Научная статья на тему 'Модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности'

Модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОРМЫ ЭТИКИ / МОДЕЛЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHOREOGRAPHIC ACTIVITY / NORMS OF ETHICS / MODEL / PRESCHOOL AGE CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завражин Марк Юрьевич

В статье рассмотрена актуальность проблемы формирования навыков этикета у детей дошкольного возраста в процессе хореографической деятельности; на основе изучения теоретико-методо-логических основ определены организационно-педагогические условия, специфика, сущность, а также представлена разработанная модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завражин Марк Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION MODEL OF SKILLS OF ETHICS AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE DURING CHOREOGRAPHIC ACTIVITY

In clause the urgency of a problem of formation of skills of norms of ethics at children of preschool age is considered during choreographic activity; on the basis of study of theoretical and methodological bases the pedagogical conditions are determined, the specificity, essence, and also is submitted the developed model of formation of skills of norms of ethics at children of preschool age during choreographic activity.

Текст научной работы на тему «Модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности»

УДК 792.8

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Марк Юрьевич ЗАВРАЖИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,

e-mail: grigorev_tmb@list.ru

В статье рассмотрена актуальность проблемы формирования навыков этикета у детей дошкольного возраста в процессе хореографической деятельности; на основе изучения теоретико-методологических основ определены организационно-педагогические условия, специфика, сущность, а также представлена разработанная модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

Ключевые слова: хореографическая деятельность; нормы этики; модель; дети дошкольного возраста.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, позволяющим быть успешным в социальном взаимодействии.

На фоне сложных социальных проблем, как никогда, становится важным воспитание у подрастающего поколения навыков этикета

- совокупности сформированных, социально значимых качеств личности, поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности и этики, определяющей правила поведения людей в различных местах и при самых разных обстоятельствах.

Культурный уровень того или иного человека, в первую очередь, оценивается по его внешним проявлениям, то есть поведению. Этикет, являясь одним из способов оформления социальных взаимодействий, позволяет адаптироваться в изменяющейся социальнокультурной среде.

Наибольший интерес в этом плане представляет дошкольный возраст, так как именно в это время закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, формируются первые мироощущения, необходимые в последующей жизни взрослому человеку.

Дошкольное образование, являясь первоосновной социокультурного становления личности ребенка, в состав содержательной стороны жизнедеятельности детей включает искусство как базовый компонент образовательного процесса, направленный на формирование эстетических и нравственных чувств ребенка к реальному миру.

Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Движения под музыку можно рассматривать не только как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка, но и как развитие его личности в целом.

Теоретико-методологическим основанием исследования являются труды по философии и теории искусства, эстетике, психологии и педагогике. В частности, ключевыми идеями для работы послужили:

- культурологический и искусствоведческий подход к хореографии (Г.Ф. Богданов, И.О. Дубник, А.В. Солодовников, В.И. Уральская и др.), определяющий роль искусств в развитии личности (А.Н. Столович, В.Н. Семенов, В.С. Селиванов, Б.М. Теплов, П.А. Флоренский и др.);

- понимание единства личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев,

A.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,

B.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, В.А Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и др.);

- взаимодействие искусства и воспита-

ния, заложенные в работах известных психологов: Л.И. Божович, Л.С. Выготского,

Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.;

- современные подходы к проблемам гуманизации образования (Ш.А. Амоношви-ли, А.Г. Асмолов, В.П. Бездухов, М.Н. Беру-лава, Е.В. Бондаревская, М. В. Бугуславский,

A.B. Кирьякова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.В. Сень-ко, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Г.С. Сухоб-ская, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);

- понимание искусства как сферы особого культурного опыта (Д.С. Лихачев. Т. Е. Шехтер, Ю. М. Шор, М. С. Каган,

B.В. Бычков, О.А. Кривцун, Ю.Б. Борев, Е.Г. Яковлев и др.);

- психологическое и социально-психологическое обоснование процессов художественного восприятия (Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, М.С. Каган, О.А. Крив-цун, Д.А. Леонтьев, П.В. Симонов и др.);

- понимание культурной традиции как способа осуществления преемственности тенденций творческой деятельности прошлого, имеющих значение для современного развития (Д.С. Лихачев, А.С. Запесоцкий,

В.Г. Лукьянов и др.);

- понимание исторически сложившихся типов эстетического сознания, где ключевым является понятие «категории детства», от сохранения или утраты которого зависит творческий потенциал личности (А.А. Раду-гин);

- культурологические аспекты воспитания: приобщение детей к ценностям, обеспечивающее восхождение детей к культуре (Н.В. Бордовская, З.И. Васильева, О.С. Газ-ман, И.Н. Емельянова, М.С. Каган, И.А. Колесникова, В.А. Конев, Н.Б. Крылова, A.A. Реан, Е. В. Титова и др.);

- социально-культурные аспекты формирования и развития нравственных и эстетических ценностей в исследованиях М. А. Ариарского, Т. И. Баклановой, Е. И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Л.С. Зориловой, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовки-на, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, В.Я. Суртаева, В.М. Чижикова,

Н.Н. Ярошенко и др.

