Научная статья на тему 'Модель формирования общения у воспитанников дома ребёнка'

Модель формирования общения у воспитанников дома ребёнка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ / СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / ЭКСПРЕССИВНО-МИМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА / РАННЯЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБЩЕНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ / MODEL OF COMMUNICATIVE SKILLS / MEANS OF COMMUNICATION / EXPRESSIVE FACIAL FUNDS / LEXICAL-GRAMMATICAL FORM / EARLY EMOTIONAL CONNECTION / ACTIVITY APPROACH TO DEVELOPMENT OF COMMUNICATION / HUMANISTIC ORIENTATION / PRINCIPLE OF ITERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Н. М.

Статья посвящена разработке и анализу модели формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста. Автором перечислены вопросы и проблемы, подчеркивающие актуальность созданной модели. В статье раскрывается сущность теоретической основы модели деятельностного подхода к развитию общения, позволяющей углубить представление о рассматриваемом вопросе. Автором статьи указаны и рассматриваются основные идеи модели и принципы организации педагогического процесса по формированию коммуникативных умений детей раннего возраста, а также приведены теоретические, организационно-технологические и содержательные компоненты модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF FORMING COMMUNICATION AMONG CHILDREN OF AN ORFANAGE HOUSE

The article is dedicated to development and analysis of models of formation of communicative abilities in young children. The author lists the issues and problems, stressing the importance of the model, designed in the course of this work. The article reveals the basics of the theoretical ground of the model-active approach to the development of communication that allows strengthening the understanding of the issues. The author of the article shows and discusses the basic ideas of the direction of the model and principles of organization of the educational process for the formation of communicative abilities of young children, as well as shows the theoretical, organizational and technological and informative model components.

Текст научной работы на тему «Модель формирования общения у воспитанников дома ребёнка»

сознании, ограничение числа рождений); «семья и дети - помеха для делового человека» (выраженная конкуренция между мотивом создания семьи и рождения детей - с одной стороны, и профессиональной карьерой - с другой; информационный удар по престижу семьи; разрушение ценности родительства). И таких опасных для общества мифов много. Поэтому важнейшей социально-политической стратегией в настоящее время является защита семьи на информационном уровне, в частности, организация обучения детей и родителей критическому анализу информационных потоков.

Обеспечение информационной безопасности - важная часть построения системы национальной безопасности. Эта проблема имеет непосредственное отношение к системе образования.

Повышенный контроль и создание системы поддержки состояния безопасности образовательных учреждений, их информационной и психологической защищённости, в настоящее время обусловлены следующими обстоятельствами:

1. Образовательные учреждения охватывают практически всю детско-подростковую популяцию страны.

2. Дети, подростки и юношество - это те возрастные категории, которые наиболее подвержены, информационным, мультимедийным, субкультрным влияниям, многие из которых сегодня являются опасными.

3. Не только дети и подростки, но и их родители, учителя и воспитатели далеко не всегда разбираются в сущности многих информационных влияний и не могут аргументированно и убедительно объяснить, например, опасную информационную «составляющую» некоторых тенденций современной молодёжной моды, (например, девиантный макияж), деструктивных молодёжных субкультур, компьютерных игр, социальных сетей и т. д. Поэтому требуется организация специального дополнительного образования для детей и взрослых (например, в форме курсов повышения квалификации), что уместно и вполне реально осуществить в образовательных учреждениях.

4. В России появились различные социальные и образовательные «инновации», которые уже причинили немалый вред не только развитию детей, но и системе образования, и обществу в целом.

5. Детский и подростковый возраст наиболее подвержен ад-дикциям разного типа.

Библиографический список

6. В стране растёт число детей и подростков с отклоняющимся от нормы поведением и детско-подростковая преступность. Нельзя исключить, что на этот процесс влияют соответствующие модели поведения, которые имеют место в расширенном информационном пространстве (интернет, реклама). Соответственно, обостряется потребность государства и общества в информационном просвещении и защите.

