Научная статья на тему 'Модель формирования деонтологической культуры будущего бакалавра образования'

Модель формирования деонтологической культуры будущего бакалавра образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / КОМПОНЕНТЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / СОДЕРЖАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / УСЛОВИЯ / РЕЗУЛЬТАТ / MEDICAL ETHICS / DEONTOLOGICAL CULTURE / MODELING / MODEL / COMPONENTS / METHODOLOGICAL APPROACHES / PRINCIPLES / CONTENTS / TECHNOLOGY / CONDITIONS / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караханова Галина Алиевна

Статья посвящена проблеме формирования деонтологической культуры будущих бакалавров образования. Автор описывает модель процесса формирования деонтологической культуры, включающую четыре блока: целевой, содержательный, технологический и диагностический. Особое внимание уделяется рассмотрению специфики методологических подходов и принципов формирования деонтологической культуры педагога, возможности использования гуманитарных технологий и созданию организационно-педагогических условий для реализации данной модели. Подчеркивается роль постоянного мониторинга уровня сформированности деонтологической культуры на основе выделенных критериев и показателей. Показано, что реализация разработанной модели формирования деонтологической культуры будущих бакалавров образования способствует формированию мотивов ответственного отношения к профессиональной деятельности к субъектам образовательного процесса и позволяет успешно решать профессиональные задачи на основе принципов педагогической этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF DEONTOLOGICAL CULTURE IN THE FUTURE BACHELOR OF EDUCATION

The paper is devoted to a formation of deontological culture in future bachelors of education. The author describes the model of formation of deontological culture which is turning on four blocks: target, substantial, technological and diagnostic. Special attention is paid to specifics of methodological approaches and the principles of formation of deontological culture of the teacher, to a possibility of using the technologies of humanities and creation of organizational and pedagogical conditions for realization of this model. The role of continuous monitoring of level of formation of deontological culture on the basis of the marked-out criteria and indicators is emphasized. Realization of the developed model of formation of deontological culture in future bachelors of education promotes formation of motives of a responsible attitude to professional activity, to subjects of educational process and allows successful solution of professional problems on the basis of the principles of pedagogical ethics.

Текст научной работы на тему «Модель формирования деонтологической культуры будущего бакалавра образования»

УДК 378:174 ББК 74. 489.8 К 21

Г.А. Караханова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ

«Дагестанский государственный педагогический университет»; E-mail:

gak0110@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования деонтологической культуры будущих бакалавров образования. Автор описывает модель процесса формирования деонтологической культуры, включающую четыре блока: целевой, содержательный, технологический и диагностический. Особое внимание уделяется рассмотрению специфики методологических подходов и принципов формирования деонтологической культуры педагога, возможности использования гуманитарных технологий и созданию организационно-педагогических условий для реализации данной модели. Подчеркивается роль постоянного мониторинга уровня сформированности деонтологической культуры на основе выделенных критериев и показателей. Показано, что реализация разработанной модели формирования деонтологической культуры будущих бакалавров образования способствует формированию мотивов ответственного отношения к профессиональной деятельности к субъектам образовательного процесса и позволяет успешно решать профессиональные задачи на основе принципов педагогической этики.

Ключевые слова: деонтология, деонтологическая культура, моделирование, модель, компоненты, методологические подходы, принципы, содержание, технология, условия, результат.

G.A. Karakhanova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Pedagogy, the

Daghestan State Pedagogical University; E-mail: gak0110@mail.ru

MODEL OF FORMATION OF DEONTOLOGICAL CULTURE IN THE FUTURE BACHELOR OF EDUCATION

Abstract. The paper is devoted to a formation of deontological culture in future bachelors of education. The author describes the model of formation of deontological culture which is turning on four blocks: target, substantial, technological and diagnostic. Special attention is paid to specifics of methodological approaches and the principles of formation of deontological culture of the teacher, to a possibility of using the technologies of humanities and creation of organizational and pedagogical conditions for realization of this model. The role of continuous monitoring of level of formation of deontological culture on the basis of the marked-out criteria and indicators is emphasized. Realization of the developed model of formation of deontological culture in future bachelors of education promotes formation of motives of a responsible attitude to professional activity, to subjects of educational process and allows successful solution of professional problems on the basis of the principles of pedagogical ethics.

