Научная статья на тему 'Модель формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка'

Модель формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / PRAGMATIC COMPETENCE / GAME STRATEGY / LEARNING FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасюк Наталья Александровна, Коновалова Полина Валентиновна

Статья посвящена рассмотрению проблемы построения теоретической модели формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасюк Наталья Александровна, Коновалова Полина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL MODEL OF PRAGMATIC SKILLS FORMATION IN THE PROCESS OF GAME STRATEGY ACQUISITION BY YOUNG LEARNERS IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING

The article describes the theoretical model of pragmatic skills formation in the process of game strategy acquisition by young learners in foreign language learning.

Текст научной работы на тему «Модель формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка»

Н.А. Тарасюк, П.В. Коновалова

Модель

формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка

статья посвящена рассмотрению проблемы построения теоретической модели формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: прагматическая компетенция, игровые стратегии, изучение иностранного языка в начальной школе.

Сегодня иностранный язык является одним из важнейших средств жизнеобеспечения общества. Для того чтобы сформировать достойный образ россиянина за рубежом, необходима иноязычная грамотность, знание своей культуры и культуры других народов.

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

Иностранный язык в наши дни стал неотъемлемым компонентом образования не только в вузах, но и в школах, начиная с младших классов. Иноязычное образование младших школьников дает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать у ребенка живой интерес к языковому и культурному многообразию мира, воспитать у него уважение к языкам и культурному наследию других народов и развить умение общаться.

Однако практика преподавания иностранного языка в младшей школе свидетельствует о том, что образовательный потенциал данной дисциплины не используется в должной мере, т.к. средства прагматики общения не применяются младшими школьниками для решения значимых для них коммуникативных задач. Указанный факт свидетельствует о необходимости разработки соответствующей методики формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка и соответствующей теоретической модели, отражающей цель, основные принципы, подходы, алгоритмы, условия и критерии оценки ее эффективности.

Попробуем построить и обосновать теоретическую модель формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка.

Прагматическая компетенция - это желание и умение ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и возможностями собеседника, умение выбрать наиболее эффективный способ выражения мысли в зависимости от условий общения и поставленной цели [4]. Прагматическая компетенция является комплексным понятием, отражающим психологические, лингвистические и социокультурные аспекты общения.

Методическая модель формирования прагматических умений у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка отражает многообразие существующих связей и закономерностей процесса формирования прагматических умений обучающихся и направлена на всестороннее развитие личности младшего школьника. Модель формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка представляет собой совокупность компонентов, состоящую из четырех блоков: целевого (цель), теоретического (принципы и подходы), технологического (методы, средства обучения, педагогические условия, алгоритм обучения), оценочно-результативного (критерии, показатели, оценки, результат) (рис. 1).

Формирование прагматических умений, как и любой другой процесс, начинается с постановки цели. Цель формирования прагматической ком-

петенции у младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями на уроках иностранного языка может быть определена следующим образом - формирование способности к реализации прагматического аспекта общения на основе применения прагматических навыков и умений с целью передачи коммуникативного намерения говорящего и оказания наибольшего прагматического эффекта на собеседника в процессе игровой деятельности.

Рис. 1. Модель формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

В основу разработки формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий в обучении иностранному языку были положены следующие подходы: компе-тентностный; проблемно-деятельностный; коммуникативный; интегративный.

Введение ФГОС нового поколения в общеобразовательной школе предполагает реализацию компетентностного подхода, направленного на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников, важнейшей составляющей которой является прагматическая компетенция. Процесс формирования последней предполагает развитие способности применения знаний, умений, навыков, опыта коммуникации в игровой деятельности для решения коммуникативных задач. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии всех прагматических стратегий общения, которые проявляются в игровой деятельности у младших школьников: координативных, кооперативных, контраддиктивных.

проблемно-деятельностный подход также является значимым для процесса формирования прагматической компетенции у младших школьников. Для обучающихся младшей школы игровые стратегии используются в проблемных ситуациях как средство педагогического воздействия в процессе игровой деятельности.

