Научная статья на тему 'Модель бизнес-процесса предприятия'

Модель бизнес-процесса предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
966
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / МОДЕЛЬ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / БИЗНЕС-ОПЕРАЦИЯ / БИЗНЕС-ФУНКЦИЯ / BUSINESS MODEL / BUSINESS PROCESS / BUSINESS OPERATION / BUSINESS FUNCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломакина Е. Г.

В рамках процессного подхода к управлению предприятием рассматривается модель его основных бизнес-процессов, включающая множества субпроцессов; потоков (данных / управления), связывающих субпроцессы; рабочих групп, участвующих в выпол-нении бизнеспроцесса; бизнес-функции, на которые декомпозируется бизнес-процесс, входных и выходных ресурсов бизнес-процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель бизнес-процесса предприятия»

МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПРЕДПРИЯТИЯ

Ломакина Е.Г., старший преподаватель Академии государственной противопожарной службы МЧС России

В рамках процессного подхода к управлению предприятием рассматривается модель его основных бизнес-процессов, включающая множества субпроцессов; потоков (данных /управления), связывающих субпроцессы; рабочих групп, участвующих в выпол-нении бизнес-процесса; бизнес-функции, на которые декомпозируется бизнес-процесс, входных и выходных ресурсов бизнес-процесса.

Ключевые слова: предприятие, модель, бизнес-процесс, бизнес-операция, бизнес-функция.

BUSINESS PROCESSES MODEL

Lomakina E., Senior lecturer of the Academy of State Fire Service Emergency Russia

As part of the process approach to management of the business considering a model of its key business processes, including the set of subprocesses, streams (data / management), linking the subprocesses; working groups involved in implementing a business process, business function, which is decomposed business process, input and output resources of the business process.

Keywords: business model, business process, business operation, business function.

В настоящее время предприятия находятся в постоянно меняющейся социально-экономической среде. Этот динамизм требует совершенствования управления основными бизнес-процессами предприятия, что, в свою очередь, предполагает разработку их моделей.

Предприятие в современной экономике является основной формой организации производства и ведущим звеном в системе движения материально-финансовых потоков и формирования институтов общества. В современной экономической науке существует достаточно большое количество определений предприятия, отражающих различные аспекты этого субъекта рыночной экономики, которые в общем случае сводятся к его определению как самоуправляемой, целостной, имущественно обособленной хозяйственной единицы, предназначенной для производства потребительных благ

- товаров и (или) услуг в любой отрасли национальной экономики1.

Любое предприятие является организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательством этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс или смету, то есть обладает всеми признаками юридического лица2.

Предприятие имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным его учредительными документами. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором3.

Промышленное производство - ключевой элемент рыночного хозяйства с экономической, технической и социальной точек зрения. Поэтому представляется вполне уместным определение промышленного предприятия как сложной системы, одновременно являющейся хозяйственным субъектом, юридическим лицом, социальным организмом, организационной структурой. Для производственной организации характерна сложная внутренняя структура, которая может выступать в виде организационной, производственной, технической, функциональной и иного рода структур, с множеством элементов и факторов взаимодействия между собой. В отличие от других видов деятельности для промышленного предприятия первичным является технологический процесс, управлением которым занимается развитая структура производственных служб.4

В настоящей статье под предприятием будем понимать обособленную хозяйственную единицу, обладающую правом юридического лица, располагающую определенным имущественным комплексом как базой производственной деятельности, и характеризующуюся организационно-техническим, социальным и экономическим единством, обусловленным общими целями деятельно-сти5.

Для большинства российских предприятий характерна функциональная иерархическая модель управления, которая имеет ряд существенных недостатков. Общемировой тенденцией развития управления предприятиями сегодня является применение процессного подхода. В основе этого подхода - взгляд на предприятие как на совокупность ключевых бизнес-процессов, а не функциональных подразделений.