7. Русский язык, являясь стержнем нации и основанием её культуры, одновременно является фактором обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и объектом информационной защиты. В современном социуме существует много угроз для языковой культуры. В частности, много влияний, которые становятся факторами нарушения нормального развития речи ребенка и освоения культуры родного языка. К ним относятся: неумеренное внедрение компьютерных технологий, вторжение иноязычных слов, потеря интереса к книге и чтению, уменьшение времени прямого общения родителей с детьми, распространение ненормативной лексики, снижение уровня культуры речи в семье и в обществе, включая образовательные учреждения.

8. В силу произошедших в стране перемен и образовательные учреждения, и семья ослаблены в выполнении своих защитных и воспитательных функций, что требует дополнительного внимания со стороны государства и его институтов.

Вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты семьи, родительства и детства логично встраиваются в деятельность всех учреждений, профессионально связанных с семьёй.

Возникает вопрос:каким образом можно корректно и позитивно влиять на внутренний мир семьи в пространстве системы образования? Наш многолетний опыт подтвердил изначальное предположение: специально организованное семейное образование, проведение информационно-просветительской работы, организация курсов повышения квалификации для специалистов образовательных учреждений (директоров, заместителей по воспитательной и методической работе, учителей, социальных педагогов, воспитателей детских домов), разработка элективных курсов для учащихся способствует решению существующих проблем (в отношениях между семьёй и школой, между учителями и учениками, между родителями и детьми), помогает сплочению семьи и построению гармоничных супружеских и детско-роди-тельских отношений.

1. Мацковский М.С. Социология семьи. Москва, 1989.

2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. Москва, 1991.

3. Андреева Т. В. Психология современной семьи. Санкт-Петербург, 2005.

References

1. Mackovskij M.S. Sociologiya sem'i. Moskva, 1989.

2. Lesgaft P.F. Semejnoe vospitanie rebenka i ego znachenie. Moskva, 1991.

3. Andreeva T.V. Psihologiya sovremennojsem'i. Sankt-Peterburg, 2005.

Статья поступила в редакцию 03.12.14

УДК 372.32

Tolkova N.M., postgraduate, Department of Personal Psychology and Social Pedagogy, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), Е-mail: nmtolkova@gmail.com

A MODEL OF FORMING COMMUNICATION AMONG CHILDREN OF AN ORFANAGE HOUSE.The article is dedicated to development and analysis of models of formation of communicative abilities in young children. The author lists the issues and problems, stressing the importance of the model, designed in the course of this work. The article reveals the basics of the theoretical ground of the model-active approach to the development of communication that allows strengthening the understanding of the issues. The author of the article shows and discusses the basic ideas of the direction of the model and principles of organization of the educational process for the formation of communicative abilities of young children, as well as shows the theoretical, organizational and technological and informative model components.

Key words: model of communicative skills, means of communication, expressive facial funds, lexical-grammatical form, early emotional connection, activity approach to development of communication, humanistic orientation, principle of iteration.

Н.М Толкова, аспирант каф.психологии личности и специальной педагогики, ФГБОУ ВПО Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, E-mail: nmtolkova@gmail.com

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЁНКА

Статья посвящена разработке и анализу модели формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста. Автором перечислены вопросы и проблемы, подчеркивающие актуальность созданной модели. В статье раскрывается сущность теоретической основы модели - деятельностного подхода к развитию общения, позволяющей углубить представление о рассматриваемом вопросе. Автором статьи указаны и рассматриваются основные идеи модели и принципы организации педагогического процесса по формированию коммуникативных умений детей раннего возраста, а также приведены теоретические, организационно-технологические и содержательные компоненты модели.

Ключевые слова: модель формирования коммуникативных умений, средства общения, экспрессивно-мимические средства, лексико-грамматическая форма, ранняя эмоциональная связь, деятельностный подход к развитию общения, гуманистическая направленность, принцип интеграции.

В доме ребенка дети попадают в особые условия жизни. Здесь нет близких им людей, круг получаемых впечатлений ограничен, постоянное пребывание в коллективе, недостаточное общение с взрослыми - всё это влияет на поведение, развитие, здоровье детей, отягощённых к тому же неблагоприятным анамнезом [1, с. 256 ]. Этой категории детей свойственны полное отсутствие инициативы и интереса к окружающему миру, апатичность к индивидуальному жизненному распорядку и каким-либо волевым проявлениям [2, с.58].

