Научная статья на тему 'Модель электронного учебника нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств'

Модель электронного учебника нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ И ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / МЕДИАЭЛЕМЕНТ / МАСШТАБИРОВАНИЕ КОНТЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабашев Ойбек Закирович

Представлены рекомендации разработчикам образовательного контента, рекомендации по представлению образовательного контента с учетом специфики предметной области и ступени обучения; рекомендации по выбору технологической основы для создания электронного учебника; рекомендации по выбору дизайн-эргономических решений электронного учебника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель электронного учебника нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ СОВРЕМЕННЫХ МОБИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ

Карабашев О.З.

Карабашев Ойбек Закирович — ассистент, кафедра информационно-коммуникационной технологии,

факультет менеджмента в сельском хозяйстве, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: представлены рекомендации разработчикам образовательного контента, рекомендации по представлению образовательного контента с учетом специфики предметной области и ступени обучения; рекомендации по выбору технологической основы для создания электронного учебника; рекомендации по выбору дизайн-эргономических решений электронного учебника.

Ключевые слова: учебно-методический комплект, мультимедийный и интерактивный образовательный контент, медиаэлемент, масштабирование контента.

УДК 378.168:004

Тенденции развития средств ИКТ позволяют уже в ближайшей перспективе рассматривать в качестве основного клиентского устройства для работы учащегося различные варианты планшетных компьютеров, устройств для чтения электронных книг, устройств мобильной связи и т.д. Спектр принципиально новых возможностей, открываемых использованием подобных устройств в сфере образования, чрезвычайно широк. Так, использование планшетных компьютеров позволяет осуществить переход от классического бумажного учебника к электронному учебнику нового поколения на базе современных мобильных электронных устройств.

Электронный учебник (ЭУ) может быть определен как учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета (дисциплины) в соответствии с образовательной программой, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся основным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды, официально допущенное в качестве данного вида издания. ЭУ, реализованный на базе современного мобильного устройства, может рассматриваться в качестве альтернативы традиционному бумажному учебнику и быть основным компонентом информационно-образовательной среды (ИОС), ориентированной на осуществление образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий и на применение современных форм и методов обучения. ЭУ является центральным компонентом современного учебно-методического комплекта (УМК) - открытой системы печатных учебных изданий, электронных учебных изданий и ресурсов [1].

ЭУ на базе современного мобильного устройства способен:

1) выполнять все функции, присущие бумажному учебнику;

2) обеспечивать широкие возможности компьютерной визуализации учебной информации;

3) служить основой создания активно-деятельностной познавательной среды для учащегося за счет возможности осуществления информационно-поисковой деятельности, моделирования, тренировочной учебной деятельности и контроля знаний, поддержки творческой деятельности с элементами контента;

4) выполнять функцию навигатора по электронным материалам УМК;

5) поддерживать возможность реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий;

6) обеспечивать комфортные, интуитивно понятные учащемуся условия для взаимодействия с образовательным контентом, как во время аудиторных занятиях, так и при самостоятельной работе. Применение ЭУ в образовательном процессе в сочетании с такими компонентами ИОС как система управления обучением и управления образовательным контентом способно обеспечивать:

1) возможность управления учебным процессом за счет взаимодействия персональных мобильных устройств учащихся, компьютера или мобильного устройства преподавателя и других средств обучения на базе ИКТ в едином информационном пространстве класса;

2) возможность организации индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем;

3) возможность организации сетевого взаимодействия преподавателя и учеников для формирования навыков учебного сотрудничества, коммуникативной компетентности. ЭУ может поддерживать технологию загрузки и оперативного обновления образовательного контента по современным каналам связи [2].

Рассмотрим основные требования к формам представления образовательного контента ЭУ.

