Научная статья на тему 'Модель электронного учебного курса как средства организации самостоятельной подготовки'

Модель электронного учебного курса как средства организации самостоятельной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1514
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION / E-STUDY COURSE / ORGANISATION OF SELF-DIRECTED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бездольный Антон Владимирович

Статья посвящена учебно-методическому обеспечению образовательного процесса на основе современных информационных технологий в форме электронного учебного курса для самостоятельной подготовки обучаемых. Рассматривается модель структуры курса, методика его применения, преимущества его использования как средства организации самостоятельной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бездольный Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-study course pattern as means of self-directed learning

The article is focused on the courseware of foreign language teaching based on modern information technologies in terms of the e-study course for students' self-directed learning. The pattern of the course structure, methods of its teaching and advantages as means of organising self-directed learning are considered.

Текст научной работы на тему «Модель электронного учебного курса как средства организации самостоятельной подготовки»

А. В. Бездольный

МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Работа представлена кафедрой военной психологии и педагогики Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент В. П. Башкирцев

Статья посвящена учебно-методическому обеспечению образовательного процесса на основе современных информационных технологий в форме электронного учебного курса для самостоятельной подготовки обучаемых. Рассматривается модель структуры курса, методика его применения, преимущества его использования как средства организации самостоятельной подготовки.

Ключевые слова: информационные технологии в образовании, электронный учебный курс, самостоятельная подготовка.

A. Bezdol'ny

E-STUDY COURSE PATTERN AS MEANS OF SELF-DIRECTED LEARNING

The article is focused on the courseware of foreign language teaching based on modern information technologies in terms of the e-study course for students' self-directed learning. The pattern of the course structure, methods of its teaching and advantages as means of organising self-directed learning are considered.

Key words: information technologies in education, e-study course, organisation of self-directed learning.

Современный уровень высшей школы характеризуется глобальной информатизацией образовательного процесса с целью повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Под информатизацией образования понимается область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания [3]. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, создание и использование современных электронных учебных материалов решают сложные задачи формирования единой образовательной информационной среды. Необходима интеграция современных педагогических и информационных технологий, общие модели проектирования и применения в учебном процессе.

На первый план выдвигаются вопросы организации самостоятельной работы обучающихся, главная цель которой - расширить и углубить знания, умения и навыки, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности. В традиционной педагогике, при очном обучении, самостоятельная работа включает в себя чаще всего лишь работу с литературой. С использованием информационных технологий возможности организации самостоятельной работы расширяются. Работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено самостоятельной подготовки в целом, но ее основу теперь должны составлять электронные образовательные ресурсы. По существу, все известные виды образовательных электронных изданий могут служить основой для организации самостоятельной работы [4].

В информационном пространстве с учетом возможностей электронных средств акценты в организации самостоятельной деятельности смещаются в сторону организации содержания учебного материала и контроля (самоконтроля) по его усвоению. Реализация этого

возможна путем порционного представления всего комплекса электронных образовательных материалов на основе гиперссылок и сопроводительных инструкций, позволяющих обучающимся по своему усмотрению использовать различные части материала, выстраивая индивидуализированный маршрут познания и самоконтроля. Информационные технологии не являются самодовлеющими, а выполняют роль «инструмента», который совместно с современными технологиями обучения позволяет перестроить по-новому систему образования, сделать возможной настоящую интерактивность, а также обеспечить погружение обучающегося в познавательный процесс за счет активного включения различных каналов восприятия информации [1].

Необходимость таких модернизаций в образовательном процессе стимулировали появление качественно новых предметных учебных комплексов, каким является электронный учебный курс. Электронный учебный курс (ЭУК) - это дидактическая компьютерная среда, содержащая систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний (дисциплине), объединенная единой программной оболочкой. Такой курс можно рассматривать как универсальную дидактическую структуру, интегрирующую и синтезирующую педагогические и современные информационные образовательные технологии.

ЭУК должен отвечать всем особенностям организации образовательного процесса современного вуза, где сочетаются различные формы обучения, структура и способ предоставления учебно-методических материалов в электронном виде должны легко варьироваться в зависимости от конкретной формы их использования, обеспечивая поддержку персонализированных предметных сред в рамках личностно ориентированного принципа организации учебной деятельности [2].

