Научная статья на тему 'Модель формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников в вузе'

Модель формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курин А.Ю., Позднякова Н.В.

В статье дается определение компьютерной компетентности социального работника и подчеркивается, что в процессе ее формирования находят отражение множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой целью и функционирующих в целостном педагогическом процессе, которые в своем единстве обеспечивают условия успешной профессионализации будущего социального работника с акцентом на практический аспект знаний. Данный аспект потребовал разработки модели формирования компьютерной компетентности социального работника в процессе его обучения в вузе, которая включает в себя целевой, теоретический, технологический, критериальный и результативный блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курин А.Ю., Позднякова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников в вузе»

7. Izvekov I.N. Genealogija v sovremennom uchebnom processe: metodologija kursa «Istorija sem'i». Velikij Novgorod, 2008.

8. Izvekov I.N. Poznaj svoju sem'ju // Narodnoe obrazovanie. Serija: Shkola i vospitanie. M., 2008. № 5. S. 236-240.

9. Izvekov I.N. Sistema nravstvennogo vospitanija shkol'nikov: genealogicheskij aspekt // Filo-sofija obrazovanija. Novosibirsk, 2008. № 3. S. 157-163.

10. Krasko A.V. Shkola prakticheskoj genealogii. SPb., 2013.

11. Bykova L.A. Genealogicheskie informacionnye sistemy SShA. Annotirovannyj spravochnik. SPb, 2000.

12. Izvekov I.N. Istorija sem'i v istorii Otechestva: genealogija v uchebnom processe vysshej shkoly. M., 2014.

13. Kalistratova Je. A. Posobie po sostavleniju ro-doslovija. Ekaterinburg, 2007.

ABOUT A CORRELATION OF THE THEORY AND PRACTICE GENEALOGICAL CULTURE'S FORMATION OF STUDENTS

I.N. Izvekov

Institute of Educational Technology of Russian Academy of Education, Russia, Sochi. e-mail: izvekov37@mail.ru

Theory and practice of formation of student's genealogical culture as basis of genealogy pedagogic is analyzes in the article. Author prove the concept of value-genealogical approach in education and in complete educational circle. This concept is an innovation in the formation of student's genealogical culture. The basis of innovation is genealogical research of family's histories in national history. The main aim is to improve student's moral education and help them understand generation's continuity.

Key words: continuity, historical genealogy, genealogical values, genealogical culture, value-genealogical approach, identity, genealogical identity, complete educational circle.

УДК 36+378

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ

А.Ю. Курин, Н.В. Позднякова

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов. e-mail: kurinandrey@mail.ru

В статье дается определение компьютерной компетентности социального работника и подчеркивается, что в процессе ее формирования находят отражение множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой целью и функционирующих в целостном педагогическом процессе, которые в своем единстве обеспечивают условия успешной профессионализации будущего социального работника с акцентом на практический аспект знаний. Данный аспект потребовал разработки модели формирования компьютерной компетентности социального работника в процессе его обучения в вузе, которая включает в себя целевой, теоретический, технологический, критериальный и результативный блоки.

Ключевые слова: модель, компьютерная компетентность, социальные работники

Развитие и регулирование социальной сферы, обеспечение социальной стабильности в обществе и повышение качества жизни российских граждан в современных российских условиях приобретают особую значимость. Состояние социальной сферы напрямую зависит от эффективности деятельности социальных учреждений и служб, а также уровня профессиональной компетентности социальных работников этих учреждений.

Повышение эффективности деятельности социальных учреждений и служб мы видим в расширении их функциональных воз-

можностей и создании комфортных условий для специалистов и социальных клиентов путем реализации на всех уровнях социальной работы инновационных социальных технологий, использующих потенциал современных, активно развивающихся компьютерных технологий.

С учетом включения компьютерных технологий в сферу решения профессиональных задач, повышаются требования к качеству подготовки будущего социального работника к их использованию, проявляющемся в уровне сформированности его компьютерной компетентности, как состав-

ляющей профессиональной компетентности, в условиях образовательной среды вуза. Приобретает актуальность разработка и внедрение инновационных моделей, обеспечивающих процесс формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников в вузе [1].

Компьютерная компетентность будущего социального работника определяется нами как неотъемлемая составляющая его профессиональной компетентности, представляющая собой интегральное личностное качество, проявляющееся в ценностном отношении к компьютерным технологиям как способу и средству совершенствования технологического оснащения профессиональной деятельности и собственного становления и развития как будущего специалиста; осознанном интересе к компьютерным технологиям и сформированных мотивах непрерывного овладения ими для решения учебных, исследовательских и профессиональных задач; устойчивых знаниях в области информационных технологий, представлений об их роли и месте в совершенствовании технологий социальной работы; умениях и навыках их уместного использования при решении профессиональных задач в этических границах профессии [2].

