Научная статья на тему 'Модель деятельности сотрудников полиции по применению средств физического воздействия на правонарушителей'

Модель деятельности сотрудников полиции по применению средств физического воздействия на правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель деятельности / сотрудники полиции / применение средств физического воздействия / правонарушители / служебная деятельность / action model / the police / the use of means of coercion / offenders / service activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кодзоков Азнаур Хасанович

С целью формирования модели оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции по применению средств физического принуждения правонарушителей было выполнено специальное исследование. В качестве методов исследования использовались кон-тент-анализ литературных источников, интервьюирование 164 и пилотажное анкетирование 72 специалистов огневой и физической подготовки всех регионов России, очное анкетирование 100 сотрудников ОВД. Респондентами являлись сотрудники полиции, имеющие многолетний опыт деятельности (более 10 лет), непосредственно связанной с единоборством и задержанием правонарушителей. Высокая значимость неповиновения правонарушителей предполагает целенаправленное обучение сотрудников полиции адекватным действиям в данных ситуациях. Однако ни одна из программ по физической подготовке не предусматривает соответствующего учебного материала. Практика инспекторских проверок свидетельствует, что курсанты и слушатели образовательных учреждений и сотрудники ОВД не представляют, как законными средствами добиться выполнения своих требований от правонарушителя, который не оказывает никакого сопротивления, а просто не повинуется. Остается высокой значимость опасных ситуаций в служебной деятельности сотрудников полиции. Полученные данные указывают, что практически в каждой второй ситуации сотрудника полиции активно атакуют, а в каждой пятой применяют против него холодное или огнестрельное оружие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кодзоков Азнаур Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF POLICE OFFICERS’ ACTION ON USING THE MEANS OF PHYSICAL IMPACT ON OFFENDERS

A special study was carried out with the aim to form a model of operational service of police officers for use of means of physical impact on offenders. The study used such methods of research as: content analysis of literary sources, interview of 164 and a pilot survey of 72 specialists of fire and physical training in all regions of Russia, a survey of 100 staff-members of District Departments of Internal Affairs. Respondents were police officers with multiyear experience (over 10 years) in activities, directly related to single combat and detention of offenders. The high importance of disobedience of offenders im-plies purposeful training of police officers on adequate actions in such situations. However, none of the pro-grams on physical training provide appropriate educa-tional material. The experience of inspections shows that cadets and students of educational institutions and employees of the Police have no idea how the legal means can be used to enforce their claims against the offender, who offers no resistance but simply does not obey. Dangerous situations in professional activities of police officers remain of high importance. The study shows that in almost every second case police officers are actively attacked and in every fifth case they are ex-posed to cold steel or firearms used by offenders.

Текст научной работы на тему «Модель деятельности сотрудников полиции по применению средств физического воздействия на правонарушителей»

Социологические науки

Sociological Sciences

УДК 343

КОДЗОКОВ Азнаур Хасанович

преподаватель кафедры физической подготовки

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

С целью формирования модели оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции по применению средств физического принуждения правонарушителей было выполнено специальное исследование.

В качестве методов исследования использовались контент-анализ литературных источников, интервьюирование 164 и пилотажное анкетирование 72 специалистов огневой и физической подготовки всех регионов России, очное анкетирование 100 сотрудников ОВД. Респондентами являлись сотрудники полиции, имеющие многолетний опыт деятельности (более 10 лет), непосредственно связанной с единоборством и задержанием правонарушителей.

Высокая значимость неповиновения правонарушителей предполагает целенаправленное обучение сотрудников полиции адекватным действиям в данных ситуациях. Однако ни одна из программ по физической подготовке не предусматривает соответствующего учебного материала. Практика инспекторских проверок свидетельствует, что курсанты и слушатели образовательных учреждений и сотрудники ОВД не представляют, как законными средствами добиться выполнения своих требований от правонарушителя, который не оказывает никакого сопротивления, а просто не повинуется.

