого напряжения субъекта. Поступок является единицей измерения поведения личности сельского подростка, по одному поступку можно судить как о степени его воспитанности, так и о его нравственности. В зависимости от целей и средств, совершенный поступок может считаться моральным деянием или аморальным поступком (проступком). Совершение морального деяния происходит после того, как сделан моральный выбор, однако степень волевого напряжения остается высокой как на этапе принятия решения, так и на этапах совершения морального выбора и поступка.

• Объективная результативность (ценность) поступка (а также вызванные им изменения ситуации выбора). Санкции - поощрение и наказание. В зависимости от того, какие ценностные ориентации лежат в мотивах сельского подростка, в основе морального выбора и в исходе поступка, к личности сельского подростка применяются различные санкции - поощрения или наказания. Данные санкции применяются от имени социума - окружающих или близких ему людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Оценка поступка и личностная самооценка. Оценка поступка и самооценка являются завершающим этапом морального выбора. Как правило, у сельских подростков с отклоняющимся поведением самооценка неадекватна и расходится с оценкой социума. Формирование адекватной самооценки является одним из действенных способов борьбы с отклоняющимся поведением сельских подростков [11, с.97-137].

В числе главных отличительных черт

современного сельского подростка особенно четко выделяется прагматичность. Поэтому при необходимости сделать моральный выбор подростки чаще всего выбирают позицию нейтралитета, чтобы выиграть время на раздумье. Найдя в моральной дилемме выгоду для себя, они делают выбор между добром и злом в зависимости от того, что им выгоднее, не всегда осознавая то, что совершают безнравственный поступок. Поэтому, для того, чтобы сделать выбор между нравственным и безнравственным поступком, решить для себя такую дилемму, сельским подросткам важно осознавать последствия своего поступка. Важная задача - научить подростков переосмысливать свои поступки с позиции

нравственных принципов, что очень важно с позиции самовоспитания. Хотя оценить его эффективность можно будет лишь по дальнейшему поведению подростка, в основе которого лежит поступок. Для осуществления морального выбора при совершении того или иного поступка, педагогу важно самому уметь дать нравственную оценку и научить этому учеников, тогда задачу по

формированию устойчивого морального выбора можно будет считать выполненной.

Используя воспитывающие ситуации,

проводя занятия элективного курса «Нравственное самораз-витие подростков средствами морального выбора» мы формировали одновременно интеллектуальную (объем, глубину нормативных представлений, моральные суждения и убеждения) и эмоциональную (нравственные переживания) сферы [3, с.5]. Моделируя воспитывающие

ситуации на основе морального выбора, мы формировали мотивационную и предметно-

практические сферы, где был сделан акцент на развитие у сельских подростков способности к адекватной оценке сложившейся ситуации, прогнозированию альтернативных путей выхода из нее и выбор поступка. Волевая сфера формировалась в рамках реализации программы по организации самовоспитания сельских подростков с отклоняющимся поведением. Важной ее задачей было выявить какие цели для самовоспитания ставят перед собой сельские подростки и с помощью каких средств они добиваются достижения цели, на какие поступки идут. Это связано с тем, что принятие решения это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и разрешение противоречий, сопряженное с волевыми усилиями. Под принятием решений в нашем исследовании мы понимали способность выполнять деятельность по самовоспитанию на оптимальном уровне активности, психологическую устойчивость по отношению к трудностям. Также с помощью внедренной программы у сельских

подростков формировалась сфера саморегуляции: самооценку и самоанализ, самокритичность, умение сравнивать свое поведение с поведением остальных, рефлексия, самоконтроль.

