Научная статья на тему 'Модель двигательной деятельности студентов на основе кинезиологического подхода к физкультурно-спортивному образованию'

Модель двигательной деятельности студентов на основе кинезиологического подхода к физкультурно-спортивному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КИНЕЗИОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загревская Александра Ивановна

В статье актуализируется проблема повышения качества функционирования физической культуры в системе высшего образования. Фиксируется ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности студентов в процессе обучения в вузе и их неготовность к осуществлению социально-профессиональной деятельности. Показана необходимость повышения двигательной активности студентов на основе самопознания и коррекции своего психомоторного, морфофункционального развития и двигательной подготовленности в условиях физкультурно-спортивного образования. На основе использования интегративной области знания о движении и двигательной активности человека представлена модель организации деятельности студентов. В модели двигательная деятельность студентов рассматривается как компонент их кинезиологической компетентности и является механизмом, способствующим осознанию значимости и поиску личностного смысла повышения двигательной активности для подготовки к социально-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the motor activity of students on the basis of kinesiological approach to sports education

The article is devoted to the problem of improving the quality of physical education in higher education. Deterioration of health status and physical fitness of students in the learning process in the University and their unpreparedness to carry out the social and professional activities have been observed. The article shows the need to increase the physical activity of the students on the basis of self-cognition and correction of their psychomotor, morpho-functional development and physical education in terms of sports education. The model of motor activity organization for the students has been presented on the basis of kinesiology. In the model the motor activity of the students is considered as a component of their kinesiology competence. Motor activity based on the kinesiology is a mechanism to promote awareness of its importance in the preparation to the socio-professional activity.

Текст научной работы на тему «Модель двигательной деятельности студентов на основе кинезиологического подхода к физкультурно-спортивному образованию»

2. Afanasyev, V.F. (1971), Age-related changes of physical development and motor function in school children with visual impairment and correlation-educational work in the classroom physical education, dissertation, Moscow.

3. Geroeva, I.V. (1996), Methods of prevention of myopia in primary school children means of physical education, dissertation, Moscow.

4. Graevskaya, N.D. and Dolmatova, T.I. (2004), Sports Medicine: a course of lectures and practical classes, Soviet Sport, Moscow.

5. Livadia, E.I. (1977), Exercising in the complex treatment of myopia in children, dissertation, Moscow.

6. Livadia, E.I. (1976), "The role of exercise in the prevention of progression of myopia", Collection of First All-Union. Conf. on Problems. Child ophthalmology, Moscow, pp. 126-129.

Контактная информация: ilichovao@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2015.

УДК 796.011

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМУ

ОБРАЗОВАНИЮ

Александра Ивановна Загревская, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ),

Томск

Аннотация

В статье актуализируется проблема повышения качества функционирования физической культуры в системе высшего образования. Фиксируется ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности студентов в процессе обучения в вузе и их неготовность к осуществлению социально-профессиональной деятельности. Показана необходимость повышения двигательной активности студентов на основе самопознания и коррекции своего психомоторного, морфофункци-онального развития и двигательной подготовленности в условиях физкультурно-спортивного образования. На основе использования интегративной области знания о движении и двигательной активности человека представлена модель организации деятельности студентов. В модели двигательная деятельность студентов рассматривается как компонент их кинезиологической компетентности и является механизмом, способствующим осознанию значимости и поиску личностного смысла повышения двигательной активности для подготовки к социально-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: двигательная активность, деятельность, кинезиология, студенты, физ-культурно-спортивное образование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p78-83

MODEL OF THE MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS ON THE BASIS OF KINESIOLOGICAL APPROACH TO SPORTS EDUCATION

Alexandra Ivanovna Zagrevskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, National Research Tomsk State University

Annotation

The article is devoted to the problem of improving the quality of physical education in higher education. Deterioration of health status and physical fitness of students in the learning process in the University and their unpreparedness to carry out the social and professional activities have been observed. The article shows the need to increase the physical activity of the students on the basis of self-cognition and correction of their psychomotor, morpho-functional development and physical education in terms of sports education. The model of motor activity organization for the students has been presented on the basis of kinesiology. In the model the motor activity of the students is considered as a component of their kinesiol-

ogy competence. Motor activity based on the kinesiology is a mechanism to promote awareness of its importance in the preparation to the socio-professional activity.