ЭУ содержит мультимедийный и интерактивный образовательный контент. Типовыми компонентами мультимедийного контента ЭУ являются: символьная информация (текст, гипертекст, формулы); статический реалистический и синтезированный визуальный ряд (фотографии, 2D-фотопанорамы, микрофотографии, макросъемка, схемы, диаграммы, графики, учебные рисунки и др.); динамический реалистический и синтезированный визуальный ряд (видео опыты, видео-экскурсии, 3D-фотопанорама с приближением/удалением, 2D-анимация; наложение и морфинг объектов; анимация, созданная по 3D-объектам, виртуальные трехмерные модели объектов и пр.); звуковой ряд (аудио фрагменты). Объекты и процессы, основные свойства которых проявляются в динамике, целесообразно иллюстрировать динамическим видеорядом. Объекты сложной структуры целесообразно иллюстрировать с помощью объемных моделей и иных объектов виртуальной реальности. При изучении сложных связей между явлениями и процессами (например, в предметах естественнонаучной области содержания образования) целесообразно использовать интерактивные параметрические модели, изменяемые параметры которых отражаются в результатах работы модели, обеспечивая визуализацию явления или процесса. Звуковой ряд может включаться в ЭУ для: представления звуковых объектов (звуки природы, технических устройств; музыка, речь и проч.); дублирования текстовых описаний; подачи специальных сигналов, комментирующих действия пользователя и т.п. Образовательный контент ЭУ может включать как все представленные выше компоненты, так и их часть. Выбор конкретных решений для представления образовательного контента должен осуществляться с учетом специфики ступени образования и предметной области (предмета) и быть педагогически целесообразным: каждый используемый компонент должен вносить новое качество в изложение материала; в противном случае рекомендуется воздержаться от его использования. Уровень интерактивности тех или иных компонент контента ЭУ должен определяться возрастными особенностями обучающихся и спецификой предметной области, быть педагогически целесообразным.

Представим основные требования к эргономике ЭУ. Структурирование контента. Текст ЭУ разделяется на параграфы, соответствующие темам изучаемого содержания предмета, одному или нескольким урокам в соответствии с программой обучения. Текст параграфов структурируется с помощью заголовков, подзаголовков, списков, таблиц. Медиаэлементы могут как полностью воспроизводиться на странице ЭУ, так и открываться в отдельном окне по клику на соответствующую миниатюру (превью) или пиктограмму (иконку) на странице ЭУ. Пояснительные тексты могут быть реализованы в форме всплывающих подсказок, появляющихся при активизации соответствующего слова

10

(словосочетания) или изображения (фрагмента изображения). Оптимальное использование экранного пространства может достигаться за счет: использования всплывающих подсказок над словами, фрагментами изображений и формулами; масштабирования иллюстраций, слайд-шоу; использования всплывающих окон; возможности декомпозиции блок-схем, схем строения (устройства) природных и техногенных объектов и пр.; миниатюризации элементов навигации. Навигационный компонент интерфейса. Ключевым компонентом интерфейса ЭУ, воспроизводимого на мобильном устройстве, являются навигационные элементы и элементы управления контентом, взаимодействие с которыми учащийся осуществляет не манипулятором («мышь», «трекбол» и др.), а пальцем. В связи с этим размеры элементов управления должны соответствовать возрастным и физиологическим особенностях учащихся [3].

В ЭУ должны быть реализованы возможности навигации по пользовательским закладкам и пользовательским заметкам.

При разработке электронных учебников рекомендуется опираться на его типовую модель, учитывать специфику предметной области и ступени обучения, в том числе количественные характеристики контента типового параграфа электронного учебника.

Список литературы

1. Босова Л.Л. и др. Типовая модель электронного учебника / Л.Л. Босова, Д.И. Мамонтов, А.Г. Козленко, В.В. Теренин // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2012. № 2 (46).

2. Владимирова Л.П. Электронный учебник: проблемы и перспективы развития // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 26 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.

АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА В2В РЫНКЕ В РОССИИ Хавтаси Н.В.

Хавтаси Нино Владимировна - магистрант, факультет технологического менеджмента и инноваций, Государственный университет информационных технологий, механики и оптики,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье проанализирован рынок электротранспорта индивидуального пользования на зарубежном и российском рынках с целью определения потенциального развития в В2В сегменте. Были проведены кабинетные исследования, а также экспертные интервью с представителями индустрии и потенциальными потребителями В2В рынка.

Ключевые слова: анализ, маркетинг, развитие, тенденции, В2В рынок, потребители, электротранспорт.

Рынок электротранспорта на сегодняшний день активно развивается под воздействием таких основных факторов как: мировая экологическая проблема, проблема «последней мили» больших городов с высокоразвитой и загруженной транспортной инфраструктурой, а также проблема оптимизации дорожного движения и потребность в оптимизации работы компаний.

Особенно развит Китайский, Европейский и Американский рынки электротранспорта. Российский рынок является молодым по отношению к зарубежному. Как отмечают эксперты индустрии, на данный момент рынок электротранспорта в России

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.