Научная статья на тему 'Модель и диагностика конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением'

Модель и диагностика конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выпускник средней школы / диагностика конкурентоспособных качеств / конкурентоспособные качества выпускника / модель конкурентоспособных качеств / профильное обучение / школы с профильным обучением

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова О. А.

В статье представлена модель формирования конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением. Особенности формирования конкурентоспособного выпускника заключаются в личностно-деятельностной и компетентностной направленности, а также в использовании самоорганизующейся среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article represents a model of formation of competitive qualities of a specialist high school graduate. The nature of formation of a competitive graduate is based on the principles of personal activity and competence as well as on a usage of self-organizing environment.

Текст научной работы на тему «Модель и диагностика конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением»

МОДЕЛЬ И ДИАГНОСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КАЧЕСТВ ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ПРОФИЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ

. Работа представлена кафедрой педагогики филиала

Самарского государственного технического университета в г. Сызрани.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент В. А. Гусев

В статье представлена модель формирования конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением. Особенности формирования конкурентоспособного выпускника заключаются в личностно-деятелышетной и компетенз постной направленности, а также в использовании самоорганизующейся среды.

This article represents a model of formation of competitive qualities of a specialist high school graduate. The nature of formation of a competitive graduate is based on the principles of personal activity

and competence as well as on a usage of self-organising environment.

Вхождение России в новые социально-экономические условия выдвинуло на первый план необходимость изменений в системе образования, стратегия которых заложена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. К числу важнейших направлений деятельности по модернизации российского образования с полным основанием можно отнести введение профильного

обучения в средней школе и повышение конкурентоспособности ее выпускников. Среди ожидаемых результатов реализации Федеральной программы развития среднего образования наряду с удовлетворением потребностей граждан в качественном образовании декларируется «повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений».

Совокупность характеристик позволяющих выпускнику победить своих конкурентов на рынке труда и в образовательном пространстве более высокого уровня

Высокие баллы по ЕГЭ

Наличие профессиональных квалификаций

Умение продемонстрировать

свои исключительные

способности

передработодателем

или

конкурентными комиссиями

Презентабельность

Коммуникативность

Интеллектуальная лабильность

Компетентное поведение

Рис. 1. Структура свойств

Ответом на эти новые требования в системе образования является идея компеген-тностно-ориентированного подхода к подготовке конкурентоспособных выпускников, высказанная Совегом Европы на семинаре «Образование - скрытое сокровище». Правительство Самарской области по образованию объявило компетентностный подход одним из приоритетных во всех видах образования.

конкурентоспособного учащегося

Конкурентоспособность выпускника учебного заведения на современном этапе определяется его конкурентными преимуществами (способностью делать лучше, чем соперник) и отличительными (исключительными) особенностями (уникальной комбинацией способностей и компетенций, которые соперник не сможет продемонстрировать без дополнительной и длительной подготовки). Для выпускников средней

Модель и диагностика конкурентоспособных качеств выпускника средней школы..

школы конкурентным преимуществом является более успешная подготовка к ЕГЭ по профильным дисциплинам, а отличительными компегенциями являются такие способности выпускников, которые формируются в спецкурсах через специально спроектированные педагогические технологии. Обучение в них осуществляется через учебную деятельность посредством системно-моделирующих заданий, скоординированных в пространстве и синхрони-

зированных во времени, т. е. должна быть специально спроектирована 'такая образовательная среда, в которую помещенный учащийся формируется как конкурентоспособная личность.

Обобщенная структура свойств конкурентоспособного выпускника приведена на рис. 1.

Качество подготовки выпускника общеобразовательной школы сегодня определяется не только конкретными знаниями,

Вход

Анализ современных требований общества и работодателей к выпускникам общеобразовательных школ

Разработка на основе аналитических данных и современных требований эталонной модели конкурентоспособности выпускников школы

Выделение для каждого профиля команды преподавателей, принимающих участие в формировании конкурентоспособности выпускников

Проектирование спецкурсов с учетом формируемых отличительных компетенций

Проектирование образовательной среды для профиля с учетом формируемых

свойств конкурентоспособности

Разработка оценочной системы формирования конкурентоспособных свойств по отдельным учебным дисциплинам и спецкурсам

Апробация разрабатываемой технологии формирования конкурентоспособности выпускника и корректировка содержания и оценочной системы

Внедрение в учебный процесс школы

Рис. 2. Модель формирования конкурентоспособных выпускников школы

но и соотношением между требованием общества и работодателя и степенью их удов-летворенносги выпускниками школы, а также новыми универсальными способностями личности и поведенческими моделями.

«Компетенция» означает умение мобилизовать все нужные знания и опыт ' в конкретной ситуации практической деятельности, это способность человека устанавливать связи между знаниями и методами разрешения конкретных проблем.

«Компетентность» это совокупность компетенций, позволяющих человеку решать актуальные и перспективные задачи.

Модель организации профильного обучения для формирования конкурентоспособных свойств выпускника на основе ком-петентностно-ориентированного подхода представлена на рис. 2. В предлагаемой модели сначала проводится анализ требований к выпускнику и разработка структуры конкурентоспособности, а затем определяются для каждого профиля обучения содержание и технологии профильного обучения, а также соответствующая системная диагностика формируемых свойств конкурентоспособности.

Конкурентоспособность выпускника средней школы - одна из новых идей образования, которую возможно формировать путем специализированных спецкурсов, компетентноегно-ориентироваиных технологий и активизации познавательной деятельности обучающихся. Отличительные компетенции выпускников школы - это результат синергетической функции образования, которая должна обеспечить системность профильного обучения и развитие конкурентоспособных свойств в условиях специальной образовательной среды (СОС) как сущностного фактора, обеспечивающего подготовку учащихся в процессе обучения, которая реализуется через учебную деятельность, метапредметную деятельность в спецкурсах, внеурочную деятельность, профильную деятельность.