Keywords: Medical ethics, deontological culture, modeling, model, components, methodological approaches, principles, contents, technology, conditions, result.

Исследование проблемы формирования деонтологической культуры у будущих бакалавров образования в контексте компетентностного подхода позволяет определить де-онтологическую культуру как один из элементов компетентности бакалавра образования, проявляющейся в знании педагогической этики; целостном представлении об этических нормах профессионального поведения, об аксиологической, де-онтологической, этической компе-тентностях; наличии мотивов, направленных на профессиональное самосовершенствование; навыков сознательного регулирования собственного поведения; умении осуществлять саморефлексию профессионального поведения.

Деонтологическая культура является профессиональным качеством личности педагога, и необходимость ее формирования у бакалавров образования подтверждают современные требования к выпускникам педагогических вузов (ФГОС ВО, Профессиональный стандарт педагога, Закон «Об образовании в Российской Федерации»). В частности, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечается, что педагогические работники обязаны:

- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

- систематически повышать свой профессиональный уровень.

В Профессиональном стандарте педагога в структуре профессиональной деятельности педагога, в обучении, воспитании и развитии обучающихся везде присутствует

одно из важнейших понятий деонтологии - «долг», «должен».

Кроме того, педагогу рекомендуется обсуждать с учащимися лучшие произведения художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, в которых представлены образцы нравственного поведения, гуманного отношения к людям, культуры общения, моделировать те виды деятельности, где формируется нравственная компетентность учащихся.

Важность задачи формирования деонтологической культуры как составляющей профессиональной компетентности будущих бакалавров образования, а также недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической литературе обусловили необходимость разработки модели процесса формирования де-онтологической культуры на основе компетентностного подхода.

Моделирование в педагогических исследованиях позволяет сделать процесс формирования личности более целенаправленным, технологичным, прогнозируемым. «Модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование её служит опосредованным способом получения знания об оригинале» [1: 228].

Моделирование применяется для совершенствования педагогического процесса построения модели, связано с раскрытием содержательного и динамического аспектов. «Для построения содержательной модели диагностируемого объекта (свойства, качества, сферы деятельности человека и т.д.) как целостности необходимо:

- на основании теоретического анализа философской, психологической, педагогической литературы

определить диагностируемый объект как целостность, выделенную из более широкой системы личности, деятельности и т.д.; для этого необходимо выявить типичные черты выбранного феномена (диагностические критерии и параметры, проявления), отличающие его от других свойств, качеств или сфер человека или типов деятельности;

- выявить связи объекта с окружающей средой или более широкой системой, в которых проявляются его функции;

- проанализировать внутреннее содержание диагностируемого объекта (качества, сферы или свойства личности), выделить его компоненты, составляющие внутреннюю структуру, которая и обеспечивает выполнение выявленных функций» [1: 231].

Содержательная модель позволяет провести не только целостную, но и покомпонентную диагностику.

С учетом вышесказанного была разработана модель формирования деонтологической культуры у будущих бакалавров образования, которая представляет собой отражение ее сущности и структуры. Для понимания категории «деонто-логическая культура» нами были проанализированы основные идеи коммуникативной концепции культуры (М.М. Бахтин, В.С. Бибюлер, В.В. Сильверстов и др.), в которой центром внимания является субъект в его общительной смысловой связи с другим субъектом и способы взаимодействия между ними. Теоретический анализ понятия «де-онтологическая культура педагога» позволяет констатировать, что педагогическая парадигма во многом предопределила и предопределяет содержание норм профессионального поведения педагога, моральных имеративов, идеалов, ценностей, принципов, всего того, что составляет содержание педагогической деонтологии в тот или иной исторический период, а также выявить связь между содержанием подготовки

будущего педагога к вступлению в профессиональное сообщество в соответствии с его этикой, с одной стороны, и пониманием сущности образования, значимости фигуры педагога - с другой.

