Научная статья на тему 'Модель диалоговой стратегии развития внутриличностных противоречий'

Модель диалоговой стратегии развития внутриличностных противоречий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
257
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОРЕЧИЕ / ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОРЕЧИЯ / ВНУТРИЛИЧНОСТНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ / ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ / УСЛОВИЯ "ДИАЛОГОВОЙ ЖИЗНИ" ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ / ДИАЛОГОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ / РЕСУРСНЫЙ И РИСКОНЕСУЩИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ / CONDITIONS OF "DIALOGUE LIFE" OF CONTRADICTIONS / CONTRADICTION / GENERAL METHODOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CONTRADICTION / INNER PERSONAL CONTRADICTION / INNER DIALOGUE / DIALOGUE STRATEGY OF THE DEVELOPMENT OF INNER CONTRADICTIONS / RESERVE AND RISK-TAKING PERSONAL POTENTIAL FOR SETTLEMENT OF CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузьменкова О. В.

В статье предлагается анализ сложившейся на сегодняшний день теоретико-методологической концептуальной рамки теории противоречий и предпринимается попытка моделирования развития внутриличностных противоречий в диалоговом ракурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE STRATEGY MODEL OF DEVELOPING THE INNER PERSONAL CONTRADICTIONS

The article suggests the analysis of a present-day methodological conceptual frame of a Contradiction Theory. The attempt of modeling the development of the inner personal contradictions from the point of view of Dialogue relations is undertaken

Текст научной работы на тему «Модель диалоговой стратегии развития внутриличностных противоречий»

УДК 1599

МОДЕЛЬ ДИАЛОГОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

© 2009 О.В.Кузьменкова

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 29.06.2009

В статье предлагается анализ сложившейся на сегодняшний день теоретико-методологической концептуальной рамки теории противоречий и предпринимается попыггка моделирования развития внутриличностных противоречий в диалоговом ракурсе.

Ключевые слова: противоречие; общеметодологические характеристики противоречия; внутриличностное противоречие; внутренний диалог; условия «диалоговой жизни» противоположностей; диалоговая стратегия развития внутренних противоречий; ресурсный и рисконесущий личностный потенциал разрешения противоречий.

Как известно, психология унаследовала проблему противоречий от философии. Философское знание о противоречиях можно отнести к числу самых разработанных. И, на первый взгляд, психологии для определения конкретно-научного содержания проблемы противоречий достаточно только на своем предметном языке описать уже выделенное и определенным образом обозначенное явление. Однако перевод философской проблематики на язык эмпирической науки не может стать простой конкретизацией. Даже если признание противоречивости бытия, изучение ее сущности и механизмов и служит отправной точкой исследований противоречий в психологии, следует учесть, что сведение более сложных уровней проявления противоречивости к менее сложным означает упрощение, схематизацию психологического контекста реализации противоречивой природы как бытия в целом, так и человеческого бытия, в частности. В свою очередь, выведение проблемы противоречий на уровень психологической абстракции трансформирует ее и открывает новые аспекты. Опираясь на данную установку, обратимся сначала к ведущим общеметодологическим положениям теории противоречий, затем проанализируем ее научно-психологическое наполнение и на этих основаниях построим модель развития внутрилично-стных противоречий.

1. Общеметодологические основания. Решение проблемы противоречивости в классической философии строилось на двух взаимообусловленных основаниях: признании непротиворечивости и, одновременно, противоречивости. В первом случае утверждается, что мир и человеческая сущность последовательны и непротиворечивы, а во втором -все сущее противоречиво.

Принцип непротиворечивости анализировался Р.Декартом, Г.-В.Лейбницем, Л.-А.Фейербахом, И.Кантом, И.Фихте и др., которые отрицали нали-

Кузьменкова Ольга Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой возрастной и педагогической психологии. E-mail: olgakuzmen@yandex.ru

чие противоречий в объективном мире и считали, что все противоречия существуют лишь в мышлении, где и могут быть разрешены средствами формальной логики. Утверждение принципа непротиворечивости в их концепциях строилось на понимании противоречия как конкретного количественного единства противоположностей. Негативно оценивая роль противоречий в устройстве человеческого бытия, сторонники принципа непротиворечивости не отрицают противоречия как неизбывного факта действительности и человеческого сознания, но при этом призывают к достижению целостности посредством их преодоления.

