Научная статья на тему 'Модель формирования готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников'

Модель формирования готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / БИНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / WILLINGNESS / RESEARCH ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN / FUTURE MATH TEACHER / MODEL OF FORMATION / BINARY LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берсенева Олеся Васильевна

Организация исследовательской деятельности школьников является одним из условий реализации современного образовательного стандарта. Это обусловливает необходимость решения проблемы подготовки будущих учителей математики к развитию их готовности к данному виду профессиональной деятельности. Очевидно, что управление процессом формирования такого образовательного результата в рамках обучения студентов математике подразумевает разработку научно-обоснованной модели. В статье представлен авторский результат работы по проектированию модели формирования готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берсенева Олеся Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF FUTURE MATH TEACHERS''WILLINGNESS TO ORGANIzE RESEARCH ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

The organization of research activity of schoolchildren is one of the conditions for the realization of the modern educational standard. This makes it necessary to address the problem of preparing future teachers of Mathematics for the develop-ment of their willingness for this kind of professional activity. It is obvious that the management of the process of forming such a learning outcome in the framework of teaching Mathematics to students involves developing a scientific-based model. The article presents the author's result of the work on designing the model of formation of the future math teacher's willingness to organize the research activity of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ готовности БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

THE MODEL OF FORMATION OF FUTURE MATH TEACHERS' WILLINGNESS TO ORGANIZE RESEARCH ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

О.В.Берсенева

Готовность, исследовательская деятельность школьников, будущий учитель математики, модель формирования, бинарное обучение. Организация исследовательской деятельности школьников является одним из условий реализации современного образовательного стандарта. Это обусловливает необходимость решения проблемы подготовки будущих учителей математики к развитию их готовности к данному виду профессиональной деятельности. Очевидно, что управление процессом формирования такого образовательного результата в рамках обучения студентов математике подразумевает разработку научно-обоснованной модели. В статье представлен авторский результат работы по проектированию модели формирования готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников.

O.V. Berseneva

Willingness, research activity of schoolchildren, future math teacher, model of formation, binary learning.

The organization of research activity of schoolchildren is one of the conditions for the realization of the modern educational standard. This makes it necessary to address the problem of preparing future teachers of Mathematics for the development of their willingness for this kind of professional activity. It is obvious that the management of the process of forming such a learning outcome in the framework of teaching Mathematics to students involves developing a scientific-based model. The article presents the author's result of the work on designing the model of formation of the future math teacher's willingness to organize the research activity of schoolchildren.

Современная организация процесса обучения математике в школе традиционно ориентирована на фундаментальную подготовку и развитие исследовательских способностей школьников. С одной стороны, это продиктовано нормативными документами в области образования, реализуемыми на уровне основной и средней школы (ФГОС ООО и С(П)0, Концепция модернизации математического образования и т.д.), с другой - спецификой содержания математики как науки и учебного предмета. Сегодня исследовательская деятельность школьников становится неотъемлемой частью образовательного процесса, что предполагает наличие готовности учителя

математики к организации такого рода деятельности обучающихся.

Принимая во внимание сущность и специфику исследовательской деятельности школьников, результаты теоретического анализа пси-холого-педагогической литературы, посвященной изучению феномена готовности (К.А. Абуль-ханова-Славская, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбо-вич, А.К. Маркова, К.К. Платонов и др.), требования к профессиональной подготовке современного учителя математики [Тумашева, 2016], мы уточнили категорию «готовность будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников» и представляем ее как интегративное динамическое

О.В. БЕРСЕНЕВА. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

качество личности, которое проявляется в применении совокупности специальных знаний, умений и опыта при организации этой деятельности, осознании их ценности и установке на использование в будущей профессиональной деятельности. В структуру данного феномена включаем мотивационный, когнитивный, прак-сеологический, личностно-творческий, рефлексивный компоненты. Для обеспечения развития столь сложного личностного качества студентов необходимо разработать научно обоснованную модель ее формирования, что и является целью статьи.

В качестве научной основы проектирования модели формирования рассматриваемой готовности выступает системный подход. Основные его положения (Ю.К. Бабанский, В.В. Кра-евский, П.И. Пидкасистый и др.) позволяют рассматривать: 1) готовность будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников (ГОИД) как целостный феномен взаимосвязанных элементов, входящих в его структуру; 2) процесс ее формирования как сложную систему, имеющую структуру, включающую компоненты: целевой, теоретико-методологический, технологический и результативно-оценочный.

Важное значение для нашего исследования имеет деятельностный подход (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), позволивший изучить особенности процесса формирования ГОИД будущих учителей математики. В контексте нашего исследования важен тезис о том, что исследуемая готовность формируется и проявляется в деятельности студентов по применению специальных знаний (методических, психолого-педагогических, предметных и т.д.) для организации исследовательской деятельности школьников. Соответственно, в процессе профессиональной подготовки студентов следует не только осуществлять предметную, методическую подготовку, но и формировать первичный опыт применения этих знаний для организации исследовательской деятельности школьников.