Учебная предметная деятельность и ме-тапредметная деятельность позволяют формировать конкурентные преимущества,

а внеурочная и профильная отличительные компетенции. Эффективность специальной образовательной среды определяется реализацией цепочки ЦЕЛЬ -> РЕЗУЛЬТАТ. Качество специальной образовательной среды определяется достижением гарантированного уровня сформирован-ности в этой среде конкурентных свойств обучающихся. Это самый объективный показатель качества содержания, технологии и среды.

Мы полагаем, что результатом реализации структурных моделей (рис. 1 и 2) должно стать новое интегральное качество личности, которое Дж. Равен назвал компетентным поведением. Компетентное поведение как основа конкурентоспособности должно опираться на социальный опыт, формируемый содержанием подготовки.

Четырехкомпонснтная структура социального опыта, предложенная П. С. Лернером, используется нами для проектирования всех составляющих специальной образовательной среды. К ним относятся: знания о природе, технике, способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт творческой деятельности; эмоционально-ценностное отношение к действиям.

Демократизация этих составляющих социального опыта позволяет’ получить набор качеств конкурентоспособное™ личности для каждого профиля обучения. Этот набор качеств становится основанием для компетентного поведения в профессиональной деятельности и 'тем самым повышает конкурентоспособность выпускников Самарского технического лицея. Таким образом, мы получили модель формирования конкурентоспособности выпускника в конкретном профиле деятельности. Модель определяется реализацией цепочки: освоение социального опыта в выбранном профиле обучения -> набор профессиональнозначимых качеств личности -> значимые аспекты поведения обучающихся —» компетентное поведение в профессиональной деятельности -> конкурентоспособность выпускника.

Мы рассмотрели следующие характеристики конкурентного свойства: презентабельность, коммуникативность, интеллектуальная лабильность, компетентное поведение.

Презентабельность - это умение ученика показать свои возможности другим людям. К этим возможностям мы относим следующие свойства личности, измеряемые и заносимые в паспорт учащегося:

• здоровый образ жизни;

• занятие спортом;

• трудолюбие;

• отношение к людям;

• умение создать свой имидж;

• отношение к делу;

• четкость целей и ценностных ориентации;

• способность быть лидером;

• творческая активность;

• умение составить резюме о своих возможностях.

Коммуникативность - это умение осуществлять взаимодействие. Оно может быть охарактеризовано набором у личности следующих свойств:

• умение работать с источниками информации;

• культура письменной речи;

• культура устной речи;

• коммуникабельность;

• вежливость, тактичность;

• знания в области коммуникативной деятельности;

• умение увидеть коммуникативную ситуацию;

• знание совокупности методов и средств разрешения коммуникативных ситуаций;

• знание иностранного языка;

• умение работать на компьютере.

Интеллектуальная лабильность это

навык умственной деятельности, умение преобразовывать знания и применять их в новых ситуациях. В психологии лабильность - это максимальное число импульсов, которое нервная клетка может передать в единицу времени без искажений. Эти умения могут быть определены через:

• первоначальные понятия;

• формулы - осведомленность;

• формулы символизация;

• применение понятий, практические умения;

• графики - осведомленность;

• графики - символизация;

• моделирование реальных процессов различного характера.

Структуру компетентного поведения мы определили так:

• ядро взаимодействия субъекта с миром;

• умение выделять из всего многообразия ситуацию, относящуюся к известным способам деятельности;

• умение применять всю совокупность средств, методов и способов деятельности в новой ситуации;

• философия качества;

• рефлексии.

Опытно-экспериментальная апробация разработанных моделей формирования конкурентоспособности выпускника ведется с 2002 г. и охватила 251 лицеиста. Признаки презентабельности, коммуникативности, интеллектуальной лабильности и компетентного поведения занесены в ква-лиметрическую таблицу, из которой видно, что за два полных учебных года показатель презентабельности вырос с 0,3 до 0,9, показатель коммуникативности - с 0,2 до 0,94, показатель интеллектуальной лабильности - с 0,1 до 0,98, показатель компетентного поведения - с 0,276 до 0,856. Эти показатели свидетельствуют о том, что специально организованная образовательная среда позволяет получить стабильный прирост всех параметров конку-рентоспоебности выпускника. Сам показатель конкурентоспособности выпускников вырос с 0,269 до 0,919, т. е. увеличился на 241%. Все показатели больше 0,75, что свидетельствует о попадании в зону высоких значений.

Средний балл ЕГЭ в экспериментальных классах составляет 76,5, а в традиционных классах - 57,3 (что ниже на 25%), средний балл по г. Самаре - 50,9 (что ниже на 49%).

Полученные результаты позволили Самарскому техническому лицею войти в десятку лучших общеобразовательных учреждений г. Самары за достижение значительных результатов в области качества подготовки учащихся к ЕГЭ. Эта позиция подняла престиж лицея в образовательной среде г. Самары и утвердила в правильности избранного направления.

Достижение поставленной цели осуществлялось через совокупность программ: «Управление качеством образования», «Одаренный ребенок», «Здоровье», «Воспитательная система», «Профессиональ-

ное самоопределение», «Мониторинг» и др. Было разработано нормативно-право-вое обеспечение реализации этих программ и соответствующая матрица компетентности.

Опытно-экспериментальная апробация доказала дееспособность разрабо'танных моделей формирования конкурентоспособности выпускника, подтвердила правильность выбранных подходов и возможность их использования в других учебных заведениях. Проведенное исследование открывает новые возможности в повышении качества профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.