Научная статья на тему 'Модель формирования межкультурной компетентности специалистов сервиса и туризма'

Модель формирования межкультурной компетентности специалистов сервиса и туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / КРАЕВЕДЕНИЕ / CROSS-CULTURAL COMPETENCE / MODEL / SOCIO-CULTURAL APPROACH / REGIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лиханова Виктория Валерьевна

Статья посвящена проблеме формирования межкультурной компетентности специалистов сервиса и туризма. Автором предложена модель по формированию межкультурной компетентности на основе внедрения краеведческого материала в процесс обучения иностранным языкам. Модель основана на социокультурном, деятельностном и краеведческом подходах и представляет собой сложное многоуровневое образование. В модели предложены компоненты, раскрывающие ее структуру, а также выявлены уровни сформированности межкультурной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of cross-cultural competence formation of service and tourism specialists

The article is devoted to the problem of cross-cultural competence formation of service and tourism specialists. The author offers a model of cross-cultural competence formation based on the introduction of regional studies materials in the process of foreign language training. The model is based on socio-cultural, activity and regional studies approaches and it is a multilevel composition. The components are included in the model, which reveal its structure. The levels of formed cross-cultural competence have been also identified.

Текст научной работы на тему «Модель формирования межкультурной компетентности специалистов сервиса и туризма»

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. -М.: ИОСО РАО, 2002. - 488 с.

6. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы сту-

дентов в контексте компетентностного подхода: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. -Вып. 1. - С. 117-137.

7. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.

8. Шамова Т.И., Лебедев В.В. Структуриро-вание компетенций и их связь с компетентностью // сб. мат. VIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - М.: АПК и ПРО, 2004. - Ч. 1. - С. 26-35.

Дульчаева Ирина Львовна, старший преподаватель кафедры профессионального обучения и математики Педагогического института Бурятского госуниверситета. E-mail: dil71@mail.ru.

Dulchaeva Irina Lvovna, senior teacher, department of professional training and mathematics, Pedagogical Institute, Buryat State University. E-mail: dil71@mail.ru.

УДК 378.1:379.8 © В.В. Лиханова

Модель формирования межкультурной компетентности специалистов сервиса и туризма

Статья посвящена проблеме формирования межкультурной компетентности специалистов сервиса и туризма. Автором предложена модель по формированию межкультурной компетентности на основе внедрения краеведческого материала в процесс обучения иностранным языкам. Модель основана на социокультурном, деятельностном и краеведческом подходах и представляет собой сложное многоуровневое образование. В мо. дели предложены компоненты, раскрывающие ее структуру, а также выявлены уровни сформированности меж. культурной компетентности.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, модель, социокультурный подход, краеведение.

V.V. Likhanova

Model of cross-cultural competence formation of service and tourism specialists

The article is devoted to the problem of cross-cultural competence formation of service and tourism specialists. The author offers a model of cross-cultural competence formation based on the introduction of regional studies materials in the process of foreign language training. The model is based on socio-cultural, activity and regional studies approaches and it is a multilevel composition. The components are included in the model, which reveal its structure. The levels of formed cross-cultural competence have been also identified.

Keywords: cross-cultural competence, model, socio-cultural approach, regional studies.

В настоящее время небывалую остроту приобрела актуальность всех вопросов, связанных с эффективностью межкультурной коммуникации, главным условием которой является взаи... мопонимание культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации. Меж. культурная коммуникация представляет собой процесс непосредственного взаимодействия культур (диалога культур), который осуществ... ляется в рамках несовпадающих национальных стереотипов мышления и коммуникативного поведения, что влияет на взаимопонимание и взаимоотношения между общающимися сторонами.

Межкультурная компетентность является актуальным вопросом современной российской педагогической науки, которому посвящены ис-

следования таких ученых, как В.А. Болотов, В.В. Краевский, Г.В. Селевко, В.В. Сериков,

A.В. Хуторской, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова,

B.Н. Куницина, Л.И. Берестова и другие.

