Научная статья на тему 'Модель безопасности бизнес среды в системе экономической безопасности'

Модель безопасности бизнес среды в системе экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОДЕЛЬ / СРЕДА / РЕЛЕВАНТНОСТЬ / РЕШЕНИЯ / ПОТОКИ / ФИНАНСЫ / БИЗНЕС / ECONOMIC SECURITY / MODEL / WEDNESDAY / RELEVANCE / SOLUTIONS / FLOWS / FINANCE / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипов Эдуард Леонидович, Крохичева Галина Егоровна, Тевосян Сатине Араевна, Астафьев Владимир Олегович

Статья посвящена исследованию сущности безопасности бизнес среды в системе экономической безопасности. Так, управление безопасностью бизнеса целесообразно представить как состояние защищенности бизнеса от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет бизнеса, т. е. объективно существующая независимость бизнеса в проведении внутренних и внешних экономических действий с учетом обязательств, направленных на реализацию оперативных, тактических и стратегических управленческих решений. Иными словами, способность устойчивого развития под действием внешних и внутренних угроз, с особым акцентом на управленческие методы защиты. Авторами разработана модель безопасности бизнес среды, которая позволяет оценить влияние всех многочисленных факторов, как внешней среды (государство, СРО, поставщики, подрядчики, потребители, посредники, коммерческие организации, профсоюзы, заказчики), которая влияет на нормативно-правовую деятельность фирмы, на определения стоимости поглощаемых ее материалов и услуг, прибыль, полученную от клиентов; так и внутренней среды (специфические особенности организации производственной и управленческой структуры), которая определяет основные направления развития субъекта правоотношения и эффективность его работы. Вклад авторов. Архипов Э. Л. автор внес существенный вклад в написание статьи. Собрал, проанализировал и интерпретировал информацию, внес предложения и рекомендации. Тевосян С. А. автор осуществил написание части статьи. Астафьев В. О. автор осуществил написание части статьи. Крохичева Г. Е. автор оказывал участие в написание части статьи, одобрил окончательную версию статьи перед её подачей для публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Архипов Эдуард Леонидович, Крохичева Галина Егоровна, Тевосян Сатине Араевна, Астафьев Владимир Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The business environment security model in the economic security system

The article is devoted to the study of the essence of business environment security in the system of economic security. Thus, business security management is advisable to present as a state of business protection from external and internal threats, which ensures economic sovereignty of business, i. e. objectively existing business independence in conducting internal and external economic actions, taking into account the obligations aimed at implementing operational, tactical and strategic management decisions. In other words, the ability of sustainable development under the influence of external and internal threats, with a special emphasis on managerial methods of protection.The authors developed a business environment security model that allows assessing the impact of all the numerous factors, such as the external environment (the state, SROs, suppliers, contractors, consumers, intermediaries, commercial organizations, trade unions, customers) that affects the regulatory and legal activities of the firm, the definitions the cost of its absorbed materials and services, the profit received from customers; and the internal environment (specific features of the organization of production and management structure), which determines the main directions of the development of the subject of the legal relationship and the effectiveness of its work.

Текст научной работы на тему «Модель безопасности бизнес среды в системе экономической безопасности»

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (ноябрь - декабрь 2017)

https://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 https://naukovedenie.ru/

Том 9, №6 (2017) https ://naukovedenie. ru/vo l9-6.php

URL статьи: https://naukovedenie.ru/PDF/32EVN617.pdf

Статья опубликована 20.12.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е., Тевосян С.А., Астафьев В.О. Модель безопасности бизнес среды в системе экономической безопасности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/32EVN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 33

Архипов Эдуард Леонидович

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону

Доцент кафедры «Экономической безопасности, учета и права»

Кандидат экономических наук E-mail: AEL55555@mail.ru

Крохичева Галина Егоровна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону Заведующий кафедрой «Экономической безопасности, учета и права»

Доктор экономических наук, профессор E-mail: Galina-krokhicheva@yandex.ru

Тевосян Сатине Араевна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону

Студент кафедры «Экономической безопасности, учета и права»

E-mail: sati_tev@mail.ru

Астафьев Владимир Олегович

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону

Студент кафедры «Экономической безопасности, учета и права»

