Научная статья на тему 'Модель денежных доходов населения России и определение направлений совершенствования политики регулирования доходов на этой основе'

Модель денежных доходов населения России и определение направлений совершенствования политики регулирования доходов на этой основе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
891
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННАЯ МОДЕЛЬ / ПОЛИТИКА ДОХОДОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / POPULATION INCOME / STANDARD OF LIVING / CORRELATION / REGRESSION / MODEL / INCOME REGULATION POLICY / SOCIAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Такмакова Е.В.

Предмет. В статье определены факторы, составляющие основу денежных доходов населения РФ; построена многомерная корреляционно-регрессионная модель доходов населения России по данным за 2000-2013 гг. и проведена оценка ее адекватности, при этом отмечена специфика воздействия отдельных факторов на процесс формирования доходов домохозяйств. Цели. Целью данной статьи является определение приоритетов государственной политики повышения доходов населения на основе построения множественной корреляционно-регрессионной модели. Методология. Для построения модели денежных доходов населения России была применена система показателей, включающая в себя следующие переменные: численность занятых в экономике, индекс цен, численность населения, величина прожиточного минимума, минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Результаты. Наибольшее влияние на изменение величины денежных доходов населения России в анализируемый период времени оказывала величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения). Далее в порядке убывания следуют: среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций; минимальный размер оплаты труда. Область применения. По результатам проведенного моделирования сделано заключение, что два из трех наиболее значимых факторов (величина прожиточного минимума и МРОТ) являются минимальными социальными стандартами. Вследствие этого представляется целесообразным выстраивать стратегические направления государственной политики в сфере повышения уровня жизни и, в частности, доходов населения посредством реформирования методов расчетов величины прожиточного минимума и повышения МРОТ. Выводы. На основе полученной экономико-статистической модели доходов граждан России сформулированы основные направления государственной политики доходов населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian population''s cash income models and paths to improve policies for regulating such income

Importance The article determines factors underlying cash income of the Russian population, builds a multivariate correlation and regression model of the Russian population's income, according to the 2000-2013 data, evaluates its adequacy and emphasizes the specifics of effects certain factors have on households' income generation process. Objectives The research determines priorities of the governmental policy for increasing the population's income through the multinomial correlation and regression model. Methods I applied a set of indicators, which included such variables as the number of the employed, price index, population size, minimum subsistence level, minimum wage rate, to build the model of the Russia population's cash income. Results The minimum subsistence level has the biggest effect on the amount of the Russian population's cash income for the period under study, followed by the average monthly nominal wage, minimum wage rate. Conclusions and Relevance Relying upon the economic and statistical model of the Russian population's income, I outlined key paths of the governmental policy for population's income. Upon the completion of the model, I conclude that basic social standards will constitute two of three most significant factors, i.e. subsistence level and minimum wage rate. Thus, it would be reasonable to strategically direct the governmental policy for increasing the standard of living, and population's income and respectively reform methods used to assess the subsistence level, and increase the minimum wage rate.

Текст научной работы на тему «Модель денежных доходов населения России и определение направлений совершенствования политики регулирования доходов на этой основе»

ISSN 2311-875X (Online) Национальные интересы

ISSN 2073-2872 (Print)

МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ

Елена Валерьевна ТАКМАКОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладных экономических дисциплин, Орловский государственный университет, г. Орёл, Российская Федерация takmakovae@mail.ru

История статьи:

Принята 03.02.2016 Принята в доработанном виде 08.02.2016 Одобрена 11.02.2016

УДК 330.59+330.43 JEL: С51, D31, 138

Ключевые слова: доходы населения, уровень жизни, корреляционно-регрессионная модель, политика доходов, социальные стандарты

Аннотация

Предмет. В статье определены факторы, составляющие основу денежных доходов населения РФ; построена многомерная корреляционно-регрессионная модель доходов населения России по данным за 2000-2013 гг. и проведена оценка ее адекватности, при этом отмечена специфика воздействия отдельных факторов на процесс формирования доходов домохозяйств. Цели. Целью данной статьи является определение приоритетов государственной политики повышения доходов населения на основе построения множественной корреляционно-регрессионной модели.

