Научная статья на тему 'Модель экспресс-оценки эффективности системы управления малыми и средними промышленными предприятиями'

Модель экспресс-оценки эффективности системы управления малыми и средними промышленными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY ASSESSMENT / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY CRITERIA / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL AND MEDIUM-SIZED INDUSTRIAL ENTERPRISES / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / МАРКЕТИНГ / MARKETING / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гротов Р.Е.

В статье предложена модель экспресс-оценки эффективности управления малыми и средними промышленными предприятиями. Определены показатели оценки и методика ее проведения с учетом специфики малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of a Quick Assessment of the Management System Efficiency for Small and Medium Industrial Enterprises

T he author offers a model of a quick assessment of management efficiency for small and medium-sized industrial enterprises. He defines assessment indices and implementing methodology taking into account special features of small and medium businesses.

Текст научной работы на тему «Модель экспресс-оценки эффективности системы управления малыми и средними промышленными предприятиями»

оцениваем эффективность управления малым

и средним бизнесом

модель экспресс-оценки эффективности

системы управления малыми и средними

промыьшленныими предприятиями

Аннотация

В статье предложена модель экспресс-оценки эффективности управления малыми и средними промыьшленныими предприятиями. Определены показатели оценки и методика ее проведения с учетом специфики малого и среднего бизнеса. _

При оценке эффективности бизнеса можно выделить значительное число факторов внутренней и внешней среды, которые определяют как сегодняшнее состояние бизнеса, так и его результативность в будущем. Не оспаривая важность каждого из факторов, следует отметить низкую вероятность адекватной оценки каждого из них на предприятиях малого бизнеса. По нашему мнению, при оценке малых и средних промышленных предприятий необходимо сосредоточить внимание на трех компонентах: потребитель, маркетинг и производство.

Важнейшей задачей в процессе разработки экспресс-оценки эффективности является определение показателей, которые будут подвергаться мониторингу и анализу.

Три основных компонента для мониторинга

Потребитель (удовлетворение потребностей, качество, цена).

Удовлетворение потребностей связано как с возможностями организации, так и с инфор-

Громов Р.Е.

аспирант

факультета

Экономики

Ивановского

государственного

энергетического

университета,

главный эксперт

ОАО «АТС»,

г. Балаково

rgromov@gmail.com

Ключевые слова:

оценка эффективности, критерии эффективности, малые и средние промышленные предприятия, потребитель, маркетинг, производство

Keywords:

efficiency assessment, efficiency criteria, small and medium-sized industrial enterprises, consumer, marketing, production

мацией о потребностях настоящих и потенциальных клиентах доступной организации. Ценовая политика фирмы, несомненно, подвержена количественному измерению, и имеется возможность сравнить ее с ценами на аналогичные товары конкурентов. В качестве критериев оценки могут выступать следующие сведения о деятельности организации:

1) наличие сертификата ISO;

2) участие в конкурсах на получение премии в области качества [1];

3) наличие системы управления качеством в организации;

4) присутствие конкретных процессов обеспечения качества, реализуемых в организации;

5) применение конкретных методов контроля качества в организации.

Маркетинг (исследование рынков, включая исследование потребителей). С одной стороны, маркетинговые исследования позволяют выявить настоящие и потенциальные потребности покупателей, с другой - позволяют определить позиции конкурентов и товаров заменителей.

Для оценки маркетинговой составляющей уровня управления малым и средним бизнесом предлагаются следующие показатели:

- наличие и организация службы маркетинга в организации;

- периодичность проведения маркетинговых исследований;

- полнота маркетинговых исследований;

- планирование разработки товаров предприятием и сбытовой политики предприятия;

- применение технологий формирования общественного мнения [2]. Производство (организация, финансы, человеческий ресурс). Исследованию проблем идентификации и оценки производственного потенциала посвящено достаточно много работ. Однако большинство результатов этих исследований ориентировано на крупные предприятия, изобилуют большим количеством параметров и предлагаемые подходы высокозатратны для малого бизнеса.

росаШ,

Анализ работ российских ученых позволил выделить для экспресс-оценки такой показатель как анализ движения и эффективности использования составляющих производства. Эффективная организация финансового менеджмента, по нашему мнению, может быть охарактеризована наиболее полно с позиций стоимостного подхода.

В последние годы используются различные показатели, отражающие процесс создания стоимости. Наиболее известные из них - NPV (показатель чистой текущей стоимости), EVA (экономическая добавленная стоимость), MVA (рыночная добавленная стоимость), SVA (акционерная добавленная стоимость), CVA (добавленная денежная стоимость) и CFROI (скорректированные денежные притоки в текущих ценах / скорректированные денежные оттоки в текущих ценах). Каждый из указанных показателей имеет свои ограничения и недостатки [3, 4]. По нашему мнению, конкретный выбор стоимостного показателя, закладываемого в систему максимизации стоимости, зависит от конкретного предприятия (например, наличия квалифицированных кадров для расчета и мониторинга показателей), целей менеджмента и возможностей получения достоверных и оперативных сведений по такому показателю. Очевидно, что главным критерием будет выступать основной результат, однако в любом случае, необходимо проанализировать ограничения использования и недостатки указанных показателей.