E-mail: vovchik.astafev@mail.ru

Модель безопасности бизнес среды в системе экономической безопасности

Аннотация. Статья посвящена исследованию сущности безопасности бизнес среды в системе экономической безопасности. Так, управление безопасностью бизнеса целесообразно представить как состояние защищенности бизнеса от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет бизнеса, т. е. объективно существующая независимость бизнеса в проведении внутренних и внешних экономических действий с учетом обязательств, направленных на реализацию оперативных, тактических и стратегических управленческих решений. Иными словами, способность устойчивого развития под действием внешних и внутренних угроз, с особым акцентом на управленческие методы защиты. Авторами разработана модель безопасности бизнес среды, которая позволяет оценить влияние всех многочисленных факторов, как внешней среды (государство, СРО, поставщики, подрядчики, потребители, посредники, коммерческие организации, профсоюзы, заказчики), которая влияет на нормативно-правовую деятельность фирмы, на определения стоимости поглощаемых ее материалов и услуг, прибыль, полученную от клиентов; так и внутренней среды (специфические особенности организации производственной и управленческой структуры), которая определяет основные направления развития субъекта правоотношения и эффективность его работы.

Вклад авторов. Архипов Э. Л. - автор внес существенный вклад в написание статьи. Собрал, проанализировал и интерпретировал информацию, внес предложения и рекомендации. Тевосян С. А. - автор осуществил написание части статьи. Астафьев В. О. - автор осуществил написание части статьи. Крохичева Г. Е. - автор оказывал участие в написание части статьи, одобрил окончательную версию статьи перед её подачей для публикации.

Ключевые слова: экономическая безопасность; модель; среда; релевантность; решения; потоки; финансы; бизнес

Важнейшим элементом обеспечения экономической безопасности любого субъекта правоотношения выступает именно безопасность бизнеса, а она в свою очередь зависит от безопасности бизнес среды, т. е. тех факторов, которые непосредственно влияют на управление бизнесом. Так как в быстроменяющейся среде т. е. рыночных условиях с многочисленным обилием нормативно-правовых актов, а также правовых актов, управленцам сложно уследить за законностью и релевантностью экономических решений, важнейшим аспектом выступает деятельность контрольно-надзорных органов и как следствие намерение управленцев максимизировать функцию полезности посредством соблюдения законодательства [6].

В рыночных условиях приоритетном является информация, ведь именно она позволяет своевременно учесть и отреагировать на вероятность, риск и неопределенность, при этом акцент целесообразно делать на экономическую и юридическую безопасность [7].

Успех субъекта правоотношения в бизнес-реалиях напрямую зависит от факторов внешней и внутренней среды, причем очевидно, что на субъект правоотношения воздействуют как внешняя среда (прямого и косвенного воздействия), так и внутренняя среда [3]. Причем важность воздействия составляет 80 к 20 % то есть приоритетней внешняя среда, что и понятно, ведь субъект правоотношения напрямую зависит от внешней среды, а деятельность любого субъекта правоотношения направлена на внешних потребителей [8].

Несмотря на многогранность воздействия на субъект правоотношения каждый фактор воздействия (как прямого, так и косвенного) регламентирован нормативно-правовыми актами (к примеру, налоговая политика: НК РФ, инструкции, и т. п.; трудовые отношения: ТК РФ, трудовыми договорами и т. п.; отношения с контрагентами: ГК РФ, ФЗ о защите конкуренции и т. п.; косвенное воздействие: указ Президента о стратегии экономической безопасности до 2030 г.: указ Президента о стратегии национальной безопасности РФ и др.), т. е. регулируется нормами права, а значит, напрямую зависит от эффективности юридической безопасности (обеспечение законности действий, недопущение оспоримой и недействительных сделок).

Разработанная и предложенная авторами модель безопасности бизнес среды (рисунок 1) может использоваться для управления субъектом правоотношения в целом, а также для ответов на всевозможные запросы руководства (о состоянии компании (слабых и сильных сторонах, возможностях и угрозах, а также перспективы их реализации) и ее места на рынке в сравнении с конкурентами) с акцентом на специфику отрасли/региона. Модель состоит из трех укрупненных блоков:

1. первый укрупненный блок модели представлен как первый уровень внешней среды - государственным регулированием хозяйственной деятельности институциональной единицы и участников экономических отношений. Здесь отмечены все основные факторы (правовые, административные и экономические) влияющие на все сферы деятельности субъекта правоотношения;

второй укрупненный блок модели представлен как второй уровень внешней среды - участниками экономических отношений, с которыми взаимодействует субъект правоотношения;

третий укрупненный блок модели представлен внутренней средой субъекта правоотношения - раскрывает организационную структуру и значение всех искусственных факторов (внутренние стандарты) в деятельности субъекта.