Методология. Для построения модели денежных доходов населения России была применена система показателей, включающая в себя следующие переменные: численность занятых в экономике, индекс цен, численность населения, величина прожиточного минимума, минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Результаты. Наибольшее влияние на изменение величины денежных доходов населения России в анализируемый период времени оказывала величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения). Далее в порядке убывания следуют: среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций; минимальный размер оплаты труда.

Область применения. По результатам проведенного моделирования сделано заключение, что два из трех наиболее значимых факторов (величина прожиточного минимума и МРОТ) являются минимальными социальными стандартами. Вследствие этого представляется целесообразным выстраивать стратегические направления государственной политики в сфере повышения уровня жизни и, в частности, доходов населения посредством реформирования методов расчетов величины прожиточного минимума и повышения МРОТ. Выводы. На основе полученной экономико-статистической модели доходов граждан России сформулированы основные направления государственной политики доходов населения.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Исходным и одновременно важным этапом моделирования денежных доходов населения является выбор показателей, по которым будет осуществляться оценка1 [1]. Теоретически число факторов, определяющих объем денежных доходов, которые можно включить в рассмотрение, является бесконечно большой величиной. Отбор большинства факторов осуществляется главным образом на основе качественного анализа. Выделим две совокупности показателей.

Во-первых, в число факторов могут входить так называемые базовые показатели, отражающие объективные различия в исходных позициях, от которых зависят наиболее общие условия денежных доходов (экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, объем ВВП и т.д.). Эти условия сложились в результате длительного развития и в основных чертах

определяют дальнейшую динамику денежных доходов2 [2, 3].

Во-вторых, это показатели, способные непосредственно выполнять функцию

индикаторов объема денежных доходов (показатели среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций, динамики фактического конечного потребления домашних хозяйств, структуры располагаемого дохода домашних хозяйств и т.д.) [4-6]. В отличие от базовых показателей они -наиболее динамичные по своей сути величины, характеризующие современные процессы и подверженные изменениям в самые короткие сроки. Необходимость учета таких показателей объясняется их чрезвычайной важностью для изучения текущего состояния и прогнозной оценки объема денежных доходов.

1 Сорокина Е.В. Проблемы формирования и использования располагаемых доходов домашних хозяйств // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2011. № 1. С. 405-416.

2 Васнев С.А. Статистика доходов и потребления населением товаров и услуг.

URL: http://hi-edu.ru/e-books/xbook096/01/part-015.htm

Кроме упомянутых принципов отбора показателей необходимо учитывать и такие требования как доступность информации - отобранные показатели должны быть представлены в официальной государственной статистике, а также чувствительность показателей, то есть их способность к динамичному изменению своего значения в обозримом будущем. Максимально соответствует этим двум требованиям вторая совокупность показателей. Именно поэтому базовые показатели были исключены нами из анализа. Вместо них, по мнению ряда специалистов, необходимо включить в число частных факторов, влияющих на денежные доходы, показатели уровня расходов населения, уровень образования и т.д.3 [7].

При отборе частных факторов, характеризующих модель динамики денежных доходов, применялись также количественные методы, позволяющие выявить и устранить автокорреляцию между такими показателями.

Кроме того, необходимо отметить, что использование отдельных частных показателей не позволяет получить обоснованные оценки объема денежных доходов, поэтому комплексная оценка должна осуществляться по системе показателей.

Таким образом, для моделирования динамики денежных доходов предлагается использовать систему показателей, включающую в себя следующие параметры:

1) денежные доходы - включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы;

2) занятые в экономике - лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В численность занятых включаются лица, которые выполняли работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица,

3 Бурдейный А.А. Факторы, оказывающие влияние на доходы, и склонность к сбережению домохозяйств регионов ЦФО // European Social Science Journal. 2011. № 10. С. 500-508.

