Научная статья на тему 'Модель формирования готовности к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения'

Модель формирования готовности к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность / научно-исследовательская деятельность / модель готовности к нид / preparedness / research activities / a model of preparedness to research activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Мария Викторовна

Показана модель формирования готовности к научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов, раскрыты критерии, показатели и уровни готовности к НИД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагина Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A model of developing preparedness for research activities of junior students is presented, criteria, indicators and levels of preparedness to research work are described.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения»

М. В. Корчагина

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Показана модель формирования готовности к научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов, раскрыты критерии, показатели и уровни готовности к НИД.

Ключевые слова: готовность, научно-исследовательская деятельность, модель готовности к НИД.

M. Korchagina

A MODEL OF DEVELOPING PREPAREDNESS FOR RESEARCH ACTIVITIES OF PRE-SERVICE TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING

A model of developing preparedness for research activities ofjunior students is presented, criteria, indicators and levels of preparedness to research work are described.

Keywords: preparedness, research activities, a model of preparedness to research activities.

На современном этапе развития системы высшего образования научно-исследовательская деятельность (НИД) студентов приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста. Это особенно касается выпускников педагогических специальностей, так как педагогического мастерства невозможно достичь без творческого поиска, открытий. Только педагог-исследователь, творец в состоянии подготовить нестандартно мыслящих учеников, готовых решать самые сложные задачи. Поэтому овладение будущими педагогами навыками научного исследования является важной предпосылкой повышения качества образования.

Эффективность НИД студентов в значительной степени определяется уровнем сформированности научно-исследовательских компетенций и опытом творческой исследовательской деятельности [2].

Рассматривая организацию научно-исследовательской деятельности студентов сквозь призму оценки степени ее эффективности, необходимо отметить, что она нуждается в дальнейшем совершенствовании. В этом мы убедились в результате проведенного исследования на базе ПГТА. Объектом исследования явились студенты, обучающиеся на II, III и IV курсах очной и вечерней форм обучения. Всего опросом было охвачено более 350 человек. Предметом исследования стал уровень организации научно-исследовательской работы студен-

тов (НИРС). В результате обработки полученных материалов были выявлены определенные проблемы, решение которых является нестандартным и основано на поиске новых подходов к научно-методическому обеспечению НИРС в вузе. В частности, мы обнаружили следующие недостатки:

1. В организации научно-исследовательской работы студентов отсутствует целостная поэтапная программа вовлечения студентов в НИД на основе четко обозначенных критериев.

2. В неудовлетворительном состоянии находится мотивационный компонент участия значительной части студенческого контингента вуза в НИД на уровне осознания значимости для подготовки к будущей профессии.

3. Отсутствует взаимосвязь научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов, реализуемой через активные методы обучения на занятиях.

Отталкиваясь от этого спектра проблем в исследовании, мы попытались разработать определенную программу действий, направленную на повышение эффективности управления научно-исследовательской деятельностью студентов.

Научно-исследовательская деятельность носит иерархический, ступенчатый характер. Успешное прохождение каждой ступени открывает возможность перехода на новый, более серьезный уровень. Поэтому успех научно-исследовательской работы студентов старших курсов во многом зави-

сит от формирования готовности к научной деятельности в вузе на младших курсах.

На основании вышесказанного, с целью повышения эффективности организации научно-исследовательской работы студентов нами разработана модель формирования готовности студентов младших курсов к научно-исследовательской деятельности.

Задачами данной модели являются:

1. Формирование общекультурных компетенций, основанных на целостном представлении о научных основах мира, на способностях научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, на владении технологией научного исследования.

2. Формирование профессиональных компетенций, включающих навыки организации учебно-исследовательской работы обучающихся, готовность к участию в исследованиях педагогических проблем профессионального образования, готовность к эвристической, инновационной деятельности, готовность к применению технологий формирования креативных способностей.

3. Формирование креативных компетенций, которые трактуются как способности к творчеству. Творческий подход в реализации педагогической деятельности является ее важнейшей характеристикой. В то же время творчество заложено в основу научно-исследовательской деятельности.

Процесс формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности реализуется на двух уровнях.

Первый уровень осуществляется в рамках основной образовательной программы специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» и направлен на формирование творческих способностей. Его реализация осуществляется с помощью организации занятий по основным дисциплинам гуманитарного и общепрофессионального блоков с использованием активных методов обучения.

Задачами данного уровня являются:

• формирование творческого подхода к решению педагогических ситуаций;

• формирование целостного представления о картине мира, ее научных основах;

• формирование способности научно анализировать социально значимые проблемы и процессы;

• овладение технологией научного исследования.

Второй уровень организации научноисследовательской деятельности характеризуется поэтапным включением студентов в НИД на основе индивидуальных программ во внеучебное время. Задача второго уровня состоит в организации НИРС, направленной на формирование готовности к серьезным научным исследованиям. На этом уровне можно выделить две формы включения студентов в НИД:

• НИД, дополняющая учебный процесс;

• НИД, протекающая параллельно учебному процессу.