Рисунок 1. Модель безопасности бизнес среды

Модель демонстрирует прямые и обратные связи и их влияние между участниками экономических отношений и институциональной единицей, а также регулирование этих отношений со стороны государства, особый акцент при этом делается на юридическую безопасность всех информационных потоков (как внешних, так и внутренних).

Первый укрупненный блок модели «первый уровень внешней среды: государственное регулирование хозяйственной деятельности институциональной единицы и участников экономических отношений» включает в себя 8 блоков - основные направления государственной политики по вопросам регулирования экономических отношений:

Первый блок - финансовая и антиинфляционная политика государства представлена валютным, денежно-кредитным и дефляционным регулированием и контролем, включающими в себя комплекс законодательных, нормативных и административных ограничений на проведение валютных, кредитных и иных расчетных операций между субъектами хозяйственных отношений, стабилизации уровня цен. Устанавливаются некоторые ограничения на такие операции как: купля-продажа иностранной валюты; операциям с банковскими валютными счетами; операции с валютными ценностями; международные денежные переводы; финансовыми инструментами, как в иностранной, так и национальной валюте (чеки, векселя, аккредитивы, акции, облигации и другие) для регулирования финансовых рисков; проведение расчетных, кассовых и депозитных операций. Поэтому основное влияние на участников экономических отношений заключается в контроле соответствия валютных и кредитных операций действующему законодательству, выполнение

резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, проверке обоснованности платежей в иностранной и национальной валюте и объективности учета и отчетности по таким операциям.

Второй блок - региональная экономическая политика (выравнивание уровней экономического развития различных регионов) государства заключается в укреплении экономической самостоятельности различных регионов, обеспечение достойного уровня и постепенном выравнивании благосостояния населения в каждом регионе, совершенствовании правового законодательства местного уровня власти, а также обеспечение единства экономического пространства и свободы перемещения товаров, капитала и рабочей силы.

Третий блок - инвестиционная политика государства. П. Самуэльсон в своем труде «Экономика» писал, что «инвестирование - это отказ от использования доходов на текущее потребление в пользу капиталообразования и ожидаемого расширения потребления в будущем», Федеральный Закон №39-Ф3 от 25.02.1999 (редакция от 26.07.2017 г.) «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» гласит, что «инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги и иное имущество (паи, целевые банковские вклады, машины, оборудование, технологии), в том числе имущественные, и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской (или иной) деятельности для достижения целей инвестора, получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Таким образом, большую роль здесь играют государственные инвестиции, вкладываемые в развитие и поддержку предпринимательской деятельности, так как именно они являются основой государственно-частного партнерства, зачастую формируют решения ресурсных проблем малого и среднего бизнеса за счет государственных программ, повышают инвестиционную привлекательность проектов.

Четвертый блок - налоговая политика государства заключается в изъятии части доходов налогоплательщиков и использование различных принудительных мер с целью своевременного и полного формирования бюджета и других государственных и муниципальных фондов, перераспределение поступивших налогов в виде финансирования из бюджета на просвещение и науку, здравоохранение, оборону, содержание органов управление, стимулирование предпринимательской деятельности (развитие новейших технологий и производства), и другое, а так же контроль за исполнением налоговых обязательств субъектами посредством органов Федеральной налоговой службы, налоговой инспекции, финансовых департаментов администраций, совершенствования налоговой законодательной системы и законодательства.

Пятый блок - политика научно-целевых программ (финансирование и развитие научно-технического прогресса) регулируется Федеральным Законом №127-ФЗ от 28.08.1996 г. (редакция от 23.05.2016 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.) «О науке и государственной научно-технической политике», который обозначил основные цели и задачи научно-технической политики: сохранение и развитие научных, исследовательских и инженерно-конструкторских школ; поощрение и поддержка разработки новейших научно -воспроизводственных баз для производства продукции, конкурентной на мировых рынках; создание и развитие современных информационных технологий; формирование научно -технической основы национальной безопасности; активное развитие инновационного предпринимательства; интеграция науки, производства и рынка; создание инновационной инфраструктуры.