Формирование прагматической компетенции может происходить только в условиях реальной игровой коммуникации, поэтому коммуникативный подход является особенно значимым. данный подход в обучении иностранным языкам на уроках английского языка, прежде всего, призван научить обучающихся с помощью игровых стратегий относительно свободно ориентироваться в иноязычной среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуациях [2].

одним из ведущих подходов при формировании прагматической компетенции у младших школьников является интегративный. Система подготовки школьников младших классов должна стремиться к интегра-тивности, т.к. чем более интегративна система, тем более она целенаправленна. Реализация рассматриваемого подхода проявляется в интеграции игровой деятельности на иностранном языке с такими дисциплинами, как ритмика, музыка, рисование.

В ходе реализации модели формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий являются важными следующие принципы: 1) коммуникативной направленности (процесс развития прагматических умений взаимодействия

представляет собой модель процесса реального общения) [2]; 2) ролевого общения (каждый обучающийся, предварительно получив свою роль, продуманно вовлечен в общую игровую деятельность и реализует определенную стратегию поведения в соответствии с предложенной ролью); 3) двуплановости (предполагает создание благоприятной ситуации общения в процессе реализации игровых стратегий на иностранном языке).

Все вышеперечисленные принципы модели формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка находят свое отражение в реализации технологического блока как совокупности средств, приемов и методов, направленных на достижение следующих задач формирования прагматической компетенции: владение знаниями о средствах прагматического общения, необходимых в игровой деятельности; формирование прагматических навыков; развитие прагматических умений.

Технология базируется на алгоритме, который включает в себя следующие этапы:

- мотивационно-стимулирующий предполагает знакомство со средствами прагматики общения, которые необходимы для осуществления игровой деятельности;

- аналитический занимается анализом средств прагматики общения для решения задач игровой деятельности;

- этап актуализации предусматривает включение обучающихся в решение игровых проблемных задач с использованием средств прагматики общения, необходимых для реализации игровых стратегий;

- продуктивный этап допускает самостоятельный выбор обучающимися средств прагматики общения, обеспечивающих реализацию стратегии общения в реальной деятельности;

- творческий этап посвящен реализации инвариантных способов использования средств прагматики общения для решения стратегических задач в постоянно меняющихся ситуациях повседневного общения.

основным методом обучения младших школьников является игровой. «Игра - основная деятельность ребенка. Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» -такое определение понятию «игра» дается в кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Я. Ярошевского [3]. В ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов дейст-

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

вия) - с другой. Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно - в игровой деятельности, в игре [1].

В качестве средств обучения здесь выступают упражнения, которые могут быть следующих видов: на осознание и использование средств прагматики общения; на дифференциацию средств прагматики общения; имитативные упражнения; подстановочные упражнения; трансформационные упражнения; продуктивные упражнения, в которых творческая составляющая занимает приоритетное место.

Важнейшими условиями формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка являются следующие: использование поэтапной системы заданий, отражающей специфику процесса обучения прагматике общения в процессе овладения игровыми стратегиями; формирование положительной мотивации к процессу обучения прагматике общения; применение когнитивно-коммуникативных технологий, способствующих овладению прагматическим аспектом общения; реализация взаимосвязей учебной и игровой деятельности.

Критериями эффективности реализации модели формирования прагматической компетенции у младших школьников на уроках иностранного языка являются следующие: когнитивный (знание об особенностях использования средств прагматики общения); операционно-деятельностный (владение прагматическими навыками, умениями и опытом использования прагматических средств в игровых стратегиях); мотивационный (уровень мотивации к реализации иноязычного общения в процессе реализации игровой стратегии).

Все блоки представленной модели находятся в тесной взаимосвязи, и только интеграция всех указанных составляющих модели будет способствовать достижению ее цели - формированию прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка.

Библиографический список

1. Леонтьев А.Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. М., 1989.

2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.

3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1990.

4. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.