Остается высокой значимость опасных ситуаций в служебной деятельности сотрудников полиции. Полученные данные указывают, что практически в каждой второй ситуации сотрудника полиции активно атакуют, а в каждой пятой применяют против него холодное или огнестрельное оружие.

Ключевые слова: модель деятельности, сотрудники полиции, применение средств физического воздействия, правонарушители, служебная деятельность.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-144-148

KODZOKOV Aznaur Hasanovich,

Teacher, Chair for Physical Education

MODEL OF POLICE OFFICERS’ ACTION ON USING THE MEANS OF PHYSICAL IMPACT ON OFFENDERS

A special study was carried out with the aim to form a model of operational service of police officers for use of means of physical impact on offenders.

The study used such methods of research as: content analysis of literary sources, interview of 164 and a pilot survey of 72 specialists of fire and physical training in all regions of Russia, a survey of 100 staff-members of District Departments of Internal Affairs. Respondents were police officers with multiyear experience (over 10 years) in activities, directly related to single combat and detention of offenders.

The high importance of disobedience of offenders implies purposeful training of police officers on adequate actions in such situations. However, none of the programs on physical training provide appropriate educational material. The experience of inspections shows that cadets and students of educational institutions and employees of the Police have no idea how the legal means can be used to enforce their claims against the offender, who offers no resistance but simply does not obey.

Dangerous situations in professional activities of police officers remain of high importance. The study shows that in almost every second case police officers are actively attacked and in every fifth case they are exposed to cold steel or firearms used by offenders.

Key words: action model, the police, the use of means of coercion, offenders, service activity.

Обработка результатов анкетирования проводилась с использованием метода анализа иерархий (Т. Саати, К. Керис, 1991). Данный математический метод позволяет количественно определить взаимовлияние всех изучаемых признаков с помощью критерия «интегральный приоритет» (ИП). В итоге удалось представить модель оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции в виде:

- иерархии способов сопротивления правонарушителей (табл. 1);

- иерархии задач оперативно-служебной деятельности (табл. 2);

- иерархии средств физического принуждения правонарушителей (табл. 3).

Иерархия ситуаций преодоления физического сопротивления правонарушителей (табл. 1) свидетельствует о приоритете пассивного неповиновения правонарушителей (30,5% всех ситуаций). Такого рода ситуации характеризуются неожесточенным, неквалифицированным уклонением правонарушителя от физического принуждения со стороны сотрудника полиции. При этом правонарушитель не выполняет устные распоряжения и требования сотрудника полиции; уклоняется от воздействий сотрудника полиции только в ответ; темп его действий и прикладываемые усилия не превосходят темпа и усилий, прикладываемых сотрудником полиции; не атакует его (ударами, захватами и т.д.); не переходит произвольно в положения сидя или лежа; не предпринимает попыток к бегству.

- 144 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

Таблица 1

Сопротивление правонарушителей сотрудникам полиции Table 1

Resistance offenders police

Способы сопротивления правонарушителей ИП (в %)

1. Пассивное неповиновение 30,5

2. Активное неповиновение 26,3

3. Активное сопротивление без применения оружия и подручных средств 21,6

4. Активное сопротивление группы правонарушителей без применения или с применением оружия и подручных средств 11,0

5. Активное сопротивление с применением оружия и подручных средств 10,6

Далее следуют ситуации активного неповиновения (26,3%), что заключается в ожесточенном уклонении правонарушителя от физического принуждения со стороны сотрудника полиции.

Правонарушитель не выполняет устные распоряжения и требования сотрудника полиции; не атакует его (ударами, захватами и др.), но активно противодействует физическому принуждению (срывает захваты, освобождается от сковывания, произвольно переходит в положение сидя, лежа и др.); стремится убежать [6].

Ситуации активного сопротивления (21,6%) характеризуются ожесточенным физическим противодействием сотруднику полиции с применением атакующих боевых действий. При этом правонарушитель использует против сотрудника полиции захваты, удары, броски, болевые и удушающие приемы, сковывания, в том числе с применением всех видов оружия, подручных средств и др. В данном исследовании активное сопротивление правонарушителей декомпозировано по степени его опасности: без применения оружия и подручных средств; с применением оружия и подручных средств; сопротивление группы правонарушителей.