Анализ состояния проблемы образования и воспитания подрастающего поколения дает возможность рассмотреть освоение культуры человеком как необходимое условие его достаточно комфортного существо-

вания в обществе [1, 2]. В контексте социальных отношений культура представляет собой меру развития человека, становления личности в процессе деятельности и усвоения социального опыта. Культура создает мир человеческих взаимоотношений на основе единства и многообразия, которые наиболее полно выражают интегративные связи человека, культуры и социальной системы общества [3, 4].

Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Вопрос о влиянии культуры на формирование и изменение личностных стереотипов, содержащих моральные и эстетические нормы, это прежде всего, вопрос об основаниях появления и существования этого вида стереотипов. Они представляют собой эталоны поведения, «... благодаря особенностям которых моделируется тип нравственных взаимоотношений между людьми, характерный для данной культуры» [5].

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. Взаимопонимания и сотрудничества можно достигнуть лишь в том случае, если каждый будет вежлив, сдержан и деликатен. За многовековую историю развития человеческой культуры выработался ряд правил поведения, которые обычно называют правилами хорошего тона или правилами этикета. Этикет - большая и важная часть общечеловеческой культуры, впитавшая в себя представления народов о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности [6]. Культура поведения и этикет - совокупность духовных ценностей, правил, норм и ритуалов, регулирующих характер взаимоотношений между людьми; служащих для того, чтобы облегчить человеку вхождение в общество, сделать условия его общения с другими людьми приятными и удобными.

В процессе воспитания подрастающего поколения необходимо комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры - от социально-экономических отношений до окружающей морально-психологической атмосферы.

Задачи

- форм. хореогр. навыков, умения понимать «язык» движений, их красоту

- форм. умений выражения собственных ощущений

- восп. интереса

- восп. общечел. ценностей

- форм. эталонного предст. об этических нормах

- форм. культуры поведения и культуры общения

- разв. позн. активности

- разв. психомот. способн., обретение гармонии своего тела; развитие эстет. чувства

- форм. творческого отношения к

делу

- овлад. элемент. знаниями и понят., терм. хор. искусства

- преод. застенчивости

- гармоничное разв. личности ребенка

Гуманизации, деятельностного подхода, доступности, постепенного повышения требований, систематичности, культуросообразности, вариативности моделей познавательной деятельности, доброжелательности и положительной мотивации, развития самоценных форм активности, амплификации, гендерности, индивидуализации, целостности, игрового познания, обеспечения успеха, коммуникативного партнерства и сотрудничества

коммуникативная, социокультурная, развивающая, психотерапевтическая, воспитательная, обучающая, эстетическая

Функции Средства

наглядные, технические, ис-

кусств. и творч., литература, худ. самод., средства массовой ин-форм. и др.

Условия:

- признание приоритетности форм. навыков этикета

- испол. потенциала хореографической деят.

- выявление факторов, способствующих оптимизации процесса

- разработка модельного подхода

- построение деятельности на основе комплексной педагогической программы

- наличие подготовленных педагогов

- сотрудничество педагогического коллектива и семьи

- проведение оценки сформиро-ванности навыков этикета на основе системы уровней, критериев и показателей

Практикум (разучивание танцев, постановка этюдов); самостоятельная хореографическая деятельность; сюжетно-тематические комплексы; выступления; совместная хореографическая деятельность взрослых и детей; «мини-балет»; танцевальные занятия; игры с элементами хореографии в процессе праздников и развлечений; конкурсы, концерты; экскурсии; посещение театров; концертов; видеопросмотр и др.

Формы Методы

упражнения; танцевальные элементы и композиции; игровой импровизации; инсценировки; объяснение; рассказ педагога и рассказ детей; показ; беседы; анализ; иллюстративной наглядности; просмотр видеофильмов; знакомство с произведениями искусства; обсуждение; творческие задания, поощрение, соревнование, создание ситуации успеха

Критерии: когнитивный, эмоциональный, поведенческий

Уровни: высокий, средний и низкий

Результат: повышение уровня сформированности навыков этикета у дошкольников

Рис. 1. Модель формирования навыков этикета дошкольников в процессе хореографической деятельности

Дошкольный возраст - ответственный период психического развития ребенка, так как в это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности, основы гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется его личность [7, 8].

В возрасте 5-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. В этом же возрасте дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной, нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.

Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития дошкольников. Продуктивность воспитания детей средствами хореографии обусловлена ее синтезирующим характером, объединяющим в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Заложенные в танце социокультурные ориентации (как телесные, так и духовные) позволяют ему играть существенную роль в процессе социализации личности, способствуя полноценному постижению мира культуры.

Особую значимость становление хореографических умений приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры.

Хореография, как искусство коллективное, сплачивает детей, развивает чувство требовательности, принципиальности, ответственности. Воспитательная деятельность хореографических коллективов рассматривается нами как совокупность особых социально-культурных условий, обеспечивающих гармонизацию интересов личности и общества, создание благоприятной творческой атмосферы, преодоления издержек и противоречий социального воспитания, формирования педагогических предпосылок для воспитания у детей поведенческой культуры.

Воспитание этикета является одной из важнейших сторон на занятиях по хореографии. Внимание и забота о других - необходимое качество, и занятия хореографией решают эти задачи. Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность фор-

мы в хореографическом классе переносится и на постоянный внешний вид детей, которые выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения одежды.

Проведенный анализ основных подходов к исследованию проблемы позволил выявить сущность и специфику формирования навыков этикета у дошкольников в хореографической деятельности.

Сущность формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности определяется как целенаправленный педагогически регулируемый и координируемый процесс включения детей в танцевальную деятельность, позволяющий приобрести комплекс знаний, умений и навыков, регламентирующий их поведение в различных ситуациях в соответствии с общепринятыми в обществе нормами нравственности, правилами учтивости и вежливости, способствующими достижению взаимопонимания и удовлетворяющими совокупности требований и ожиданий, предъявляемых к человеку современным обществом.

Специфика хореографического искусства в формировании навыков этикета у дошкольников заключается в уникальности педагогического воздействия танцевальной деятельности на сознание, чувства и поведение детей, позволяющем формировать общую поведенческую культуру, приобретать определенные манеры и принятые в обществе способы общения с окружающими.

Рассмотрение проблемы формирования навыков этикета у дошкольников, а также возможностей использования хореографической деятельности позволило нам разработать теоретическую модель данного процесса, включающую цель, задачи, принципы, условия, этапы организации педагогической деятельности, содержание, функции, формы, методы, средства, критерии, показатели и уровни оценки, предполагаемый результат деятельности (рис. 1).

Целью организации педагогической деятельности является формирование навыков этикета у детей дошкольного возраста. Среди задач педагогической деятельности нами выделены следующие: формирование хореографических навыков, умения понимать «язык» движений, их красоту; формирование умений выражения собственных ощущений,

используя язык хореографии; воспитание устойчивого интереса к занятиям хореографией, которое ведется на основе развития интереса к истории культуры, искусства, окружающему миру; воспитание общечеловеческих ценностей в процессе занятий хореографией; формирование эталонного представления об этических нормах; формирование культуры поведения и культуры общения; развитие познавательной активности участников; развитие психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений; развитие эстетического чувства; формирование способности творчески относиться к любому делу; овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, терминологией хореографического искусства; преодоление застенчивости и скованности у недостаточно активных детей; содействие гармоничному развитию творческой личности ребенка.

Кроме того, нами был разработан комплекс социально-культурных условий, позволяющих осуществлять формирование навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности, а также определены принципы, функции, методы, средства и формы педагогической деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографии. В модели изложено содержание, реализуемое в педагогической программе «Волшебный мир танца», направленной на формирование навыков этикета у дошкольников в хореографической деятельности, а также предложен разрабо-

танный критериальный аппарат, включающий уровни, критерии и показатели сформи-рованности навыков этикета у дошкольников. Результатом педагогической деятельности является повышение уровня сформи-рованности навыков этикета у дошкольников.

Таким образом, разработанная нами теоретическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую работу по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.

1. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

3. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности // Социологические исследования. М., 1970. Вып. 3. С. 25-40.

4. Флиер А.Я. Российская культурология и ее общие основания как системы знаний // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М., 2003. № 1. С. 34-45.

5. Самнер У.Г. Народные обычаи. М., С. 26.

6. Андреев В. Ф. Золотая книга этикета. М., 2004.

7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / под ред. и со вступительной статьей А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. М., 1956.

8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1996.

Поступила в редакцию 23.01.2012 г.

UDC 792.8

FORMATION MODEL OF SKILLS OF ETHICS AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE DURING CHOREOGRAPHIC ACTIVITY

Mark Yuryevich ZAVRAZHIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In clause the urgency of a problem of formation of skills of norms of ethics at children of preschool age is considered during choreographic activity; on the basis of study of theoretical and methodological bases the pedagogical conditions are determined, the specificity, essence, and also is submitted the developed model of formation of skills of norms of ethics at children of preschool age during choreographic activity.

Key words: choreographic activity; norms of ethics; model; preschool age children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.