Ф.С. Галиуллин
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В статье осуществлен анализ понятия и структуры процесса допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ. Выявлен потенциал социальных партнеров, оказывающих научно-методическую, материально-техническую и др. виды поддержки образовательных учреждений, осуществляющих допризывную подготовку молодежи. Приведенная в статье модель наглядно демонстрирует возможности социальных партнеров в реализации различных компонентов процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ.
Ключевые слова: допризывная подготовка, социальное партнерство, педагогическая модель.
Обеспечение подготовленности к службе в армии - важнейшая государственная задача в воспитании молодежи допризывного возраста -ближайшего пополнения рядов Вооруженных Сил для защиты границ и жизненных интересов государства. В решении этой наиважнейшей задачи определяющее значение имеет разработка решения проблемы формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах как основной цели допризывной подготовки.
Готовность к службе в армии мы рассматриваем как совокупность военно-профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, сформированность и развитие мировоззренческих и мотивационных характеристик, направленность на качественное овладение воинской специальностью и эффективное выполнение должностных обязанностей в любой обстановке, готовность выполнить свой долг перед Родиной.
Таким образом, понимание сущности готовности к защите Отечества предполагает определить ее как многокомпонентное образование, соответствующее системе требований, предъявляемых к молодежи. Оно является результатом всесторонней подготовки личности в качестве гражданина - защитника общества и государства, выражается в реальных возможностях и способностях личности осуществлять функцию защиты в конкретных условиях любой социально-значимой деятельности, в том числе воинской.
Напрашивается вывод о том, что институт допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ требует существенной перестройки, что предполагает при формировании готовности молодежи к
службе в Вооруженных Силах РФ использовать потенциал социального партнерства на всех уровнях развития этого понятия.
Социальное партнерство в области формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ - это важный элемент в формировании современного подхода к допризывной подготовке, показатель реальной заинтересованности в его дальнейшем развитии. Социальное партнерство по отношению к образованию понимается нами как партнерство, которое инициирует система образования в качестве особой сферы социальной жизни, внося свой вклад в становление гражданского общества. Поэтому становится актуальным вопрос существенной корректировки деятельности институтов социального партнерства на региональном уровне, занимающихся решением проблем допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ.
Социальными партнерами могут быть органы государственной власти, министерства и ведомства самого различного уровня, коммерческие организации, общественные организации, организации некоммерческого партнерства, индивидуальные предприниматели и т.д.
Анализ научной литературы показал, что в современных педагогических исследованиях широко используется метод моделирования. Этот универсальный метод познания способствует исследованию сложных педагогических систем, отражая в модельных представлениях их сущностные характеристики, структуру, основные компоненты и взаимосвязи.
Структура процесса моделирования, по мнению ученых Б.Г. Глинского, Б.С. Грязнова, Б.С. Дынина, Е.П. Никитина, включает следующие этапы: актуализация накопленных об оригинале знаний и констатация на этой основе факта невозможности изучения непосредственным образом интересующего исследователя объекта для получения определенных знаний; выбор модели из числа известных в научной литературе; исследование модели; перенос полученных данных на оригинал; проверка истинности полученных данных и включение их в систему знаний об оригинале.
Следуя данной логике и опираясь на проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы в рамках проводимого нами исследования была предпринята попытка моделирования такой педагогической системы, которая позволила бы с учетом современных реалий осуществлять формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства.
Для описания модели формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ был выработан системный подход. Рассматривая процесс формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ как сложную многоуровневую систему, составными частями которой явля-
ются общеобразовательный процесс школы, техникума, деятельность других социальных партнеров, мы выделили в нем следующие основные компоненты: цель, содержание, технология, организационные формы, результат и др. Так, целью формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ является всестороннее развитие важных для данной службы свойств и качеств личности.
Основными задачами формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ выступают:
• формирование у подростков представлений о предстоящей военной службе и служебной деятельности, возможных изменениях обстановки и последующих за этим действиях;
• формирование способности преодолевать трудности, связанные с несением всех видов службы;
• психологическая адаптация к факторам служебно-боевой обстановки, воздействию стрессогенов катастроф и других особых условий деятельности;
• обеспечение устойчивых навыков владения воинским и служебным мастерством и способов поведения.
Среди основополагающих принципов формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ выделяются: научность, гуманность, демократизм, приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Методы формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ: убеждающее педагогическое воздействие (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта установки); упражнение - решение задач нравственного выбора, гражданской позиции, результатами которого являются осознание собственного выбора, умение согласовать позиции с оппонентами; поощрение (стимуляция); педагогическое взаимодействие, направленное на становление социального опыта (опыта жизни в гражданском обществе) и др.
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
4
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются в условиях осуществляемого в системе учебновоспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.
Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военнопатриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военноприкладным видам спорта и т.п.).
Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военнопатриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.
Выявлены следующие направления формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства: духовно-нравственное, историческое, патриотическое, профессионально-деятельностное, психологическое.
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реаль-
ной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности; осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Оно включает, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц [1].
Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности; профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей; умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Психологическое - формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных
задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуальновоспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов. Оно включает воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта.
Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу; служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.
В содержании процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответствен-
ность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).
Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.