В процессе формирования компьютерной компетентности будущего социального работника в вузе должны находить отражение множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой целью и функционирующих в целостном педагогическом процессе, которые в своем единстве обеспечивают условия успешной профессионализации будущего специалиста с акцентом на практический аспект знаний. Это требует разработки модели, интегрирующей компьютерную компетентность в целостный дидактический процесс.

В нашем исследовании представлена содержательная модель формирования компьютерной компетентности социального работника в вузе структурно-функционального типа.

В нее включены:

- предпосылки, актуализирующие необходимость формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников в ходе их вузовской подготовки;

- целевой блок;

- теоретический блок, включающий методологические подходы и дидактические принципы формирования компьютерной компетентности социального работника в вузе;

- технологический блок, состоящий из содержания академической подготовки студентов, организационно-педагогических условий, средств, методов, способствующих достижению успешного формирования компьютерной компетентности;

- для оценивания результатов формирования компьютерной компетентности разработан критериальный и результативный блоки.

В качестве предпосылок, актуализирующих необходимость формирования у будущих социальных работников компьютерной компетентности в ходе их вузовской подготовки, выделены следующие: современные требования к специалисту социальной работы с учетом особенностей его профессиональной деятельности в условиях информационного общества; активное внедрение компьютерных технологий в учреждениях системы социальной защиты населения, актуализирующее наличие кадров соответствующей подготовки; потребность социальной практики в специалистах, владеющих современными компьютерными технологиями.

Целевой блок модели представлен целью формирования компьютерной компетентности будущего социального работника в вузе. Цель любого вида образования - передача определенного объема накопленного опыта, культурных достижений. Педагогическая цель - это предвидение преподавателем и студентами результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса [3]. Такое общепедагогическое понимание цели применимо к рассматриваемой модели формирования компьютерной компетентности будущего социального работника в вузе.

Рассмотрим перечисленные подсистемы данной модели более подробно.

Определяя перспективную цель проектируемой нами модели, мы исходили из того,

что формирование компьютерной компетентности происходит в процессе развития у будущих социальных работников соответствующих знаний, умений и навыков в результате регулирования данного процесса первоначально извне, а в последующем в процессе самообучения и самоподготовки. Поэтому формирование компьютерной компетентности будущих социальных работников мы рассматриваем как регулируемый и саморегулируемый процесс. Отсюда в качестве перспективной цели мы рассматриваем формирование у будущих специалистов установки на дальнейшее постоянное саморазвитие компьютерной компетентности.

Поскольку предложена модель формирования определенного качества личности, то основные подцели логично спроецировать на структуру компьютерной компетентности будущих социальных работников, включающую в себя аксиологический, когнитивный, операционный компоненты. Структурные компоненты исследуемой компетентности выполняют свою функцию и соответствующую ей задачу:

- аксиологический => мотивирующая функция => формирование у будущих социальных работников значимых ценностных ориентации, направленных на непрерывное овладение компьютерными технологиями в ходе учебной, исследовательской и квазипрофессиональной деятельности, осуществляемой как в учебной аудитории, так и самостоятельно;

- когнитивный компонент => информационная функция => формирование у будущего социального работника компьютерных знаний в логике профессионального мышления, соответствующего требованиям информационного общества;

- операционный компонент => дея-тельностная функция => формирование у будущего социального работника информационно-компьютерных умений.

Теоретический блок модели связан с обоснованием методологических подходов и соответствующих им принципов к организации процесса формирования у будущих социальных работников компьютерной компетентности.

Разработка модели основана на постулатах системного, аксиологического, ком-

петентностного, личностно-ориентирован-ного, деятельностного, контекстного подходов. В содержательном плане принимаемые методологические подходы выполняют эвристическую функцию в познании выбранного объекта действительности и являются таким образом инструментом поиска нового знания.

В основу модели дидактической системы формирования компьютерной компетентности социального работника нами была положена следующая система дидактических принципов: системности и целостности, интерактивности, научности, соответствия целям и задачам вузовской подготовки, гуманизма, межпредметной интеграции.

Принцип системности и целостности -вытекает из закономерности педагогического процесса, задающей системность, взаимосвязанность и взаимообусловленность всех его компонентов.

Принцип интерактивности тесно связан с фундаментальными характеристиками обучения - взаимодействием и взаимовлиянием субъектов образовательного процесса. Развитие новых средств обучения на базе современных информационных технологий и применение их на междисциплинарном уровне раскрывает содержание принципа интерактивности через новые формы и методы учебной деятельности.