Шестой блок - политика «доходов» (преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения) основывается в большей степени на Трудовом законодательстве РФ, устанавливающем «государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей». Помимо этого, политикой «доходов» предусмотрено развитие регулирование рынка труда, занятости

населения, защита от принудительных работ и дискриминаций в сфере труда, индексация заработной платы и дополнительных доходов, установление МРОТ и другие.

Седьмой блок - государственная политика демонополизации включает в себя антимонопольную политику и ценообразование. Антимонопольная политика направлена на поддержание «рынка свободной конкуренции» путем контроля над ценами организаций-монополистов, дезентегрирования сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур, поддержки конкуренции и отечественного товаропроизводителя, поощрения диверсификации, антимонопольной экспертизы принимаемых законов. Государственная политика ценообразования направлена на контроль уровня цен, сбалансирование спроса и предложения, путем мониторинга и прогнозирования цен, а так же ограничения влияния монополий на цены, важным аспектом при этом выступает управление экономической безопасностью региона [11].

Восьмой блок - государственное правовое регулирование характеризует контроль всех сфер экономических отношений между участниками хозяйственной деятельности посредством разработки и совершенствования нормативно-законодательной базы.

Второй укрупненный блок модели «второй уровень внешней среды: участники хозяйственных отношений, взаимодействующие и влияющие на бизнес-процессы субъекта правоотношения» включает в себя 10 блоков:

Первый блок - государственные органы представлены в лице налоговых инспекций, государственных бюджетных фондов, казначейства, таможенных органов, органов правосудия, регулирующие правовые аспекты деятельности не только отдельно взятого субъекта правоотношения, но также и всех остальных участников хозяйственного процесса.

Второй блок - саморегулируемые организации (СРО) являются связующим звеном 1 и 2 уровня внешней среды при взаимодействии государственных органов с экономическим субъектом. Членство в такой организации является добровольным, если Законодательством не предусмотрены случаи обязательного вступления в СРО. Саморегулируемые организации устанавливают условия членства субъектов, накладывают меры дисциплинарного воздействия, производят анализ и контроль деятельности своих участников, представляет интересы членов СРО и рассматривает их жалобы, а также облегчает взаимодействие участников с органами государственной власти по правовым вопросам деятельности.

Третий блок - заказчики (лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении исполнителем какого-либо объема работ или приобретении у продавца какого-либо продукта, и оформляющее в связи с этим заказ). Отношения с заказчиками регулируется Гражданским кодексом РФ (главы 3, 37-39) посредством заключения договоров (оказания услуг, поставку товара, строительного и бытового подряда, проектно-изыскательных и опытно-конструкторских работ, научных и другие). Для строительной организации деятельность регулируется заданием заказчика, определенным договором строительного подряда, все указанные строительные работы и указания заказчика, установленные в смете (определяет цену строительства), обязана предоставлять необходимую документацию о ходе выполнения строительных работ представителям заказчика, устранять дефекты и нарушения, выявленные заказчиком, оповещать о завершении работ.

Четвертый блок - потребители (население, контрагенты, государственные учреждения, промежуточные продавцы), составляющие основной спрос на предоставляемые услуги предприятия, эффективность работы которого зависти от их покупательской способности, уровня занятости населения, общей экономической и политической обстановки в стране. Отношения с потребителями регулируются законом о защите прав потребителей.

Пятый блок - посредники (фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов), т. е. непосредственная цепочка от продавца к конечному покупателю (субподрядчики, перекупщики, логисты, маркетологи, рекламные агентства и другие). Стоит так же отметить, что некоторые компании имеют аффилированные лица, с помощью которых получают дополнительную выгоду, важное значение при этом имеет контроль в сфере экономической безопасности [2].

Шестой блок - подрядчики (юридические и физические лица, принимающее на себя, по договору подряда с заказчиком, обязательство своими силами и под свою ответственность выполнить строительно-монтажные работы, обеспечивающие частичную или полную реализацию инвестиционного проекта по строительству объекта). Отношения регулируются Гражданским кодексом РФ (главы 3, 37-39), договорами подряда и сметной документацией.

Седьмой блок - конкуренты (производители аналогичной продукции или заменители этой продукции), оппоненты предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и реализации своих услуг, за получение наивысшей прибыли. Отношения на рынке регулируется законами о конкуренции, а также антимонопольным законодательством. При этом особое внимание уделяется выбору наиболее приемлемых для фирмы поставщиков и посредников, а также грамотной собственной резервной системы [1].

