Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства посредством интеграции химии и спецдисциплин'

Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства посредством интеграции химии и спецдисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL COMPETENCY / INTEGRATIVE APPROACH / LAYERED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова М.Г.

В статье описывается модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства посредством интеграции химии и спецдисциплин в процессе обучения в Чебаркульском профессиональном техникуме, раскрывается сущность интегративного подхода, рассматривается формирование профессиональной компетентности с учетом уровневого подхода к развитию деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCY OF FUTURE SPECIALISTS IN FORESTRY THROUGH INTEGRATION OF CHEMISTRY AND SPECIAL DISCIPLINES

The paper describes the model of professional competency of future forestry professionals by integrating chemistry and special disciplines in learning at Chebarkulsky professional college. The essence of the integrative approach is revealed. The formation of professional competency based on a layered approach to development activities is considered.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства посредством интеграции химии и спецдисциплин»

RAM, для большинства пользователей достаточно 16-32 Гб. В любое время объем RAM можно увеличить, установив microSD-карту. Поэтому при покупке планшета необходимо убедиться, что в нем имеется слот для карт памяти.

7. Емкость аккумулятора. От емкости аккумулятора зависит время автономной работы устройства. Чем мощнее процессор и чем больше дисплей планшетного компьютера, тем быстрее происходит разрядка аккумулятора. Предпочтительной является емкость больше 3.500 мАч, но обычно бывает достаточно и 2.500 мАч. В первом случае заряда хватит на целый день активного использования, включая просмотр видео и работу с веб-страницами.

8. Коммуникации. Wi-Fi имеется практически у всех современных планшетов. Оснащенные Bluetooth-модулем у способны обмениваться файлами на расстоянии не более 10 м, а модуль NFC годится для передачи данных на расстоянии до 10 см. Наличие USB-разъема позволяет выходить в Интернет с помощью USB-модема. Встроенный GPS-приемник указывает местоположение пользователя на карте.

9. Дополнительные функции. Фронтальная камера отлично подходит для видеосвязи и об-

щения через 8куре. Тыловая камера в планшете позволяет производить фото- и видеосъемку и значительно превосходит фронтальную по качеству съемки — в современных планшетах оно сравнимо с цифровой «мыльницей». Наличие ИВМ1 или ш1сгоИВМ1-портов позволяет подключить устройство к телевизору или монитору и вывести изображение на большой экран.

10. Корпус и вес. Корпуса планшетов 20132014 года выпуска выполняются из пластика или металла. Корпуса из пластика наиболее популярны, металлические считаются самыми надежными. В любом случае для сохранения планшета в хорошем состоянии необходимо приобрести чехол. Оптимальным для 7-дюймовых планшетов считается вес не более 300 г, для 10-дюймовых — до 700 г. Чем больше диагональ дисплея, тем тяжелее устройство.

На сегодняшний день образовательные организации пробуют внедрять планшетные компьютеры в образовательный процесс, так как понимают, что планшеты и другие мобильные устройства являются эффективным инструментом обучения, который дает возможность педагогам внедрять новые технологии и повышать вовлеченность обучающихся в образовательный процесс.

Библиографический список

1. Планшеты в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edugalaxy.intel. ru/?automodule=blog&blogid=7580&showentry=2907.

2. Планшеты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://trendclub.ru/7116.

3. Какой выбрать планшет 2013—2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// gigway.ru/news/pc/kakoy_vybrat_planshet_2013_2014.

УДК 377 М. Г. Соколова, зам. директора Чебаркульского

профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская обл., г. Чебаркуль, e-mail: Sokolovamargen1@rambler.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ХИМИИ И СПЕЦДИСЦИПЛИН

В статье описывается модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства посредством интеграции химии и спецдисциплин в процессе обучения в Чебаркульском профессиональном техникуме, раскрывается сущность интегратив-ного подхода, рассматривается формирование профессиональной компетентности с учетом уровневого подхода к развитию деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, интегративный подход, уровне-вый подход.

Для профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования формирование профессиональной компетентности будущих специалистов является одной из первоочередных задач, так как, во-первых, профессиональная компетентность специалиста со средним профессиональным образованием — это важнейшее условие его эффективной деятельности в условиях инновационного производства, а во-вторых, согласно ФГОС СПО третьего поколения, специалист лесного и лесопаркового хозяйства базовой подготовки должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности [1]. Эти компетенции могут быть сформированы в процессе обучения при условии включения студентов в соответствующий вид деятельности.