Примеры воспитывающих ситуаций для моделирования даны в специальном курсе для классных руководителей [3, с.28]. Однако педагоги отмечают, что непридуманные, жизненные эпизоды, происходившие в школе во время проведения эксперимента, значительно более плодотворно влияли на формирование устойчивого морального выбора у сельских подростков. Так, старшеклассники участники форпостовского отряда «Беркут», которые являются помощниками правоохранительных органов и ведут разъяснительную работу среди младших и средних классов, утром выходного дня собрались на центральной площади, чтобы построить каток. К вечеру каток был залит и огорожен на радость детворе. Но утром следующего дня десятиклассники проходя мимо катка, увидели, что ограждение поломано и лед замусорен. «Вандалами» оказались ученики 7-го класса Коля М. и Дима С., подростки с отклоняющимся поведением, которые громко хвастались на переменах тем, что сломали за полчаса то, что старшеклассники строили целый день. Форпостовцы знали о ведущемся в школе эксперименте, и попросили разрешения у классной руководительницы 7-го класса Г.Г.Корневой поприсутствовать на ближайшем классном часе, тема которого будет касаться морального выбора поступка. Когда классный руководитель закончила теоретическую часть классного часа, она стала приводить примеры ситуаций морального выбора, и среди них упомянула о случае с катком. Она обратилась к ребятам: «Ребята, все мы много трудимся и знаем, что человеческий труд нужно уважать. Ведь нам неприятно, когда то, что мы сделали своими руками, кто-то портит, ломает, разрушает результаты нашего труда. Сегодня к нам на классный час пришли ваши старшие товарищи из форпостовкого отряда. Они утверждают, что среди учеников нашего класса сегодня присутствуют те, кто вчера разрушил каток. Мы знаем их имена и фамилии, но называть мы их не будем. Дадим им шанс совершить моральный выбор, о котором мы говорили сегодня. Пусть встанет тот, кто это сделал». Коля М. и Дима С. покраснели, но, вставать не торопились, несмотря на то, что весь класс смотрел в их сторону. «Хорошо, - сказала классная руководительница. - Если вам стыдно признаться перед всем классом, то хотя бы понесите ответственность за свой поступок - исправьте то,

что вы натворили. Ребята-форпостовцы будут ждать вас сегодня после уроков на катке». Коля М. и Дима С. все-таки пришли после уроков на каток с метлой и ведрами. Они убрали весь мусор со льда, подняли и поставили ограждение на место, принесли воды и залили новый каток. Коля и Дима признались, что постеснялись признаваться перед классом и учительницей в своем поступке, и они решили загладить свою вину и доказать, что они «не такие уж плохие, как все думают». Ребята-форпостовцы искренне удивились, что подростки пришли и исправили все то, что натворили, и пообещали им, что если те также будут трудиться и отличаться хорошим поведением, то могут стать участниками отряда «Беркут».

По окончании теоретических и практических занятий по элективному курсу мы провели контрольный срез, чтобы определить динамику изменения уровня сформированности устойчивого морального выбора. Динамика общей картины показателей начального и контрольного срезов оценивается как положительная (Таблица №5).

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие обобщения. Наглядно обнаруживается различие итоговых и исходных результатов. Наиболее показательны изменения когнитивного компонента сформированное™ устойчивого морального выбора у сельских подростков. В группе с высокими показателями результативность составила 40,4%, рост на 19,2%, со средними показателями отмечается повышение роста на 10,2 %, результативность 41,4%, с низкими показателями произошло снижение на 29,1% и составило 68,2% учащихся.

Не менее показателен рост способности к принятию нравственного решения и совершения морального выбора в проблемной ситуации (деятельностный компонент). В группе с высокими показателями рост - на 20,3%, результативность 38,9%, со средними - рост на 12% и составляет 31,3% от общего количества участников эксперимента. На низком уровне способности к принятию нравственного решения и совершения морального выбора в проблемной ситуации после формирующего эксперимента осталось 29,8%.

Серьезные изменения произошли в способности к регуляции собственного поведения нормами морали, перешедшими во внутренние правила личности (стереотипизация поведения). В группе с высокими показателями данная способность ярко выражена у 30,6% (до начала формирующего эксперимента 15,9%). В группе со средними показателями повышение на 23,7%. Довольно значительное снижение произошло в

группе с низкими показателями (на 35,4%).

