Научная статья на тему 'Модель формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе'

Модель формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STUDENT / HIGHER EDUCATION INSTITUTION TRAINING INITIAL STAGE / INDEPENDENT ACTIVITY EXPERIENCE FORMATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сутягина Татьяна Владимировна

Самостоятельность как свойство личности развивается постепенно, опыт самостоятельной деятельности начинает формироваться с дошкольного возраста, затем в школе, но реальная возможность проявить свою самостоятельность появляется у человека в студенческом возрасте. В статье рассматриваются особенности студенческого возраста, периода адаптации и принятия нового социального статуса молодым человеком. Проблемы, с которыми сталкивается студент и задачи, которые ставит перед ним высшее учебное заведение. Освоение новых видов деятельности, форм взаимодействия и методик работы. Определяется специфика начального этапа обучения в вузе и его потенциалы применительно к задачам формирования социального опыта у студентов. Описывается модель процесса формирования опыта самостоятельной деятельности. Дается обоснование предложенной модели, характеризуются ее структурные элементы. Выделены условия эффективности организации процесса формирования опыта самостоятельной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of formation of experience of independent activity in students at the initial stage of training at a higher education institution

Autonomy as a personality trait develops gradually, the experience of self-employment begins to form from preschool age, then in high school, but a real opportunity to show their independence appears in person in the student’s age. The article discusses the features of the student’s age, the period of adaptation and adoption of new social status of a youth. The problems faced by the student and the tasks set before him or her by higher educational institution. The development of new activities, forms of interaction and methods of work is determined by the specificity of the initial stage of education at a higher education institution and its potential in relation to the problems of formation of the social experience in students. We describe a model of the process of formation of the experience of independent work. The justification is made for the proposed model, characterized by its structural elements. We outline conditions of the effectiveness of the organization of the process of formation of the experience of independent work.

Текст научной работы на тему «Модель формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе»

позиция; коллективизм, сознательность) и уровни (низкий - «исходный», средний - «базовый», высокий - «развитый») сформированности лидерской позиции студентов. Результат процесса формирования лидерской позиции - сформированность лидерской позиции выпускника среднего профессионального учебного заведения.

Библиографический список

1. Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М. Диагностика социально-психологических групп с внешним статусом. - СПб.: Лань, 1999. - 640 с.

2. Ершов А.А. Маркетинг. - М.: ПРИОР, 2007. -271 с.

3. Корчагин В.Н. Становление и развитие си-стемно-синергетичской парадигмы в педагогике: На основе анализа педагогического наследия Н.М. Таланчука: Дисс. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2005. - 345 с.

4. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.

5. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 352 с.

6. Рахимбаева И.Э. Становление субъектности студентов в образовательном пространстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2011. - Т. 11. - Вып. 1. - С. 80-83.

УДК 378

Сутягина Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

st980@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Самостоятельность как свойство личности развивается постепенно, опыт самостоятельной деятельности начинает формироваться с дошкольного возраста, затем в школе, но реальная возможность проявить свою самостоятельность появляется у человека в студенческом возрасте.

В статье рассматриваются особенности студенческого возраста, периода адаптации и принятия нового социального статуса молодым человеком. Проблемы, с которыми сталкивается студент и задачи, которые ставит перед ним высшее учебное заведение. Освоение новых видов деятельности, форм взаимодействия и методик работы. Определяется специфика начального этапа обучения в вузе и его потенциалы применительно к задачам формирования социального опыта у студентов. Описывается модель процесса формирования опыта самостоятельной деятельности. Дается обоснование предложенной модели, характеризуются ее структурные элементы. Выделены условия эффективности организации процесса формирования опыта самостоятельной деятельности.

Ключевые слова: студент, начальный этап обучения в вузе, модель формирования опыта самостоятельной деятельности.

В периодизации общего психического развития, временные границы от 17 до 22 лет, характеризуются как студенческий возраст. Студенческий возраст - это период становления нового уровня самосознания, выработки собственного мировоззрения, поиска смысла жизни. Данный этап в развитии человека это период поиска своей укорененности в мире, выработка собственных взглядов, определение своей самобытности и уникальности, это начало становления собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни.