Обратим внимание на соотношение понятий «компетентность» и «компетенции». В своем исследовании под профессиональной компетентностью будущего специалиста мы понимаем сущностную характеристику профессионализма, представляющую собой интег-ративное личностное качество, основанное на совокупности фундаментальных специальных научных знаний, практических умений и навыков, свидетельствующих о готовности и способности студента успешно осуществлять профессиональную деятельность [2]. Компетентность есть основа деятельности специалиста, поэтому логично рассматривать элементы компетентности как базу определенных элементов деятельности. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл: он превращается в процесс учения/научения, т. е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетенций.

Разработка проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста требует научно-методологического осмысления, которое нужно начать с выявления подходов к предмету исследования. Выявляя методологические подходы к предмету исследования, мы выделяем деятельностный, компетентностный, интегративный подходы [2]. Понятие «подход» включает в себя содержание, методы, организационные формы и отражает некий порядок действий, т. е. выполняет функцию принципа [3]. При этом интегративный подход предполагает теоретико-методологическую стратегию и предстает как общенаучная основа исследования.

Под интегративным подходом И. А. Зимняя и Е. В. Земцова понимают целостное представление совокупности объектов, явлений, процессов, объединяемых общностью как минимум одной из характеристик, в результате чего создается его новое качество [4].

Весомый вклад в теорию интегративного подхода внесли Л. А. Артемьева, М. Н. Берулава И. Г. Еременко, М. И. Махмутов и др. Идеи указанных исследователей позволяют предложить авторское рассмотрение интегративного подхода. По нашему мнению, это понятие включает совокупность приемов, характеризующих процесс и результат взаимодействий его структурных элементов, сопровождающихся формированием общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, обучающихся в ссузе.

Интегративный подход рассматривается нами как взаимодействие в образовательном процессе четырех направлений интеграции: межпредметной, внутрипредметной, межличностной и внутриличностной, обеспечивающих интегра-тивное единство профессионального и личностного становления будущего специалиста лесного хозяйства. Использование интегративного подхода имеет функциональную значимость:

- данный подход, с одной стороны, предполагает создание у студентов целостного представления об окружающем мире, а с другой — ведет к количественным и качественным изменениям, следовательно, обладает развивающим эффектом в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства, т. е. создает условия для формирования (развития) профессиональной компетентности;

- интегративный подход позволяет системно подойти к выбору объектов интеграции, т. е. рассматривать модель образования, реализуемую образовательным учреждением, как совокупность объективных и субъективных факторов (объективные факторы — цели и условия, особенности содержания, особенности деятельности педагогов и студентов; субъективные — формы, методы, средства, процесс) [5];

- данный подход позволяет решать вну-тридисциплинарные и междисциплинарные профессиональные задачи, отслеживать сфор-мированность у студентов конкретных профессиональных компетенций, выражаемых в умениях использовать содержание предмета деятельности, технологий усвоения, дает возможность исследовать формирование компетенций на основе идей уровневого подхода к развитию деятельности. Например, а) выполнение студентами

заданий репродуктивного характера по конкретной дисциплине способствует только усвоению знаний (знания как первый компонент компетенции); б) выполнение заданий по самостоятельному нахождению способов решения задач развивает у студента умения самостоятельно находить методы, средства, получать результат и анализировать его, т. е. осуществлять продуктивную деятельность (продукт — способ решения, развитие способностей как качества личности — второй компонент компетенции); в) выполнение заданий более высокого уровня познавательной деятельности формирует у студента умения самостоятельно ставить цель, выбирать предмет деятельности, методы, средства, получать результат, т. е. умения моделировать, конструировать, изобретать (творчество — высшая фаза продуктивной деятельности, проявляющаяся как третий компонент компетенции, т. е. умение применять знания в различных ситуациях, способствующих приобретению опыта) [6].

Таким образом, одновременное использование интегративного и уровневого подходов определяет теоретико-методологическую стратегию развития деятельности обучающихся и может быть применено в исследовании в качестве методологического подхода к формированию профессиональной компетентности обучаемых.

Для того чтобы процесс формирования профессиональной компетентности был наглядным, необходимо прибегнуть к методу моделирования формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства.