Средства общения у детей из дома ребёнка не соответствуют мотивам и потребностям. Экспрессивно-мимические средства достаточно бедны и однообразны, доминирующим средством является речь, которая отличается скудным содержанием лексико-грамматических форм. Собственная активность ребёнка остается ситуативной и неосознанной [3, с. 38].

В сочетании с гипертрофированной потребностью в общении со взрослыми, вызванной дефицитом такого общения в детском учреждении интернатного типа, зависимость эмоционального благополучия ребёнка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность этого общения и создает совершенно специфический тип отношений со взрослыми [4, с. 44]. Это происходит не только вследствие нарушения ранних эмоциональных связей с матерью и другими близкими взрослыми, но и оттого, что жизнь в детском учреждении зачастую не требует личности в той её функции, которую она выполняет или, по крайней мере, должна выполнять в нормальной человеческой жизни.

Одной из проблем домов ребёнка является проблема психолого-педагогической культуры отношения взрослого к конкретному малышу. В воспитательном процессе в домах ребенка есть такие недостатки, как: отсутствие реализации индивидуального подхода к детям с учётом их психологических особенностей; использование силы зависимости ребенка от их настроения, внимания для управления его поведением. У детей не формируется ощущение своей незаменимости, необходимости другим людям. Это ведёт к тому, что мотивация общения и взаимодействия с людьми становится узкопрагматичной и связана с желанием получить от партнеров по общению - взрослых, помощи, услуг, или приспособиться к их настроению, требованиям [5].

Общение взрослых с детьми сконцентрировано на отрицательном полюсе оценивания, смещено из сферы практической активности в дисциплинарную. Невозможность реализации потребностей в любви и признании, которые у детей-сирот сохраняются как доминантные в иерархической структуре сферы потребностей, приводит к аффективным срывам, к ощущениям гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния. Лишение ребенка любви и признания приводит к деформации детской личности в сторону отчуждения, ситуативная реализация потребностей в любви и признании не компенсирует последствия хронической депривации реализации этих потребностей и приводит к отклоняющемуся социальному поведению [1, с. 118].

При разработке модели формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста был, прежде всего, осуществлён выбор подхода к её построению. Разработанная нами модель содержит теоретическую основу деятельностного подхода к развитию общения, который предполагает реализацию взаимодействия ребёнка со взрослым и со сверстниками (табл.1).

Такое построение модели развития общения у воспитанников дома ребенка, раннего возраста нам представляется целесообразным.

Теоретический анализ подходов к разработке общей модели развития общения детей раннего возраста в психолого-педаго-

гических исследованиях приводит к выделению трёх критериев, которым должна удовлетворять искомая модель:

1. Педагогическая деятельность в ней понимается как принципиально коммуникативная, то есть такая, в которой общение является центральной образующей.

2. Само общение ребёнка представлено как целенаправленная деятельность.

3. Ребёнок предстает в ней как участник, партнёр в совместной деятельности с другими ее участниками.

При построении модели мы исходили из общетеоретических основ моделирования, в соответствии с которыми были определены основные характеристики модели как педагогического объекта:

- модель должна включать такие компоненты, которые непосредственно и однозначно (положительно) влияют на качество процесса;

- модель должна иметь такую структуру, которая достаточно легко диагностируется и контролируется на всех стадиях её реализации;

- модель должна обеспечивать не только контроль осуществления процесса развития, но и возможность активного вмешательства с целью внесения корректив в данный процесс.

Основные идеи данной модели состоят в следующем:

1. Ребенок - становящаяся личность, носитель особого культурного мира. Он находится в детском учреждение, в котором не работает, а живёт: общается, играет, задаёт вопросы, не расчленяя первоначально эти цели и свои ролевые функции в общении со взрослым и сверстником.

2. Взрослый - суверенный субъект педагогического творчества, являющий собой образ и образец современной гуманистической культуры.

3. Знание ориентировано ценностным смыслом, имеет воспитывающую мировоззренческую направленность, организовано идеей целостной картины мира и человека в нем.

В опоре на вышеизложенные идеи были разработаны теоретические, организационно-технологические, содержательные компоненты модели.

Теоретические компоненты модели представлены, прежде всего, основными принципами организации педагогического процесса по формированию коммуникативных умений детей раннего возраста: деятельностным, единства деятельности и общения, творчества, гуманистической направленности, интеграции.