которые временно отсутствовали на работе, а также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для продажи или обмена;

3) число индивидуальных предпринимателей -данные сведения отображают динамику количества зарегистрированных и прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей с начала вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

4) индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ) - измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах базисного периода и характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления;

5) численность населения - примерное определение числа жителей на территории страны или ее части; подсчет производится на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно прибавляется число родившихся и прибывших на данную территорию и вычитается количество умерших и выбывших с данной территории;

6) величина прожиточного минимума -в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и устанавливается: в целом по Российской Федерации - Правительством Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

7) номинальная заработная плата (среднемесячная номинальная начисленная заработная плата) - исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в

денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные

поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая системный характер. Пособия, получаемые работниками из государственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату;

8) МРОТ - законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

Представляется, что такие показатели, во-первых, пригодны к использованию в качестве самостоятельных параметров при проведении анализа денежных доходов, а во-вторых, будут способствовать получению объективных результатов сравнения.

При построении многофакторной корреляционно-регрессионной модели динамики денежных доходов населения в качестве результативного признака был выбран показатель - денежные доходы. Опираясь на опыт исследователей, в качестве факторных признаков первоначально выбраны показатели, приведенные в табл. 1.

Весь последующий анализ строился на основе реальных данных государственной статистики за 2003-2012 гг.

Для того чтобы осуществить конечный отбор факторов, включаемых в модель множественной линейной регрессии, необходимо провести корреляционный анализ. Для вычисления матрицы коэффициентов парной корреляции мы воспользовались возможностями программы Excel. Результаты расчета представлены в табл. 2.

Фактор номинальной заработной платы включен в регрессию как показатель, являющийся значимым. Коэффициент корреляции Ryx6 = 0,9956, что

указывает на весьма высокую прямую связь данного признака с денежными доходами.

Из рассмотренных показателей значимой является величина прожиточного минимума Х5, так как

данный показатель имеет высокую прямую положительную корреляцию с динамикой денежных доходов (Ryx5 = 0,9966).

Проведенный анализ показал, что целесообразно включить в регрессионную модель фактор МРОТ, так как коэффициент парной корреляции Ryx7 = 0,9751, что указывает на высокую прямую

связь с признаком-результатом.

Таким образом, в модель множественной линейной регрессии для прогнозирования денежных доходов следует включить следующие факторы:

величину прожиточного минимума Х5

5;

• номинальную заработную плату Хб.

• МРОТ х7.

Для расчета параметров линейного уравнения множественной регрессии воспользуемся инструментом анализа данных «Регрессия». Для построения корреляционно-регрессионной модели экономического потенциала Орловской области мы использовали программу Excel, которая позволяет строить математические модели по имеющимся табличным данным. Результаты соответствующих расчетов приведены в табл. 3.

По результатам вычислений составим уравнение множественной регрессии:

Y = 3,90868Х5 + 0,49552Х6 + 0,49008Х7 - 2189,85.

Степень совместного влияния факторов на результативный признак оценивается с помощью коэффициента множественной корреляции. Его значение, рассчитанное с помощью программы Excel, представлено в табл. 4.

Коэффициент множественной корреляции R,

равный 0,997276, показывает сильную степень

связи между факторными признаками и

результативными. Коэффициент множественной 2

детерминации R , равный 0,994559, показывает, что изменение денежных доходов на 99,4% обусловлено изменением изучаемых факторных признаков.

Проверку значимости уравнения регрессии проведем на основе ^"-критерия Фишера. Результаты проведенных в Excel расчетов представлены в табл. 5.

Согласно полученным расчетам, ^факт = 609,3035.

По таблице для уровня значимости p = 0,05 и числа степеней свободы Vj = k = 4 и V2 = n - k - 1 =

= 11 - 4 - 1 = 6 значение критерия Фишера (F-критерия) составляет 3,71. Поскольку

^расч > ^табл, то уравнение регрессии следует

признать адекватным. Следовательно, полученное значение коэффициента множественной

детерминации неслучайно, оно сформировалось под влиянием существенных факторов, то есть подтверждается статистическая значимость всего уравнения и показателя тесноты связи.

Значимость коэффициентов уравнения регрессии оценим с использованием ¿-критерия Стьюдента. Табличное значение ¿-критерия при 5%-ном уровне значимости и заданных степенях свободы (11 - 4 - 1 = 6) составляет 2,446. Поскольку I ¿расч 1> ¿табл' то коэффициенты при переменных Ху Х4, Х существенны (значимы), следовательно, значимы и факторы.