У сторонников принципа противоречивости рассуждения сводились к принятию противоречивости объективного и субъективного как всеобщей формы организации бытия, т.к. противоречие присуще и материи, и человеческому духу, а также свойственно и речи, и мышлению. Гераклит, Н.Кузанский, Г.-В.Гегель, К.Маркс, как представители, так называемой объективной диалектики, считали все противоречивым, а потому ничего непротиворечивого не может быть в принципе. Диалектическая позиция относительно противоречивости бытия и сознания, а также относительно взгляда на противоречивость как на источник их развития в научном анализе явлений остается доминирующей на протяжении трех столетий. Вслед за Г.Гегелем наличие противоречий признается как свидетельство многомерности, полицентричности и изменчивости разных форм бытия.

Разработка проблемы противоречий на современном этапе развития философской теории обнаруживают себя не только в приверженности классическим положениям. Сейчас, когда накопилось большое количество концепций, созрели все предпосылки для формирования синтетической теории противоречий, которая аккумулирует все жизнеспособное и ценное из предшествующих

концепций. В связи с этим значительное внимание в последнее время привлекает к себе проблема соотношения принципа противоречивости и принципа непротиворечивости, диалектической и формальной логики, которая требует дальнейшего исследования. В целях ее решения А.П.Барчуков1, А.В.Демичев, П.В.Копнин, И.С.Нарский, Д.Д.Рачинский, Ю.П.Ве-дин и др. ставят вопрос о границах применимости принципа противоречия и об условиях его неприменимости.

Во избежание ограничения изолированного применения одного из принципов, на наш взгляд, научное исследование следует строить на доказательствах их действенности в своей объектной области. В большей степени это относится к гуманитарным наукам в силу специфики сознания как объекта исследования. В этом смысле психологическое исследование, с одной стороны, предполагает поиск психологических условий, в которых противоречия стимулируют развитие личности, с другой стороны, нельзя полностью исключать, что противоречия могут расшатать бытийные основания индивидуальной и социальной жизни личности. Такого рода вероятностный характер развития личности, как сложной системы, обусловливает рассмотрение проблемы влияния внутренних противоречий личности на ее развитие в русле синтетической концепции, подразумевающей под всяким источником развития противоречие, но не считающей всякое противоречие источником развития. Синтетический контекст исследования сводил основной вектор нашего исследования не к доказательству жесткой связи противоречий и развития, а к поиску личностного потенциала, благодаря которому противоречие будет стимулировать личностное развитие.

Актуальное общеметодологическое понятие диалектических противоречий представлено раскрытием сущности противоречий через выделение в них структурных, функциональных и процессуальных характеристик. Подвергая в своем исследовании внутрилич-ностные противоречия специальной разработке, мы определили исходную общеметодологическую схему понятия противоречия, которая включала структурные, процессуальные и функциональные характеристики противоречий.

Поскольку суть противоречия сводится к противопоставлению или взаимоисключению сущностей, то в структуру противоречия обязательно включаются его противоположности и формы отношений между ними2. Противоположности здесь выступают носителем

1 Барчуков А.П. Противоречие и рациональность. - Петрозаводск: 1992.

2 Горбач В.И. Проблема диалектических противоречий. -М.: 1972; Йотов Ц. Диалог в общении и обучении. - София: 1979; Донченко Е.А. Внутреннее психологическое противоречие как регулятор жизни личности // Жизненный путь личности / Под ред. Л.В.Сохань. - Киев: 1987; Дурин В.П. Логика конфликта. - Хабаровск: 1993; Йотов Ц. Диалог в общении и обучении. - София: 1979.; Кучинский Г.М. Пси-

противоречия. Как правило, все структурные образования противоречия охватываются отношениями. Отношения могут характеризоваться сходством, различием, тяготением, включенностью, исключенностью, борьбой, взаимоотрицанием, взаимопредположением, взаимоопределением, взаимодополнением и пр. Но никак не консервацией или преобладанием противоположностей, поскольку прекращение существования противоположностей означает прекращение существования самого противоречия. В связи с этим перспектива в определении сущности противоречий усматривается в его определении как одной из форм взаимодействия элементов в системе. В определенные моменты развития любой системы на первый план могут выступать и коллизионное взаимодействие (противоречие в буквальном смысле слова), и взаимодействия гармонического характера, но полностью избежать тенденции к взаимодействию в противоречии невозможно.