В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
• гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпора-тивность;
• общенациональность в государственном масштабе;
• приоритет общественно-государственных интересов над личными;
• лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
8
• патриотизм, преданность своему Отечеству;
• преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
• самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
• гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
• социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.
К материально-техническим средствам относятся: учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.
Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военнопатриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе и др.
Организационные средства патриотического воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материальнотехнических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.
Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъектов и объектов этой деятельности способствует достижению ее главной цели.
В нашем исследовании в качестве интегрального критерия, по которому оценивается результат подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, взята готовность личности к военной службе (критерий обоснован Ю.А. Танюхиным). Данный критерий представлен следующими показателями: а) сформированность знаний о военной службе и воинской
9
деятельности; б) отношение к военной службе; в) нравственные и социально значимые ценности; г) свойства и качества личности; д) гражданственность как интегральное свойство личности: е) осознанность профессионального самоопределения.
В своем исследовании мы взяли за основу определение готовности как состояния, при котором все необходимое сделано: готовый - тот, кто сделал все необходимые приготовления.
1. Высокая степень готовности юношей к воинской службе характеризуется готовностью юношей к активным и самоотверженным действиям во имя защиты Отчизны. Они глубоко осознают и одобряют внутреннюю и внешнюю политику государства, убеждены в необходимости надежной его защиты. У них высоко развито чувство патриотизма, причастности к героической истории нашей Родины, они чувствуют ответственность за судьбу Отечества. Важное место занимают такие качества, как стойкость, храбрость, мужество, отвага, взаимопомощь и взаимовыручка в экстремальных условиях, готовность спасти жизнь товарища, командира даже ценой своей жизни. Сформированы интересы к военной технике и оружию, бережливость к народному имуществу, глубокое понимание необходимости жизни по государственным законам, готовность на разумный риск и самопожертвование во имя Родины. Высокая степень моральнопсихологической готовности к воинской службе есть проявление общей гражданской зрелости личности.
2. Средняя степень готовности юношей к воинской службе свидетельствует о достаточно ясном представлении о воинской службе. Они с интересом изучают основы военного дела и воинской службы. «Основы безопасности жизнедеятельности» воспринимаются как необходимый предмет в системе общего и специального образования. Ученики, имеющие среднюю степень подготовки, сознательно и ответственно выполняют трудовые и общественные поручения. Они владеют содержанием таких базисных понятий, как «отечество», «патриотизм», «мужество», «смелость», имеют опыт преодоления моральных, психологических перегрузок. С интересом относятся к задачам и проблемам естественнотехнических и общественных наук. Однако знания о строительстве Вооруженных Сил недостаточны, как и представления о воинских уставах.
3. Низкую степень готовности старшеклассников к воинской службе, как правило, проявляют те, у кого предстоящая воинская служба не занимает соответствующего места в их жизненных планах. Они равнодушно относятся к прохождению теоретического и практического курса допризывной подготовки. У таких школьников наблюдается пассивность, им свойственна недисциплинированность при выполнении трудовых и общественных поручений. На низком уровне развития находятся морально-
психологические качества. Сталкиваясь с трудностями, такие учащиеся нуждаются в помощи товарищей и контроле со стороны старших руководителей. Понятия «патриотизм», «героизм», «воинский долг» у них нередко находятся на формально-вербальном уровне. Естественнонаучные знания, даже если их объем велик, не соединяются в их сознании с вопросами защиты Родины. У таких старшеклассников понимание необходимости подготовки к защите Отечества носит поверхностный, отвлеченный или абстрактный характер [2].
Разработанная модель наглядно демонстрирует возможности социальных партнеров в реализации различных компонентов процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ. Спецификой данной модели является то, что организация работы по допризывной подготовке молодежи рассматривается не только в рамках организации педагогического процесса непосредственно в образовательном учреждении, но и с точки зрения комплексного подхода, включающего в себя, в том числе, и организацию патриотического воспитания через интеграцию структур социума во взаимодействии учреждения профессионального образования с другими учреждениями образования, социальной сферы, военными учреждениями, институтами воспитания; в процессе организационно-педагогических действий рассматривается социализация молодых людей через их участие в системе программных мероприятий.
Данная модель послужила в нашем исследовании основой при разработке учебного центра, основной целью деятельности которого выступала допризывная подготовка молодежи. Создание центра по формированию готовности и допризывной подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ в муниципальном районе позволило:
• изучать возможности муниципального района и социальных партнеров для подготовки допризывной молодежи к службе в вооруженных силах РФ;
• разрабатывать регламент заключения и выполнения договоров с социальными партнерами на подготовку призывников по военно-учетной специальности по количеству и качеству в соответствии с государственным заказом;
• разрабатывать и постоянно дополнять и корректировать учебнометодические программы обучения по подготовке призывников по военно-учетной специальности для социальных партнеров в соответствии с государственным заказом для муниципального района и изменением требований Вооруженных Сил РФ.
Эти вопросы были решены путем объединения усилий институтов, занимающихся вопросами допризывной подготовки молодежи к службе в
11
Вооруженных Силах РФ в создании учебно - методического центра, деятельность которого была основана на принципах социального партнерства, что позволило значительно улучшить допризывную подготовку молодежи к службе в ВС РФ.
Источники
1. Бачевский В.И. Педагогические основы подготовки старших школьников к военной службе / Дисс. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1998. 211 с.
2. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание // Педагогика, 2006. № 5. С. 52.