Внедрение процессного подхода позволяет, снизить такие характерные для функциональной модели издержки как большая трата времени на передачу результатов деятельности между подразделениями и сотрудниками, процессный подход приводит к сокращению издержек, снижению рисков и увеличению эффективности управления персоналом. При процессном подходе сотрудники компании мотивированы точно исполнять процессы, так как несут ответственность за то, чтобы процесс вовремя перешел с этапа на этап.

Внедрение процессного подхода к управлению предполагает:

определение и описание существующих бизнес-процессов и порядка их взаимодействия в общей сети бизнес-процессов организации;

четкое распределение ответственности руководителей за каждый сегмент всей сети бизнес-процессов организации;

определение показателей эффективности и методик их измерения

разработка и утверждение регламентов, формализующих работу системы;

управление ресурсами и регламентами при обнаружении отклонений, несоответствий в процессе или продукте или изменений во внешней среде (в том числе изменение требований заказчика).

Под бизнес-процессом в рамках настоящей работы понимается совокупность целенаправленных созидательных действий по производству и поставке продукции для внутренних и внешних потребителей6. Бизнес-процесс представляет собой совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. Бизнес-процесс можно изобразить как ряд логически взаимосвязанных заданий, нацеленных на достижение результата. При этом бизнес-процесс характеризуется двумя важными особенностями7:

1. Имеет своих рыночных или внутрифирменных «платежеспособных» заказчиков (получателей).

2. Пересекает организационные границы, т.е. он обычно протекает поверх барьеров, существующих между подразделениями компании, а также между разными компаниями, связанными между собой отношениями «поставщик-потребитель», или даже проникает сквозь эти барьеры. Бизнес-процесс чаще всего не зависит от формальной организационной структуры компании.

Выделение бизнес-процессов в рамках фирмы базируется на определенных требованиях:

1) возможность идентификации;

2) обособленность соответствующими границами, определяемыми на основе запросов потребителя-клиента не инженерами и технологами, а и экономистами;

3) наличие конечного потребителя либо внутри компании, либо

за ее пределами.

Структура фирмы, построенная на принципах выделения бизнес-процессов, не является вертикальной иерархией. Это либо горизонтальная структура, либо сетевая структура. Поэтому процедура увязывания различных бизнес-процессов в единую организацию - это процесс координации, согласования взаимных интересов, а не административного подчинения.

Примером бизнес-процессов могут быть разработка стратегии, оплата счетов компании, выдача кредита, изучение рынка, материально-техническое снабжение, производство комплектующих, конечная сборка, планирование, поддержка клиентов, выполнение заказов и многое другое.

Применение процессного подхода к управлению предприятием может наиболее полно удовлетворить запросы руководства и собственников. Центром ответственности или объектом контроля при этом может выступать только бизнес-процесс. В рамках него формируются измеримые выходные показатели (зачастую легко измеряемые в денежной форме) в сопоставлении с ресурсами, связанными с их достижением.

Согласно методологии BMP (BMP - Bisiness Proccess Management) моделью бизнес-процесса (БП) является последовательность бизнес-операций (БО), приводящая к получению определенного результата8.

Каждый БП можно записать в виде кортежа:

BP. = < BP А , U., FL., WG.BP, BF.BP, IR.BP m, IRBP out >,

где U. - множество субпроцессов;

FL. — множество потоков (данных / управления), связывающих субпроцессы;

WG.BP - множество рабочих групп, участвующих в выпол-не-нии i-го БП;

BF.BP - множество бизнес-функций (БФ), на которые декомпозируется i-й БП;

IR.BP. - мно-жество входных ресурсов i-го БП;

IR.BPoUt — множество выходных ресурсов i-го БП;

BP A -< A.BP, G BP, V BP > кортеж атрибутов процесса, причем A.BP

- множество ат-рибутов, идентифицирующих i-й БП; G.BP - множество целей; V.BP - множество инди-каторов, соответствующих целям i-го БП.