Многообразие подходов к объяснению феномена деонтологической культуры позволяет представить ее как интегральное образование педагога - профессионала, как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и как цель систематического профессионально-нравственного самосовершенствования. Поэтому мы считаем целесообразным в понятии «деонтологическая культура» выделить следующие основные компоненты:

- когнитивный (понятие «деонтология», деонтология как наука, как раздел этики, педагогическая деонтология; её объект, предмет, задачи, функции, принципы, основные понятия и категории деонтологии: нравственность, долг, профессиональный долг и др., моральные нормы и принципы в педагогической работе);

- мотивационный (педагогическая направленность на гуманное, эмпатическое, ответственное отношение к личности ученика);

- поведенческий (реализации долга и нормативных обязательств педагога в профессиональной деятельности, соблюдение моральных принципов деятельности педагога в системе взаимоотношений, уважительное отношение к субъектам образовательной среды, проявление ответственности перед детьми и родителями, содействие наиболее полной самореализации личности ребенка и др.).

Данные компоненты в совокупности и взаимосвязи определяют профессиональную пригодность педагога, его способность развивать личность учащегося в условиях психологической безопасности

в школе, что нам представляется основной задачей педагогической деятельности. Все перечисленные компоненты могут быть поэтапно сформированы. Основой развития мотивационного и поведенческого компонентнов является когнитивный компонент. Если на первом этапе студенты получают знания о педагогической деонтологии, то на следующем они осознают необходимость взаимодействия с учащимися на основе этических принципов, настраивая личность на ценности профессионального долга и ответственности, и на завершающем этапе формируются устойчивые навыки ответственного поведения в условиях образовательного пространства.

Таким образом, мы можем говорить о соответствующем наборе конкретных показателей и критериев, по которым можно будет судить об уровне деонтологической культуры. Содержательный критерий раскрывают показатели: знания о сущности понятия «деонтология», «педагогическая деонтология», основные понятия и категории деонтологии (нравственность, долг, профессиональный долг и др.), изучение технологий профессионального саморазвития и самообразования, технологий педагогической диагностики личности и коллектива и возрастной психологии. Критерий рефлексивный раскрывают показатели: уважительное отношение к личному опыту ребенка, ценностное отношение к детству и ценностным ориентациям детей, проявление ответственности по отношению к детям. Критерий результативный раскрывают показатели: проявление ответственности за себя и за ребенка, уважительное отношение к обучающимся, организация самоконтроля и самокоррекции, поддержание своих профессиональных чести и достоинства; завоевание высокого авторитета в общественном мнении, основанного на достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка.

По обозначенным критериям можно судить об уровне сфор-мированности деонтологической культуры. Нами использовалась уровневая классификация степени сформированности компонентов, выделены такие уровни, как высокий, средний и низкий. Высокие показатели каждого из критериев являются показателями высокого уровня деонтологической культуры, средние показатели каждого критерия - среднего уровня деон-тологической культуры, низкие показатели - низкого уровня део-нотологической культуры. Изложенная структура деонтологиче-ской культуры будущего бакалавра образования, ее сущность и уровни сформированности, показывает, что высокий уровень деонтологической культуры характеризуется высокой степенью сформированности всех компонентов данного качества личности педагога и определяется наличием показателей каждого из критериев. Перечень компетенций, который соответствует содержанию основных компонентов деонтологи-ческой культуры, дает возможность определить дисциплины, направленные на формирование данных компетенций и способствующие таким образом формированию деон-тологической культуры.

Рассмотренная нами сущность и структура деонтологической культуры педагога позволяет говорить о дальнейшем исследовании эффективных технологий формирования одной из важных личностно-профессиональных компетенций педагога - деонтологической культуры, проявляющейся в ответственном отношении к профессиональной деятельности. Таким образом, формирование деонтологической культуры у будущих бакалавров образования на сегодняшний день - одна из приоритетных задач педагогического образования.