На следующем этапе исследования выявлена иерархия содержания действий правонарушителей и соответствующая иерархия тактических задач по пресечению этих действий (табл. 2). Комплекс данных задач может рассматриваться как ориентировочная основа будущей профессиональной деятельности и определять содержание физической подготовки сотрудников полиции.

Иерархия тактических задач служебной деятельности имеет большое практическое значение, поскольку соотношение частных объемов обучения умению решать выявленные задачи в большой степени определяется значимостью этих задач в служебной деятельности [5].

Установлено, что среди всех задач приоритет имеет преследование убегающего правонарушителя (пп. 1 и 6, ИП1 и 6 = 22,5%). В программах физической подготовки сотрудников полиции данная задача вообще не выделена.

В то же время рукопашный бой правонарушителя с сотрудником полиции без применения оружия, подготовка к которому является основой всех программ физической подготовки, в практике ОВД встречается редко (ИП=3,0%). В этой связи рукопашный бой без оружия может рассматриваться как эффективное средство боевой подготовки, но не как системообразующий фактор обучения.

Приоритет в служебной деятельности имеют тактические задачи, связанные с проявлениями пассивного и активного неповиновения правонарушителей (пп. 1 и 5).

Таблица 2 Иерархия задач служебной деятельности на основе содержания действий правонарушителей

Table 2 The hierarchy of objectives of service actions based on the content of actions of offenders

Содержание действий правонарушителей ИП (в %)

1. Убегает 14,4

2. Не предъявляет документов 12,4

3. Оказывает силовое сопротивление, срывает захваты, сопротивляется передвижению, переноске, участвует в групповом захвате - "цепь", "круг" и т.п. 11,9

4. Не выполняет требований при наружном осмотре 9,5

5. Не двигается по указанию (стоит, сидит, лежит, не идет, не садится в транспорт, не выходит из него) 8,6

6. Контратакует - убегает 8,1

- 145 -

Социологические науки

Sociological Sciences

7. Неожиданно атакует одиночным ударом, пытается выполнить болевой захват, удушение и т.п. 6,7

8. Неожиданно атакует с целью обезоружить 3,8

9. Активное сопротивление задержанию: на улице; в подъезде многоквартирного дома; в ресторане; на вокзале (в аэропорту); в легковой автомашине; в общественном транспорте; в грузовом автомобиле 3,2

10. Пытается достать оружие или подручный предмет 3,1

11. Ведет рукопашный бой без оружия на поражение 3,0

12. Массовые беспорядки 2,9

13. Активное сопротивление плановому задержанию (захвату) 2,6

14. Угрожает в упор (пистолет, ружье, нож) 2,4

15. Неожиданно атакует холодным оружием или подручным средством (удар, сковывание, удушение) 2,4

16. Нападение группы правонарушителей на сотрудника полиции 2,3

17. Ведет рукопашный бой на поражение (с палкой, ножом, ружьем, цепью и др.) 1,8

18. Нападает с применением огнестрельного оружия 0,9

Полученные данные дают объективные основания для пересмотра традиционных целевых установок построения программ подготовки сотрудников полиции к пресечению противодействия правонарушителей посредством законных средств физического принуждения.

В ходе третьего этапа исследования определены локальные приоритеты средств физического принуждения и построена их иерархия по продуктивности в типичных задачах служебной деятельности (табл. 3).