Моделирование — исследование объектов познания через их модели. Оно предполагает построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов для определения или улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, для управления и прогнозирования [7].

Под моделью (лат. modulus — мера, образец) понимается образ (в том числе условный или мысленный — изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов (оригинала), используемый при определенных условиях в качестве их «заместителя» или «представителя» [8]. Л. В. Мардахаев понимает под моделью систему элементов, воспроизводящих определенные стороны, связи, функции предмета исследования [9].

В основе разработки модели формирования профессиональной компетентности специалистов лесного хозяйства в профессиональной образовательной организации среднего профес-

сионального образования (рис. 1) может лежать представленный в исследовании теоретико-методологический интегративный подход.

Учитывая, что любая технология может рассматриваться как «совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности» [10], есть необходимость представить модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства как поэтапный процесс, при этом каждый этап деятельности характеризуется конкретными условиями, обеспечивающими реализацию ее целей, а также видами и результатами деятельности обучаемых.

Так, на первом (диагностическом) этапе — «нулевом срезе» — педагог выявляет уровень имеющихся знаний, умений (на уроках спецдисциплин либо химии) по конкретной дисциплине, а также уровень сформированности химических знаний как компонента профессиональной компетентности. При оценивании знаний студентов преподаватели учитывают как владение фактическим материалом, включая понятия, теорию и методы наук, фактические связи, так и формирование навыков оперирования этими фактами, в том числе умение строить логические цели, связывающие факты и понятия из разных учебных дисциплин (понятийные связи). На данном этапе используется разработанный инструментарий — контрольные средства. Контрольными средствами являются задачи (задания) интегрированного содержания (химия, спецдисциплина), разработанные на основе технологии развивающего обучения [11; 12]. Проведенная диагностика позволяет выявить уровни сформированности профессиональных компетенций (в том числе имеющихся знаний по исследуемой теме, умений самостоятельно решать профессионально-ориентированные задачи). Естественно предположить, что результатом первой (входной) диагностики могут быть либо нулевой уровень, либо первый. Установленный на первом этапе уровень владения профессиональными компетенциями позволяет педагогу перейти на второй, мотивационно-целевой, этап формирования компетенций.

Мотивация является психологической формой активности личности, выражающей потребность в деятельности [13]. Используя активные формы обучения, педагогические приемы, ориентированные на развитие самостоятельности и мыслительной деятельности, педагог формирует положительные познавательные мотивы, мотивы к развитию самостоятельной деятельности, без которых не может осуществляться дальнейшая деятельность по формированию компетенций.

31

4 этап. Результативно-диагностический

2 этап. Мотивационно-целевой

I

вход

Рис. 1. Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства посредством интеграции химии и спецдисциплин

Мотивационно-целевой этап включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности (от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности студентов — до конкретных задач формирования их профессиональной компетентности) и выполняет мотивирующую, целеполагающую функции.

Мотивационная составляющая детерминирована приоритетом формирования у студентов адекватной мотивации к овладению высоким уровнем сформированности профессиональной компетентности, а также познавательной направленности их личности.

Целевой компонент рассматриваемого этапа содержит не только цели процесса формирования профессиональной компетентности студентов ссуза, но и способы формирования и развития у обучаемых умений самостоятельно выявлять и формулировать цели (осуществлять целеполагание).

Третий этап — процессуальный (исполнительский) — ориентирован на осуществление педагогической деятельности по формированию компетенций обучающихся, на реализацию принципов, педагогических условий, которые обеспечат реализацию намеченной цели. Используются активные формы обучения, требующие умения самостоятельно приобретать знания, находить способы решения, проектировать, моделировать, изобретать, при этом предметом деятельности обучаемых являются конкретные и обобщенные знания по химии, спецдисциплинам, трансформируемые в умения использовать их в процессе будущей профессиональной деятельности. На процессуальном (исполнительском) этапе обеспечиваются:

- исходная химическая грамотность и общетеоретическая химическая подготовки техника лесного хозяйства;

Библиографический список

- усвоение студентами основополагающих идей, понятий, законов, закономерностей, теоретической базы, необходимых для изучения спецдисциплин;

- формирование у студентов химических знаний и умений как единого монолитного фундамента, как прочной основы для будущей успешной профессиональной деятельности;

- позитивное личностное отношение к решению междисциплинарных задач.