Для описания процесса формирования деонотологической культуры у будущих бакаларов образования

необходимо раскрыть процессуальный аспект моделирования, т.е. на основании разработанной модели деонтологической культуры выполнить следующее:

- отобрать характерные проявления её и выделенных компонентов в поведении, деятельности, оценочных суждениях студентов;

- в соответствии с этими критериями отобрать необходимый и достаточный пакет методик диагностики отдельных компонентов и этого качества в целом. При этом возможно выделить несколько групп методик для цели исследования, для повседневной педагогической деятельности, для диагностики;

- обосновать выбор принципов, методов, средств, форм обучения и воспитания, способствующих формированию деонтологической культуры;

- разработать технологию формирования деонтологической культуры у будущего бакалавра образования.

Моделирование содержательного и процессуального компонентов процесса формирования деонтоло-гической культуры позволило нам создать модель процесса формирования деонтологической культуры будущего бакалавра образования на основе компетентностного подхода с учетом требований Профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и внедрить её в образовательный процесс Дагестанского государственного педагогического университета (рис. 1).

Изучение структуры, содержания, логической взаимосвязи компонентов модели формирования деонтологической культуры позволило определить характер связей структурных компонентов модели - цели, задач, методологических подходов, принципов, содержания, технологии, педагогических условий, результата, входящих в блоки:

целевой, содержательный, технологический, диагностический.

Взаимосвязи компонентов дают возможность рассматривать данную модель процесса формирования деонтологической культуры как целостную систему, в которой определена внутренняя организация этого процесса, ведущая к конечному результату - сформированности деон-тологической культуры.

Целевой блок включает определение целей и задач, отражающих социальный заказ, требования ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» [4]. Цель отражает одно из фундаментальных требований к педагогу - проявление ответственного отношения к профессиональной деятельности. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- формирование знаний о педагогической деонтологии и должном профессиональном поведении педагога;

- формирование мотивации к гуманному и ответственному профессиональному поведению;

- формирование навыков ответственного профессионального поведения.

В содержательном блоке обозначены основные методологические подходы к организации процесса формирования деонтологической культуры у будущих бакалавров образования: аксиологический, системный, личностно-ориентированный, компетентностный, деятельност-ный, технологический. На основе компетентностного подхода деонтологическая культура рассматривается в структуре профессиональной компетентности; личностно-ориентированный подход позволяет выявить и учитывать индивидуальные особенности студентов; деятельностный подход определяет методы, применяемые в процессе обучения, нацеленные на приобретение определенных навыков и умений профессионально-нравственного поведения т.д.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

i

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВПО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА К ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ

i

ЦЕЛЬ

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ Задачи:

1. Формирование знаний о педагогической деонтологии 2. Формирование мотивации к высоконравственному ответственному

поведению

3. Формирование навыков профессионального поведения

i

i

i

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ: Аксиологический Системный Личностно-ориентированный Компетентностный Деятельностный Технологический

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ (его компоненты:

когнитивный, мотивационный, поведенческий; формируемые компетенции; уровни сформированности деонтологической культуры)

ПРИНЦИПы: Социально ценностной целенаправленности Культуросо-образности Системности Индивидуализации Гуманизации Сотрудничества Единства теории и практики

i

i

i

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРы У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ (на основе компетентностного подхода и использования гуманитарных технологий, интерактивных, диалоговых, проективных и проблемных методов)

i

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ 1. Создание модели формирования деонтологической культуры 2. Разработка технологии формирования деонтологической культуры 3. Системный мониторинг сформированности компонентов деонтологической

культуры

4. Создание толерантной образовательной среды

i

РЕЗУЛЬТАТ

(СФОРМИРОВАННОСТЬ ДЕОНТОЛОГИЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ)

Рис. 1. Модель процесса формирования деонтологической культуры у будущих бакалавров образования

Определены принципы - социально ценностной целенаправленности, системности, гуманизации, индивидуализации, сотрудничества, создания гуманной образовательной среды, культуросообразности, преемственности. единства теории и практики, которые обеспечивают целенаправленность всего процесса формирования деонтологической культуры и его эффективность. Принципы индивидуализации, гуманизации, культуросообразности позволяют строить весь процесс с учетом индивудуальных, возрастных, культурных особенностей, социального опыта студентов, формировать у них понимание нравственных ценностей и установок на ответственное профессиональное поведение. Опираясь на принцип учета поликультурности образовательной среды, принцип создания гуманной среды , принцип преемственности, можно ориентировать студентов на ценностное отношение к многообразию культур, эти принципы отражают процессы интеграции воспитания в культуру тех народов, которые представлены в учебном заведении, помогают строить процесс формирования деонто-логической культуры в традициях уважения и приниятия культурного многообразия.