Итоговые результаты позволили распределить сельских подростков по уровням сформированности устойчивого морального выбора следу-ющим образом: высокий уровень сформированности

устойчивого морального выбора имели 33,8% учащихся, средний - 41,9%, низкий - 24,2%. В контрольных группах изменение показателей незначительное.

В целях увеличения достоверности полученных экспериментальных данных для сопоставления полученных результатов использовались методы математической статистики. С помощью Т-критерия Стьюдента мы определяли достоверность результатов проведенного экспериментального ис-следования, сравнивая результаты эксперимента-льной группы по начальному и контрольному срезу. По формуле для сравнения двух малых групп с попарнозависимыми вариантами мы вычислили ^критерий. Он равняется 4,43. По таблице сравнений коэффициентов Т-критерия Стьюдента мы определили порог доверительной вероятности (Таблица 6). Оказалось, что данные проведенного экспериментального исследования принадлежат первому порогу доверительной вероятности, а это значит, что гипотеза о том, что преодоление отклоняющего поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора наиболее эффективно осуществляется при внедрении в процесс воспитания модели и педагогических условий, способствующих эффективному преодолению отклоняющегося поведения сельских подростков подтверждается.

Таким образом, полученные результаты теоретико-экспериментального исследования подтве-рдили положения, выдвинутые в гипотезе: преодоление отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора может быть достигнуто в результате разработки педагогических условий и воспитательной модели и реализации их путем внедрения их в учебно-воспита-тельный процесс школы.

Выводы:

1. Сельские подростки с отклоняющимся поведением - это физически здоровые подростки, сфера сознания и чувств которых недостаточно подготовлены к восприятию педагогических воздействий и влияний, у которых устойчиво или периодически проявляются такие отклонения в поведении как сквернословие, курение, пропуски уроков, отсутствие интереса к учению, низкая

успеваемость, конфликты с ровесниками,

родителями, учителями, склонность к кражам, хулиганству, злоупотребление алкоголем.

Сельские подростки с отклоняющимся поведением имеют неправильные представления о сущности, значимости моральных норм в поведении, проявлении нравственного отношения к окружающим, о моральном выборе, о

саморегуляции поведения, что, в свою очередь, создает неблагоприятные условия для формирования устойчивого морального выбора и преодоления отклоняющегося поведения.

2. Отклоняющееся поведение сельских подростков представляет собой действия, полностью, или в какой-то степени, противоречащие действующим моральным нормам сельского социума и детерминированные условиями развития и воспитания сельских подростков, их индивидуальными и психологическими особенностями. Оно обусловлено спецификой их социальной ситуации развития и недостатками воспитания в семье и школе.

3. Эффективные результаты в области формирования устойчивого морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением удалось получить вследствие проведения с ними занятий по элективному курсу «Нравственное саморазвитие подростков средствами морального выбора» и моделированию воспитывающих ситуаций на основе морального выбора, которые отражали знания, полученные в ходе изучения элективного курса и позволяли судить об уровне сформированности устойчивого морального выбора у подростков.

4. Исследование уровня сформированности

устойчивого морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением и совокупности воспитательной модели

педагогических условий в их вза-имной связи, проведенное для подростков всей экспериментальной группы, дает основание утверждать, что выявленный комплекс педагогических условий и разработанная воспитательная модель оказывают эффективное воздействие на успешность формирования устойчивого морального выбора и преодоление отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора.

Таблица 1.

Модель эффективного преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора

Целевой компонент

Цель: преодоление отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого

морального выбора.

Задачи: 1. Определить состояние готовности классных руководителей к формированию устойчивого морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением. 2.Разработать программу спецкурса для классных руководителей и внедрить ее в учебно-воспитательный процесс школы. 3. Определить уровни готовности сельских подростков с отклоняющимся поведением к формированию устойчивого морального выбора. 4. Апробировать педагогические условия и модель эффективного преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора.