Для выполнения БП предприятия формируют рабочие группы, каждая из которых состоит из множества W.WG рабочих центров (РЦ). РЦ представляет собой объединен-ных в группы сотрудников с техническими средствами (ТС), например, в виде автоматизированных рабочих мест (АРМ):

Wt = < WA M.W, R.W , BO- > ,

где M W - множество единиц технических средств i-го РЦ;

RW - множество со-трудников, закрепленных за i-м РЦ;

BO.W - множество бизнес-операций (БО), которые могут быть выпол-нены на i-м РЦ;

W.A = < WilA, Wi2A Wi3A > - множество атрибутов (код РЦ, его

наименова-ние, код подразделения, которому принадлежит РЦ , ... ) 1-го РЦ.

Множество BFІBP БФ 1-го БП можно представить в виде:

BF = { ВК | j = 1, 2, ..., JBF },

где JBF - число БФ 1-го БП;

BF. = < BF.A, ^ет, ВОД , 1Яврп, > - кортеж, представля-

ю-щий 1-ю бизнес-функцию, причем BFjA — атрибуты j-й БФ;

"Д О WiWG РЦ, задействованные в выпол-нении j-й БФ;

1КДк - входные ресурсы, необходимые для выполнения j-й БФ;

1КДои1 - вы-ходные ресурсы j-й БФ;

ВОД - множество БО, которые должны быть выполнены в рамках j-й БФ, определяемой следующим образом:

ВО = { ВО. | j = 1, 2, ..., LBO },

где LBO - число БО j-й БФ;

ВО. = < ВОД "Д, IRjBOin, 1^ш0и > - кортеж множеств, пред-став-ляющий j-ю БО, причем ВО.А - атрибуты (код, наименование, нормативное время вы-полнения и начальное время) j-й БО;

"Д - РЦ, выполняющий j-ю БО;

1йДк - входные ресурсы, необходимые для выполнения j-й БО;

1КДои1 - вы-ходные ресурсы j-й БО;

Данная модель может быть использована в качестве основы для разработки метода формирования потребности бизнес-процесса в ресурсах, разработки метода анализа нештатных ситуаций при обеспечении бизнес-процессов предприятия ресурсами.

Литература:

1. Александров Д.В. Системное моделирование бизнеса. - Владимир, Ред.-издат. комплекс Владимирского гос. Университета, 2004.

2. Горемыкин В. А. Экономическая стратегия предприятия. -М.: Филинъ, Рилант, 2001.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. - 1994.

- № 32.

3. Новицкий Н. И. Организация производства на предприятиях. Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Основы предпринимательского дела. / Под ред. Ю. В. Осипова. - М.: БЕК, 1997.

4. Экономическая теория. / Под ред. В. Д. Камаева. - М.: ВЛА-ДОС, 2002.

5. Рубцов С.В. Уточнение понятия «бизнес-процесс» // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №6.

6. Темиров К.В. Бизнес-процессы предприятия - резервы обеспечения качества выпускаемой продукции // Экономические науки, 2008. - № 1.

7. Ткаченко Е.А. Теоретико-методологические основы управления комплексным развитием предприятия. - СПб.: СПбГУЭФ, 2006.

8. Шеер А.В. Бизнес-процессы. - М.: Весть-Метатехнология, 1999.

1 См. например: Новицкий Н. И. Организация производства на предприятиях. Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002; Основы предпринимательского дела. / Под ред. Ю. В. Осипова. - М.: БЕК, 1997; Экономическая теория. / Под ред. В. Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2002 и др.

2 См.: ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2001. - № 17. - Ст. 1644.

3 См.: ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2001. - № 17. - Ст. 1644.

4 См.: Горемыкин В. А. Экономическая стратегия предприятия. - М.: Филинъ, Рилант, 2001.

5 ТкаченкоЕ.А. Теоретико-методологические основы управления комплексным развитием предприятия. - СПб.: СПбГУЭФ, 2006.

6 Темиров К.В. Бизнес-процессы предприятия - резервы обеспечения качества выпускаемой продукции // Экономические науки, 2008.

- № 1.

7 Рубцов С.В. Уточнение понятия «бизнес-процесс» // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №6.

8 Александров Д.В. Системное моделирование бизнеса. - Владимир, Ред.-издат. комплекс Владимирского гос. Университета, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.