Таким образом, полученная многофакторная корреляционно-регрессионная модель,

описывающая зависимость показателей, характеризующих динамику денежных доходов, является адекватной и статистически значимой. То есть она может иметь дальнейшее применение для моделирования, планирования и прогнозирования.

В данной модели статистически значимыми оказались три фактора: величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций и минимальный размер оплаты труда.

По результатам проведенного моделирования приходим к заключению, что два из трех наиболее значимых факторов (величина прожиточного минимума и МРОТ) являются минимальными социальными стандартами. Вследствие этого представляется целесообразным выстраивать стратегические направления государственной политики в сфере повышения уровня жизни и, в частности, доходов населения, посредством реформирования методов расчетов величины прожиточного минимума и повышения МРОТ4 [8, 9].

Согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), величина МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, однако ст. 421 ТК РФ определяет, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом, который до настоящего времени не принят.

По нашему мнению, для установления оптимального уровня минимальной заработной платы следует соотносить ее со средней заработной платой. Использование этого показателя позволит применять минимальный размер оплаты труда, с одной стороны, как минимальную социальную гарантию для работающего населения, с другой стороны, как один из важных элементов регулирования рынка труда. При этом возможны различные варианты регионального регулирования минимальной заработной платы в зависимости от сложившихся на определенном этапе развития экономических условий5 [10].

За исключением предоставленных государством минимальных гарантий большинство условий по оплате труда устанавливается непосредственно работодателем (либо с учетом достигнутых соглашений в порядке социального партнерства6). К документам, регулирующим вопросы оплаты труда на данном уровне, можно отнести: локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ); коллективный договор (ст. 40 ТК РФ); соглашения (ст. 45 ТК РФ).

Определение достойного уровня минимальной заработной платы является эффективным инструментом в борьбе с бедностью, приводит к сокращению неравенства в оплате труда, повышению совокупного спроса на потребительские товары. Следует понимать, какую ответственную функцию выполняет минимальная заработная плата в России и насколько эффективен этот инструмент в борьбе с бедностью7.

Большинство экспертов согласны с тем, что проблема работающих бедных - одна из самых актуальных в нашей стране8 [11]. Не секрет, что когда работающий человек не может нормально содержать семью и обеспечивать ее всем необходимым, данная ситуация ведет к обострению таких экономических проблем, как сниженное потребление товаров и услуг и

4Хуснутдинова Э.Р. Совершенствование государственного регулирования доходов домохозяйств // Казанская наука. 2013. № 11. С. 168-170.

5 Фёдорова Л.Н., Гуляева Л.А. Особенности динамики заработной платы периода стабилизации // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 5-3. С. 86-88; Роик В. Минимальная заработная плата - основной инструмент регулирования доходов россиян // Человек и труд. 2009. № 6. С. 34-37.

6 Ракоти В. Повышение МРОТ: варианты, последствия // Человек и труд. 2009. № 5. С. 27-31.

7Аверьяскина А.С., Сурикова Е.А. МРОТ в РФ и зарубежных странах, система модернизации МРОТ в РФ // Журнал научных и прикладных исследований. 2015. № 10. С. 5-10.

8 Скачкова Г.С. МРОТ и прожиточный минимум: соотношение и перспективы сближения // Российский ежегодник трудового права. 2013. № 9. С. 236-242.

нарушение его структуры; дефицит сбережений населения; дефицит наполнения внебюджетных фондов; усложнение системы социальной помощи населению.

С 1 января 2016 г. МРОТ увеличен на 11,9% -до 6 204 руб. (индексация произведена на 4%; в 2015 г. величина МРОТ составляла 5 965 руб.). Повышение МРОТ планировалось исходя из оценки инфляции в 2015 г., соотношение минимального размера оплаты труда в 2016 г. с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения

оценивается в 53,6%.

Нам представляется, что для установления оптимального уровня минимальной заработной платы следует соотносить ее со средней заработной платой. Использование этого показателя позволит применять минимальный размер оплаты труда, с одной стороны, как минимальную социальную гарантию для работающего населения и, с другой стороны, как один из важных элементов регулирования рынка труда. При этом возможны различные варианты регионального регулирования минимальной заработной платы в зависимости от сложившихся на определенном этапе развития экономических условий.