Восьмой блок - коммерческие организации (рассматриваются коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды), дают возможность получения дополнительных ресурсов для расширения производства, выгодного вложения денежных средств, а также возможность страхования деятельности предприятия. Основным аспектом защиты от действия рисков, угроз и опасностей является хеджирование, его инструменты так же могут быть конкурентным преимуществом [5].

Девятый блок - поставщики (субъекты хозяйствования, обеспечивающие субъект правоотношения материально-техническими и иными необходимыми ресурсами (энергия и т. п.) для производства конкретных товаров, работ или услуг). Взаимодействие бизнеса с контрагентами, по сути, это заключение договоров и методика сопровождения договоров [4]. Ведь именно процесс заключения и реализации договоров и приносит деньги в любой бизнес. Таким образом необходимо и целесообразно преследовать конгруэнтность целей, а именно максимизацию рентабельности и создание иллюзии, что контрагентам сделка более интересна, чем нам, акцент при этом делать на цену, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.).

Десятый блок - профсоюзные организации, для которых приоритетны права работников, а значит и релевантность отношений между собственниками и наемными рабочими. Сюда относятся организации защищающие права потребителя и борющиеся за экологическую чистоту.

Третий укрупненный блок модели «внутренняя среда субъекта правоотношения включает в себя 13 блоков:

Первый блок - внутренние стандарты (внутрифирменные стандарты деятельности (приказы, распоряжения), учредительные документы, учетная, договорная и налоговая политика, технические и производственная нормативная документация, бизнес-планы), используются для регулирования нормативно-правовой стороны деятельности фирмы. Организация внутреннего контроля правильность задач и принципов построения при этом являются определяющими [9].

Второй блок - система бухгалтерского (финансового) учета (упорядоченная система сбора, регистрации и обобщение в денежном выражении информации о всех ресурсах субъекта правоотношения) призвана обеспечить формирование релевантной информации о

деятельности субъекта правоотношения, а так же ее имущественном положении, необходимой как внешним, так и внутренним пользователям в целях соблюдения Законодательства РФ; предотвращение отрицательных результатов деятельности и выявление внутренних резервов для обеспечения ее финансовой устойчивости. Организация системы бухгалтерского учета на предприятии отражается в учетной политике (формирует главный бухгалтер) и утверждается приказом руководителя. Система бухгалтерского (финансового) учета организации основывается на функциях (информационная, контрольная, плановая, аналитическая, обратной связи) и принципах требования (полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания над Фомой, непротиворечивость, рациональность) и допущения (непрерывность деятельности, имущественная обособленность, временная и фрактальная определенность фактов жизнедеятельности и т. п.). Учетная политика отражает основные методологические (раскрываю природу отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной базы), технические (рабочий план счетов, формы первичных документов, внутренней отчетности, формы бухгалтерского учета, порядка ведения инвентаризации, методы оценки ресурсов и источников их формирования, правила документооборота и технологии обработки информации), организационные аспекты системы бухгалтерского (финансового) учета.

Третий блок - система управленческого учета с особым акцентом на правовую составляющую (интегрированная система юридической безопасности, планирования, контроллинга, учета затрат, анализа и нормирования) призвана обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и реализацию продукции, исчисление показателей себестоимости (нормативных, сметных, фактических), контроль за релевантным использованием ресурсов (нематериальных и материальных, а так же человеческого капитала), получение оценочных данных по различным видам хозяйствования, определения результатов деятельности структурных подразделений, анализ отклонений с особым акцентом выявление причин отклонений, причем все эти манипуляции проходят под строгим контролем юридических аспектов. Характеризуется отсутствием стандартизации, конфиденциальностью, плановым характером, измерением показателей, актуальностью, индивидуальной периодичностью расчетов, расширенным составом объекта учета. Управленческий учет в организации строится на следующих принципах: опережения данных, релевантности информации, альтернативных оценок, ответственности, целостности и понятности. Важным и качественным инструментов управления является бюджетирование, подразумевающее под собой сопоставление фактических и ожидаемых показателей деятельности организации. Использование такого инструмента позволяет давать релевантную информацию о финансово-хозяйственной деятельности, вовремя обнаруживать и эффективно использовать точки контроля в управлении субъектом правоотношения, при этом полезно использовать инструменты многовариантного анализа; добиваться конгруэнтности целей всех служб субъекта правоотношения; повышать безопасность бизнеса за счет оперативного мониторинга отклонений факт/план и своевременного принятия релевантных решений.