Поступая в вуз, молодой человек попадает в новую социальную ситуацию, которая активизирует процесс адаптации и, как следствие процесс накопления нового, востребованного в этих условиях социального опыта. Новые условия деятельности студентов в вузе - это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны. На начальном этапе обучения складывается

студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию. На основании этого можно утверждать, что студенческий возраст сензитивен для формирования опыта самостоятельной деятельности, а наиболее эффективно данный процесс будет осуществляться именно на начальном этапе обучения в вузе.

Высшее учебное заведение призвано предоставить студентам возможность продуктивного решения центральных задач возраста, грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание будущей профессии, способствовать их трансформации из объекта социальных воздействий в субъект образования и деятельности.

Внимание при решении данной проблемы сконцентрировано на поиске оптимальных путей организации самостоятельной деятельности студентов в учебной сфере. Это является, безусловно, неотъемлемой частью целостного процесса формирования опыта самостоятельной деятельности, однако,

118

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Сутягина Т.В., 2015

Модель формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе

внеаудиторная деятельность, а также инициативная научно-исследовательская работа студентов обладают рядом неиспользованных потенциалов применительно к данным целям. Их дополнительный и вариативный характер позволяют в большей мере учесть индивидуальные особенности и потребности взрослеющей личности.

Специфические особенности начального этапа обучения в вузе позволили определить его потенциалы применительно к задачам формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов, к которым нами относятся:

- образовательный - предполагающий широкие возможности для обучения студентов субъективно новым формам, методам, приемам самостоятельной активности в различных сферах жизнедеятельности;

- ценностно-мотивационный - связанный с высокой степенью востребованности нового опыта самостоятельной, который является основой социальной успешности в ситуации студенческой жизни;

- праксеологический - определяющий наличие разнопланового социального пространства для опробования, освоения и развития новых моделей самостоятельной деятельности - от учебы до организации быта;

- коммуникативный - вызванный расширением социальных контактов студента первокурсника с педагогами, кураторами, студентами-старшекурсниками который выступают трансляторами объективированного опыта самостоятельной деятельности.

Теоретический анализ проблемы формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе привел к разработке модели исследуемого процесса.

Основанием данной модели является поставленная цель создания условий для приобретения студентом на начальном этапе обучения в вузе опыта саморегулируемой, самоуправляемой и самоконтролируемой деятельности, выступающей основой для становления субъектности личности в социальной и профессиональной сферах.

Разработанная модель формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе включает в себя целевой, содержательный, процессуальный блоки.

Целевой блок содержит цель процесса формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов. Содержательный блок определяет внутреннюю структуру и содержание процесса. В него включены сферы формирования опыта самостоятельной деятельности студента на начальном этапе обучения в вузе: учебная деятельность; социально-ориентированная деятельность; творческая деятельность; научно-исследовательская деятельность.

Процессуальный блок включает основные требования к исследуемому процессу и внутреннюю логику его организации, а также формы, методы, приемы, средства формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе.

Формирование опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе, являясь частью целостного процесса воспитания, подчиняется ряду принципов. Не отвергая значимости многих принципов, выделенных педагогами, к наиболее важным для исследуемого нами процесса мы относим принципы субъектно-сти, целостности, рефлексии (Н.Е. Щуркова), социальной адекватности, гуманистической ориентации (М.И. Рожков).

Этапами формирования опыта самостоятельной деятельности будут являться:

- освоение операционного компонента самостоятельной деятельности и формирование опыта самостоятельного решения конкретных задач;

- освоение технологического компонента деятельности и формирование опыта самостоятельной реализации ее целостного алгоритма;

- освоение целевого компонента и формирование опыта самостоятельного целеполагания.

К основным методам формирования опыта самостоятельной деятельности мы можем отнести: информационные, поисковые, дискуссионные методы убеждения, внушение, упражнение, воспитывающие ситуации, социальные пробы, рефлексия; практическая деятельность реализуется в следующих формах: лекция, групповая беседа, практикум, задания для самостоятельной подготовки, лабораторные работы, рефераты, обязательные и инициативные научно-исследовательские работы, социальные проекты и акции, концерты, праздники и др.