Принцип научности, раскрывающий неразрывную связь развития социальной сферы и процесса ее отображения в научных концепциях и теориях. Данный принцип обосновывает наукоемкость учебных дисциплин, устанавливая связи с основными направлениями социально-экономического развития общества. На основании этого принципа при усвоении студентами - будущими социальными работниками профессиональной информации происходит установление связей с научной прогностикой и систематическая переоценка научных накоплений, так как высшая квалификация специалиста определяется знанием того, как происходило развитие науки в прошлом, каковы ее характерные особенности в настоящем.

Принцип научности требует формирования содержания компьютерной компетентности в аспекте обучения по специальности

«Социальная работа» на основе нового научного знания о сущности, роли и месте компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

Принцип соответствия целям и задачам вузовской подготовки специалиста социальной работы - уровень компьютерной компетентности должен соответствовать уровню подготовленности студента, а также уровню необходимости общества в специалистах социальной работы, подготовленных в области компьютерных технологий.

Принцип гуманизма заключается в обращенности образовательного процесса к человеку, создании и предоставлении максимально благоприятных условий для освоения избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких нравственных, интеллектуальных качеств, что крайне важно для будущего специалиста социальной сферы.

Принцип межпредметной интеграции предполагает, что в содержании учебных дисциплин основной образовательной программы подготовки социальных работников должны найти отражение диалектические взаимозависимости и взаимосвязи, которые познаются современными науками. Межпредметная интеграция выступает как эквивалент межнаучной, и ее методологической основой является процесс интеграции и дифференциации научного знания.

Реализация принципа межпредметной интеграции в процессе формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников, отразилась в системе знаний, которая качественно преобразуется под влиянием межпредметной интеграции; в системе отношений, формируемых учебным познанием, а также в процессе синтеза знаний из разных предметов. Таким образом, возникает необходимость согласованного изучения теорий, законов, понятий, общих для информатики и предметов профильного направления, общенаучных методологических принципов и методов научного познания, формирования общеучебных приемов мышления.

Анализ литературы и результаты проведенного анкетирования студентов Института социальных и образовательных технологий Тамбовского государственного университета

имени Г.Р. Державина показали, что на сегодняшний день многие учебные дисциплины расщеплены в сознании студентов на совершенно не связанные друг с другом сведения из различных учебных предметов, и это несмотря на исследования и теоретические разработки по проблеме реализации межпредметной интеграции.

Технологический блок включает в себя:

- педагогические условия эффективного формирования компьютерной компетентности социального работника в вузе: непрерывное развитие у студентов мотивации на применение компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности; использование информационных технологий в процессе вузовского обучения будущих специалистов на межпредметном уровне; включение средств дистанционного обучения в процесс их вузовской подготовки [4];

- средства (информационные, обучающие, диагностические);

- методы обучения (проблемные, метод проектов, активные, методы разработки решения, рефлексивные);

- содержание (инвариант - «Информатика», «Информационные технологии в социальной сфере», «Интернет-технологии» и вариатив - «Применение компьютерных технологий в социальной работе», «Специализированное программное обеспечение в социальной работе»).

Говоря о структуре и содержании учебных курсов, направленных на формирование компьютерной компетентности социального работника в вузе, мы имеем в виду совокупность следующих основных положений.

1. Содержание подготовки должно строиться с учетом включения средств информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в будущую профессиональную деятельность. Информационно-компьютерные технологии должны рассматриваться с нескольких позиций: как предмет изучения (в базовом курсе «Информатика»), как инструмент будущей профессиональной деятельности (в спецкурсах «Информационные технологии в социальной сфере», «Интернет-технологии», ориентированных на решение профессиональных задач с использованием ИКТ), как средство обучения (использование

ИКТ в рамках традиционных курсов подготовки специалистов).

2. Необходимо предоставить выбор индивидуализированного «маршрута» обучения с учетом возможностей и потребностей обучаемых, социального заказа региона. Такую возможность может дать более гибкая система подготовки, быстро реагирующая на внешние изменения и опирающаяся на оперативное управление учебным процессом.

3. При подготовке современного социального работника важно учитывать психолого-педагогические особенности и характеристики использования компьютерных технологий в обучении, в том числе мотивацию познавательной деятельности, развитие рефлексивных форм мышления, адаптацию к современным способам коммуникации, уровень развития творческих способностей и др.

4. Результативность включения средств информационно-компьютерных технологий в процесс формирования компьютерной компетентности социальных работников должна отражаться на качественных и количественных показателях педагогического процесса (полнота и глубина знаний, системность, объем усвоенных знаний, скорость усвоения, прочность и др.).

Отбор содержания в рамках данной модели формирования компьютерной компетентности социального работника в вузе, ориентирован на активное использование компьютерных технологий и предполагает многообразие форм его представления, возможность выбора из множества предлагаемых вариантов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. С другой стороны, отвечая возможностям и интересам обучающихся, содержание учебных дисциплин должно соответствовать нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ, обеспечивая единство профессионально-ориентированной информации, непрерывность образования, поступательное движение к открытой образовательной системе, реализующей личностно-ориентированный и личностно-деятельност-ный подходы в подготовке будущих социальных работников.