Таблица 3 Иерархия средств физического принуждения правонарушителя

Table 3 Hierarchy of physical coercion offender

Средства физического принуждения ИП (в %)

1. Ограниченное болевое воздействие с помощью БПБ 17,6

2. Преследование 14,5

3. Переноска людей специальными способами 12,9

4. Применение ПР, наручников, наружный осмотр, сопровождение 12,5

5. Применение БПБ, наружный осмотр под воздействием болевого приема, связывание, сопровождение 7,1

6. Задержание под угрозой применения оружия 3,9

7. Использование ПМ, АКМ, наручников 3,7

8. Применение оружия на поражение 3,6

9. Защита с помощью ПМ, АКМ при нападении (рукопашный бой) 3,4

10. Защита с помощью ПР при нападении (рукопашный бой) 3,3

11. Уход из опасного положения в рукопашном бое и применение ПР 3,1

12. Рукопашный бой (контратака на поражение правонарушителя) 3,0

13. Специальные средства индивидуальной бронезащиты и активной обороны (ПР, бронежилет, ЩИТ, каска и др.) 2,1

14. Уход из опасного положения в рукопашном бое и задержание БПБ 1,9

15. Рукопашный бой 2-3 милиционеров с 1 правонарушителем 1,8

16. Применение при массовых беспорядках специальных средств 1,7

17. Задержание в ситуации рукопашного боя с правонарушителем 1,4

18. Уход из опасного положения в рукопашном бое и задержание 1,4

19. Захват правонарушителя группой поиска (поиск - преследование - рукопашный бой - огневое поражение) 1,2

Обнаружена закономерность применения более жестких средств принуждения с ростом степени противодействия правонарушителей. При оказании правонарушителями активного неповиновения и сопротивления приоритет переходит к действиям с применением специальных средств [3].

Принципиально важно, что при любых формах активного сопротивления правонарушителей установлен безусловный приоритет в использовании и применении табельного оружия (пп. 7-14, 16-18). В тактических задачах такого класса вторым в иерархии средств физического принуждения правонарушителей является применение ПР и других специальных средств (пп. 6-9, 16-18).

Последнее место по продуктивности пресечения активного сопротивления правонарушителей отведено боевым приемам борьбы, даже при условии численного превосходства сотрудников полиции (пп. 6-9, 11-14). Полученные данные указывают, что при активном сопротивлении правонарушителей ни одна из тактических задач не может быть эффективно решена при-

- 146 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

менением только боевых приемов борьбы [4].

Метод анализа иерархий позволил определить интегральные приоритеты применения сотрудниками полиции средств физического принуждения правонарушителей [7]. Полученные данные являются объективным основанием для ранжирования по приоритетам действий сотрудников полиции [8] и представления этих действий как самостоятельных разделов программы по физической подготовке:

- преследование правонарушителей;

- пресечение пассивного и активного неповиновения правонарушителей с использованием БПБ и специальных средств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- пресечение активного сопротивления правонарушителей с применением комбинаций действий с использованием БПБ, табельного оружия, специальных и подручных средств;

- пресечение активного сопротивления правонарушителей без применения оружия и специальных средств;

- комплексные боевые действия в специальных операциях.

Таким образом, разработана адекватная современной практике модель деятельности сотрудников полиции по применению ими средств физического принуждения правонарушителей [2]. На основе данной модели целесообразно пересмотреть требования к программам по физической подготовке личного состава ОВД и курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России [1].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Карданов А.К. Морально-волевая подготовка сотрудников полиции // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 3. - С. 262-263, 154.

2. Карданов А.К. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности современного полицейского // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 14. - С. 118-120.

3. Скрипкина А.В., Мешев И.Х. Формирование индивидуального педагогического стиля преподавателя вуза в процессе повышения квалификации // Культурная жизнь Юга России. - 2014. Т. 55. - № 4. - С. 46-48.

4. Мешев И.Х. Научно-методическая компетентность преподавателей вузов МВД России как проблема педагогического исследования // Общество и право. - 2014. - № 4 (50). - С. 305-308.

5. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В., Кодзоков А.Х. Акмеологический подход к профессиональной подготовке будущих педагогов в высшей школе // Акмеология. - 2014. - № 3-4. - С. 76-77.

6. Кодзоков А.Х., Кагермазова Л.Ц. Формирование коммуникативной компетентности у студентов в поликультурной образовательной среде // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 5 (27). - С. 151.