Общие принципы

Гуманизации

Ценностной

ориентации

Личностно-

ориентированный

Деятельностны

й

Дифференциаци и и индивидуализации обучения и воспитания

Принцип

сотрудничества

Частные принципы

Единства диагностики и коррекции

Создания потребности в приобретении моральных знаний и навыков нравственного поведения

Принцип

освоения

вживанием

Принцип коррекции «снизу вверх»

Содержательный компонент

Основные направления воспитательно-коррекционной работы

Обогащение образовательного процесса сельской школы целевой проблематикой нравственного развития подростков через реализацию специальных занятий, подбора средств, методов и форм, направленных на нравственное

развитие личности.

Этапы работы

Диагностический

Формирующий

Контрольный

Процессу альный компонент

Педагогические условия

Учет возрастных особенностей сельских подростков с отклоняющимся поведением

Выявление готовности

подростков к

осуществлению

устойчивого

морального

выбора

Нравственное просвещение о нормах и правилах поведения.

Теоретическая и методическая подготовка классных руководителей к преодолению отклоняющегося поведения сельских подростков средствами формирования устойчивого морального выбора

Использование метода воспитывающи х ситуаций.

Общие методы

Специальные методы

Формы

Метод убеждения; метод побуждения к сопереживанию; методы подростковой самодеятельности; методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения

Метод привлечения к беседам; Метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; Метод диалога; Метод сравнений как путь активизации мышления.

Классные часы, беседы, лекции, ведение «дневника поступков», общественно-полезная деятельность - участие в оказании помощи пожилым людям и инвалидам.

Диагностико-результативный компонент

Критерии сформированности морального выбора

Когнитивный

Эмоциональный

Мотивационно-ценностный

Деятельностный

Компоненты формирования устойчивого морального выбора

Сформированность

Развитость

Сформированность Способность к Способность к Способность к

морального сознания нравственных чувств нравственных качеств осуществлению морального выбора несению моральной ответственност и самокоррекции своего поведения

Уровни

Низкий Средний Высокий

Результат Устойчивый моральный выбор как эффективное средство преодоления отклоняющегося поведения сельских подростков

Таблица 2

Критерии и уровни сформированности устойчивого морального выбора у сельских подростков с

отклоняющимся поведением.

Уровни КриГерии^^ Низкий Средний Высокий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когнитивный способность дать критический анализ поступка, оценку как нравственным, так и безнравственным действиям и их последствиям; способность к эмоциональному предвосхищению, к предвидению результатов поступка; умение ориентироваться в ситуации морального выбора, способность к самоконтролю и самовоспитанию Подростки готовы к осуществлению морального выбора на основе моральных норм, но их поведение неустойчиво. Подростки не только готовы к осуществлению морального выбора, но и совершают его под чьим-либо воздействием (педагога или сверстников). Поведение их соответствует нравственным нормам, и регулируется внутренними нормами и правилами, имеет место нормотворчество.

Мотивационно-ценностный потребность утверждать в окружающей среде нравственные образцы поведения; стремление к нравственному самосовершенствованию, стремление к самоконтролю, ценностное отношение к нравственным нормам и оценочное отношение к аморальным проявлениям. Совершая поступок, подвержены влиянию сверстников и опираются на их мнение. Совершая моральный выбор, стараются соотносить принятие решения с моральными нормами Подростки сознательно совершают моральный выбор, ситуативность и импульсивность не оказывают влияния на принятие решения.

Деятельностный способность к самоконтролю и самовоспитанию; умение совершать моральный выбор в сложных жизненных ситуациях; проявление требовательности к нравственному облику других и в особенности к своему, подчинение требованиям других; способность сопротивляться негативным влияниям со стороны. Осуществлению морального выбора препятствуют импульсивность и ситуативность Наблюдается противоречие между усвоенностью норм и их претворением в жизнь. Подростки готовы к адекватной самооценке собственного выбора и его результатов

Эмоционально-волевой самоконтроль, чувство ответственности, уверенности в себе; чувство долга; сопереживание; переживание положительного образа Я; самостоятельность, инициативность, решительность, мужество; удовлетворенность от морального поведения; чувство стыда за совершенные аморальные поступки. Неспособны к адекватной самооценке своих поступков. Способны к частичной самооценке своих поступков и оценке партнеров по общению. Подростки совершают нравственные поступки по внутреннему побуждению, Моральный выбор ориентируется требованиями нормативной нравственности и нормами морального поведения

Таблица 3.