Keywords: motor activity, activity, kinesiology, students, sports education.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в ходе реализации Государственных образовательных стандартов третьего поколения в системе высшего образования ведущими специалистами вузовской физической культуры осуществляется поиск путей модернизации физкультурно-спортивного образования студентов в соответствии с компетентностным подходом [4, 5, 13]. Следует отметить, что в современных социально-экономических условиях значительно возрастают требования работодателей к физическому состоянию и здоровью выпускников образовательных учреждений. Их интересы связаны с желанием получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и с универсальными компетенциями, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, с высоким уровнем конкурентной работоспособности, стрессоустойчивости и профессиональной мобильности. Однако в настоящее время до 60% и более профессионалов (рабочих, инженеров, служащих) не готовы физически и психологически трудиться с полной отдачей сил, как этого требуют рыночные отношения, т.е. фиксируется проблема недостаточной психофизической готовности выпускников к социально-профессиональной деятельности, включающей в себя психомоторное развитие, уровень проявления физических качеств, состояние здоровья [10]. Исходя из этого, значимость физкультурно-спортивного образования студентов в высшей школе трудно переоценить.

Вместе с тем, необходимо отметить, что одним из главных источников укрепления ресурсов здоровья человека, сохранения тончайшим образом организованного механизма регуляции его жизнедеятельности является его двигательная активность [1, 2, 3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разрабатываемый нами подход к физкультурно-спортивному образованию студентов базируется на кинезиологии - интегративной области научного знания о движении и двигательной активности человека, которая предусматривает формирование его кинезио-логического потенциала через интеграцию физического и психического развития занимающихся при обучении двигательным действиям [8]. Кинезиологический потенциал человека включает в себя психомоторное развитие, уровень проявления физических качеств, двигательные навыки и умения, а также состояние здоровья, которые обеспечивают психофизическую готовность человека к социально-профессиональной деятельности [1, 2, 11]. В рамках данного подхода нами рассматривается понятие «кинезиологическая компетентность», которое определяется как способность и готовность личности к саморазвитию и самосовершенствованию кинезиологического потенциала в течение всей жизни [7]. Мы считаем правомерным рассматривать кинезиологическую компетентность как универсальную, необходимую для осуществления двигательной деятельности различной направленности: спортивной, оздоровительной, рекреационной, реабилитационной. Технологическую основу формирования кинезиологической компетентности студентов в процессе физкультурно-спортивного образования составляет их двигательная деятельность.

Двигательная деятельность человека (построенная из движений и двигательных действий) с одной стороны, выступает как системообразующее основание психики, с другой - культуры, т. е. интегрирует в себе естественнонаучное и гуманитарное знание, рассматриваемое педагогической кинезиологией. В педагогической кинезиологии возникают новые целевые установки:

- объяснять содержание тех или иных двигательных действий (формировать его смысловой образ и смысловую структуру);

- передавать смысл тех или иных суждений, умозаключений, выводов (смысловая организация знаний);

- разрабатывать технологически рациональные способы систем движений в обучающей деятельности;

- побуждать учеников к размышлению, творческому поиску, самоанализу и самоконтролю в учебной деятельности [6].

Далее необходимо отметить, что при осуществлении студентом двигательной деятельности объектом изучения, отношения и преобразования является его собственный кинезиологический потенциал (мотивационно-ценностная сфера, психомоторные, мор-фофункциональные и физические качества).

С опорой на исследования С.В. Дмитриева (2011), нами разработана модель двигательной деятельности студента, которая раскрывает механизм его продвижения в процессе ее осуществления от информационного «что» и теоретико-познавательного «почему» к операционному «как» и ценностно-смысловому «для и ради чего» [6] (рисунок).

Известно, что деятельность человека, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, служит средством удовлетворения его разнообразных потребностей и одновременно фактором его физического, психического, духовного формирования как общественно полезной личности. В философском понимании, потребности человека есть осознание им своих способностей и мысленное предметное «примеривание» возможной активности человека. Потребности есть результат «умственных действий», посредством чего человек соизмеряет свои возможности и последствия своей деятельности. Потребности становятся внутренними побудителями деятельности - мотивами. Мотив является формой проявления потребности, предметом, ради которого осуществляется деятельность [12].

Таким образом, подчеркивается взаимосвязь потребностей и способностей человека. Для нас это является важным, так как студент при изучении объекта (своего кинезио-логического потенциала) и моделировании двигательной деятельности, должен соотносить потребности со своими двигательными способностями и возможностями.