1. Деятельностный принцип. Его сущность заключается в том, чтобы не давать детям готовые знания в объяснительно-иллюстративной форме, а создавать такие условия, при которых дети с помощью педагога находят решение проблемы.

2. Принцип единства деятельности и общения. Посредством деятельности общение и организуется, и обогащается, в нём возникают новые межличностные связи и отношения. Вне феноменов деятельности и общения нет никакого воспитания и никакого развития.

3. Принцип творчества (креативности). Максимальная ориентация на творческое начало при взаимодействии взрослого и ребёнка. Коммуникационная деятельность рассчитана на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от взрослых и детей совместных поисков.

4. Принцип гуманистической направленности. При организации коммуникационной деятельности должны строиться истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми, подразумевающие отношение педагога к воспитаннику как к субъекту собственного развития, и в соответствии с этим, построение вза-

Таблица 1.

Модель деятельностного подхода к развитию общения

этапы компоненты Цель: развитие общения детей раннего возраста Задачи: - формирование знаний, умений и навыков в общении (коммуникативной культуры); - стимулирование потребностей в развитии и саморазвитии общения со взрослыми и сверстниками.

Целевой компонент

1 этап прогностический Методологический компонент Содержательный блок - система знаний, умений и навыков в области коммуникативной культуры и педагогического общения

Мотивационный блок - потребность овладения культурой общения; - стремление к межличностной коммуникации, заинтересованность в общении со сверстниками и педагогом.

Личностно-деятельный блок -учёт личных особенностей детей раннего возраста в коммуникативной деятельности; - реализация форм и методов обеспечивающих овладение знаний и умений, необходимых для вовлечения в общение.

2 этап практический Организационно-деятельностный компонент Дидактическое обеспечение: Дидактический комплекс (программа, методические рекомендации, игровые упражнения и т.п.). Формы организации: индивидуальные, групповые.

3 этап диагностический Оценочный компонент Диагностический комплекс: наблюдение, мониторинг, беседы, речевые задания, игровые упражнения и т.п.

4 этап итоговый результатывный Уровни сформированности коммуникативных умений: низкий - средний - высокий

имодействия с его личностью на основе субъект-субъектных отношений. Также принцип относится к построению гуманных отношений детей друг к другу [6, с.212]. Детям предлагается пережить чувство общности друг с другом, их учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Принцип предполагает создание условий, при которых дети чувствуют себя «как дома», ориентацию детей на успех в совместной деятельности, получение удовольствия от самой деятельности. И здесь главной является педагогическая помощь и поддержка, связанная с тем, что взрослый должен относиться к воспитаннику с любовью, заинтересовывая и увлекая его предложенным игровым материалом, заражая своей эмоциональностью, поддерживая малейшие проявления внимания детей друг к другу.

5. Принцип интеграции. Объединение различных видов деятельности (игровой, специально организованных занятий, свободной деятельности, во время проведения режимных процессов и т.д.). Данное объединение, с одной стороны, обеспечивает единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности, с другой стороны, способствует формированию у дошкольника целостного представления, личностного отноше-

ния ребенка к полученным знаниям, окружающему миру, умения применять их в практической деятельности.

Разрабатывая организационно-структурные компоненты модели, мы вышли на основные направления работы по формированию коммуникативных умений в игровой и самостоятельной деятельности.

Данные положения преломились в модели в следующих направлениях работы по формированию коммуникативных умений детей раннего возраста.

Первое направление реализовывается по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника как объекта взаимодействия. То есть предполагается работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитии делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов, что в конечном итоге ведёт к формированию мотивационно-ценностного отношения к общению и развитию коммуникативных представлений.

Второе направление заключается в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства.

Изложенные выше компоненты модели обусловили выбор форм и методов формирования коммуникативных умений детей.

Основной формой работы с детьми нами определены коллективные и групповые игровые развивающие занятия. Данная форма не может не диктовать и методический компонент модели, который может быть представлен различными видами игр. Кроме того, в данном комплексе активных методов, имеющих также игровую природу, находятся: метод игровых упражнений, игровых этюдов, коллективной театрализации.