Таблица 1

Состав признаков в модели формирования объема денежных доходов населения Российской Федерации

Признак, единица измерения Идентификатор признака Описание признака

Денежные доходы, млрд руб. У Денежные доходы

Занятые в экономике, тыс. чел. Л Численность занятых, включая лиц, которые выполняли работу на семейном предприятии, лиц, которые временно отсутствовали на работе, а также лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации

Число индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. Х2 Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей

Индекс цен, % Х3 Индексы потребительских цен на товары и услуги

Численность населения, млн чел. Х4 Численность населения на конец года

Величина прожиточного минимума, руб. Х5 Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения

Номинальная заработная плата, руб. Х6 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций

МРОТ, руб. Х7 Минимальный размер оплаты труда

Источник: составлено автором Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты корреляционного анализа

Показатель Значение показателя (признака)

(признак) У Х1 Х2 Х3 Х4 Х6 Х7

У 1

Л 0,4511 1

Х2 -0,8748 -0,2843 1

Х3 -0,8468 -0,3358 0,5699 1

Х4 -0,7995 -0,1426 0,7096 0,8534 1

Х5 0,9966 0,5016 -0,8572 -0,8548 -0,7937 1

Х6 0,9956 0,4846 -0,8888 -0,8299 -0,8082 0,9962 1

Х7 0,9751 0,445 -0,8989 -0,797 -0,7324 0,973 0,9741 1

Источник: составлено автором

ТаблицаЗ

Результаты расчета регрессионной модели экономического потенциала Орловской области

Параметр Коэффициент Стандартная ошибка ¿-статистика Р-значение Нижние 95% Верхние 95%

Г-пересечение -2 189,85 1 481,21 -1,48 0,17 -5 490,19 1 110,5

X5 3,90868 1,71681 2,27671 0,04604 0,08339 7,73397

X6 0,49552 0,43502 1,13906 0,28123 -0,47377 1,46481

X7 0,49008 0,69758 0,70253 0,49837 -1,06423 2,04439

Источник: составлено автором Таблица 4

Результаты расчета регрессионной модели

Параметр Значение

Множественный R 0,997276

Квадратичная ошибка R2 0,994559

Нормированная R2 0,992927

Стандартная ошибка 1 097,707

Число наблюдений 14

Источник: составлено автором Таблица 5

Результаты расчета регрессионной модели

Параметр df SS MS F Значимость F

Регрессия 3 2 202 561 299 734 187 099,7 609,3035 1,28791

Остаток 10 12 049 611,91 1 204 961,191 - -

Итого... 13 2 214 610 911 - - -

Список литературы

1. Фёдорова Л.Н. Распределение денежных доходов домохозяйств в РФ // Проблемы учета и финансов. 2011. № 2. С. 35-41.

2. Царёв И.Г. О моделировании распределения дохода в обществе // Прикладная эконометрика. 2008. № 3. С. 43-51.

3. Навоев А. О формировании доходов и их соотношение с общественным продуктом // Общество и экономика. 2012. № 5. С. 33-50.

4. Бутова Л.М. Благосостояние населения и механизм его регулирования // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Экономика и управление. 2006. № 1. С. 5-10.

5. Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М.: Финансы и статистика, 2001. 429 с.

6. Литвинов В.А. Проблемы уровня жизни в современной России. М.: ЛКИ, 2008. 248 с.

7. Жеребин В.М., Романов А.М. Уровень жизни населения: основные категории, характеристики и методы оценки: монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 592 с.

8. Суворов А.В., Иванов В.Н., Сухорукова Г.М. Взаимосвязь мероприятий социально-экономической политики в области доходов и потребления населения и макроэкономической динамики // Проблемы прогнозирования. 2011. № 5. C. 76-91.

9. Кадомцева С.В. Социальная политика и перераспределение доходов // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 5. С. 105-111.

10. Антонова Н.А. О мерах по повышению доходов населения и сокращению бедности // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 10-11. С. 71-78.