При исследовании сущности межкультур... ной компетентности мы опираемся на определение образовательной компетенции, предложенное А.В. Хуторским. Он определяет компетенцию как «совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности личности, необходимых, чтобы осуществить личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к субъектам реальной действительности» [2; с. 62]. В современной педагогике также выделяется понятие «компетентность», которое фактически представляет собой личностное от-

ношение к деятельности, мотивы и ценностные ориентации, способности и характеристики личности, т.е. личностные качества человека.

Прежде всего, для разделения общего и индивидуального будем отличать часто синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция (лат. - сотре(епаа) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Близость терминов «компетенция» и «компетентность» закономерно породила известную сложность. Эти термины рассматриваются либо как самостоятельные понятия, либо «компетентность» трактуется как реализация «компе... тенции» или даже как понятие, тождественное ей по смыслу.

Сегодня вопросами профессиональной компетентности и ее специальных видов занимается новая наука - акмеология, рассматривающая компетентность с системных позиций, выделяя в ней подсистемы профессиональной деятельности, нормативной регуляции, деятельности, поведения и др. Сторонник акмеологического подхода А. Деркач определяет профессиональную компетентность как «главный когнитивный компонент подсистемы профессионализма деятельности, сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью» [1, с. 253].

Интерпретации понятия «межкультурная компетентность», его компонентная наполняемость разнообразны, но вместе с тем большинство авторов сходятся в том, что межкультурная компетентность не ограничивается наличием у обучающихся знаний культурных стандартов страны изучаемого языка, знаний о сходствах и различиях своей и иной культуры. Межкультурная компетентность представляет собой слож-

ную комбинацию знаний, умений, качеств и способностей личности, обеспечивающих выбор адекватных способов и стратегий коммуникативной и некоммуникативной деятельности и поведения студентов в условиях межкультурного взаимодействия.

Важнейшим результатом формирования межкультурной компетентности специалистов сферы сервиса и туризма должна стать способность к непрерывному образованию и совершенствованию в направлении поликультурности.

Для осуществления эффективной подготовки специалистов сервиса и туризма к межкультурному взаимодействию требуется четкая организация, учитывающая все факторы в образовательном процессе. В этой связи разработана модель формирования межкультурной компетентности специалистов сервиса и туризма с использованием краеведческого материала.

Данная модель основана на системном, социокультурном и краеведческом подходах и представляет процесс подготовки специалистов сервиса и туризма к межкультурному взаимодействию как сложное многоуровневое образование, включающее целевой, деятельностный, содержательный, критериальный и результативный компоненты, взаимосвязь и целостность которых способствует формированию межкультурной компетентности студентов неязыковых вузов (рис. 1).

Системный подход позволяет рассматривать процесс подготовки специалистов сервиса и туризма к межкультурному взаимодействию как единую систему, для которой характерно наличие связей между ее компонентами. Социокультурный подход дает возможность организовывать работу в виде активного диалогового взаимодействия субъектов образовательного процесса. Краеведческий подход способствует освоению культурных ценностей как своей, так и иноязычной культуры, интеграции студентов в систему изучаемой культуры.

Моделируя процесс развития нравственных качеств личности студента средствами межкультурного диалога на уроках иностранного языка, мы опирались на работы С.И. Архангельского, В.Г. Афанасьева, М.А. Весны, И.Б. Новика, а также исходили из концепции В.А. Штофа, в которой под моделью понимается мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

Рис. 1. Модель формирования межкультурной компетентности специалистов сервиса и туризма

Рис. 2. Характеристика уровней сформированности межкультурной компетентности специалиста сервиса и туризма

Содержание модели дает возможность проследить основные стороны объекта исследования в их структурной и функциональной взаимосвязи. Так, целевой компонент отражает основную задачу - формирование межкультурной компетентности специалистов сервиса и туризма средствами краеведения, объединяющую все компоненты модели.