На основании проведенного теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы были выявлены условия эффективности процесса формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе:

- включение студентов в разнообразную по содержанию и уровню сложности деятельность, позволяющую приобретать опыт самостоятельности;

- обеспечение динамики позиции субъекта формирования опыта самостоятельной деятельности студента от контролирующей к поддерживающей и консультирующей;

- стимулирование мотивообразования студента по отношению к самостоятельной деятельности в рамках вуза.

Таким образом, предложенная модель формирования опыта самостоятельной деятельности способствует накоплению позитивного социального опыта у студента на начальном этапе обучения

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

в вузе, когда коренным образом меняется социальная ситуация личности, возрастают и меняются по содержанию требования к ней. На настоящий момент проблема формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов становится предметом инновационной педагогической практики ряда вузов.

Библиографический список

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 192 с.

2. Педагогика и психология высшей школы. -

Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

3. Подымов Н.А. Психологические основы профессионально-личностного развития и воспитания специалиста // Педагогика профессионального образования. - М., 2004.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика. - Ярославль: ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2002. - 282 с.

5. Сутягина Т.В. Формирование социального опыта у студентов на начальном этапе обучения в вузе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2007. - 22 с.

УДК 355 ; 378

Яхеева Валерия Феликсовна

Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники

gekulkov@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ КУРСАНТОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В статье анализируются различные мнения о роли педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей взаимодействия в процессе обучения в военном вузе. Педагогическое стимулирование к преодолению трудностей во взаимодействии в сообществе военного вуза понимается как процесс создания мотивообразующих условий развития личности с помощью эмоционально-насыщенных средств - стимулов, целенаправленно вызывающих у курсанта потребность в достижении высоких результатов совместной деятельности и общения путем самостоятельного разрешения возникающих у них проблем.

В качестве центральной технологии, используемой в работе, избрано педагогическое стимулирование, как особый вид воспитательной деятельности, основанный на влиянии на смысловую, мотивационную сферу личности курсанта.

Ключевые слова: педагогическое стимулирование, трудность, взаимодействие, педагогическое стимулирование к преодолению трудностей, деятельность, субъекты педагогического стимулирования.

Основными задачами педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии в сообществе военного вуза являются: создание мотивообразующих условий в отношении обучения в вузе и дальнейшей профессиональной деятельности, стимулирование принятия курсантом норм и правил воинского уклада жизни, ролевой и статусной иерархии воинского сообщества, стимулирование саморазвития у курсанта конкретных навыков организации повседневной жизнедеятельности, учения и эффективного общения с окружающими; стимулирование участников проблемного взаимодействия выбирать модель сотрудничества как предпочтительную при возникновении трудностей; стимулирование курсанта к принятию адекватной роли во взаимодействии и адекватному восприятию роли партнера; развитие умений управлять и подчиняться в требующих этого ситуациях, построению эффективных поведенческих моделей, основанных на соблюдении принятых в образовательной среде военного вуза норм и ценностей; развитие умений понимать иной нормативно-ценностный уклад и адаптироваться к нему во взаимодействии [1].

На базе Череповецкого военного инженерного института радиоэлектроники было проведено ис-

следование. Экспериментальная группа состояла из курсантов - 96 человек, набор 2007. В качестве контрольной взята группа набора 2006 года из 87 курсантов. В отношении них не применялись специально внедряемые нами методы, формы, способы педагогического стимулирования к преодолению трудностей во взаимодействии. На основе модели педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии в сообществе военного вуза была разработана программа, которая включала в себя несколько направлений деятельности.

Первое направление - подготовка будущих субъектов педагогического стимулирования, которая реализовывалась в форме профессионального тренинга. В нем приняли участие 22 преподавателя, начальник курса, 2 заместителя начальника курса. Профессиональный тренинг решал ряд задач. Информационный блок задач решался в формах профессиональных семинаров, которые строились в диалоговом режиме, включающем элементы информирования педагогов со стороны организаторов семинара и совместного обсуждения заявленных проблем. Поведенческий блок задач решался в процессе подготовки педагогов и был связан с созданием условий для развития собственных навыков эффективного взаимодействия с курсантами, реа-

120

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Яхеева В.Ф., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.