Четвертый блок - система налогового учета (осуществляется для формирования информации о порядке учета в целях налогообложения с особым акцентом на налогооблагаемую базу) имеет под собой цель формирование релевантной информации о для целей налогообложения хозяйственных операций, обеспечение информацией всех пользователей для контроля за релевантностью уплаты налогов. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике, использует законодательно установленные регистры.

Пятый блок - система ценообразования. Механизм ценообразования в строительстве имеет ряд специфических особенностей: в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, инвестор и подрядчик; индивидуальный характер строящегося объекта; большая длительность производственного цикла строительного

процесса; стоимость строительной продукции зависит от местных условий строительства; высокая материалоемкость строительной продукции; специфические особенности определения сметной прибыли и формирование стоимости машин и механизмов; стоимость продукции, работ услуг определяется как правило сметой. К сметно-нормативной базе определения стоимости строительства относятся укрупненные (нормы в процентах) и элементные (на единицу измерения ресурсов и работ) нормативы: федеральные, территориальные, отраслевые и фирменные сметные нормы и правила.

Шестой блок - система маркетинга (система планирования, ценообразования, продвижения и распространения идей, товаров и услуг для удовлетворения нужд, потребностей и желаний отдельных лиц и организаций) реализует следующие задачи: разработка плана маркетинга, позиционирование товара на рынке, разработку товара, установление цен на товар, выбор методов распространения товар и стимулирование сбыта, выработка предложений по стратегии организации. Актуальность организации маркетинга заключается в понимании и применении законов спроса и предложения с целью максимизации своей прибыли, что достигается путем проведения маркетинговых исследований (демаркетинг, конверсионный маркетинг, микромаркетинг, развивающий маркетинг, синхромаркетинг, ремаркетинг, брендинг, геомаркетинг, скрытый маркетинг и др.).

Седьмой блок - система логистики (стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового инвентаря). Система логистики на предприятии направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, реализацию и сопутствующего сервиса. Направлена на реализацию задач по поводу определения необходимых объемов запасов для хозяйственной деятельности, их цены, мест их хранения, сроков закупки, подбор ряда надежных поставщиков. В крупной организации представляет комплекс, состоящий из: закупочной, складской, сбытовой, информационной, транспортной, комплексной и экологической логистики с акцентом на трансакционный контроль в системе адаптивного управления [10].

Восьмой блок - строительное производство (комплекс мероприятий, направленных на рациональное сочетание процессов труда с вещественными элементами производства в пространстве и во времени с целью повышения эффективности, то есть достижения поставленных задач в кратчайшие сроки, при наилучшем использовании производственных ресурсов) регламентируется:

а) проектом организации строительства (укрупнено решаются вопросы рациональной организации строительства всего комплекса объектов данной строительной площадки), на его основе составляется множество проектов производственных работ, конкретизирующих решений проекта организации строительства для отдельных объектов. Обычно его разработкой занимается генеральный проектировщик, либо по его заданию субподрядная организация;

б) проектом производства работ, которые могут составляться как на весь объект в целом, так и на отдельные виды работ по объекту, его разработкой также занимается генеральный подрядчик.

Девятый блок - инвестирование (деятельность компании по долгосрочному вложению капитала с целью получения дохода). Включает в себя следующие направления: инвестирование в основной капитал (новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение, приобретение и монтаж оборудование), реальные инвестиции (ремонт основных фондов, приобретение земельных участков, объектов природопользования), инвестирование в прирост запасов оборотных средств, инвестирование в нематериальные активы, интеллектуальные инвестиции (проведения научных исследований и т. п.), финансовые

инвестиции (приобретение деривативов, предоставление займов другим юридическим лицам и т. п.), инновационное инвестирование (использование технико-технологических и управленческих инноваций).

Десятый блок - кадровая политика (система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы) направлена на: разработка должностных инструкций и штатного расписания, набор высококвалифицированного персонала, адаптацию персонала к требованиям и условиям труда, обучение и развитие персонала, продвижение персонала, мотивацию и стимулирование, внедрение инноваций.

Одиннадцатый блок - служба юридической безопасности, обеспечивает сбор, обработку и анализ информации поступающей из всех структурных подразделений субъекта правоотношения, выявляя законность и экономическую целесообразность действий.