Деятельностный компонент раскрывает взаимодействие преподавателя и студента и выступает как фактор, обеспечивающий функционирование модели по формированию межкультурной компетентности специалиста сервиса и туризма.

Содержательный компонент модели включает в себя формы, методы, средства, приемы и технологии развития личности студента с использованием краеведческого материала через межкультурный диалог при изучении иностранного языка.

Результативный компонент позволяет определить степень интеграции всех компонентов модели, отражает уровни сформированности межкультурной компетентности специалиста сервиса и туризма.

В соответствии со степенью овладения студентами межкультурными знаниями и умениями выделяются три уровня сформированности межкультурной компетентности специалиста сервиса и туризма, содержательное наполнение которых определено по компонентному составу (рис. 2).

Для объективной оценки уровней сформи-рованности межкультурной компетентности специалистов сервиса и туризма определены следующие компоненты сформированности: когнитивный, мотивационно-ценностный и дея-тельностный.

Так, когнитивный компонент рассматривается как различный уровень владения краевед-

ческим материалом на иностранном языке. При определении деятельностного компонента были адаптированы существующие классификации коммуникативных умений Н.Ф. Долгополовой и А.Н. Ксенофонтовой и выделены пять групп коммуникативных умений с учетом трех уровней их развития.

В процессе обучения студентов они включают следующую структуру: ориентировочные умения, информационно-аналитические умения, речевые умения, креативные умения, рефлексивные умения.

Ориентировочные умения включают умение оценить ситуацию. Рефлексивные умения включают действия по самооценке, самоанализу. Креативные умения - умения принимать нестандартные решения, выходить из кризисных ситуаций, влиять на мнение других, а также писать статьи, пресс-релизы, участвовать в круглых столах и пресс-конференциях.

Информационно-аналитические умения, включающие получение информации, умение пользоваться имеющейся базой данных, информационной сетью, а также проводить своевременный анализ прессы, текстов.

Речевые умения связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. Это умения грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Мотивационно-ценностный компонент включает значимые мотивационные, волевые и эмоциональные качества языковой личности: толерантность, эмпатию, уважение к национальной культуре и традициям народов.

Эффективное функционирование модели формирования межкультурной компетентности специалистов сферы сервиса и туризма обеспечивается:

организацией образовательного процесса на основе социокультурного и краеведческого подходов, а также концепции «диалога культур», обеспечивающих саморазвитие личности студента, его интеграцию в системы мировой и

национальной культур, познание культурной идентичности себя и других людей;

• отбором краеведческого материала на основе принципов социокультурной и страноведческой ценности, аттрактивности и актуальности, с учетом региональной специфики и адресата отбора, а также принципов функциональности и минимизации материала;

• целенаправленным субъект-субъектным взаимодействием педагога и студента, обеспечивающим формирование когнитивного, моти... вационно-ценностного и деятельностного компонентов межкультурной компетентности обучающихся;

• применением активных форм и методов обучения, стимулирующих развитие у будущих специалистов сервиса и туризма корректности речи, представлений о межкультурной специфике общения.

В заключение отметим, что формирование межкультурной компетентности является в настоящий момент не просто модной проблемой современной методической науки. Оно является необходимым и актуальным для общества в целом и для конкретной личности, ее развития в частности. Недостаточное внимание к развитию межкультурной компетентности в процессе обучения иноязычному общению в неязыковом вузе может привести к проблемам будущих выпускников в их профессиональной деятельности при взаимодействии с носителями как иной, так и родной культуры, поскольку межкультурная компетентность - это компетентность особой природы, являющаяся существенной чертой зрелой личности, и формирование ее напрямую связано с процессом самоидентификации, обретением личного и национального достоинства.

Литература

1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М., 2004.

2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М., 2003.

Лиханова Виктория Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социокультурного туризма Забайкальского госуниверситета. E-mail: vika_likhanova@mail.ru

Likhanova Viktoria Valerievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of social and cultural tourism, Zabaikalsky State University. E-mail: vika likhanova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.