ЭУК как система включает следующие функциональные подсистемы (рис. 1):

• информационно-навигационную;

• содержательную;

• диагностирующую.

Модель электронного учебного курса как средства организации самостоятельной подготовки

Аннотация

Рис 1. Структура электронного учебного курса

Информационно-навигационная подсистема является подчиненной по отношению к содержательной подсистеме и включает следующую метаинформацию: структуру смысловых связей, аннотацию и структуру курса, справку, систему ссылок и поиска информации.

Содержательная подсистема - это ядро электронного учебного курса, взаимосвязанное со всеми подсистемами с помощью прямой и обратной связи. Она состоит из элементов теоретического учебного материала, обеспечивающих информационную поддержку изучения дисциплины. Должна быть выдержана определенная четкая структура исходных материалов (более жестко, чем в традиционном учебнике), необходимость этого диктуется по крайней мере двумя причинами:

• организационной - разбивка учебного материала на блоки не только облегчает обучаемому его изучение в отсутствие преподавателя, но и позволяет регламентировать порядок взаимодействия обучаемого и преподавателя;

• функциональной - реализация гипертекстовых переходов при разработке электронного

курса должна предполагать обособленность смысловых фрагментов тем [5].

Содержание, объем и структура материала учебной дисциплины задают требования к уровню профессионального становления обучаемого и должны включать в себя как минимум:

• цели и задачи учебной дисциплины;

• теоретический (лекционный) раздел дисциплины;

• тематику семинарских занятий, рефератов, курсовых проектов (работ);

• практические занятия, лабораторные;

• методические рекомендации;

• основная и дополнительная литература, справочные материалы.

Диагностирующая подсистема включает в себя системы тестирования для промежуточного и итогового контроля (самоконтроля). Систематический контроль за уровнем знаний стимулирует, во-первых, повышение качества познавательного процесса за счет управления избирательностью внимания; во-вторых, ответственность за результаты самостоятель-

ной работы обучаемых. В-третьих, система контроля, обеспечивая объективность и информативность, показывает преподавателю реальную картину качества усвоения знаний каждым из многочисленных обучаемых.

Примером реализации данной модели может служить электронный учебный курс «Грамматика английского языка», разрабо-

танный в Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского совместно кафедрами «Иностранных языков» и «Военной психологии и педагогики», опубликованный в электронной библиотеке системы федеральных образовательных порталов, ознакомиться с ним можно по адресу: http://window.edu. ru/window/library.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бузун Д. Н. Программная реализация электронного учебно-методического комплекса // Белорусский государственный университет, 2007.

2. Горохова Ю. А. Структура электронного учебного курса в системе дистанционного образования // II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационная среда ВУЗа XXI века». Петрозаводск: ПетрГУ, 2008.

3. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. О разработке учебника «Информатизация образования» // Вестник МГПУ. Сер. Информатика и информатизация образования. 2005. № 1 (4). С. 24-28.

4. ДемкинВ. П., МожаеваГ. В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии // Томский государственный университет, 2003.

5. Тарасенко Н. В. Методические основы разработки электронного учебно-методического комплекса по дисциплине // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и образование в Украине: актуальные проблемы». Стазанов: РИО МАБИН, 2006. С. 127-129.

REFERENCES

1. Buzun D. N. Programmnaya realizatsiya elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa // Belorusskiy gosudarstvenny universitet, 2007.

2. Gorokhova Yu. A. Struktura elektronnogo uchebnogo kursa v sisteme distantsionnogo obrazovaniya // II Vseros-siyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Informatsionnaya sreda VUZa XXI veka». Petrozavodsk: PetrGU, 2008.

3. Grigor'yev S. G., Grinshkun V. V. O razrabotke uchebnika «Informatizatsiya obrazovaniya» // Vestnik MGPU. Ser. Informatika i informatizatsiya obrazovaniya. 2005. N 1 (4). S. 24-28.

4. Demkin V. P., Mozhayeva G. V. Klassifikatsiya obrazovatel'nykh elektronnykh izdaniy: osnovnye printsipy i kriterii // Tomskiy gosudarstvenny universitet, 2003.

5. Tarasenko N. V. Metodicheskiye osnovy razrabotki elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po distsipline // Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nauka i obrazovaniye v Ukraine: aktual'nye problemy». Stazanov: RIO MABIN, 2006. S. 127-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.