Уровни Критерии Низкий Средний Высокий

Наличие достаточного уровня нравственных знаний и нравственного опыта поведения в проблемных (воспитывающих) ситуациях Педагоги имеют достаточный уровень нравственных знаний, но не имеют нравственного опыта поведения в воспитывающих ситуациях Педагоги ориентируются в воспитывающих ситуациях, но испытывают затруднение в их моделировании Педагоги прекрасно ориентируются в воспитывающих ситуациях, обладают достаточными умениями моделирования воспитывающих ситуаций

Наличие интереса к моральнонравственной проблематике и трудности в нравственном воспитании сельских подростков с отклоняющимся поведением У педагогов не прослеживается интереса к морально-нравственной проблематике, они испытывают большие затруднения в нравственном воспитании сельских подростков с отклоняющимся поведением Педагоги испытывают интерес к моральнонравственной проблематике, но имеют трудности в нравственном воспитании сельских подростков с отклоняющимся поведением (см.Таблица 4) Педагоги интересуются морально-нравственной проблематикой, читают дополнительную литературу по проблеме, трудности в нравственном воспитании испытывают незначительные

Наличие способности к ведению педагогической деятельности, направленной на усвоение опыта нравственного поведения в ситуациях морального выбора (этическая и педагогическая рефлексия) Педагоги не обладают способностью к этикопедагогической рефлексии Педагоги обладают способностью к этико-педа-гогической рефлексии, но их навыки и знания поверхностны и использование их ситуативно Педагоги обладают способностью к этикопедагогической рефлексии,

Умение принимать моральное решение и осуществлять моральный выбор в проблемных (воспитывающих) ситуациях Педагоги не готовы к принятию морального решения в проблемных (воспитывающих) ситуациях по различным причинам Педагоги проявляют интерес к моральнонравственной проблематике, но испытывают затруднения в принятии морального решения Педагоги обладают достаточным умением принимать моральное решение и осуществлять моральный выбор в проблемных (воспитывающих) ситуациях

Таблица 4.

Трудности классных руководителей в нравственном воспитании сельских подростков, % Возраст

25-35 35-45 45-55

Методики изучения личности подростка 28,3 32,7 39

Диагностика уровня нравственной воспитанности 30,2 25,4 44,4

Знание возрастных особенностей подростка 14,3 18,6 32,9

Методы и приемы педагогического воздействия 22,4 32,5 45,1

Формирование устойчивого морального выбора у подростков 31,8 32,6 35,6

Воспитание морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением средствами разрешения воспитывающих ситуаций 12,7 35,8 51,5

Таблица 5

Динамика показателей уровня сформированности устойчивого морального выбора у сельских подростков с отклоняющимся поведением ЭГ (1 и 2 срез), %

Критерии сформированности устойчивого морального выбора, % Уровни сформированности устойчивого морального выбора сельских подростков с отклоняющимся поведением,%

Низкий Средний Высокий

1срез 2 срез 1срез 2 срез 1срез 2срез

Знание о нравственных принципах, правилах и нормах поведения и умение применить их в проблемной ситуации, сформированное^ морального сознания 47,6 18,5 31,2 41,4 21,2 40,4

Способность к регуляции собственного поведения нормами морали, перешедшими во внутренние правила личности (стереотипизация поведения) 51,3 15,9 29,8 53, 5 18,9 30,6

Способность к принятию нравственного решения и совершения морального выбора в проблемной ситуации 62,1 29,8 19,3 31,3 18,6 38,9

Готовность к адекватной самооценке и оценке сделанного морального выбора и его результатов. 59,3 32,9 24,1 41,5 16,5 25,6

Таблица 6.