Научная деятельность, дополняющая процесс, предполагает привлечение студентов к участию в работе научных групп, научных конференций и семинаров, олимпиад и конкурсов и т. д. Цель: формирование готовности к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки специалистов [3].

Исследовательская работа, параллельная учебному процессу, осуществляется в следующих формах: работа кружков, участие в международных исследовательских программах, участие в конкурсах и грантах и т. д. Цель:

• формирование готовности к поиску, к созданию, к распространению и применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;

• формирование готовности к применению креативных способностей в учебном процессе профессиональной школы.

Дальнейший процесс развития личности будущего педагога связан с определением программы развития соответствующих компетенций на каждом из вышеуказанных уровней организации научно-исследова-

тельской деятельности в условиях их профессиональной подготовки в вузе.

На основе теоретического осмысления и обобщения опыта вовлечения студентов в НИД можно выделить критерии и показатели готовности будущих педагогов к НИД, а также уровни готовности студентов младших курсов к НИД: низкий, средний и высокий.

Мотивационный критерий связан с мотивационно-ценностным отношением к НИД. Этот критерий определяется наличием положительного мотива к занятию НИД, осознанием личностных возможностей, целостным представлением о картине мира, ее научных основах.

Когнитивный критерий готовности студентов к НИД включает знания методоло-

Модель формирования готовности к научно-исследовательской деятельности у студентов младших курсов специальности «Профессиональное обучение (но отраслям)»

Цель: формирование готовности к научно-исследовательской деятельности у студентов младших курсов. Задачи:

(.Сформировать общекультурные компетенции.

2.Сформировать профессиональные компетенции.

3.Сформировать творческие способности.

Принципы: гуманизации, целостности образовательного процесса, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов при организации их деятельности, системности,

1

Содержательный блок уровни организации учебного процесса

1. Уровень учебного процесса по основной образовательной программе по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» 2. Уровень организации НИД: - МИД, дополняющая учебный процесс; - 11ИД, протекающая параллельно учебному процессу.

Операцнонно-деятелышстнын блок

формы обучения методы обучении средства обучении

-лекции (лекция вдвоем, пресс-конференция н др.); - семинарские занятия (семинар-беседа. семинар-конференция и др.) - практические занятия; - лабораторные занятия; - самостоятельная работа; - научные конференции и семинары; - студенческий научноисследовательский кружок 1IITA. - обьяснительно- иллюстрагивные( презентация, кейс-метод, демонстрация схем , таблиц и др.): - интерактивные (дискуссия, метод проектов, «мозговая атака» и др.); - частично-поисковый. • словесные (устное слово, речь преподавателя, учебник и др.); - наглядные (естественные предметы н объекты, схемы диаграммы и др.). - дидактические (методические рекомендации, УМК учебных дисциплин и др.); ■ технические (проекторы лабораторное оборудование звуковые средства и др.): • - современные информационные средства обучения (компьютеры, телекоммуникационные средства и др.).

Ouciio4iio-pcjyjibiai нвный блок

Критерии и нокяинелн )ффск1ннносги ориентации учебною процесса

Мотивационный К'огиитнпный Деятельностный

Наличие положительного мотива к занятию НИД, осознание личностных возможностей, целостное представление о картине мира, ее научных основах. Знание методологических основ НИД, адекватное представление о познавательной деятельности. Освоение методов исследования педагогических явлений, касающихся совершенствования преподавания и воспитания учащихся, умение планировать и реализовать собственную исследовательскую деятельность, овладение умениями и навыками тащиты научных положений, оформление результатов исследования в форме публикаций.

Результат: студент готовый к НИД

гических основ НИД, адекватное представление о познавательной деятельности.

Деятельностный критерий включает освоение методов исследования педагогических явлений, касающихся совершенствования преподавания и воспитания уча-щихся, умения планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность, овладения умениями и навыками защиты научных положений, оформления результатов исследования в форме публикаций.

Низкий уровень готовности к НИД предполагает обязательный минимум исследовательской компетенции, заложенный в стандарт ВПО. Средний уровень достигается студента-

ми, которые в рамках участия в НИРС во вне-учебное время сумели проявить и реализовать свои творческие возможности. Высокого уровня способны достичь наиболее одаренные студенты в области НИД, которые умеют анализировать и перерабатывать теоретический материал, конструировать педагогические модели, предлагать свои пути решения традиционных педагогических проблем.

Таким образом, поставив задачу целенаправленного формирования готовности к НИД у студентов младших курсов в ходе профессиональной подготовки, ее решение можно спроектировать и представить в виде следующей модели (см. рис.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галиуллина Ф. Ш. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2003. 212 с.

2. Лукашевич О. Н. Научно-исследовательская деятельность как средство развития творчества студентов в образовательной системе педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. 188 с.

REFERENCES

1. Galiullina F. Sh. Formirovanie navykov nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti u studentov pedagogi-cheskogo vuza: Dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2003. 212 s.

2. Lukashevich O. N. Nauchno-issledovatel'skaja dejatel'nost' kak sredstvo razvitija tvorchestva studentov v obrazovatel'noj sisteme pedagogicheskogo vuza: Dis. ... kand. ped. nauk Karachaevsk, 2002. 188 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.