Принцип сотрудничества необходим для эффективного взаимодействия, помощи и доброжелательных отношений между преподавателями и студентами, без чего мы не представляем возможным формирование положительного опыта взаимодействия педагога и ученика, который будущие учителя вынесут в свою практическую деятельность. Формирование де-онтологической культуры зависит еще и от того, насколько будущий педагог осознает значимость этой категории и связывает ее с практикой, видит ее результаты, поэтому, придерживаясь принципа единства теории и практики, студенты ориентируются на реальное толерантное

взаимодействие в процессе сотрудничества с педагогами, однокурсниками, учащимися школ в период педагогической практики.

В содержательном блоке рас-скрыта структура педагогической толерантности, перечень компетенций, соответствующих содержанию компонентов педагогической толерантности, этапы их формирования, которые были рассмотрены выше.

Технологический блок включает технологию формирования деон-тологической культуры у будущих бакалавров образования на основе компетентностного подхода и использования гуманитарных технологий, интерактивных, диалоговых, проективных и проблемных методов, а также педагогические условия, способствующие формированию деонтологической культуры: создание модели формирования де-онтологической культуры, разработка технологии формирования деонтологической культуры, системный мониторинг сформирован-ности донтологической культуры, создание гуманной, нравственной образовательной среды, которая дает реальное представление об особенностях педагогической деятельности и способствует проявлению ответственного, нравственного поведения в повседневной жизни.

В диагностическом блоке описываются критерии, показатели, уровни сформированности педагогической толерантности и методики их оценки.

Оценка уровня сформированно-сти компонентов деонтологической культуры происходит на каждом этапе процесса и определяется с помощью разработанного комплекса тестов и практических заданий, что обеспечивает требуемое качество результатов процесса формирования деонтологической культуры.

Таким образом, реализация разработанной нами модели формирования деонтологической культуры будущих бакалавров образования

способствует формированию мо- процесса и позволяет успешно ре-

тивов ответственного отношения шать профессиональные задачи на

к профессиональной деятельно- основе принципов педагогической

сти к субъектам образовательного этики.

Примечания:

1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 288 с.

2. Караханова Г.А. Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007.

3. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель): профессиональный стандарт: утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н // ГАРАНТ.РУ. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz4z48fT1oB

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.

6. Петьков В.А., Филоненко В.А. Проблема целевой направленности образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 51. С. 119-123.

7. Петьков В.А., Филоненко В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста конкурентоспособного специалиста // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 104-107.

8. Rohr J. French Deontology // Public Administration Review. Washington, 2009. Vol. 69, is. 1. P. 143-145.

References:

1. Borytko N.N. Diagnostic activity of the teacher: a manual for students of higher schools / ed. by V.A. Slastenin, I.A. Kolesnikova. M.: Academia, 2006. 288 pp.

2. Karakhanova G.A. Formation of the deontological culture of the teacher in the system of continuous professional education: Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree. M., 2007.

3. A teacher (pedagogical activity in the preschool, primary general, general and secondary general education) (an educator, a teacher): a professional standard: approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013. No. 544n // GARANT.RU. URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz4z48fT1oB

4. On education in the Russian Federation: the Federal Law of the Russian Federation No. 273-FZ of December 29, 2012 // SPS ConsultantPlus. M., 2017.

6. Petkov V.A., Filonenko V.A. The problem of the target orientation of education // Historical and social-educational thought. 2016. No. 51. P. 119-123.

7. Petkov V.A., Filonenko V.A. Self-organization as a condition for the professional growth of a competitive specialist // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of the RSSU. 2014. P. 104-107.

8. Rohr J. French Deontology // Public Administration Review. Washington, 2009. Vol. 69, Iss. 1. P. 143-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.