7. Машекуашева М.Х. Актуальные проблемы профессионально-психологической подготовки в органах внутренних дел российской федерации // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9. - С. 136-137.

8. Машекуашева М.Х. Коммуникативная компетентность сотрудника ОВД: Теоретико-методологические проекции. В сб.: Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции. Сб. научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. -Волгоград, 2014. - С. 41-43.

REFERENCES

1. Kardanov A.K.. Moral standing police training. [Moral'no-volevaja podgotovka sotrudnikov policii]. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2014. No. 3. Pp.. 262-263, 154. (in Russ.)

2. Kardanov A.K. PROFESSIONAL READINESS, POLICE OFFICERS, PROFESSIONAL ACTIVITY, PHYSICAL TRAINING. [Znachenie fizicheskoj podgotovki v professional'noj dejatel'nosti sovremennogo policejskogo] THEORY AND PRACTICE OF SOCIAL DEVELOPMENT. 2014. no 14. Pp.118-120. (in Russ.)

3. Skripkina A.V., Meshev I.H. Formation of individual style of pedagogical high school in the teacher training [Formiro-vanie individual'nogo pedagogicheskogo stilja prepodavatelja vuza v processe povyshenija kvalifikacii]. Kul'turnaja zhizn' Juga Rossii. 2014. T. 55. no 4.pp. 46-48. (in Russ.)

4. Meshev I.H. Scientifi c and methodical competence of teachers of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia as pedagogical research problem. [Nauchno-metodicheskaja kompetentnost' prepodavatelej vuzov MVD Rossii kak problema pedagogicheskogo issledovanija]. Obshhestvo i pravo. 2014. No. 4 (50). pp. 305-308. (in Russ.)

5. Kagermazova L.C., Abakumova I.V., Kodzokov A.H. Acmeological approach to training future teachers in high school. [Akmeologicheskij podhod k professional'noj podgotovke budushhih pedagogov v vysshej shkole ]. Akmeologija. 2014. No. 3-4. Pp.. 76-77. (in Russ.)

6. KODZOKOV A. H., KAGERMAZOVA L.T. ESTABLISHING A COMMUNICATIVE COMPETENCE IN STUDENTS WITHIN THE MULTICULTURAL LEARNING ENVIRONMENT. ^ormirovanie kommunikativnoj kompetentnosti u stu-dentov v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede], Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2014. No. 5 (27). P.. 151. (in Russ.)

7. Mashekuasheva M.H. URGENT ISSUES OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL TRAINING IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION [Aktual'nye problemy professional'no-psihologicheskoj podgotovki

- 147 -

Социологические науки

Sociological Sciences

v organah vnutrennih del rossijskoj federacii]. THEORY AND PRACTICE OF SOCIAL DEVELOPMENT 2015. NO. 9. PP 136-137. (in Russ.)

8. Mashekuasheva M.H. Communicative competence of law enforcement officers: Theoretical and methodological projection [Kommunikativnaja kompetentnost' sotrudnika OVD: Teoretiko-metodologicheskie proekcii. V sb.: Osnovnye prob-lemy i tendencii razvitija v sovremennoj jurisprudence] Sb. nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Innovacionnyj centr razvitija obrazovanija i nauki. Volgograd, 2014. pp. 41-43. (in Russ.)

Информация об авторе Information about the author

Кодзоков Азнаур Хасанович, преподаватель Kodzokov Aznaur Hasanovich, Teacher, Chair кафедры физической подготовки Северо- for Physical Education, North Caucasian Insti-Кавкаского института повышения квалифика- tute of Upgrading Qualification, branch of the ции (филиал) Краснодарского университета Krasnodar University of the Ministry of Interior of МВД России, старший лейтенант полиции, Russia, Police Senior Lieutenant,

Нальчик (Кабардино-Балкарской Республики), Nalchik city, (Kabardino-Balkarian Republic),

Россия Russia

Получена: 17.09.2015 Received: 17.09.2015

- 148 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.