Обращение к сущности противоречий через их процессуально-динамические характеристики ставит проблему возникновения, разворачивания и разрешения противоречий. Динамические различия противоречий обусловливаются различными условиями их возникновения, вариативностью форм развития и разрешения. Если сущность противоречий сводится к взаимодействию противоположностей, то их динамика должна отражать переход от взаимопроникновения противоположностей к изоляции и наоборот и пр. При обсуждении динамических характеристик важнейшее значение приобретает проблема разрешения противоречий, которая первоначально предстает как вопрос о разрешимости или неразрешимости противоречий. Наиболее устоявшиеся методологические положения, основанные на понимании разрешения противоречия, следующие: 1) взаимопревращение противоположностей; 2) исчезновение данного и одновременно возникновение нового конкретного противоречия; 3) слияние, синтез тезиса и антитезиса взаимно-противоречащих сторон; 4) сознательное соединение противоположностей.

При анализе функциональной сути противоречия достаточно часто и однозначно ее связывают с концепцией развития и пониманием самих противоречий как источника. Взгляд на противоречия как источник развития несколько ограничивает сферу их исследования, т.к. во многом трактует противоречие как саму вещь, обладающую

хология внутреннего диалога. - Минск: 1988; Рачин-ский Д.Д. Универсология: многоуровневая системность, синтез полярных концепций. - М.: 1999; Рачин-ский Д.Д. Философия и наука. Современная онтологическая теория противоречия и пути ее развития // Философские исследования. - 2000. - 4. - С.5 - 14.

противоречием, т.е. расширительно, и ограничивает возможность изучать противоречие как самостоятельное явление. Отсюда следует необходимость отхода от чрезмерно жесткой связи понятия противоречия и развития, поскольку «всякий источник развития является противоречием, но не всякое противоречие является источником развития»3. Перспективы исследования противоречий через их функциональные характеристики мы видим в поиске форм и условий соотношения противоположностей, при которых противоречие выполняет функцию стимулирования развития, а при которых - тормозящую, регрессивную.

Содержательной предпосылкой понимания внут-риличностных противоречий в нашем исследовании стала философско-методологическая трактовка противоречия не как противопоставления или взаимоисключения, а как взаимодействия противоположностей. Тенденция взаимодействия в противоречии обеспечивает, с одной стороны, адекватное происходящим изменениям взаимосопротивление, с другой, сохраняет противоположности без преобладания одной из них над другой. При определении взаимодействия противоположностей в качестве сущностной характеристики противоречий встает необходимость рассмотреть их в диалогизированной форме, т.к. диалог - это всегда взаимодействие.

В рамках нашего исследования особую ценность приобретает диалоговая парадигма М.М.Бахтина и его сторонников, т.к. в их работах внутренний диалог рассматривается как психологический механизм, обеспечивающий противоречивый характер сознания. По мнению М.М.Бахтина диалогизация сознания в большей степени проявляется в диалогах-противостояниях. Такие диалоги наиболее напряжены и в них выражается весь человек4. Диалогами-противостояниями могут быть, по мнению М.М.Бахтина как внешние, так и внутренние диалоги. Таким образом, в самом широком значении диалог выступает как одна из форм взаимодействия противостоящих сторон. А внутренний диалог является, с одной стороны, психологическим механизмом актуализации противоречий в сознании, с другой, техническим средством обеспечения совместных форм деятельности сознания. На наш взгляд, из этого следует, что внутриличностные противоречия личности, при определенных условиях, могут разворачиваться как внутренний диалог. Источником внутриличностного противоречия в форме диалога является потребность человека отнестись к себе, во-первых, через обращение к другому, а во-вторых, с позиции себя желаемого, предполагаемого. Процесс разворачивания внутреннего противоречия выглядит как внутриличностная коммуникация человека, как происходящее в сознании человека взаимо-

3 РачинскийД.Д. Философия и наука.... - С.5 - 14.