Кинезиологическая деятельность рассматривается нами через призму отношений субъекта (студента) к объекту (своему кинезиологическому потенциалу). Для того, чтобы определить свое отношение к объекту, его нужно изучить и оценить, т.е. субъект (студент), познавая объект (кинезиологический потенциал), должен проявить ценностные

Потребности

Способности

Рис. Модель двигательной деятельности студентов

(ценности, смыслы), операционные (проектные и технологические) и когнитивно-концептуальные (базы знаний) отношения.

При изучении студентом кинезиологического потенциала (объект), важная роль принадлежит знаниям, как основе регуляции любой деятельности, в том числе и двигательной. С точки зрения педагогической кинезиологии, знания - это, прежде всего, семантический образ в деятельностном сознании человека, создаваемый в процессе переработки информации. Следует иметь в виду, что не поиск информации, а превращение информации в «личностные знания» является одной из важных проблем дидактики. Это особая сфера образовательной деятельности, в которой осуществляется не столько «передача информации» о двигательных действиях, сколько обмен отношениями, личностными и социокультурными смыслами [6].

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что в процессе физкультурно-спортивного образования важно научить студента переводить информацию в управленческие знания и рефлексивно организованную двигательную деятельность (развитие своего кинезиологического потенциала) на основе понимания смысла решаемой двигательной задачи.

При изучении и анализе своего кинезиологического потенциала (почему объект таков) студенту необходимо выявить и осознать причинно-следственные связи между идеальным объектом и реальным. В ходе рефлексии ему становятся понятны причины тех или иных отклонений в физическом развитии, подготовленности, работоспособности, значительном превышении биологического возраста относительно паспортного. Это заставляет студента начать действовать, он превращается в деятеля, творца, преобразователя самого себя, точнее, своего кинезиологического потенциала, т.е. здесь имеет место сознательная акция субъекта-деятеля, направляемая его психикой на взаимодействие с объектом как предметом его потребностей.

Далее следуют программы - как преобразовать объект, т.е. конкретные проектные и технологические действия. Таким образом, после того, как студент изучил объект и поставил цель его преобразовать, он выбирает способы и средства достижения цели, намечает проект и программу осуществления двигательной деятельности. Теоретические знания позволяют студенту как субъекту двигательной деятельности, осуществить переход от анализа ситуации решаемой задачи на «языке состояния объекта» к ее анализу на «языке технологий».

При формировании личностных целей и средств их достижения студент, опираясь на социально признанные нормы и стандарты, все же руководствуется своим собственным пониманием ситуации, своими предпочтениями и действует в соответствии со своей системой ценностей.

Современная аксиология рассматривает ценности в качестве элемента структуры личности, фактора детерминации и регулирования мотивации к действию, связывает их с возможностью реализации сущностных сил человека, направленных на нравственное совершенствование. А. С. Запесоцкий (2002) отмечает, что ценностно-нормативная сфера сознания личности является важнейшей составляющей духовности. Система ценностей входит в ядро личности и выступает в качестве мировоззренческой основы всех сфер и аспектов ее жизнедеятельности [9]. Таким образом, можно сказать, что основанием для выработки критериев оценки и отношения студентов к двигательной деятельности служат ценностно-смысловые структуры их сознания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для осуществления двигательной деятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование кинезиологического потенциала, необходимо проявление всех компонентов кинезиологической компетентности: ценностно-смыслового, мотивацион-ного, когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного. Перевод студента в по-

зицию субъекта двигательной деятельности на основе ее моделирования в процессе физ-культурно-спортивного образования и будет способствовать формированию данной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М. : Советский спорт, 2009. - 220 с.

3. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М. : Медицина, 1966. - 349 с.

4. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.

5. Григорьев, В.И. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 39-45.

6. Дмитриев, С. В. Социокультурная теория двигательных действий человека: спорт, искусство, дидактика / С.В. Дмитриев ; Нижегородский пед. ун-т. - Нижний Новгород : Изд-во НГПУ, 2011. - 359 с.

7. Загревская, А.И. Структура и содержание кинезиологической компетентности студентов / А.И. Загревская // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 34.

8. Загревская, А.И. Физкультурно-спортивное образование студентов на основе кинезио-логического подхода / А.И. Загревская // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10.

- С. 8-10.

9. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий.

- М. : Наука, 2002. - 456 с.