Таким образом, в модели формирования общения детей раннего возраста находит отражение педагогическая система,

Библиографический список

включающая теоретические, организационно-структурные, содержательные компоненты. Реализация данного теоретического конструкта на практике может напрямую или косвенно способствовать процессу формирования коммуникативных умений детей раннего возраста. В связи с этим резонно появление в качестве одного из компонентов модели - результативного, предполагающего выделение показателей и критериев сформированности основных компонентов коммуникативных умений.

1. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка: 2-е издание. Москва, 2001.

2. Белкина В.Н. Взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками: психологический и педагогический аспекты. Ярославль, 2010.

3. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками Москва, 2000.

4. Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. Санкт-Петербург, 2005.

5. Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности. Available at: http: // toviech.ru

6. Белкина В.Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками. Ярославль, 2006. References

1. Lisina M.I. Obschenie, lichnost'ipsihika rebenka: 2-e izdanie. Moskva, 2001.

2. Belkina V.N. Vzaimodejstvie detej doshkol'nogo vozrasta so sverstnikami: psihologicheskijipedagogicheskij aspekty. Yaroslavl', 2010.

3. Smirnova E.O. Osobennosti obscheniya s doshkol'nikami Moskva, 2000.

4. Valickaya A.P. Novaya shkola Rossii: kul'turotvorcheskaya model'. Sankt-Peterburg, 2005.

5. Kudryavcev V.T. Fenomen detskoj kreativnosti. Available at: http: // toviech.ru

6. Belkina V.N. Podgotovka studentov k pedagogicheskomu regulirovaniyu vzaimodejstviya detej so sverstnikami. Yaroslavl', 2006.

Статья поступила в редакцию 24.12.14

УДК 378

Fomenko S.I., postgraduate, History and Philosophy Department, Marine State Academy n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novosibirsk, Russia), Е-mail: fomenko.sergei.ivanovich@mail.ru

THE METHODOLOGY FOR PROJECTING PATRIOTIC EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL. This article discusses the problems of the theory of patriotic education in military educational institutions of Russia. The paper substantiates the idea that the patriotic education of military personnel in the course of their training leads to a higher social status of servicemen in the country. The author states that the methodological basis of the theory of patriotic education are realized in laws and categories.

The work mentions that the lawscan help to discover the laws of a global nature, but only after their reflection in the consciousness of the society. The purpose of this paper is the analysis of the study of military science, which has its own methodology, which requires research and knowledge through practical activities, for example, in the training of military personnel. Training of military staff can be called a global process. Each state shall consider the theory of patriotic education of its military personnel in its own way. However, in the process of continuous reforming of education in military organizations one can found identical relationships that define the general laws.

The article presents the author's interpretation of key trends in the theory of patriotic education of military personnel, on the basis of which the author defines the laws of patriotic education in educational military institutions. The general laws of development of the theory of patriotic education permit to construct a common communication environment that contributes to the consolidation and development of the principles of tolerance and humanism.

Specific laws of the theory of patriotic education confirm the level of economic, cultural and political development of the state. Identification of patterns in the process of education and training of military personnel leads to the creation of an accessible learning environment, which have uniform local and general laws of development.

The article concludes that the study of specific laws and the laws of war, for example, in the theory of patriotic education should be carried out in several directions: structural, internal and external; administrative and information technology. However, not all military educational institutions use all listed direction integratively. The knowledge of the laws and regularities, as the author says, will give an opportunity to discuss the problem of creating conditions for patriotic education in all universities of the country and for all categories of servicemen.Thus, the certain stable relationships and various dependencies, occurring during activation of patriotic education in military affairs, allow setting a number of subjective regularities of patriotic education that justify laws in terms of methodology of pedagogy. The article also analyzes some aspects of the system of patriotic education as an argument for the existence of significant patterns of its development.

Key words:methodology, laws, laws of the theory ofpatrioticeducation.

С.И.Фоменко, аспирант каф. истории и философии Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, Е-mail: fomenko.sergei.ivanovich@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ

В данной статье рассматриваются проблемы развития теории патриотического воспитания в военных образовательных учреждениях России. Обосновывается идея о том, что патриотическое воспитание при подготовке военных кадров ведёт к повышению социального статуса военнослужащих России. В статье автор утверждает, что методологической основой теории патриотического воспитания являются законы и категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.