4 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: 1972. - С.296; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: 1979.

действие с другим человеком, который реально отсутствует, но с которым он взаимодействует и вступает в противоречия. Способность к такой коммуникации проявляется в умении диалогически воспроизводить и то, что сказал «Я-другой», и то, что он мог сказать, и еще точно знать, что он сказать не мог и не сказал. Завершением процесса диалогового взаимодействия может стать такая опосредствующаяся его противоположности форма, в которой искомое новое осуществлялось и созидалось. В качестве такой формы М.М.Бахтин предложил «полифонию». В полифонии противоположные тенденции не растворяются одна в другой или в третьей, их объединяющей, а равнозначно выявляются и объединяются в «большом диалоге» (по М.Бахтину). Это означает, что в диалогическом сознании диалог незавершим. «Два сознания», «совместившиеся» в одной голове, взаимно прозрачны, «до дна» проникли друг в друга и при этом не слились, остались двумя разными голосами.

2. Психологические подходы к проблеме личностных противоречий. Теоретическое осмысление накопившегося психологического материала по проблеме личностных противоречий привело нас к пониманию необходимости систематизации теоретических и эмпирических данных о противоречиях личности. Проделанная систематизация позволила нам сделать ряд обобщений относительно сформировавшихся на сегодняшний день теоретических позиций в психологической науке по интересующей нас проблеме.

Личностные противоречия, в основном, представлены психологическими подходами в различных плоскостях внутреннего мира личности. Совокупность разных плоскостей исследования противоречий свидетельствует о сложности и многогранности такого явления, как личностные противоречия, в котором отражаются и двойственность природного устройства личности, и совокупность объективных критических условий, и закономерный ход личностного развития. Общим основанием для психологического изучения противоречий в разных плоскостях является то, что психологов интересует не столько правильность отражения в противоречиях объективной действительности, сколько непосредственно связанные с этим субъективные переживания. Поэтому, в какой бы плоскости внутреннего мира личности не изучались ее противоречия, их собственно психологическое содержание заключается, прежде всего, в том, что они являются субъективной картиной какого-либо столкновения, внешнего или внутреннего.

Все психологические подходы к пониманию противоречий личности можно рассмотреть еще и с точки зрения участия, «вклада» в отражение и разрешение противоречия самого его носителя. В большинстве подходов к исследованию противо-

речий большее внимание уделяется внешним обстоятельствам или внутренним закономерностям, независимым от человека. Это, так называемый, объектный подход. Объектный подход нашел свое отражение в большом количестве психологических исследований, уделявших внимание объективным обстоятельствам возникновения и разрешения личностных противоречий (психоаналитические теории, бихевиристские и необихевиористкие теории, теория поля и мн.др.). В указанных теоретических контекстах личность если и принимается во внимание, то лишь как носитель переживаний своих противоречий, идущий по пути разрешений, от нее не зависящих. В субъектном подходе противоречия изучались с позиции определяющей роли активности личности в различных жизненных обстоятельствах. Реализацию такого подхода к исследованию личностных противоречий мы находим в работах С.Л.Рубинштейна5, К.-А.Абульхановой-Слав-ской6, Р.А.Ахмерова, Ф.Е.Василюка, Э.Эриксона и др. Согласно подлинному принципу субъекта изучение противоречий личности должно учитывать «вклад» самого человека, как сознательно преобразующего себя и окружающий мир, а это означает «провоцирующего» противоречия и активно ищущего пути их разрешения по пути преобразования.