11. ЖеребцоваН.А. От чего зависит МРОТ // Мотивация и оплата труда. 2013. № 3. С. 284-289.

Национальные интересы: National Interests:

приоритеты и безопасность 6 (2016) 14-21 Priorities and Security

ISSN 2311-875X (Online) National Interests

ISSN 2073-2872 (Print)

THE RUSSIAN POPULATION'S CASH INCOME MODELS AND PATHS TO IMPROVE POLICIES FOR REGULATING SUCH INCOME

Elena V. TAKMAKOVA

Orel State University, Orel, Russian Federation takmakovae@mail.ru

Article history:

Received 3 February 2016 Received in revised form 8 February 2016 Accepted 11 February 2016

JEL classification: C51, D31, I38

Keywords: population income, standard of living, correlation, regression, model, income regulation policy, social standards

Abstract

Importance The article determines factors underlying cash income of the Russian population, builds a multivariate correlation and regression model of the Russian population's income, according to the 2000-2013 data, evaluates its adequacy and emphasizes the specifics of effects certain factors have on households' income generation process.

Objectives The research determines priorities of the governmental policy for increasing the population's income through the multinomial correlation and regression model. Methods I applied a set of indicators, which included such variables as the number of the employed, price index, population size, minimum subsistence level, minimum wage rate, to build the model of the Russia population's cash income.

Results The minimum subsistence level has the biggest effect on the amount of the Russian population's cash income for the period under study, followed by the average monthly nominal wage, minimum wage rate.

Conclusions and Relevance Relying upon the economic and statistical model of the Russian population's income, I outlined key paths of the governmental policy for population's income. Upon the completion of the model, I conclude that basic social standards will constitute two of three most significant factors, i.e. subsistence level and minimum wage rate. Thus, it would be reasonable to strategically direct the governmental policy for increasing the standard of living, and population's income and respectively reform methods used to assess the subsistence level, and increase the minimum wage rate.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Fedorova L.N. [Distribution of households' monetary income in the Russian Federation]. Problemy ucheta i finansov = Problems of Accounting and Finance, 2011, no. 2, pp. 35-41. (In Russ.)

2. Tsarev I.G. [On modeling of distribution of the income in society]. Prikladnaya ekonometrika = Applied Econometrics, 2008, no. 3, pp. 43-51. (In Russ.)

3. Navoev A. [On income generation and its trade-off with social product]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2012, no. 5, pp. 33-50. (In Russ.)

4. Butova L.M. [Population's welfare and its regulation mechanism]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika i upravlenie = Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, 2006, no. 1, pp. 5-10. (In Russ.)

5. Surinov A.E. Dokhody naseleniya. Opyt kolichestvennykh izmerenii [Population's income. The practice of quantitative assessment]. Moscow, Finansy i Statistika Publ., 2001, 429 p.

6. Litvinov V.A. Problemy urovnya zhizni v sovremennoi Rossii [Standards of living in contemporary Russia and relevant issues]. Moscow, LKI Publ., 2008, 248 p.

7. Zherebin V.M., Romanov A.M. Uroven' zhizni naseleniya: osnovnye kategorii, kharakteristiki i metody otsenki: monografiya [Population's standards of living: basic categories, characteristics and assessment methods: a monograph]. Moscow, INFRA-M Publ., 2015, 592 p.

8. Suvorov A.V., Ivanov V.N., Sukhorukova G.M. [The trade-off between initiatives of the socio-economic policy for population's income and consumption, and macroeconomic dynamics]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2011, no. 5, pp. 76-91. (In Russ.)

9. Kadomtseva S.V. [Social policy and income reallocation], Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii = Standard of Living of the Population in the Russian Regions, 2012, no. 5, pp. 105-111. (In Russ.)

10. Antonova N.A. [On measures to increase the population's income and decrease the poverty]. Uroven'zhizni naseleniya regionov Rossii = Standard of Living of the Population in the Russian Regions, 2012, no. 10-11, pp. 71-78. (In Russ.)

11. Zherebtsova N.A. [What determines the minimum wage rate?]. Motivatsiya i oplata truda = Motivation and Payroll, 2013, no. 3, pp. 284-289. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.