Оценить результат процесса формирования профессиональной компетентности — это значит провести итоговую диагностику по сформированности компонентов компетенций (знания, умения, опыт), осуществляемую на четвертом этапе. С этой целью используется созданный на первом этапе контрольный материал и обязательно разрабатывается система оценки.

На результативно-диагностическом этапе определяется эффективность функционирования предлагаемой модели, осуществляется проведение мониторинга динамики формирования профессиональной компетентности студентов, оценивается опыт практического применения междисциплинарных задач в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, педагогическая модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства в ПОО СПО представляет собой интегративную целостность диагностического, мотивационно-целевого, процессуального и результативно-диагностического этапов. Опыт реализации основных этапов этой модели убедительно доказывает возможность ее использования в формировании профессиональной компетентности выпускников ссуза — будущих специалистов лесного хозяйства.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство [утв. приказом МОиН РФ от 22 июня 2010 г. № 677] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu. ги^Ь-топ/то^а^_10/ргт677-1^2.

2. Соколова, М. Г. Теоретико-методологические подходы к формированию профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства в ссузе [Текст] / М. Г. Соколова // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 3. — С. 200-203.

3. Дуранов, М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность : Проблемы, исследование и организация [Текст] : монография / М. Е. Дуранов. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2009. — С. 255.

4. Зимняя, И. А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов [Текст] / И. А. Зимняя, Е. В. Земцова // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 5. — С. 14-19.

5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М. : Педагогика, 1989. — С. 338.

6. Серкова, Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений : Оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности: практико-ориентированная монография и методическое пособие [Текст] / Г. Г. Серкова. — Челябинск, 2003. — 107 с.

7. Общая психология : словарь [Текст] / под. ред. А. В. Петровского. — М. : ПЕРСЭ, 2005. — 251 с.

8. Большая советская энциклопедия. Т. 1-30 [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969-1978.

9. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика [Текст] : учебник / Л. В. Мардахаев. — М. : Гар-дарики, 2003. — 280 с.

10. Википедия [Электронный ресурс] : энцикл. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.

11. Серкова, Г. Г. Развивающее обучение : Теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс [Текст] : монография / Г. Г. Серкова. — Челябинск, 2002. — 127 с.

12. Соколова, М. Г. Рабочая тетрадь по химии как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства [Текст] / М. Г. Соколова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2013. — № 1. — С. 101-104.

13. Психологический словарь [Текст]. — М. : Педагогика, 1983. — С. 270.

УДК 377 Т. А. Хожаева, преп. Челябинского базового

медицинского колледжа (ЧБМК), г. Челябинск, e-mail: yachevskayatanya@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ФАРМАЦЕВТОВ

В статье раскрывается понятие «формирование профессиональной компетенции студентов», описаны уровни сформированности профессиональной компетентности, приведены примеры заданий для формирования химической компетентности студентов.

Ключевые слова: компетенция, профессиональные компетенции, компоненты компетенции, химическая компетентность.

Успешная практическая деятельность специалиста определяется уровнем сформиро-ванности профессиональных компетенций. Фармацевт, обладающий высоким профессионализмом, хорошо ориентируется во всех вопросах фармации, но особенно в практических вопросах изготовления, хранения и отпуска лекарственных средств.

Наиболее эффективным средством личностного развития высокопрофессиональных специалистов при их подготовке является компе-тентностный подход, в рамках которого процесс обучения понимается как комплексная деятельность, направленная на формирование у учащихся набора общеучебных, общекультурных и профессиональных компетенций. Так как компетентност-ный подход к развитию личности лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения, то формирование набора компетенций происходит в соответствии с ФГОС.

Согласно И. Я. Лернеру, В. В. Краевскому и другим, в структуре профессиональной компетенции выделяются четыре компонента:

1) мотивационный, который характеризуется потребностью и стремлением овладевать общеучебными и профессиональными компетенциями и использовать их в процессе обучения, что является мотивацией для достижения успеха в профессиональной деятельности;

2) когнитивный, определяющий систему понятий и законов природы;

3) деятельностный, обусловливающий оперативное применение знаний, учебный и жизненный опыт в процессе решения теоретических и практических профессиональных задач;

4) личностный, который проявляется в осознании будущим специалистом значимости профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования и включает в себя профессионально важные качества, от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.