Н.А. Тарасюк, П.В. Коновалова
Модель
формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка
статья посвящена рассмотрению проблемы построения теоретической модели формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка.
Ключевые слова: прагматическая компетенция, игровые стратегии, изучение иностранного языка в начальной школе.
Сегодня иностранный язык является одним из важнейших средств жизнеобеспечения общества. Для того чтобы сформировать достойный образ россиянина за рубежом, необходима иноязычная грамотность, знание своей культуры и культуры других народов.
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
Иностранный язык в наши дни стал неотъемлемым компонентом образования не только в вузах, но и в школах, начиная с младших классов. Иноязычное образование младших школьников дает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать у ребенка живой интерес к языковому и культурному многообразию мира, воспитать у него уважение к языкам и культурному наследию других народов и развить умение общаться.
Однако практика преподавания иностранного языка в младшей школе свидетельствует о том, что образовательный потенциал данной дисциплины не используется в должной мере, т.к. средства прагматики общения не применяются младшими школьниками для решения значимых для них коммуникативных задач. Указанный факт свидетельствует о необходимости разработки соответствующей методики формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка и соответствующей теоретической модели, отражающей цель, основные принципы, подходы, алгоритмы, условия и критерии оценки ее эффективности.
Попробуем построить и обосновать теоретическую модель формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка.
Прагматическая компетенция - это желание и умение ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и возможностями собеседника, умение выбрать наиболее эффективный способ выражения мысли в зависимости от условий общения и поставленной цели [4]. Прагматическая компетенция является комплексным понятием, отражающим психологические, лингвистические и социокультурные аспекты общения.
Методическая модель формирования прагматических умений у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка отражает многообразие существующих связей и закономерностей процесса формирования прагматических умений обучающихся и направлена на всестороннее развитие личности младшего школьника. Модель формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка представляет собой совокупность компонентов, состоящую из четырех блоков: целевого (цель), теоретического (принципы и подходы), технологического (методы, средства обучения, педагогические условия, алгоритм обучения), оценочно-результативного (критерии, показатели, оценки, результат) (рис. 1).
Формирование прагматических умений, как и любой другой процесс, начинается с постановки цели. Цель формирования прагматической ком-
петенции у младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями на уроках иностранного языка может быть определена следующим образом - формирование способности к реализации прагматического аспекта общения на основе применения прагматических навыков и умений с целью передачи коммуникативного намерения говорящего и оказания наибольшего прагматического эффекта на собеседника в процессе игровой деятельности.
Рис. 1. Модель формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
В основу разработки формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий в обучении иностранному языку были положены следующие подходы: компе-тентностный; проблемно-деятельностный; коммуникативный; интегративный.
Введение ФГОС нового поколения в общеобразовательной школе предполагает реализацию компетентностного подхода, направленного на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников, важнейшей составляющей которой является прагматическая компетенция. Процесс формирования последней предполагает развитие способности применения знаний, умений, навыков, опыта коммуникации в игровой деятельности для решения коммуникативных задач. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии всех прагматических стратегий общения, которые проявляются в игровой деятельности у младших школьников: координативных, кооперативных, контраддиктивных.
проблемно-деятельностный подход также является значимым для процесса формирования прагматической компетенции у младших школьников. Для обучающихся младшей школы игровые стратегии используются в проблемных ситуациях как средство педагогического воздействия в процессе игровой деятельности.
Формирование прагматической компетенции может происходить только в условиях реальной игровой коммуникации, поэтому коммуникативный подход является особенно значимым. данный подход в обучении иностранным языкам на уроках английского языка, прежде всего, призван научить обучающихся с помощью игровых стратегий относительно свободно ориентироваться в иноязычной среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуациях [2].
одним из ведущих подходов при формировании прагматической компетенции у младших школьников является интегративный. Система подготовки школьников младших классов должна стремиться к интегра-тивности, т.к. чем более интегративна система, тем более она целенаправленна. Реализация рассматриваемого подхода проявляется в интеграции игровой деятельности на иностранном языке с такими дисциплинами, как ритмика, музыка, рисование.
В ходе реализации модели формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий являются важными следующие принципы: 1) коммуникативной направленности (процесс развития прагматических умений взаимодействия
представляет собой модель процесса реального общения) [2]; 2) ролевого общения (каждый обучающийся, предварительно получив свою роль, продуманно вовлечен в общую игровую деятельность и реализует определенную стратегию поведения в соответствии с предложенной ролью); 3) двуплановости (предполагает создание благоприятной ситуации общения в процессе реализации игровых стратегий на иностранном языке).
Все вышеперечисленные принципы модели формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка находят свое отражение в реализации технологического блока как совокупности средств, приемов и методов, направленных на достижение следующих задач формирования прагматической компетенции: владение знаниями о средствах прагматического общения, необходимых в игровой деятельности; формирование прагматических навыков; развитие прагматических умений.
Технология базируется на алгоритме, который включает в себя следующие этапы:
- мотивационно-стимулирующий предполагает знакомство со средствами прагматики общения, которые необходимы для осуществления игровой деятельности;
- аналитический занимается анализом средств прагматики общения для решения задач игровой деятельности;
- этап актуализации предусматривает включение обучающихся в решение игровых проблемных задач с использованием средств прагматики общения, необходимых для реализации игровых стратегий;
- продуктивный этап допускает самостоятельный выбор обучающимися средств прагматики общения, обеспечивающих реализацию стратегии общения в реальной деятельности;
- творческий этап посвящен реализации инвариантных способов использования средств прагматики общения для решения стратегических задач в постоянно меняющихся ситуациях повседневного общения.
основным методом обучения младших школьников является игровой. «Игра - основная деятельность ребенка. Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» -такое определение понятию «игра» дается в кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Я. Ярошевского [3]. В ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов дейст-
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
вия) - с другой. Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно - в игровой деятельности, в игре [1].
В качестве средств обучения здесь выступают упражнения, которые могут быть следующих видов: на осознание и использование средств прагматики общения; на дифференциацию средств прагматики общения; имитативные упражнения; подстановочные упражнения; трансформационные упражнения; продуктивные упражнения, в которых творческая составляющая занимает приоритетное место.
Важнейшими условиями формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка являются следующие: использование поэтапной системы заданий, отражающей специфику процесса обучения прагматике общения в процессе овладения игровыми стратегиями; формирование положительной мотивации к процессу обучения прагматике общения; применение когнитивно-коммуникативных технологий, способствующих овладению прагматическим аспектом общения; реализация взаимосвязей учебной и игровой деятельности.
Критериями эффективности реализации модели формирования прагматической компетенции у младших школьников на уроках иностранного языка являются следующие: когнитивный (знание об особенностях использования средств прагматики общения); операционно-деятельностный (владение прагматическими навыками, умениями и опытом использования прагматических средств в игровых стратегиях); мотивационный (уровень мотивации к реализации иноязычного общения в процессе реализации игровой стратегии).
Все блоки представленной модели находятся в тесной взаимосвязи, и только интеграция всех указанных составляющих модели будет способствовать достижению ее цели - формированию прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка.
Библиографический список
1. Леонтьев А.Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. М., 1989.
2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.
3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1990.
4. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М., 2007.