Оценка персонала

В отношении оценки персонала существует достаточно много показателей, которые рассматриваются различными авторами. Несомненно, что все из предлагаемых показателей достаточно важны. Однако необходимо учитывать тот факт, что применение каждого из них связано с определенными трудозатратами. По нашему мнению, следует сосредоточиться на следующих основных показателях. 1. Формирование в организации общих для персонала ценностных ориентиров и норм

важнейшей

задачей в процессе

разработки

экспресс-оценки

эффективности

является

определение

показателей,

которые будут

подвергаться

мониторингу

и анализу

.при оценке

малых и средних

промышленных

предприятий

необходимо

сосредоточить

внимание на трех _компонентах:

потребитель,

маркетинг

и производство

и социально-психологический климат в коллективе.

2. Отношение сотрудника к применяемым стимулам. Для российских предприятий характерно недостаточное внимание к этому вопросу. Естественно, необходимо учитывать и квалификацию персонала. Но как уже определено выше, важно не только оценивать соответствие квалификации персонала задачам, стоящим перед организацией в настоящем, но и способность персонала к удовлетворению потребителя в будущем.

Каждый из трех компонентов критериев содержит 5 субкритериев, таким образом, система оценки эффективности управления объеди-

Таблица 1

Краткое содержание и структура критериев оценки эффективности управления организацией

Критерий Максимум

1. Потребитель 20

1.1. Удовлетворение потребностей 4

1.2. Формирование будущих потребностей 4

1.3. Управление качеством 4

1.4. Ценовая политика в настоящем 4

1.5. Планирование ценовой политики в будущем 4

2. Маркетинг 20

2.1. Наличие и организация службы маркетинга в организации 4

2.2. Периодичность проведения маркетинговых исследований 4

2.3 Полнота маркетинговых исследований 4

2.4. Планирование разработки товаров предприятием и сбытовой политики предприятия 4

2.5 Применение технологий формирования общественного мнения 4

3. Производство 20

3.1. Анализ движения и эффективности использования составляющих производства 4

3.2. Анализ динамики стоимостных показателей 4

3.3. Исследование социально-психологического климата в коллективе 4

3.4. Анализ удовлетворенности персонала применяемыми в организации стимулами 4

3.5. Учет и развитие квалификации персонала с учетом перспектив развития организации 4

Общая оценка уровня эффективности управления организацией 60

Таблица 2

Варианты оценки управленческой деятельности в организации

Оценка, балл Состояние категории

0 деятельность не ведется

1 деятельность ведется непостоянно, от случая к случаю

2 деятельность ведется частично, в зависимости от ситуации

3 деятельность ведется постоянно и систематически

4 деятельность ведется максимально эффективно (эталонный уровень)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

няет 15 оценочных категорий. Краткое содержание и структуру критериев оценки отражает табл. 1 (см. на с. 82).

Экспертный анализ каждой из категорий предполагает пять вариантов оценки управленческой деятельности в организации (см. табл. 2 выше).

Для наглядного представления результатов оценки целесообразно использовать треугольник, на который может быть наложен профиль системы управления в организации, построенный с учетом по каждому из трех оценочных критериев модели (см. рис. ниже). Такой подход позволяет ясно увидеть направления, по которым необходимы первоочередные улучшения системы управления. По мере решения проблем, в свое время помешавших применить сложную систему оценки,

Рис. Профиль системы управления в организации

эффективная

организация

финансового

менеджмента,

по нашему мнению,

может быть

охарактеризована наиболее полно с позиций стоимостного подхода

_...важно не только

_оценивать

_соответствие

_квалификации

персонала задачам,

_стоящим перед

_организацией

_в настоящем,

_но и способность

_персонала

_к удовлетворению

_потребителя

_в будущем

предложенная модель может эволюционировать вместе с организацией и со временем стать базой для построения более сложной системы. Важно, что к этому моменту организация уже дорастет до ее внедрения: накопит базу по ряду показателей, получит понимание того, какие сферы необходимо наиболее тщательно отслеживать, приобретет навыки регулярного учета и анализа по показателям.

Литература

1. Mаслов Д.В. Современные инструменты совершенствования бизнеса: Премии в области качества: учебное пособие / Д.В. Mаслов, А. M.Карякин. - M: ИНФРА-M, 2009.

2. Экономические системы: моделирование, анализ и прогнозирование / Под ред. проф. В.А. Зайцева; ГОУ ВПО Иван. гос. хим.-техн. ун-т. -Иваново, 2008.

3. Степанов Д. Value-Based Management и показатели стоимости [электронный ресурс]. Режим доступа. - http://www.cfin.ru/management/ finance/value-based_management.shtml.

4. Степанов Д. Интеллектуальный капитал, сбалансированная система показателей и экономическая добавленная стоимость в системе управления, нацеленной на создание стоимости // Современные аспекты экономики. - 2002. - № 5(18).

Gromov R.E.

Post-graduate student, Department of Economics, Ivanovo State University of Power Engineering, Senior expert for "ATS" OJSC, Balakovo

Model of a Quick Assessment of the Management System Efficiency for Small and Medium Industrial Enterprises

Abstract

The author offers a model of a quick assessment of management efficiency for small and medium-sized industrial enterprises. He defines assessment indices and implementing methodology taking into account specialfeatures of small and medium businesses.

— *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.