Компьютерная компетентность в ходе вузовского обучения формируется поэтапно с момента начала изучения компьютера как предмета изучения до включения его в технологии деятельности в качестве орудия труда (начальный, учебно-профессиональный и квазипрофессиональный этапы).

В предлагаемой нами модели формирования компьютерной компетентности социального работника предусматривается поэтапная синхронизация достигнутых студентами уровней компьютерной компетентности и последовательности изучения ими учебных дисциплин - инвариант («Информатика», «Информационные технологии в социальной сфере», «Интернет-технологии») и вариатив («Применение компьютерных технологий в социальной работе», «Специализированное программное обеспечение в социальной работе») [5].

При разработке содержания занятий мы использовали методы, активизирующие позицию будущих социальных работников в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности. Соответственно методам проектировались и формы активного вовлечения будущего социального работника в процесс формирования его компьютерной компетентности.

В системе высшего образования функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, семинары, лабораторные работы, практикум, самостоятельная работа. В дидактике эти формы трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определенных дидактических задач. В то же время данные формы выступают как организационные формы обучения, поскольку являются способами осуществления деятельности между студентами и преподавателями.

Мы также опирались на тот факт, что при обучении будущих социальных работников следует отдавать предпочтение таким формам обучения, которые бы позволили обучающимся максимально эффективно использовать КТ для решения учебных и будущих профессиональных задач, такие как: электронные учебники, компьютерные презентации, компьютерные практикумы, электронные экскурсии и т.д. Так, для работы с электронными учебниками, хрестома-

тиями и т.п. они должны уметь работать с текстовыми редакторами и электронными таблицами. Обращение к базам данных предполагает также их умение работать с гиперссылками и поисковыми системами. Дистанционные формы консультации со студентами предполагают умение работать в Интернете, на форумах, на дискуссионных досках, в чатах.

Таким образом, данная модель характеризуется наличием инвариантной (конкретная цель; принципы) и вариативной (средства и механизмы достижения основных и промежуточных задач) составляющих. Модель целостна, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - достижение будущими социальными работниками более высокого уровня компьютерной компетентности. Предлагаемая нами модель выступает средством организации практических действий, направленных на формирование компьютерной компетентности будущих социальных работников, поэтому имеет прагматический характер.

Литература

1. Курин А.Ю., Позднякова Н.В. Формирование компьютерной компетентности социального работника. Тамбов, 2013.

2. Позднякова Н.В., Курин А.Ю. Компьютерная компетентность социального работника: предпосылки, сущность, структура // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 9 (65). С. 198-204.

3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2005.

4. Позднякова Н.В., Курин А.Ю. Формирование компьютерной компетентности будущего социального работника в вузе: организационно-педагогические условия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 12 (128). С. 132-137.

5. Курин А.Ю. Компьютерная компетентность как составляющая профессиональной компе-

тентности социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 9 (89). С. 27-36.

References

1. Kurin A.Ju., Pozdnjakova N.V. Formirovanie komp'juternoj kompetentnosti social'nogo rabot-nika. Tambov, 2013.

2. Pozdnjakova N.V., Kurin A.Ju. Komp'juternaja kompetentnost' social'nogo rabotnika: predposyl-ki, sushhnost', struktura // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2008. Vyp. 9 (65). S. 198-204.

3. Bezrukova V.S. Pedagogika. Proektivnaja peda-gogika. Ekaterinburg, 2005.

4. Pozdnjakova N.V., Kurin A.Ju. Formirovanie komp'juternoj kompetentnosti budushhego social'nogo rabotnika v vuze: organizacionno-pedagogicheskie uslovija // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 12 (128). S. 132-137.

5. Kurin A.Ju. Komp'juternaja kompetentnost' kak sostavljajushhaja professional'noj kompetentnosti social'nogo rabotnika // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 9 (89). S. 27-36.

THE MODEL OF FORMATION OF COMPUTER COMPETENCE OF FUTURE SOCIAL WORKERS IN THE UNIVERSITY

A.Yu. Kurin, N.V. Pozdnyakova Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov. e-mail: kurinandrey@mail.ru

The article contains definition of computer competence of the social worker and accentuates that in the process of its formation dozens of interrelated structural components united by a single object and functioning in overall pedagogical process are also presented. These structural components in unity provide conditions of successful professional development of the future social worker with accent on practical aspect of knowledge. This aspect requires developing the model of formation of computer competence of the social worker in the process of his education in the university. It includes destination, theoretic, production, criteria and effective blocks.

Key words: model, computer competence, social workers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.