10. Кабачков, В. А. Социально-педагогические предпосылки формирования девиантного поведения учащейся молодежи на этапе профессионального самоопределения / В.А. Кабачков, Е.И. Перова, В.А. Куренцов // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 2. - С. 44-49.

11. Кряжев, В.Д. Методология развития, сохранения и восстановления двигательных возможностей человека в спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Кряжев В. Д. - Москва, 2003. - 50 с.

12. Пошивайло, Н.И. Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект : дис. ... канд. филос. наук / Пошивайло Н.И. - М., 2003 - 167 c.

13. Таймазов, В.А. Концепция развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования / В.А. Таймазов, С.С. Крючек, В.И. Григорьев // Физическая культура студентов : материалы науч. конференции. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2010. - С. 3-5.

REFERENCES

1. Balsevich, V. K. (2000), Human Ontokinesiology, "Theory and practice of physical culture", Moscow, Russian Federation.

2. Balsevich, V. K. (2009), Essays on the age of kinesiology person, "Soviet sport", Moscow, Russian Federation.

3. Bernstein, N. A. (1966), Essays on the physiology of movements and physiology of activity, "Medicine", Moscow, Russian Federation.

4. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011a) "Competence-based approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 35-41.

5. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011b) "The state educational standard - stabilization tool of development of physical culture in universities", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 4 pp. 39-45.

6. Dmitriev, S. V. (2011), Sociocultural theory motive of human actions: sports, art, didactics, "Nizhny Novgorod state pedagogical University", Nizhny Novgorod, Russian Federation.

7. Zagrevskaya, A. I. (2014), "Structure and content of kinesiological competence of students", Theory and practice of physical culture, No. 2, p. 34.

8. Zagrevskaya, A.I. (2014), "Physical culture and sports education of students relative to kinesiology", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 8-10.

9. Zapesotsky, A. S. (2002), Education: philosophy, cultural studies, politics, "Science", Moscow, Russian Federation.

10. Kabachkov, V.A., Perova, E.I. and Kurentsov, V.A. (2012), "Socio-educational preconditions for the formation of deviant behavior of students on the stage of professional self-determination", Herald sports science, No. 2, pp. 44-49.

11. Kryazhev, V. D. (2003), Methodology for the development, preservation and restoration of motor capabilities in athletic training and wellness physical education: dissertation, Moscow, Russian Federation.

12. Poshivailo, N.I. (2003), Ideology needs and abilities of man: social and philosophical aspect: dissertation, Moscow, Russian Federation.

13. Taymazov, A.V., Kryuchek, S.S. and Grigoriev, V.I. (2010), "The concept of development of physical culture and sport in the system of higher professional education", Physical education students, conference, St. Petersburg, pp. 3-5.

Контактная информация: A.Zagrevskaya@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2015.

УДК 796.332

ДИНАМИКА КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 11-13 ЛЕТ

Николай Владимирович Иванов, аспирант, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК, п. Малаховка)

Аннотация

В статье представлена динамика корреляционных связей двигательных способностей юных футболистов от 11 до 13 лет. Анализируются корреляционные связи между различными показателями двигательных способностей футболистов учебно-тренировочных групп. Показано, что с увеличением возраста и повышением уровня мастерства футболистов наблюдается тенденция к росту количества и уплотнению тесноты корреляционных связей между показателями, характеризующими различные стороны подготовленности юных футболистов учебно-тренировочных групп.

Ключевые слова: корреляционные связи, двигательные способности, юные футболисты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p83-86

CORRELATION RELATIONSHIPS DYNAMICS OF 11-13-YEAR-OLD FOOTBALLERS' MOVING ABILITIES

Nikolay Vladimirovich Ivanov, the post-graduate student, Moscow State Physical Education Academy, Settlement Malakhovka, Moscow Region

Annotation

The article presents the correlation relationships dynamics of 11-13-year-old footballers moving abilities. The author analyses the correlation relationships among the diverse variables of footballers' moving abilities in the training groups. It has been shown that with increase in age and increases of the level of skills of football players the tendency to growth of quantity and consolidation of narrowness of correlation communications between the indicators characterizing various parties of readiness of young football players of educational and training groups is observed.

Keywords: correlation relationships, moving abilities, adolescent footballers.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе тренировочной и соревновательной деятельности футболист проявляет различные качества и способности, которые влияют на его интегральную подготовленность [1, 2]. Различные компоненты интегральной подготовленности взаимосвязаны и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.