Авторское видение решения данного вопроса заключается в использовании потенциала

бинарного обучения студентов математическим дисциплинам, которое понимается нами как обучение, основанное на объединении математической и методической линий в процессе предметной подготовки студентов, использовании методов, форм, средств обучения, позволяющих сочетать ролевые позиции студента в учебном процессе «обучающийся» и «обучающий». Для реализации такого обучения математике необходимо выполнение ряда условий: 1) расширение традиционного состава субъектов процесса обучения математике (включение школьников и учителей математики); 2) фасилитация профессионального погружения студентов; 3) интеграция учебной и исследовательской деятельности студентов и школьников; 4) использование информационно-образовательной среды вуза; 5) создание профессионального контекста в процессе обучения математическим дисциплинам.

Выделенные условия позволяют нам смоделировать процесс формирования ГОИД будущих учителей математики в условиях бинарного обучения. При построении модели учитывались идеи компетентностного подхода, позволившего определить исследуемую готовность студента в качестве результата его профессиональной подготовки в вузе, выявить и описать ее содержание и структуру, критерии и уровни сформированное™; личностно ориентированный подход, который предоставил возможность организовывать дифференцированное обучение будущих учителей математики; контекстный и задач-ный подходы, усилившие профессиональную направленность содержания обучения.

Целевой компонент модели отражает направленность целей обучения математике на формирование ГОИД будущих учителей математики, соответствует современным требованиям к профессиональной деятельности учителя и ФГОС ВО к результатам обучения.

Теоретико-методологический компонент модели включает описанные выше дидактические условия реализации бинарного обучения математике, а также дидактические принципы, обеспечивающие эффективное формирование ГОИД: партнерство субъектов; элективность

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

обучения; сочетание традиционных и инновационных технологий обучения; комплексную оценку.

Технологический компонент представлен содержанием, методами, средствами, формами обучения, направленными на формирование рассматриваемой готовности, отобранные с учетом целевого и теоретико-методологического компонентов [Берсенева, 2016]. Содержательной основой процесса формирования ГОИД выступают разноуровневые задачи исследовательской направленности, разработанные с учетом концептуальных положений теории контекстного обучения A.B. Вербицкого и способствующие формированию опыта решения задач в области рассматриваемой готовности.

Приоритетное использование в технологическом компоненте модели формирования ГОИД в условиях бинарного обучения математике интерактивных, проблемных и рефлексивных методов обучения (кейс-метод, деловые и ролевые игры, педагогические ситуации, мозговая атака, фишбоун, диамант и т.д.) с помощью современных средств обучения (пакеты прикладных программ, электронные образовательные ресурсы, авторские учебно-методические разработки) создает условия для активизации личности студента, обогащения его опыта решения задач, актуальных для будущей профессиональной деятельности в аспекте организации исследовательской деятельности школьников, взаимодействия студентов, школьников.

Формирование ГОИД студентов в условиях бинарного обучения математике предполагает включение школьников как субъектов процесса обучения. В связи с этим целесообразно организовывать совместную исследовательскую деятельность студентов и школьников по математике, в рамках которой будущий учитель математики может занимать различные роли: «обучающийся» (выполнять исследовательскую деятельность совместно со школьником) или «обучающий» (выполнять роль со-руководителя или руководителя исследовательской деятельности школьника под патронажем наставника). Эффективной формой организации для формирования рас-

сматриваемой готовности является смешанная форма обучения, подразумевающая реализацию обучения через сеть Интернет [Велединская, Дорофеева, 2014], которая позволяет сочетать традиционные формы обучения (семинары, лекции, самостоятельная работа) с электронными, например: вебинары, online-консультации, совместная проектная работа в дистанционном режиме и т.д. В связи с этим задействуем возможности информационно-образовательной среды вуза посредством использования LMS Moodle.

Результативно-оценочный блок включает уровни, критерии и показатели сформиро-ван-ности готовности студентов к организации исследовательской деятельности школьников [Берсенева, 2015].

Таким образом, описанная авторская модель демонстрирует дидактические и методические особенности формирования компонентов, а также позволяет решить актуальную проблему формирования ГОИД студентов в процессе их математической подготовки.

Библиографический список

1. Берсенева О.В. Технологическая составляющая формирования готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности обучающихся // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 32-35.

2. Берсенева О.В. Критериальная модель и уровни сформированное™ исследовательских компетенций будущих учителей математики // Наковедение. 2015. Т. 7, № 5. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/24PVN515.pdf (дата обращения: 30.10.2015).

3. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Организация учебного процесса в вузе по технологии смешанного обучения // Электронный научный архив УрФУ. URL: http://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/24760/l/notv-2014-042.pdf

4. Тумашева O.B. Готовность будущего учителя математики к реализации системно-деятельностного подхода в аспекте ФГОС // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 98-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.