Вычисления по t-критерию Стьюдента

Испытуемые Срез 1 Срез 2 Разность

d d2

1 19 22 3 9

2 10 16 6 36

3 12 15 3 9

4 13 19 6 36

5 17 18 1 1

6 14 16 2 4

7 17 21 4 16

8 15 19 4 16

9 14 17 3 9

10 15 20 5 25

11 17 19 2 4

12 15 17 2 4

13 13 16 3 9

14 19 21 2 4

15 11 20 9 81

16 18 16 -2 4

17 21 19 -2 4

18 15 17 2 4

Рис.1

сформированность %

* /

1—■— 1

з е р с з е р с з е р с з е р с 1срез 2срез

Низкий Средний Высокий

Уровни сформированности устойчивого морального выбора сельских подростков с отклоняющимся поведением,%

уровни

Знание о нравственных принципах, правилах и нормах поведения и умение применить их в проблемной ситуации, сформированность морального сознания I Способность к регуляции собственного поведения нормами морали, перешедшими во внутренние правила личности (стереотипизация поведения) •Способность к принятию нравственного решения и совершения морального выбора в проблемной ситуации

Готовность к адекватной самооценке и оценке сделанного морального выбора его результатов.

оценке и

“У

Рис.2

X - У

л/п • (п -1)

л® Х) (Уі У)] л/^1(Х^уУ-(Х—

X - У

•л] п • (п -1)

где: к — число степеней свободы, х{ — объем первой выборки, у. — объем второй выборки,

— среднее арифметическое 1 среза,

, где к — 2 • (п — 1)

0

( 7)— среднее арифметическое 2 среза,

$ — критерий Стьюдента, по найденному значению которого определяют доверительную вероятность различия групп.

Упрощенная формула:

-

I

■4п ■ (" -!)

#-1 )2

Результат: tэмп = 4,43

Критические значения

р<0.05 р<0.01

2.11 2.9

По таблице ^критериев Стьюдента определим доверительную вероятность: 2,11< tКр <2,9 Итак, различие не случайно. Оно достоверно по I порогу доверительной вероятности.

Литература

1. Алексеева Н.И. Воспитывающие ситуации как средство формирования устойчивого морального выбора подростков: автореферат дисс. канд. пед. наук 13.00.01 / Н.И.Алексеева. Чебоксары: Изд-во Чуваш.гос.пед.ун-та, 2007.

- 19 с.

2. Андрейко АЗ. Сельская школа-комплекс новый тип учебного заведения. Петрозаводск: ИПК, 1996. - 152 с.

3. Аникина Н.С. Моральный выбор как средство преодоления отклоняющегося поведения у сельских подростков: Программа специального курса. Казань: ООО «Багира», 2010. - 36 с.

4. Аникина Н.С. Нравственное саморазвитие подростков средствами морального выбора: Программа элективного курса. Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2010. - 32 с.

5. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание сельского школьника: методическое пособие. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. - 176 с.

6. Бондарева О. Н. Формирование оценочной деятельности подростков в условиях сельской школы: автореферат дисс. канд. псих. наук: 19.00.07 / О.Н.Бондарева. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2006. - 17 с.

7. Все профессиональные психологические тесты // [Электронный ресурс]. П^: http://vsetesti. ги/329/2007-2011. (дата обращения 19.08.2011)

8. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Составитель и ред. И. Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. - 171 с.

9. Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии. СПб.: Речь, 2007. - 144 с.

10. Смирнов А.Н. Социальная адаптация учащихся сельской школы: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Н. Смирнов. Нижний Новгород: ННГУ, 2009. - 21 с.

11. Титаренко А.И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора // Моральный выбор/ Под ред. А.А.Гусейнова и др. М.: Изд-во МГУ, 1980. - С.97-137.

12. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002. - 567 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.