Двенадцатый блок - управляющий орган представлен в лице генерального директора и команды управляющих риск-менеджеров, которые принимают решения, используя обработанную и проанализированную информацию на основе данных службы юридической безопасности.

Тринадцатый блок - принятие оперативных, тактических и стратегических решений. Общее время действия решения по управлению рисками определяется его важностью, поэтому предлагаемая модель основана на выработке стратегических, тактических и оперативных решений.

Таким образом, разработанная авторами модель безопасности бизнес среды позволяет оценить с помощью мониторинга и анализа влияние всех многочисленных факторов, как внешней среды (государство, СРО, поставщики, подрядчики, потребители, посредники, коммерческие организации, профсоюзы, заказчики), которая влияет на нормативно-правовую деятельность фирмы, на определения стоимости поглощаемых ее материалов и услуг, прибыль, полученную от клиентов; так и внутренней среды (специфические особенности организации производственной и управленческой структуры), которая определяет основные направления развития субъекта правоотношения и эффективность его работы с акцентом на релевантные административные решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипов Э. Л. Виртуальный управленческий учет резервной системы сетевого предприятия. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2012 http://naukovedenie.ru/PDF/2ergsu412.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз.

рус.

2. Архипов Э. Л., Крохичева Г. Е., Ронис А. А. Контроль в сфере экономической безопасности. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №6 2015 http://naukovedenie.ru/PDF/114EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз.

рус.

3. Архипов Э. Л. Модель повышения экономической безопасности в финансовой сфере. Интернет-журнал «Научное обозрение» №12 2013 http://www.sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=236:nauchn oe-obozrenie-12-2013&catid=39&limitstart=9 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

4. Архипов Э. Л., Крохичева Г. Е., Баздикян М. Ю., Тевосян С. А., Коптева Ю. И., Балахнин С. В., Астафьев В. О. Сделки и договора в системе экономической безопасности. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2017620931 от 16 августа 2017 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программы для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2017 г.

5. Архипов Э. Л. Хеджирование в системе экономической безопасности. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015620127 от 26 января 2015 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программа для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС,

2015 г.

6. Архипов Э. Л. Экономическая безопасность, учет и анализ. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015620125 от 26 января 2015 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программа для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2015 г.

7. Архипов Э. Л., Крохичева Г. Е., Тевосян С. А. Методы и механизмы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в системе экономической безопасности. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2016620202 от 10 февраля 2016 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программы для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС,

2016 г.

8. Варламова В. В. Информационно - учетное обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2012. http://naukovedenie.ru/PDF/4ergsu412.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

9. Корнева Г. В. Организация внутреннего контроля: цели, задачи и принципы построения. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2011 http://naukovedenie.ru/sbomik9/9-9.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

10. Лесняк В. В. Трансакционный контроль в системе адаптивного управления // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 3 (16). С. 106. https://naukovedenie.ru/PDF/06ergsu313.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

11. Феофилова Т. Ю. Модель управления экономической безопасностью региона. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №6 (25) 2014. http://naukovedenie.ru/PDF/126EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз.

рус.

Arkhipov Eduard Leonidovich

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: AEL55555@mail.ru

Krokhicheva Galina Egorovna

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: Galina-krokhicheva@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tevosyan Satine Araevna

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don

E-mail: sati_tev@mail.ru

Astafev Vladimir Olegovich

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: vovchik.astafev@mail.ru

The business environment security model in the economic security system

Abstract. The article is devoted to the study of the essence of business environment security in the system of economic security. Thus, business security management is advisable to present as a state of business protection from external and internal threats, which ensures economic sovereignty of business, i. e. objectively existing business independence in conducting internal and external economic actions, taking into account the obligations aimed at implementing operational, tactical and strategic management decisions. In other words, the ability of sustainable development under the influence of external and internal threats, with a special emphasis on managerial methods of protection.The authors developed a business environment security model that allows assessing the impact of all the numerous factors, such as the external environment (the state, SROs, suppliers, contractors, consumers, intermediaries, commercial organizations, trade unions, customers) that affects the regulatory and legal activities of the firm, the definitions the cost of its absorbed materials and services, the profit received from customers; and the internal environment (specific features of the organization of production and management structure), which determines the main directions of the development of the subject of the legal relationship and the effectiveness of its work.

Keywords: economic security; model; Wednesday; relevance; solutions; flows; finance; business

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.