В своем стремлении приблизиться к такому сложному явления, каковым являются личностные противоречия, исследователи пытаются, с одной стороны, описывать противоречия на языке переживания их человеком, а с другой стороны, оперировать более целостными единицами анализа. К первому подходу относятся все представления о противоречиях, как рассогласованиях между всевозможными противоположностями, выделяемыми в традиционно различаемых сферах психической жизни человека: мотивационной, когнитивной, эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой и пр. Такие исследования противоречий на языке переживаний привели к различным измерениям противоречий личности. Это объясняется тем, что каждый подход разрабатывал понятие личностного противоречия в своей феноменологии (психоанализ, бихевиоризм, когнитивные теории, теория поля и др.). Но переживаемые человеком психологические противоречия могут содержать все компоненты, и не всегда релевантно разложение противоречий на возможные «слагаемые». Возможность понимания внут-риличностных противоречий как целостного явления раскрывается в другом подходе, включающем анализ разнообразных психических реальностей, объединенных узлом проблем «Я». Следовательно, целостные единицы анализа могут быть заданы феноменами самосознания. Как известно, все сферы и стороны личности имеют подчиненный характер и обнаруживают себя только в зависимости от развития самосознания.

5 Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. - М.: 1973.

6 Абульханова КА. Психология и сознание личности. - М.;

Воронеж: 1999.

Вот почему, на наш взгляд, для выработки психологического представления о противоречиях необходимо строить их анализ как феноменов самосознания. Обращение к описаниям противоречий с помощью общей феноменологии самосознания, как одна из перспективных возможностей их понимания и исследования, уже реализуется в отдельных работах отечественных психологов (В.В.Столин7, Л.М.Митина, Б.С.Братусь и др.).

Опираясь на вышеизложенное, мы определяем личностное противоречие как субъективно переживаемое рассогласование возникших в самосознании каких-либо противодействующих тенденций, преобразующих друг друга в результате субъектной активности. Такое понятие противоречия личности, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ. Во-первых, обеспечивается целостность изучения противоречия в реальной жизненной ситуации и отход от «частного» уровня их рассмотрения. Во-вторых, появляется возможность искать интегральные составляющие внутриличностного противоречия как самостоятельного явления. В-третьих, ставится обязательный акцент на овладении личностью противостоящими в ее самосознании тенденциями.

Теоретическое осмысление накопившегося психологического материала по проблеме личностных противоречий привело нас к необходимости выделения механизма развития противоречий личности. Проделанная работа показала следующее.

Во-первых, внутриличностное противоречие по своей структуре всегда является расщеплением в совокупной целостности. В результате такого расщепления возникают подинстанции «Я», одновременная актуализация которых в неизменном виде невозможна. Эти подинстанции и являются противоположностями. По своему содержанию подинстанции «Я» могут быть размещаться в трех онтологических плоскостях внутреннего мира личности: «тело», «личность» и «духовность». Первая группа внутриличностных противоречий отражает уровень индивида с его индивидуально-типологическими возможностями. Эти противоречия охватывают и раскрывают уровень индивида в системе «Я - не Я». Во вторую группу нами включаются противоречия, отражающие функционирование личности в социуме. Сюда можно отнести противоречия, возникающие у личности в результате формирования «отраженного Я», т.е. встречного восприятия отношения к себе «Другого». Третья группа противоречий ориентирована

7 Столин В.В. Самосознание личности. - М.: 1983; Ха-сан Б.И. Продуктивный конфликт как механизм развития личности: Диссер. в виде научного доклада д-ра психол.наук. - Красноярск: 1996.

на раскрытие внутреннего мира человека, выражающего принятие себя как ценности. Противоречия здесь представлены как внутренний резонанс, функционирующий в форме внутреннего диалога «Я - Я». Если соотнести структурное содержание противоречий с их функциональным предназначением, то можно увидеть следующую закономерность: чем ближе противоположности к плоскости «духовности», тем чаще им приписывается стимулирующая, конструктивная, преобразующая и т.п. функции. И, наоборот, чем дальше от нее, тем больше вероятность регрессивной, паталогизирующей, деструктивной, разрушительной функций.

Во-вторых, относительно разрешения противоречия можно выделить два пути их развития: конструктивный и деструктивный. Первый, как правило, связывается с дальнейшим поступательным развитием личности и с актуализацией у нее ресурса для поддержания целостности своего внутреннего мира. Второй - с невротическим развитием личности, с переходом ее в кризисное состояние. Выбор способов и стратегий разрешения носит не случайный характер, и определяются закономерностями. Закономерности разрешения могут действовать независимо от усилий личности, и тогда противоречия разрешаются «вне субъекта». Однако, если личность зрелая, то она сама овладевает закономерностями развития противоречия и становится фактором их преодоления. Если соотнести условия разрешения внутриличностных противоречий с их функциями, то получится, что конструктивное разрешение может быть обеспечено, во-первых, расширением границ сознания с сохранением его единства, и во-вторых, наличием субъектной позиции (авторством и активностью, ценностным отношением). Снижение первого грозит сужением фокуса сознания, движением по замкнутому пространству и, как следствие, включение защитных механизмов. Недостаток или отсутствие второго влечет за собой отказ от ценностного отношения к возникшему противодействию, невозможность осуществить выбор или реализация стереотипного выбора без аргументации.

Таким образом, механизм влияния противоречия на развитие личности обеспечивается не самим фактом их наличия, а принадлежностью внутриличност-ных противоречий к той или иной плоскости внутреннего мира личности, осознанием и субъектным отношением к противоречиям их «носителя», т.е. самой личности. Обнаруженные основания дают нам воз-

можность выделения личностного потенциала, определяющего вектор развития внутренних противоречий. Такой личностный потенциал носит амбивалентный характер, т.е. содержать в себе рисконесущие и ресурсные возможности.

3. Модель диалоговой стратегии развития внутриличностных противоречий. На выделенных основаниях нами разработана модель «диалоговой жизни» внутриличностного противоречия. Теоретическим каркасом данной модели явились: 1) диалектический принцип незавершенности процесса развития личности, синтетический контекст рассмотрения противоречия в качестве источника развития; 2) общеметодологические характеристики противоречия и наполнение их идеей диалогового взаимодействия; 3) концептуальные исследования противоречий личности как субъективной картины внешнего или внутреннего столкновения; 4) субъектный подход, рассматривающий личностное противоречие в качестве показателя активности личности и позволяющий искать потенциал их разрешения в самой личности; 5) подход к анализу личностных противоречий в феноменах самосознания для поиска целостных единиц.

Общая логика развития внутриличностного противоречия была определена в диалектическом контексте: возникновение (зона генеза), обострение (зона актуализации) и разрешение (зоны разрешения и последствий) противоречий. Содержательно этапы развития внутриличностных противоречий были наполнены диалоговой стратегией их реализации (источник диалога, разворачивание диалогового взаимодействия, завершение диалога). Структура внутриличностных противоречий представлена в феноменах самосознания. Механизмом диалоговой стратегии внутри-личностных противоречий выступает ресурс-ность личностного потенциала (генез противостояния, осознание противостоящих альтернатив, субъектное отношение к выбору альтернатив). Возможность завершения внутриличностного противоречия на каждом этапе его реализации предполагает деструктивное развитие внутриличностного противоречия в силу снижения ресурсности личностного потенциала и актуализации рисконесущих его проявлений.

«Педагогика и паатт», «Фшопот и искусствоведение» 3(5)

Рис. 1. Модель диалогового развития внутриличностных противоречий

DIALOGUE STRATEGY MODEL OF DEVELOPING THE INNER PERSONAL CONTRADICTIONS

© 2009 O.V.Kuzmenkova°

Orenburg State Pedagogical University

The article suggests the analysis of a present-day methodological conceptual frame of a Contradiction Theory. The attempt of modeling the development of the inner personal contradictions from the point of view of Dialogue relations is undertaken.

Key-words: contradiction, general methodological characteristics of contradiction, inner personal contradiction, inner dialogue, conditions of «dialogue life» of contradictions, dialogue strategy of the development of inner contradictions, reserve and risk-taking personal potential for settlement of contradictions

Kuzmenkova Olga Valentinovna, Candidate of psychological sciences, Docent of the age and pedagogical psychology department, Head of the age and pedagogical psychology department. E-mail: olgakuzmen@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.